Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 12:12, реферат
Гимнастика — один из наиболее популярных видов спорта. Существует несколько видов гимнастики: Оздоровительные виды гимнастики предусматривают выполнение упражнений в режиме дня в виде упражнений утренней гимнастики, физкультуры, физкульт-минутки в учебных заведениях и на производстве. Гигиеническая гимнастика — используется для сохранения и укрепления здоровья, поддержания на высоком уровне физической и умственной работоспособности, общественной активности. Ритмическая гимнастика — разновидность оздоровительной гимнастики. Важным элементом ритмической гимнастики является музыкальное сопровождение
Основная гимнастика для детей школьного возраста направлена на общее укрепление и развитие организма школьников, формирование правильной осанки, воспитание физических, моральных и волевых качеств, а также умения целесообразно пользоваться ими в практической деятельности.
Наряду с урочной формой в школьном режиме дня предусмотрена гимнастика до занятий. Цель ее – организовать учащихся перед началом учебного дня, приучить их к регулярным физическим упражнениям.
В связи с анатомо-
а) младший школьный возраст–от 7 до 9 лет (I–III классы);
б) средний школьный возраст–от 10 до 14 лет (IV–VIII классы);
в) старший школьный возраст–от 15 до 16 лет (IX– Х классы).
В каждой из этих возрастных групп используются различные средства и методы физического воспитания.
Атлетической гимнастикой в основном занимаются юноши с целью формирования правильной осанки, гармонического развития мускулатуры всего тела, исправления недостатков телосложения. Она развивает такие ценные для человека двигательные качества, как сила, гибкость, быстрота, ловкость и выносливость.
Средства атлетической гимнастики
весьма разнообразны. В ней широко
применяются различные
В настоящее время применяются две формы атлетической гимнастики: индивидуальная и групповая.
Тренировки по атлетической гимнастике надо планировать так, чтобы упражнения с предметами сочетались с упражнениями без предметов. Упражнения для развития силы и увеличения объема мускулов должны сочетаться с упражнениями, развивающими ловкость, быстроту и выносливость. Чисто силовые упражнения (жимы, медленные подъемы) надо чередовать со скоростно-силовыми, а различные акробатические и гимнастические упражнения – с бегом на короткие и длинные дистанции.
Цель гигиенической гимнастики
– укрепление здоровья, сохранение
бодрости и высокой работоспособности.
Из всех видов гимнастики гигиеническая
гимнастика наиболее массовая и доступная.
Она полезна в любом возрасте:
детям, учащейся молодежи, работникам
умственного и физического
Если ею заниматься систематически,
она приносит большую пользу –
укрепляет организм человека, улучшает
работу органов кровообращения, дыхания
и нервной системы. Она особенно
полезна лицам с ослабленным
здоровьем и людям пожилого возраста.
Систематические занятия
В настоящее время существуют
две формы гигиенической
Индивидуальная гигиеническая
гимнастика обычно состоит из простых,
доступных каждому, физических упражнений
и проводится самостоятельно. Групповые
занятия гигиенической
В гигиеническую гимнастику входят общеразвивающие упражнения для увеличения силы, подвижности в суставах, формирования правильной осанки, укрепления сердечнососудистой и дыхательной систем, а следовательно, и всего организма в целом.
Упражнения гигиенической гимнастики методически оформляются в виде комплексов из 5–6 упражнений, каждое из которых повторяется несколько раз. Изменение количества повторений позволяет регулировать нагрузку в соответствии с возможностями занимающихся.
3.2 Спортивные виды гимнастики
К спортивным видам гимнастики относятся: спортивная и художественная гимнастика, спортивная акробатика. Эти виды пользуются большой популярностью в нашей стране и за рубежом.
«Спортивная гимнастика является
наиболее массовым видом спорта, увлекательна
и близка молодежи. Неисчерпаемое
число постоянно новых и
Спортивная гимнастика доводит координацию движений, двигательные навыки и морально-волевые качества до высокой степени совершенства, технику исполнения – до уровня мастерства».
Основное содержание спортивной
гимнастики составляет многоборье. В
мужское многоборье входят вольные
упражнения, упражнения на коне, брусьях,
перекладине, кольцах и опорные
прыжки. В женское – вольные
упражнения, упражнения на бревне, брусьях
разной высоты, опорный прыжок. Эти
упражнения гимнастического многоборья
в настоящее время входят в
программу международных
Кроме этих основных средства в спортивной гимнастике используются другие виды физических упражнений: упражнения со штангой, спортивные и подвижные игры, плавание, легкая атлетика, прыжки в воду, ходьба на лыжах и т.д.
Значительная часть этих
упражнений используется для общей
физической подготовки гимнастов. Особое
место в спортивной гимнастике занимают
акробатические и хореографические
упражнения, являющиеся ценным средством
общей и специальной
Художественная гимнастика сравнительно молодой вид спорта, официальное ее признание относится к 1947 г. Она решает задачи общей физической подготовки, направлена на овладение специальными двигательными навыками без предметов и с предметами (обруч, скакалка, мяч, булавы, лента и т.д.). Отличительной особенностью ее является непременное условие использование музыки при выполнении движений. Многие движения вначале были заимствованы из вольных упражнений спортивной гимнастики и из простейших акробатических упражнений. Сейчас она располагает своими специфическими, присущими только ей, формами движений, особенно это касается упражнений с предметами. Все движения, применяемые в художественной гимнастике, характеризуются целостностью, логичностью их связи и динамичностью исполнения».
