Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 12:48, курсовая работа
Физическое воспитание должно быть направленно на формирование у учащихся таких качеств, как сознательное отношение к своему здоровью физическому развитию, требованиям общественной гигиены; интерес к физической культуре и спорту, умение заниматься ими; потребность в регулярных физических упражнениях. Ловкость, сила, быстрота и выносливость в различных видах физической работы, владение рациональной техникой двигательных действий; решительность, упорство и другие волевые качества. Игровой и соревновательный методы, как ни какие другие методы способствуют развитию всех выше перечисленных качеств.
В наше время, когда физическая культура и спорт отошли на второй план, пропустив вперед, другие предметы, задача преподавателей физической культуры дать понять и показать, что физическое воспитание было и будет одним из самых важных и незаменимых. Есть много способов и методов, заинтересовать ребят, но самыми верными и эффективными будут игровой и соревновательный методы.
Введение …………………………………………………………………
Глава 1.
1.8. Общая характеристика игрового и соревновательного методов…………………………………………………………
Игровой метод в физическом воспитании…………………...
Соревновательный метод……………………………………
Спортивные игры как средство физического воспитания …
Систематика спортивных игр………………………………...
Методика применения игр на уроках физической культуры
Основные задачи руководителя………………………………
Подведение итогов игры……………………………………...
Возрастные особенности учащихся 10-11 классов………….
Глава 2.
Глава 3. Отбор средств для педагогического эксперимента………...
Организация педагогического эксперимента………………..
Заключение………………………………………………………………….
Библиографический список………………………………………………...
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт физической культуры
Кафедра теоретических основ физического воспитания
Игровой и соревновательный метод на уроках физической культуры
в средней школе
Исполнитель: Серов Андрей Сергеевич студент БФ-31z группы заочного отделения _______ ______________________ дата А.С. Серов | |
Курсовая работа допущена к защите Зав. кафедры теоретических основ физического воспитания ________ _________________ дата И.Н. Пушкарева |
Научный руководитель: Пушкарева Инна Николаевна кандидат биологических наук, Зав. кафедры теоретических основ физического воспитания _________ ___________________ дата И.Н. Пушкарева |
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | ||
Введение |
………………………………………………………………… |
3 |
Глава 1.
1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. 1.8. |
Общая характеристика игрового и соревновательного методов………………………………………………………… Игровой метод в физическом воспитании…………………... Соревновательный метод…………………………………… Спортивные игры как средство физического воспитания … Систематика спортивных игр………………………………... Методика применения игр на уроках физической культуры Основные задачи руководителя……………………………… Подведение итогов игры……………………………………... Возрастные особенности учащихся 10-11 классов…………. |
5 5 8 11 18 19 24 26 27 |
Глава 2. Глава 3. |
Отбор средств для педагогического эксперимента………... Организация педагогического эксперимента……………….. |
33 34 |
Заключение…………………………………………………… |
35 | |
Библиографический список………………………………………………... |
36 |
ВВЕДЕНИЕ
Значимость этой темы очевидна, так как игровой и соревновательный методы одни из массовых, эмоциональных и привлекательных методов физической культуры.
Главная цель всех занятий, физической культуры, заключается в разностороннем развитии личности детей.
Физическое воспитание должно быть направленно на формирование у учащихся таких качеств, как сознательное отношение к своему здоровью физическому развитию, требованиям общественной гигиены; интерес к физической культуре и спорту, умение заниматься ими; потребность в регулярных физических упражнениях. Ловкость, сила, быстрота и выносливость в различных видах физической работы, владение рациональной техникой двигательных действий; решительность, упорство и другие волевые качества. Игровой и соревновательный методы, как ни какие другие методы способствуют развитию всех выше перечисленных качеств.
В наше время, когда физическая культура и спорт отошли на второй план, пропустив вперед, другие предметы, задача преподавателей физической культуры дать понять и показать, что физическое воспитание было и будет одним из самых важных и незаменимых. Есть много способов и методов, заинтересовать ребят, но самыми верными и эффективными будут игровой и соревновательный методы.
В данной работе я постараюсь показать, что с помощью использования игрового и соревновательного метода можно развивать все физические качества, разнообразить не только уроки физической культуры, но и остальные формы физического воспитания (физкультминутки). Привлечь учеников в спортивные кружки, секции, школы, а внеклассные игровые и соревновательные занятия («Зарница», «День здоровья» и др.), способствуют развитию таланта одаренных и позволяют подтянуть неуспевающих.
Цель – совершенствование процесса физического воспитания школьников старших классов за счёт увеличения игрового и соревновательного методов.
Объект исследования – физическое воспитание школьников старших классов.
Предмет исследования – методика использования игрового и соревновательного методов в физическом воспитании школьников в общеобразовательной школе.
Задачи:
1. Проанализировать и обобщить литературные данные по проблеме исследования.
2. Отобрать эффективные средства для педагогического эксперимента.
Методы исследования: - анализ и обобщение данных;
Задачи исследования:
1. Выявить направленность спортивных игр, в занятиях физическим воспитанием школьников.
2. Разработать методику использования игрового и соревновательного методов в физическом воспитании школьников старших классов.
3. Экспериментально обосновать методику использования футбола в физическом воспитании школьников 10-11классов.
Глава 1. Общая характеристика игрового и соревновательного методов.
