Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2012 в 18:09, автореферат
Актуальность исследования. Высокая социальная, прикладная и спортивная значимость спринтерских дисциплин легкой атлетики предопределяет интерес к научным исследованиям по всему комплексу проблем многолетней подготовки занимающихся этим видом спорта. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к исследованиям, направленным на модернизацию тренировочного процесса спринтеров высокого класса (В.Г. Семенов, 2008; Е.П. Врублевский, 2009; Э.С. Озолин, 2010).
Средства подготовки | Распределение нагрузки по месяцам | Объем за год ±σ | |||||||||||
X | XI | XII | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | ||
Упражнения с отягощением, тонны | 4 11 | 24 34 | 13 19 | 4 9 | 3 7 | 20 29 | 12 15 | 6 12 | 4 9 | 2 6 | 3 9 | 5 14 | 161,5±17,3 |
Прыжковые упражнения, кол-во раз | 6 16 | 12 17 | 18 26 | 4 9 | 2 5 | 14 21 | 22 27 | 7 14 | 5 12 | 4 12 | 2 6 | 4 12 | 12418,8±2371,0 |
Бег до 80 м (интенсивность 95-100%), км | - | 2 3 | 4 5 | 20 40 | 25 55 | 3 4 | 7 9 | 12 25 | 10 23 | 6 19 | 7 21 | 4 12 | 19,3±5,3 |
Бег 100-300 м (интенсивность 91-100%), км | 1 3 | 5 6 | 8 12 | 10 20 | 7 15 | 4 6 | 9 11 | 11 23 | 15 35 | 13 41 | 12 37 | 5 14 | 20,6±3,7 |
Бег 100-300 м (интенсивность 80-90%), км | 6 16 | 14 20 | 18 26 | 6 12 | 4 9 | 12 18 | 14 17 | 7 14 | 5 12 | 4 13 | 4 12 | 6 17 | 34,2±8,1 |
Бег свыше 300 м (интенсивность 80% и ниже), км | 20 54 | 14 20 | 8 12 | 5 10 | 4 9 | 15 22 | 7 21 | 6 12 | 4 9 | 3 9 | 5 15 | 11 31 | 53,5±12,7 |
Примечание: в числителе - % от годовой нагрузки; в знаменателе - % от месячной суммарной нагрузки
16
Объективными критериями эффективности процесса подготовки юных спринтеров являлись показатели состояния их нервно-мышечного аппарата, а также систематический контроль уровня специальной подготовленности бегунов и сравнение получаемых показателей с заданными.
Основной задачей формирующего педагогического эксперимента явилась опытная проверка эффективности разработанной инновационной методики индивидуализации специальной скоростно-силовой подготовленности в годичном цикле тренировки юных спринтеров. В нем приняло участие 12 юношей в возрасте 15-17 лет, имеющих квалификацию III-II спортивного разряда.
Для достижения запланированных результатов в спринтерском беге нами с помощью уравнений регрессии определялись конкретные величины специальной подготовленности спортсменов на основе показателей полученных перед началом эксперимента. Полученные данные служили ориентиром, указывающим на степень соответствия между запланированным и достигнутым, что позволяло своевременно корректировать направленность тренирующих воздействий, регламентировать содержание средств и методов и, тем самым, эффективно индивидуализировать специальную скоростно-силовую подготовку юных бегунов.
По результатам педагогического эксперимента установлено, что у спортсменов произошли изменения во всех контрольно-педагогических тестах (табл. 3).
Существенные сдвиги отмечены в показателях прыжка с ноги на ногу на дистанции 30 м (p<0,05), скачках на правой и левой ноге на дистанцию 20 м на время, проявления силы различных мышечных групп с учетом времени ее достижения (p<0,01).