Большинство из них приобретает танцевальный характер. Средства, применяемые на занятиях художественной гимнастикой, форма, содержание учебного процесса и требования, предъявляемые на соревнованиях, способствуют эстетическому воспитанию.
Спортивная акробатика имеет
в основном те же задачи, что и
спортивная и художественная гимнастика,
но отличается от них характером упражнений
и способом их выполнения. Вначале
акробатика развивалась в низовых
коллективах, некоторые акробатические
упражнения включались в программу
по гимнастике. Особенно широкое развитие
акробатики начинается в конце тридцатых
годов. Она в этот период становится
самостоятельным видом спорта. Согласно
существующей классификации, акробатика
делится на следующие виды: прыжковая
акробатика для мужчин и женщин,
парная, групповая мужская и женская,
смешанная. В последнее время
с успехом развивается
Развитием этого вида спорта
у нас в стране сейчас занимается
самостоятельная федерация
Наряду со сложными спортивными видами упражнений в акробатике есть бесчисленное количество разнообразных простейших упражнений, позволяющих проводить занятия с различными контингентами занимающихся. К ним относятся всевозможные перекаты, кувырки, перевороты, простейшие пирамиды, стойки, «шпагаты», «мосты» и т.д.
Акробатические упражнения
широко представлены в программах по
физической культуре. С их помощью
развивают координацию
Для большинства акробатических упражнений не требуется специальных снарядов или оборудования. Занятия по акробатике можно проводить в любом зале, на любой площадке при несложном оборудовании.
3.3 Прикладные виды гимнастики
Упражнения прикладных видов
гимнастики решают специальные задачи,
связанные с развитием
К этой группе относятся: профессионально-прикладная гимнастика; военно-прикладная; спортивно-прикладная; гимнастика на производстве; лечебная гимнастика.
Профессионально-прикладная гимнастика имеет своей целью способствовать развитию специальных двигательных качеств и навыков, от которых зависит успешная профессиональная деятельность человека. Во многих областях современного производства от человека, кроме общего физического развития, еще требуются и специальные физические и моральные качества. Такая подготовка необходима, например, монтажнику-высотнику, строителю-высотнику, в профессиональных училищах, где гимнастические упражнения различного характера (лазанье, перелезание, подтягивание, подъемы, перевороты) выполняются не в обычных условиях, а на возвышенности. Занятия дают хорошие результаты: учащиеся становятся ловчее и смелее; исчезает боязнь высоты; производительность труда заметно возрастает.
Военно-прикладная гимнастика
способствует формированию умений и
воспитанию специализированных качеств,
необходимых для успешного
Спортивно-прикладная гимнастика
применяется в учебно-
В тренировочном процессе спортсмена-гимнаста эта гимнастика, как правило, проводится в конце тренировки и состоит главным образом из упражнений на развитие силы, гибкости, прыгучести и т.д.
Главной задачей гимнастики
на производстве является укрепление
здоровья трудящихся и повышение
производительности труда. При правильной
организации производственной гимнастики
снижаются производственный брак, травматизм,
заболевания. Многочисленными наблюдениями
показано, что в результате систематических
занятий рабочие движения становятся
более ловкими, экономичными, снижается
степень усталости. В процессе трудовой
деятельности в организме человека
происходят существенные изменения, влияющие
на качество трудового навыка. Специальными
исследованиями установлено, что в
течение рабочей смены
а) период врабатываемости, необходимый для оптимального рабочего темпа и ритма движения;
б) период устойчивой работоспособности – слаженные и экономичные рабочие движения, позволяющие сохранить должную производительность труда длительное время;
в) период снижения работоспособности – удлинение времени рабочих операций, снижение точности движений, появляется ощущение усталости.
Таким образом, исходя из анализа динамики работоспособности человека, гимнастику на производстве проводят перед работой, во время и после работы.
Так называемую вводную гимнастику проводят перед началом работы на протяжении 7–10 мин, цель ее состоит в том, чтобы активизировать общую деятельность организма, повысить готовность и ускорить переход к трудовому процессу. Упражнения гимнастики до работы применяются для общего воздействия и могут быть даны вне зависимости от характера производства: ходьба, бег, общеразвивающие упражнения, подскоки и т.п.
Во время работы проводятся физкультпаузы (5–7 мин). Они создают условия активного отдыха, снижают усталость длительно работающих мышц, ускоряют восстановление работоспособности.
Содержание физкультурной паузы следует устанавливать с учетом конкретного вида труда, состояния работающих, динамики их работоспособности. Для людей, занятых монотонным, однообразным трудом, полезно проводить две физкультурные паузы. Одну – перед обеденным перерывом, вторую – за 1,5–2 ч до окончания смены. Большую пользу приносят индивидуальные физкультурные паузы, проводимые по 3– 5 раз в день: 1–2-до обеденного перерыва и 2–3-во второй половине смены.
Гимнастика после работы (10–25 мин). Цель этой гимнастики состоит в том, чтобы снять остаточные явления от трудового процесса, способствовать восстановлению сил и быстрейшему переходу к другому виду деятельности или отдыху. Средствами гимнастики после работы являются простейшие упражнения, главным образом связанные с расслаблением мышц, с повышением кровообращения, что в свою очередь способствует удалению из мышц продуктов распада, накопившихся во время работы,