Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 12:48, курсовая работа
Физическое воспитание должно быть направленно на формирование у учащихся таких качеств, как сознательное отношение к своему здоровью физическому развитию, требованиям общественной гигиены; интерес к физической культуре и спорту, умение заниматься ими; потребность в регулярных физических упражнениях. Ловкость, сила, быстрота и выносливость в различных видах физической работы, владение рациональной техникой двигательных действий; решительность, упорство и другие волевые качества. Игровой и соревновательный методы, как ни какие другие методы способствуют развитию всех выше перечисленных качеств.
В наше время, когда физическая культура и спорт отошли на второй план, пропустив вперед, другие предметы, задача преподавателей физической культуры дать понять и показать, что физическое воспитание было и будет одним из самых важных и незаменимых. Есть много способов и методов, заинтересовать ребят, но самыми верными и эффективными будут игровой и соревновательный методы.
Введение …………………………………………………………………
Глава 1.
1.8. Общая характеристика игрового и соревновательного методов…………………………………………………………
Игровой метод в физическом воспитании…………………...
Соревновательный метод……………………………………
Спортивные игры как средство физического воспитания …
Систематика спортивных игр………………………………...
Методика применения игр на уроках физической культуры
Основные задачи руководителя………………………………
Подведение итогов игры……………………………………...
Возрастные особенности учащихся 10-11 классов………….
Глава 2.
Глава 3. Отбор средств для педагогического эксперимента………...
Организация педагогического эксперимента………………..
Заключение………………………………………………………………….
Библиографический список………………………………………………...
При разборе игры лучше усваивать правила, уточняются отдельные детали игры, улаживаются отдельные конфликты. Разбор помогает руководителю уяснить, насколько удвоена игра, что игравшим понравилось и над чем надо работать в дальнейшем.
К разбору игр следует привлекать учащихся. Это способствует развитию у детей наблюдательных способностей, приучает их критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, укрепляет товарищеские взаимоотношения и усиливает интерес к дальнейшему совершенствованию.
1.8 Возрастные особенности учащихся 10-11 классов.
Специфика старшего школьного возраста в значительной мере определяется важнейшим биологическим фактором - половым созреванием. Процесс полового созревания, в особенности его начальный период, сопровождается существенными изменениями в деятельности всех физиологических систем, включая ЦНС.
Начало полового созревания приходится у мальчиков и девочек на разный календарный возраст: у девочек это 11 – 12 лет, у большинства мальчиков 12 – 13 лет. Возраст 15 – 16 лет является продолжением пубертатного периода.
Начало пубертатного периода можно заметить по изменению темпов роста и пропорций тела. В первую очередь увеличивается длина рук, затем ног. В результате детскому телосложению с пропорциональным развитием туловища приходит подростковый, голенастый тип, для которого характерно некоторая длиннорукость и длинноногость.
В этот период формируется кардиореспираторная система до уровня взрослого человека, и, соответственно, его функциональные возможности могут временно отставать от потребностей растущего тела. Наблюдается прирост лёгочных объемов и, соответственно, возрастают функциональные возможности дыхательной системы. В первую очередь это сказывается на кислородном снабжении рабочих мышц.
Скелетные мышцы конечностей интенсивно растут, однако общих изменений в строении мышечных волокон не происходит, т.е. качественные характеристики мышц остаются теми же. В то же время биохимическая ситуация в мышечных волокнах из-за усиления процессов синтеза, необходимых для роста, существенно меняется: энергетический обмен в клетках становится более напряженным и менее устойчивым. Особенно напряженно вынуждены работать митохондрии, обеспечивающие клетку необходимым резервом АТФ за счет окисления углеводов и жиров. В этой ситуации любые дополнительные затраты энергии приводят к использованию экономичных, аэробно- анаэробных источников энергетического обеспечения. В результате происходит активизация процессов анаэробного (безкислородного) гликолиза, в мышцах и крови накапливается молочная кислота, это приводит к нарушению внутренней среды организма (гомеостаза), что отрицательно сказывается на мышечной работоспособности.
Так же снижается возможность длительно поддерживать постоянный уровень функциональной активности, отсюда временное уменьшение выносливости и работоспособности.
При планировании занятий физической культурой необходимо учитывать, что их аэробные возможности ограничены вследствие еще не сформированной кардиореспираторной системы. Поэтому развитие общей выносливости затруднено, и основное внимание при организации занятий должно быть уделено развитию скоростно-силовых качеств, а так же ловкости.