Интегральным показателем оценки разработанной инновационной методики индивидуализации специальной скоростно-силовой подготовки стало достоверное улучшение результата в беге на 100 м (в среднем на 0,7 с) у юных спортсменов. Последнее произошло на основе достижения бегунами необходимого уровня скоростной и скоростно-силовой подготовленности и на фоне снижения общего объема выполняемых упражнений. Прирост спортивного результата составил 5,2 % против 2,1 % в предыдущем году (р<0,05).
Таблица 3
Прирост показателей у спринтеров 15-17 лет в контрольно-педагогических тестах за время формирующего эксперимента
Контрольно-педагогические тесты | Контрольная группа | Экспериментальная группа | ||
Относит. прирост, % |
р | Относит. прирост, % |
р | |
Прыжок в длину с места | 1,6 | >0,05 | 6,4 | <0,05 |
Тройной прыжок с места | 3,8 | <0,05 | 6,8 | <0,05 |
Прыжки с ноги на ногу на дистанцию 30 м | 2,7 | >0,05 | 6,6 | <0,05 |
Бег 20 м с ходу | 4,3 | >0,05 | 8,2 | <0,05 |
Бег 20 м с н/ст. | 10,9 | <0,05 | 8,2 | <0,05 |
Максимальная сила мышц-разгибателей ноги в коленном и тазобедренном суставах | 12,5 | <0,05 | 20,3 | <0,01 |
Проявление силы мышц-разгибателей бедра за 0,1 с | 10,8 | <0,05 | 25,5 | <0,01 |
Скачки на правой ноге 20 м | 0,5 | >0,05 | 10,6 | <0,01 |
Скачки на левой ноге 20 м | 0,5 | >0,05 | 10,1 | <0,01 |
J-градиент мышц-разгибателей ноги в коленном и тазобедренном суставах | 5,6 | <0,05 | 21,0 | <0,01 |
Спортивный результат | 1,2 | >0,05 | 5,2 | <0,05 |
Динамика спортивных результатов, демонстрируемых юношами в соревновательном упражнении, позволяет заключить, что предлагаемая инновационная методика индивидуализации специальной скоростно-силовой подготовки спринтеров 15-17 лет является эффективной и научно обоснованной альтернативой существующим на сегодняшний день тренировочным программам для бегунов на короткие дистанции 15-17 лет.
ВЫВОДЫ
4. Разработана и экспериментально обоснована инновационная методика индивидуализации специальной скоростно-силовой подготовки в годичном цикле для спринтеров 15-17 лет, которая включает в себя рациональное количественное распределение содержания и объема основных средств тренировки бегунов на 100 м в годичном цикле с целью достижения оптимальной прогнозируемой динамики показателей специальной подготовленности юных бегунов. Планирование тренировочной нагрузки в структурных единицах макроцикла обусловлено адресной направленностью индивидуально приемлемых тренировочных воздействий для создания функционального фундамента, который служит основой последующей работы над целевым повышением скоростных способностей спортсменов. Все это позволяет обосновать индивидуально-оптимальный ритм учебно-тренировочной деятельности и оперативно устранять возникающие несоответствия между запланированными и реальными показателями подготовленности.
5. Реализация в педагогическом эксперименте разработанной инновационной методики, осуществляемой на основе адекватности содержания тренирующих воздействий индивидуальным биоритмологическим особенностям возрастного развития двигательных способностей конкретных спортсменов, показала его высокую продуктивность.
Выявлены существенные сдвиги в приросте показателей в контрольных тестах у юношей экспериментальной группы. В частности, результаты достоверно улучшились в следующих упражнениях: прыжок в длину с места – 6,4% (p<0,05), тройной прыжок с места – 6,8% (p<0,05), прыжки с ноги на ногу на дистанции 30 м – 6,6% (p<0,05), проявление силы мышц-разгибателей бедра за 0,1 с – 25,5% (p<0,01), J-градиент мышц-разгибателей ноги в коленном и тазобедренном суставах – 21,0% (p<0,01).
Все это обеспечило запланированный прирост показателей моторного потенциала и позволило юным спортсменам улучшить свои результаты в среднем на 0,7с (5,2%; р<0,05).
