Индивидуализация тренировочных нагрузок скоростно-силовой направленности спринтеров 15-17 лет в годичном цикле подготовки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2012 в 18:09, автореферат

Описание работы

Актуальность исследования. Высокая социальная, прикладная и спортивная значимость спринтерских дисциплин легкой атлетики предопределяет интерес к научным исследованиям по всему комплексу проблем многолетней подготовки занимающихся этим видом спорта. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к исследованиям, направленным на модернизацию тренировочного процесса спринтеров высокого класса (В.Г. Семенов, 2008; Е.П. Врублевский, 2009; Э.С. Озолин, 2010).

Файлы: 1 файл

автоферат легкая.doc

— 251.50 Кб (Скачать файл)

Средства подготовки

Распределение нагрузки по месяцам

Объем за год ±σ

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

Упражнения с отягощением, тонны

4

11

24

34

13

19

4

9

3

7

20

29

12

15

6

12

4

9

2

6

3

9

5

14

161,5±17,3

Прыжковые упражнения, кол-во раз

6

16

12

17

18

26

4

9

2

5

14

21

22

27

7

14

5

12

4

12

2

6

4

12

12418,8±2371,0

Бег до 80 м (интенсивность 95-100%), км

-

2

3

4

5

20

40

25

55

3

4

7

9

12

25

10

23

6

19

7

21

4

12

19,3±5,3

Бег 100-300 м (интенсивность 91-100%), км

1

3

5

6

8

12

10

20

7

15

4

6

9

11

11

23

15

35

13

41

12

37

5

14

20,6±3,7

Бег 100-300 м (интенсивность 80-90%), км

6

16

14

20

18

26

6

12

4

9

12

18

14

17

7

14

5

12

4

13

4

12

6

17

34,2±8,1

Бег свыше 300 м (интенсивность 80% и ниже), км

20

54

14

20

8

12

5

10

4

9

15

22

7

21

6

12

4

9

3

9

5

15

11

31

53,5±12,7


Примечание: в числителе - % от годовой нагрузки; в знаменателе - % от месячной суммарной нагрузки



16

 

Объективными критериями эффективности процесса подготовки юных спринтеров являлись показатели состояния их нервно-мышечного аппарата, а также систематический контроль уровня специальной подготовленности бегунов и сравнение получаемых показателей с заданными.

Основной задачей формирующего педагогического эксперимента явилась опытная проверка эффективности разработанной инновационной методики индивидуализации специальной скоростно-силовой подготовленности в годичном цикле тренировки юных спринтеров. В нем приняло участие 12 юношей в возрасте 15-17 лет, имеющих квалификацию III-II спортивного разряда.

Для достижения запланированных результатов в спринтерском беге нами с помощью уравнений регрессии определялись конкретные величины специальной подготовленности спортсменов на основе показателей полученных перед началом эксперимента. Полученные данные служили ориентиром, указывающим на степень соответствия между запланированным и достигнутым, что позволяло своевременно корректировать направленность тренирующих воздействий, регламентировать  содержание средств и методов и, тем самым, эффективно индивидуализировать специальную скоростно-силовую подготовку юных бегунов.

По результатам педагогического эксперимента установлено, что у спортсменов произошли изменения во всех контрольно-педагогических тестах (табл. 3).

Существенные сдвиги отмечены в показателях прыжка с ноги на ногу на дистанции 30 м (p<0,05), скачках на правой и левой ноге на дистанцию 20 м на время, проявления силы различных мышечных групп с учетом времени ее достижения (p<0,01).

Интегральным показателем оценки разработанной инновационной методики индивидуализации специальной скоростно-силовой подготовки стало достоверное улучшение результата в беге на 100 м (в среднем на 0,7 с) у юных спортсменов. Последнее произошло на основе достижения бегунами необходимого уровня скоростной и скоростно-силовой подготовленности и на фоне снижения общего объема выполняемых упражнений. Прирост спортивного результата составил 5,2 % против 2,1 % в предыдущем году (р<0,05).

Таблица 3

Прирост показателей у спринтеров 15-17 лет в контрольно-педагогических тестах за время формирующего эксперимента

 

Контрольно-педагогические тесты

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Относит. прирост, %

 

р

Относит. прирост, %

 

р

Прыжок в длину с места

1,6

>0,05

6,4

<0,05

Тройной прыжок с места

3,8

<0,05

6,8

<0,05

Прыжки с ноги на ногу на дистанцию 30 м

2,7

>0,05

6,6

<0,05

Бег 20 м с ходу

4,3

>0,05

8,2

<0,05

Бег 20 м с н/ст.