Кровообращение. Возникающие в этом возрасте ограничения в кровоснабжении затрагивают не только мышцы, но и другие органы, включая головной мозг. Так, объемная скорость кровотока в сосудах мозга временно снижена.
Одним из важнейших условий успешной
реализации образовательного процесса
является знание педагогом определенных
закономерностей развития личности, которые
лежат в основе каждого возрастного периода.
Каждый возрастной период человеческого
развития является уникальным, и в каждом
из них наиболее актуальными являются
различные процессы и явления. "На каждом
возрастном этапе жизнедеятельность человека
складывается из многих сфер. Среди их
можно выделить доминирующие, то есть,
те, в которых человек определенного возраста
имеет потребность и возможность реализовать
свою активность". Учет возрастных
особенностей является залогом успешного
обучения и воспитания ребенка.
Однако, несмотря на такую актуальность
выделения, наиболее
приоритетных сторон человеческого развития
в различные возрастные
периоды, в современной науке единой
общепринятой периодизации не
существует. В настоящее время хронологические
рамки различных
возрастных периодов определяются по-разному
в зависимости от того, что
взято за основу классификации: фактический
возраст, психическое
созревание или его физическое формирование,
социальные аспекты
деятельности или его самодеятельность.
Не вдаваясь во все многообразие существующих периодизаций, примем за основу данного исследования положение Л.С. Выгодского о том, что возрастная периодизация должна основываться на сущности самого процесса развития - присвоение исторического опыта в ходе организованной взрослыми деятельности и общения. При определении возрастной периодизации на это положение опирается Д.Б. Эльконин. Согласно ей, исследуемому в данной работе возрастному периоду (5-9 классы общеобразовательной школы) соответствует подростковый возраст (11-15 лет). Этими же возрастными рамками подростковый возраст определяют и некоторые другие авторы. Ведущим видом деятельности, по определению Д.Б. Эльконина, является "общение в системе общественно полезной деятельности (учебной, общественно-организационной, трудовой и др.). Важнейшими новообразованиями являются формирование самооценки, критическое отношение к окружающим людям, стремление к "взрослости" и самостоятельности. Умение подчиняться нормам коллективной жизни. В подростковом возрасте отчетливо прослеживается стремление к общению, позволяющее с помощью других суждений проверить свои знания; отмечается повышенная интеллектуальная активность, в ее основе лежат мотивы получить высокую оценку со стороны взрослых и желание продемонстрировать окружающим свои способности. "Подростковый возраст - период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка. Теперь эта потребность приобретает новое качество - и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка – в его переживаниях, мыслях. Соответственно усиливается значение общения со сверстниками для психического развития подростка. Особенно усиливается стремление к общению со сверстниками и влияние последних на развитие подростка в 12 – 13-летнем возрасте. В этот период наиболее значимо групповое общение, общение в компании ровесников, пик которого приходится на 13 – 14 лет. Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах ровесников". Существенные изменения происходят и в эмоциональной сфере подростка. Его эмоции отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подростки отличаются большой страстностью и вспыльчивостью. С этим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. "Эмоциональная возбудимость подростка проявляется и в страстных спорах, доказательствах, выражении возмущения. Чувства подростка бывают противоречивы. Так, подросток с жаром защищает своего друга и в то же время знает, что его надо осудить. Подросток может быть и внимательным, и грубым, обладать высоким чувством собственного достоинства и в то же время плакать от незаслуженной обиды, позабыв о своем достоинстве. Очень важно, чтобы эти противоречия разрешались в пользу положительных, общественно значимых чувств". Таким образом, можно выделить основные потребности старшего школьного возраста: потребность в активном социальном взаимодействии со сверстниками, в интимно-личностном общении, в самовыражении, самоутверждении, творчестве. Причем, реализация этих потребностей сопряжена с высокой степенью эмоциональной незрелости подростков. Следовательно, процесс обучения подростков будет эффективным только в том случае, если деятельность, предложенная им, будет отвечать их потребностям и соответствовать ведущей деятельности. Только при этом обучение для учащихся будет мотивированным, а, следовательно, вероятность их продуктивного включения в данный процесс существенно повысится. Одной из сфер жизнедеятельности, которая способствует удовлетворению основных потребностей школьника старшего возраста, является игровая деятельность. Это отмечают такие авторы как Рувинский Л.