Кроме того, практическое применение инновационной методики позволило существенно сократить суммарные годовые объемы тренировочной нагрузки различной направленности для юных спринтеров, за счет более эффективной и индивидуализированной ее организации.
Список работ, опубликованных по теме диссертации
1. Особенности проектирования основных средств подготовки спринтеров 15-17 лет в годичном цикле / И.Е. Анпилогов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2010. - №3 (61). – С.11-14.
2. Инновационная методика построения годичного цикла тренировки у спринтеров 15-17 лет на этапе углубленной специализации / И.Е. Анпилогов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2010. - №9 (67). – С.8-11.
3. Методика специальной скоростно-силовой подготовки юношей спринтеров на основе применения упражнений локально-избирательного воздействия /И.Е. Анпилогов, Е.П. Врублевский // Теория и практика физической культуры. – 2011. - №4. – С. 72 (авт. – 50%).
4. Индивидуализация тренировочного процесса в беге на короткие дистанции / И.Е. Анпилогов // Сб. науч. ст. и тез. 58-ой науч.-практ. конф. проф.-препод. состава СГАФКСТ по итогам НИР за 2007 год; под общ. ред. А.И. Павлова. – Смоленск: СГАФКСТ, 2008. – С. 79-81.
5. Сенситивные периоды развития силовых способностей как фактор рационализации тренировочного процесса спринтеров на этапе углубленной специализации / И.Е. Анпилогов // Инновационные решения актуальных проблем физической культуры и спортивной тренировки: междунар. сб. науч. тр.; под ред. Е.П. Врублевского, В.Г. Семенова, Е.Л. Сафронова [и др.]. – Смоленск: СГАФКСТ, 2008. – С. 24-26.
6. Проблемные аспекты организации подготовки спринтеров 15-17 лет / И.Е. Анпилогов, Е.П. Врублевский // Сб. науч. ст. и тез. 59-ой науч.-практ. конф. проф.-препод. состава СГАФКСТ по итогам НИР за 2008 г.; под общ. ред. Д.Ф. Палецкого. – Смоленск: СГАФКСТ, 2009. – С. 72-73 (авт. – 50%).
7. Динамика состояния нервно-мышечного аппарата спринтеров 15-17 лет во время выполнения большого объема тренировочной нагрузки / И.Е. Анпилогов // Проблемы физической культуры населения, проживающего в условиях неблагоприятных факторов окружающей среды: матер. Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 60-летию ф-та физической культуры: в 2 ч. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2009. – Ч.2. – С. 6-8.
8. Сравнительный анализ распределения основных средств подготовки спринтеров на этапах углубленной специализации и спортивного совершенствования / И.Е. Анпилогов, Е.П. Врублевский // Инновационные решения актуальных проблем физической культуры и спортивной тренировки: междунар. сб. науч. статей; под общ. ред. Е.П. Врублевского. – Смоленск: СГАФКСТ, 2009. – С. 37-41 (авт. – 70%).
9. Рационализация построения тренировки у бегунов на короткие дистанции 15-17 лет / И.Е. Анпилогов // Сборник научных трудов молодых ученых / под общ. ред. А.Б. Куделина. – Смоленск: СГАФКСТ, 2009. – Вып.16. – С.10-13.
10. Альтернативная методика построения годичного цикла у спринтеров 15-17 лет / И.Е. Анпилогов // Здоровье для всех: матер. II Междунар. науч – практ. конф.; УО «Полесский государственный университет»: в 2 ч. – Пинск: ПолесГУ, 2010. – Ч.2. – С.3-5.
11. Организация тренировочных нагрузок спринтеров 15-17 лет в годичном цикле подготовки / И.Е. Анпилогов // Научные труды Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. – Кн. 1/
под общ. ред. Г.Н. Греца. – Смоленск: СГАФКСТ, 2010. – С.291-294.