10,9

<0,05

8,2

<0,05

Максимальная сила мышц-разгибателей ноги  в коленном и тазобедренном суставах

12,5

<0,05

20,3

<0,01

Проявление силы мышц-разгибателей бедра за 0,1 с

10,8

<0,05

25,5

<0,01

Скачки на правой ноге 20 м

0,5

>0,05

10,6

<0,01

Скачки на левой ноге 20 м

0,5

>0,05

10,1

<0,01

J-градиент мышц-разгибателей ноги  в коленном и тазобедренном суставах

5,6

<0,05

21,0

<0,01

Спортивный результат

1,2

>0,05

5,2

<0,05

 

Динамика спортивных результатов, демонстрируемых юношами в соревновательном упражнении, позволяет заключить, что предлагаемая инновационная методика индивидуализации специальной скоростно-силовой подготовки спринтеров 15-17 лет является эффективной и научно обоснованной альтернативой существующим на сегодняшний день тренировочным программам для бегунов на короткие дистанции 15-17 лет.

 

ВЫВОДЫ

  1. Ретроспективный анализ и обобщение данных специальной научно-методи­ческой литературы, опыта работы тренеров и результаты собственных исследований показали, что построение тренировочного про­цесса спринтеров на этапе углубленной специализации, с точки зрения реализации принципа индивидуализации, осуществляется нерационально, без должного научного обоснования и не обеспечивает условий для про­грессивного роста спортивных результатов в многолетнем аспекте. Уста­новлено, что разброс величин основных средств подготовки у юношей-спринтеров составляет от 12,8 до 85,0% того, что наблюдается у силь­нейших спринтеров страны. При этом, если у спринтеров высокой квали­фикации распределение нагрузки более структурировано в зависимости от направленности этапов, то у спринтеров 15-17 лет наблюдается неко­торая хаотичность в распределении основных средств подготовки в го­дичном цикле. Тем самым нарушается реализация принципа постепенно повышающейся нагрузки и целевой направленности к высшему мастер­ству, что приводит к преждевременному завершению спортивной карье­ры.
  2. Экспериментально установлено, что в подготовительном периоде наблюда­ется существенное снижение  уровня  специальной скоростно-силовой подготовленности и ухудшение функционального состояния периферического нервно-мышечного аппарата на фоне выполнения большого объема скоростно-силовой нагрузки у спринтеров различной квали­фикации. Так, у спринтеров 15-17 лет показатели взрывной силы мышц-разгибателей ноги в коленном и тазобедренном суставах снизились на 14,7% (24,5 кг/с; p<0,05), а в скачках на 20 м на одной ноге – на 11,2% (0,33 с), в то время как у высококвалифицированных спортсменов – на 13,2 и 6,2%, соответственно (p<0,05). Среднее значение показателей упругости икроножной мышцы голени, двуглавой и четырехглавой мышц бедра у юных спринтеров увеличилось на 7,8Гц и составило 41,3Гц, а у спринтеров высокого класса – на 7,1 Гц и составило 39,1Гц. Характер изменений  указывает на более активную реакцию организма спринтеров 15-17 лет на предлагаемую нагрузку по сравнению с бегунами на короткие дистанции высокого класса, что свидетельствует о необходимости учета особенностей данного возрастного периода при планировании до­минирующей тренировочной нагрузки.
  3. Экспериментально определены наиболее информативные тесты (тройной прыжок с места и преодоление скачками на одной ноге с фиксацией времени выполнения дистанции 20 м, а также показатели, оценивающие взрывную силу мышц-разгибателей ноги в коленном и тазобедренном суставах), использование результатов которых, с применением разработан­ных уравнений регрессии, где в качестве зависимой переменной высту­пает результат в беге на 60 и 100 м, позволило значительно индивидуали­зировать методику подготовки спортсменов и, тем самым, повысить ее эффективность.

4. Разработана и экспериментально обоснована инновационная методика индивидуализации специальной скоростно-силовой подготовки в годичном цикле для спринтеров 15-17 лет, которая включает в себя рациональ­ное количественное распределение содержания и объема основных средств тренировки бегунов на 100 м в годичном цикле с целью  дости­жения оптимальной прогнозируемой динамики показателей специальной подготовленности юных бегунов. Планирование тренировочной нагрузки в структурных единицах макроцикла обусловлено адресной направленно­стью индивидуально приемлемых тренировочных воздействий для созда­ния функционального фундамента, который служит основой последую­щей работы над целевым повышением скоростных способностей спортс­менов. Все это позволяет обосновать индивидуально-оптимальный ритм учебно-тренировочной деятельности и оперативно устранять возникаю­щие несоответствия между запланированными и реальными показателями подготовленности.

5. Реализация в педагогическом эксперименте разработанной инновацион­ной методики, осуществляемой на основе адекватности содержания трени­рующих воздействий индивидуальным биоритмологическим особенностям возрастного развития двигательных способностей конкретных спортсменов, показала его высокую продуктивность.

