Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:07, реферат
Гимнастика — исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей. Она является дисциплиной спортивно-педагогической. Существует несколько толкований понятия «гимнастика». Одни считают, что оно произошло от греческого слова гимнос — нагой (древние греки занимались физическими упражнениями обнаженными). В первом издании БСЭ происхождение понятия «гимнастика» связывается с греческим словом гимназо — упражняю. В третьем издании БСЭ это понятие получает дополнительное толкование: упражняю, тренирую, — что, с нашей точки зрения, более правильно отражает суть и назначение гимнастики.
Военно-прикладная гимнастика по своей направленности сходна с профессионально-прикладной, но ее средства используются с контингентом допризывников и служат основой физической подготовки военнослужащих различных родов войск.
Спортивно-прикладная гимнастика является составной частью физической подготовки в различных видах спорта и включает в себя разнообразные гимнастические упражнения для развития силы, гибкости, выносливости, быстроты и ловкости. Для совершенствования физических качеств, способствующих повышению спортивных достижений, применяют упражнения, сходные с двигательными действиями в конкретном виде спорта.
Ритмическая гимнастика (аэробика), войдя в сферу массовой физической культуры, вот уже несколько десятилетий прочно удерживается в ней. Особенно популярна она в молодежной женской аудитории, которая составляет примерно половину студенческого контингента. Возможности ее как средства физического воспитания трудно переоценить, однако особой популярностью среди преподавателей физического воспитания в вузах она не пользуется, несмотря на многие преимущества.
Наиболее оправдано использование
ритмической гимнастики
в качестве разминки, а также как средства
развития общей и специальной силовой
выносливости. При любой направленности
комплекса параллельно тренируются координационные
способности
и гибкость. Разнообразие средств ритмической
гимнастики позволяет подобрать соответствующие
варианты комплексов для студентов с различным
состоянием функциональных систем организма,
разными уровнями подготовки.
Так, можно избежать ударной нагрузки, например, для студентов со слабым опорно-двигательным аппаратом, избыточным весом или высокой степенью миопии, включив в занятия низкоударную аэробику или степ-аэробику, в которой не используются прыжковые упражнения. Интенсивность здесь наращивается за счет амплитуды, значительных перемещений, увеличением темпа музыки, а при достаточном уровне общей физической подготовки и отсутствии противопоказаний – за счет отягощений (не больше 0,5 кг на каждую руку) или сопротивлений (резиновый жгут). Напротив, для здоровых и подготовленных студентов тренировочный эффект увеличивается из-за включения высокоударных упражнений, комплексов со скакалкой и др.
Структура классического
комплекса аэробики. Классический комплекс аэробики состоит
из пяти частей. Первая часть - разминка.
Ее длительность 5-10 мин. В нее включаются
упражнения с малой
и средней амплитудой, выполняемые в медленном
и среднем темпе. Начинается разминка
с упражнений на изолированные группы
мышц, например: наклоны головы, круговые
движения плечами, предплечьями, сгибание
и разгибание туловища. Затем включаются
упражнения, охватывающие одновременно
множество мышечных групп, например: приставные
шаги с движением рук, потягивание вперед,
в стороны, небольшие выпады с наклоном
туловища и движением рук.
В конце разминки выполняются упражнения
на гибкость.
Вторая часть - аэробная серия. Ее задача - развитие выносливости, тренировка сердечно-сосудистой системы. Упражнения здесь выполняются с большой амплитудой, без пауз. Темп музыки - от 130 до 160 ритмических акцентов в минуту. Аэробная серия занимает 20-30 мин и состоит из трех частей. Первая часть – аэробная разминка. В нее уже может быть включен легкий бег, чередующийся, например, с приставными шагами, подниманием ног, согнутых в коленях. Все упражнения сопровождаются движениями рук. Вторая часть - аэробный пик. Здесь используются бег с энергичными движениями рук, выпады с широкими движениями рук, поднимания рук с подскоками, махи ногами, махи с продвижением. Третья часть - аэробная заминка. Амплитуда движений уменьшается, ограничиваются передвижения, замедляется темп, снижается интенсивность. Выполняется несколько дыхательных упражнений.