1.1 Игровой метод в физическом воспитании.
Несмотря на все достоинства и разнообразие методов строго регламентированного упражнения, в них, по сути, воплощается лишь одна из главных методических линий в процессе физического воспитания, предполагающая возможно полное упорядочивание действий занимающихся и условий их выполнения. В определенных ситуациях не менее существенное значение имеет и иная методическая линия, связанная с игровым и соревновательным методами.
Значение игры как многообразного общественного явления, вообще говоря, выходит далеко за сферу физического воспитания, и далее воспитания в целом. Возникнув на ранних этапах истории, и развиваясь вместе со всей культурой общества, игра служила и служит удовлетворению различных потребностей в самопознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении и т.д. Однако одна из главнейших функций игры педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова. Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры, т. е. то, что отличает ее в методическом отношении (по особенностям организации деятельности занимающихся, руководства ею и другим педагогически существенным признакам) от других методов воспитания. При этом игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например футболом, волейболом или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применен на основе любых физических упражнений при условии, конечно, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода.
Деятельность играющих организуется в соответствии с образным или условным «сюжетом» (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуаций. Игровой сюжет либо непосредственно заимствуется из окружающей действительности с образным отражением тех или иных прикладных действий и жизненных отношений (например, имитация охоты, трудовых, бытовых действий в элементарных подвижных играх), либо специально создается, исходя из потребностей физического воспитания, как условная схема взаимодействия играющих (что особенно характерно для современных спортивных игр).
Возможность достижения игровой цели (выигрыша) обычно не связана с каким-либо одним способом действий. Почти всегда существуют различные пути выигрыша, допускаемые правилами игры, которые лимитируют лишь общую линию поведения, но не предопределяют жестко конкретные действия. Игровая деятельность в процессе физического воспитания имеет, как правило, комплексный характер. Включает в себя различные двигательные действия: бег; прыжки; метания; броски и т. д.
Правда, иногда игровой метод применяется и на основе относительно однородных действий. Например, «беговая игра» — своеобразное сочетание игрового метода с методом непрерывного переменного упражнения, где бег различной интенсивности или бег, чередуемый с ходьбой, проводится на местности в порядке игрового соперничества между участниками.
В силу отмеченных особенностей игровой метод предоставляет играющим простор для творческого решения двигательных задач, причем постоянное и внезапное изменение ситуаций по ходу игры обязывает
решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей.
В большинстве игр хотя и условно, но с достаточно высокой степенью психической напряженности, воспроизводятся активные межличностные и межгрупповые отношения, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества (между «противниками» в парных и командных играх), когда сталкиваются противоположные интересы, возникают и разрешаются игровые «конфликты». Это создает высокий эмоциональный накал и содействует яркому выявлению этических качеств личности.
Из предыдущего следует, что игровой метод не позволяет вполне строго предусмотреть заранее как состав действий, так и степень их влияния на занимающихся. Возможность достижения игровой цели различными способами, постоянное и внезапное изменение игровых ситуаций, динамичность и высокая эмоциональность взаимодействий — все это исключает возможность жестко программировать содержание упражнений и точно регулировать нагрузку по величине и направленности. Разумеется, это не значит, что педагогическое управление при использовании игрового метода вообще отсутствует. Оно имеет здесь более сложные и косвенные формы, чем в методах строго регламентированного упражнения. Здесь программируется общая линия действий (с помощью сюжета, правил и тактического плана игры), в определенной мере регулируется и нагрузка (по времени игры, с помощью игровых снарядов, ограничением размеров площадки и другими кос венными путями). Но точность дозировки воздействий в игровом методе, как правило, существенно меньше, чем в методах строго регламентированного упражнения.
Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения
движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентировки, Находчивость, самостоятельность, инициативность. В руках умелого специалиста он является также весьма действенным для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.
1.2. Соревновательный метод
Соревнование (или состязание), подобно игре, относится к числу широко распространенных общественных явлений. Оно имеет существенное значение как способ организации и стимулирования деятельности в самых различных сферах жизни – в производственной деятельности, в искусстве (художественные конкурсы, фестивали), в спорте и т. д. Естественно, что конкретный смысл соревнований при этом различен.
Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае речь идет о нем, как о подчиненном элементе общей организации занятия (способ стимулирования интереса и активизации при выполнении отдельных упражнений, включенных в данное занятие); во втором – об относительно самостоятельной форме организации занятий (контрольно-зачетные, официальные спортивные и подобные им состязания).
Основная определяющая черта соревновательного метода – сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого метода.
Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения (официальное определение победителя, поощрение за достигнутые результаты пропорционально уровню достижений, признание общественной значимости достижений, «отсев» менее сильных при многоступенчатых соревнованиях-первенствах и т.д.). Создают особый эмоциональный и физиологический «фон», который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма.
Функциональные сдвиги, наблюдаемые в условиях "состязаний, как правило, более значительны, чем при внешне аналогичных не соревновательных нагрузках (в настоящее время это показано многими исследованиями).
Во время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношении, в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов. Командные состязания характеризуются наряду с этим отношениями взаимопомощи, взаимной ответственности и ответственности перед целым коллективом за достижение соревновательной цели – победы.
Информация о работе Игровой и соревновательный метод на уроках физической культуры в средней школе