И., Соловьева Л.Е., Краковский А.П. и другие специалисты в области возрастной психологии. На этом положении основано и данное исследование. Умело организованное игровое действие способно удовлетворить потребности подростков, согласно их ведущему виду деятельности. Включение игровой деятельности в учебный процесс способствует более глубокому усвоению учебного материала. Особенно это относится к привитию, каких – либо практических навыков, а, следовательно, и к процессу гражданского образования. Таким образом, применение учебных правовых игр на уроках гражданского образования в среднем школьном звене полностью соответствует психологическим особенностям данного возраста. Однако не стоит полагать, что учебные правовые игры, применяемые в 5 – 9-х классах, могут быть одинаковыми. Безусловно, потребности и интересы пятиклассников и девятиклассников существенно различаются. Поэтому необходимо моделировать учебные занятия таким образом, чтобы они учитывали и этот возрастной аспект. Тем не менее, учебные правовые игры для 5-х и 9-х классов целесообразно рассматривать в едином блоке, так как их незначительная модификация позволяет применять их в течение всего данного возрастного периода. Это подтверждает и тот факт, что в методической литературе по гражданскому образованию одни и те же учебные правовые игры включены в учебные планы различных классов среднего школьного звена. Кроме того, при включении игровых занятий в учебный процесс педагог должен быть уверен в качественности их организации. При организации игр, безусловно, существует риск нарушения дисциплины на уроке, а также риск того, что педагог сам "заиграется" вместе с учащимися. Однако профессионал не допустит ни того, ни другого, ну а существующий риск вполне оправдан теми результатами, которые достигаются благодаря использованию учебных правовых игр.
Глава 2. Отбор средств для педагогического эксперимента.
В ходе проведенной работы были отобраны игры входящие в список районной школьной спартакиады. Игры различной интенсивности и направленности. Такие игры как:
Так как в моей школе небольшое количество занимающихся (123 чел.). Я вводил соревновательный метод на уроках и в неурочное время. Расписав соревнования по предстоящим соревнованиям школьной спартакиады Алапаевского района. Отбирались 4 старшеклассника которые проявляли больший интерес к спорту, они выбирали себе по 3 человека каждого возраста начиная с младших юношей независимо от пола. Далее в течении всего учебного года проводятся соревнования по выше изложенным видам. В конце учебного года подсчитываются очки и выводится победитель.
.
Глава 3. Организация педагогического эксперимента.
Так как в школе МОУ Невьянское СОШ небольшое количество занимающихся (123 чел.). Я вводил игровой метод на уроках и соревновательный метод в неурочное время. Расписав соревнования по предстоящим соревнованиям школьной спартакиады Алапаевского района. Отбирались 4 старшеклассника, которые проявляли больший интерес к спорту, они выбирали себе по 3 человека каждого возраста начиная с младших юношей независимо от пола. Далее в течении всего учебного года проводятся соревнования по выше изложенным видам. Так как внутришкольные соревнования попадали под районную спартакиаду ученики были в отличной физической форме. Повысилось число занимающихся на тренеровках. В конце учебного года подсчитываются очки и выводится победитель. За 2 года проведения такой работы были достигнуты следующие достижения:
Деловые черты, личностные характеристики: ответственность, исполнительность, коммуникабельность, организаторские способности. Оптимизм, доброжелательность, целеустремленность.
Заключение.
В результате анализа литературы я сделал выводы о том, что игровой и соревновательный методы являются незаменимыми в среднем школьном возрасте в системе физического воспитания общеобразовательной школы, поскольку влияет на эмоциональную сферу учащихся.
Я выяснил, что рациональная организация игр, по физической культуре во всех возрастах, способствует привлечению большого количества учащихся, позволяет с детства привить желание заниматься физической культурой и спортом, проявить себя ученику с практически любым уровнем физической подготовки.
Систематизировав и классифицировав спортивные игры, я убедился, что можно определить принадлежность каждой спортивной игры к той или иной группе, обладающей сходными признаками (интенсивность, возрастной контингент и по развитию физических качеств).
Входе работы также были выбраны игры, которые помогут повысить эффективность процесса физического воспитания за счет увеличения игрового и соревновательного компонента на занятиях по физической культуре учащихся.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Информация о работе Игровой и соревновательный метод на уроках физической культуры в средней школе