Третья часть классического
комплекса аэробики, следующая за
аэробной серией и ставящая своей
задачей снижение частоты сердечных
сокращений (ЧСС), - заминка. Ее длительность
от 5 до
10 минут. Музыкальный темп - меньше 100 ритмических
акцентов
в минуту. В заминке выполняются широкие
ритмичные движения низкой интенсивности,
ходьба, полуприседы.
Четвертая часть комплекса. Задачей этой части является развитие силы различных мышечных групп и силовой выносливости. Длительность 15-20 мин. Темп - 120 ритмических акцентов в минуту. Сюда включаются упражнения на развитие силы мышц брюшного пресса, спины, конечностей, различные виды отжиманий, поднимание ног вперед, в стороны, назад из разных положений.
Пятая часть комплекса - заключительная
заминка, направленная на снижение
пульса, восстановление работоспособности.
Длительность - 5-10 мин. Темп очень медленный.
В эту часть включаются упражнения на
развитие гибкости и на расслабление.
Приведенная структура комплекса аэробики не может быть незыблемой. В зависимости от задач тренировки могут удлиняться или укорачиваться различные его части. В некоторых случаях исключаются те или иные виды упражнений (например, бег, прыжки и др.) и даже часть. При необходимости некоторые части комплекса могут использоваться отдельно. Используя знания, опыт и фантазию, можно решить средствами ритмической гимнастики огромное количество задач физвоспитания, сделать занятия эмоциональными, эффективными и разнообразными.
Использование средств ритмической
гимнастики для развития общей выносливости.
Как нагрузка, выполняемая в длительном
аэробном и смешанном режимах, до
утомления и с его
Оптимальным для развития общей выносливости является интервальный метод. При этом в основной части комплекса происходит циклическая смена аэробного и анаэробного режимов работы. Весь комплекс должен занимать не менее 60 мин. При этом нагрузка в основной части наращивается постепенно, от первой к восьмой неделе занятий.
Музыка и упражнения должны быть разнообразными настолько, чтобы не вызвать привыкания и не допустить эмоционального спада, поддерживать высокую концентрацию внимания. Дозировка каждого упражнения определяется с учетом необходимости проработать в комплексе все основные мышечные группы и сохранить заданную интенсивность нагрузки. Упражнения при всей физической тяжести сохраняют привлекательность, особенно в танцевальных комплексах, а сердечно-сосудистая система совершенствуется не менее эффективно, чем при любой циклической нагрузке.
В программе по физическому воспитанию
гимнастике отводится значительное
место. Студенты должны получить теоретические
сведения по гимнастике, овладеть техникой
ряда прикладных
и спортивных гимнастических упражнений,
направленных на развитие физических,
волевых и других психических качеств.
Содержание практического
и производственная гимнастика. Секционные
занятия проводятся: для юношей – по атлетической
гимнастике; для девушек – по ритмической
гимнастике и аэробике.
Зачетные требования. Успеваемость по гимнастике оценивается по степени освоения учебного материала и результатам выполнения установленных программой требований и нормативов. К сдаче норм допускаются студенты, прошедшие подготовку и овладевшие техникой упражнений.
Знания и инструкторские навыки:
Зачетные упражнения:
Для юношей:
выполнить подтягивание на перекладине и подъем переворотом, лазание по канату;
выполнить акробатические упражнения (кувырок с прыжка; кувырок назад стойка на лопатках, на голове; переворот в сторону);
выполнить упражнения на брусьях, перекладине (в объеме программы);
выполнить прыжки ноги врозь, согнув ноги через козла в ширину, в длину и через коня в длину;
выполнить требования по преодолению полосы препятствий.
Для девушек:
выполнить сгибание и разгибание рук в упоре лежа на гимнастической скамейке, лазание по канату;
выполнить акробатические упражнения (кувырки вперед, мост и поворот в упор присев, стойку на лопатках, вставание с моста, кувырок назад и поворот в сторону);
выполнить упражнения на гимнастическом бревне и брусьях разной высоты (в объеме программы);
выполнить прыжки согнув ноги через коня с ручками, ноги врозь и согнув ноги через козла в ширину;
выполнить
комбинации упражнений художественной гимнастики
без предмета и с предметами. Зачетные
упражнения на 32 счета
со скакалкой, мячом, обручем, лентой составляются
преподавателями или самими учащимися
по заданию преподавателя и выполняются
под музыкальное сопровождение всей учебной
группой.
Информация о работе Характеристика гимнастики, ее виды и разновидности