                  Выявлены существенные сдвиги в приросте показателей в контрольных тестах у юношей экспериментальной группы. В частности, результаты до­стоверно улучшились в следующих упражнениях: прыжок в длину с места – 6,4% (p<0,05), тройной прыжок с места – 6,8% (p<0,05), прыжки с ноги на ногу на дистанции 30 м – 6,6% (p<0,05), проявление силы мышц-разгибате­лей бедра за 0,1 с – 25,5% (p<0,01), J-градиент мышц-разгибателей ноги в коленном и тазобедренном суставах  – 21,0% (p<0,01).

Все это обеспечило запланированный прирост показателей моторного потенци­ала и позволило юным спортсменам улучшить свои результаты в среднем на 0,7с (5,2%; р<0,05).

              Кроме того, практическое применение инновационной методики позво­лило существенно сократить суммарные годовые объемы тренировочной нагрузки различной направленности для юных спринтеров, за счет более эф­фективной и индивидуализированной ее организации.

             

Список работ, опубликованных по теме диссертации

 

1.      Особенности проектирования основных средств подготовки спринтеров 15-17 лет в годичном цикле / И.Е. Анпилогов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2010. - №3 (61). – С.11-14.

2.      Инновационная методика построения годичного цикла тренировки у спринтеров 15-17 лет на этапе углубленной специализации / И.Е. Анпилогов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2010. - №9 (67). – С.8-11.

3.      Методика специальной скоростно-силовой подготовки юношей спринтеров на основе применения упражнений локально-избирательного воздействия /И.Е. Анпилогов, Е.П. Врублевский // Теория и практика физической культуры. – 2011. - №4. – С. 72 (авт. – 50%).

4.      Индивидуализация тренировочного процесса в беге на короткие дистанции / И.Е. Анпилогов // Сб. науч. ст. и тез. 58-ой науч.-практ. конф. проф.-препод. состава СГАФКСТ по итогам НИР за 2007 год; под общ. ред. А.И. Павлова. – Смоленск: СГАФКСТ, 2008. – С. 79-81.

5.      Сенситивные периоды развития силовых способностей как фактор рационализации тренировочного процесса спринтеров на этапе углубленной специализации / И.Е. Анпилогов // Инновационные решения актуальных проблем физической культуры и спортивной тренировки: междунар. сб. науч. тр.; под ред. Е.П. Врублевского, В.Г. Семенова, Е.Л. Сафронова [и др.]. – Смоленск: СГАФКСТ, 2008. – С. 24-26.

6.      Проблемные аспекты организации подготовки спринтеров 15-17 лет / И.Е. Анпилогов, Е.П. Врублевский // Сб. науч. ст. и тез. 59-ой науч.-практ. конф. проф.-препод. состава СГАФКСТ по итогам НИР за 2008 г.; под общ. ред. Д.Ф. Палецкого. – Смоленск: СГАФКСТ, 2009. –  С. 72-73 (авт. – 50%).

7.      Динамика состояния нервно-мышечного аппарата спринтеров 15-17 лет   во время выполнения большого объема тренировочной нагрузки  /  И.Е. Анпилогов // Проблемы физической культуры населения, проживающего в условиях неблагоприятных факторов окружающей среды: матер. Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 60-летию ф-та физической культуры: в 2 ч. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2009. – Ч.2. – С. 6-8.

8.      Сравнительный анализ распределения основных средств подготовки спринтеров  на этапах углубленной специализации и спортивного совершенствования / И.Е. Анпилогов, Е.П. Врублевский // Инновационные решения актуальных проблем физической культуры и спортивной тренировки: междунар. сб. науч. статей; под общ. ред. Е.П. Врублевского. – Смоленск: СГАФКСТ, 2009. – С. 37-41 (авт. – 70%).

9.      Рационализация построения тренировки у бегунов на короткие дистанции 15-17 лет / И.Е. Анпилогов // Сборник научных трудов молодых ученых / под общ. ред. А.Б. Куделина. – Смоленск: СГАФКСТ, 2009. – Вып.16. – С.10-13.

10. Альтернативная методика построения годичного цикла у спринтеров 15-17 лет / И.Е. Анпилогов // Здоровье для всех: матер. II Междунар. науч – практ. конф.; УО «Полесский государственный университет»: в 2 ч. – Пинск: ПолесГУ, 2010. – Ч.2. – С.3-5.

11. Организация тренировочных нагрузок спринтеров 15-17 лет в годичном цикле подготовки / И.Е. Анпилогов // Научные труды Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. – Кн. 1/

под общ. ред. Г.Н. Греца. – Смоленск: СГАФКСТ, 2010. – С.291-294.

Информация о работе Индивидуализация тренировочных нагрузок скоростно-силовой направленности спринтеров 15-17 лет в годичном цикле подготовки