Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 10:57, реферат

Описание работы

Спорт от физической культуры отличается тем, что в нем имеется обязательная соревновательная компонента. И физкультурник, и спортсмен могут использовать в своих занятиях и тренировках одни и те же физические упражнения (например, бег), но при этом спортсмен всегда сравнивает свои достижения в физическом совершенствовании с успехами других спортсменов в очных соревнованиях.

Содержание работы

Спорт как уникальное социальное явление
Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений
Влияние избранного вида спорта или системы физических упражнений на физическое развитие, функциональную подготовленность и психические качества
Заключение

Файлы: 1 файл

Физ-ра реферат 3 семестр.docx

— 25.11 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  “НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  ЯДЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ “МИФИ“

 

Факультет  Управления и экономики  высоких технологий

Кафедра – Управление бизнес проектами

Направление – 080200 «Менеджмент»

 

 

Работа по теме:

Индивидуальный  выбор видов спорта или систем физических упражнений

 

 

 

Выполнила студентка второго курса

Группа У3-721Б

Павлова Александра

Руководитель 

Прохорова Л.А.

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

Спорт как уникальное социальное явление

Спорт –  игровая, соревновательная, творческая деятельность, направленная на раскрытие  двигательных возможностей человека в  условиях состязательного соперничества.

Спорт от физической культуры отличается тем, что в нем  имеется обязательная соревновательная компонента. И физкультурник, и спортсмен  могут использовать в своих занятиях и тренировках одни и те же физические упражнения (например, бег), но при этом спортсмен всегда сравнивает свои достижения в физическом совершенствовании  с успехами других спортсменов в  очных соревнованиях. Занятия же физкультурника направлены лишь на личное совершенствование безотносительно  к достижениям в этой области  других занимающихся. Вот почему мы не можем назвать спортсменом  бодрого старичка, передвигающегося по аллеям сквера «джогингом» — смесью быстрой ходьбы и медленного бега. Этот уважаемый человек не спортсмен, он физкультурник использующий ходьбу и бег для поддержания своего здоровья и работоспособности.

Однако все  эти рассуждения и примеры  хотя и помогают договориться о едином толковании отдельных понятий, но не раскрывают всю многогранность такого общественного явления, каким является современный спорт. Он выступает во многих ипостасях: как средство оздоровления, и как средство психофизического совершенствования, и как действенное средство отдыха и восстановления работоспособности, и как зрелище, и как профессиональный труд.

Итак, спорт  как соревновательная, а также  тренировочная деятельность, направленная на достижение максимально возможного результата, — это и органическая часть физической культуры, и один из каналов передачи ее ценностей, и  действенный фактор системы физического  воспитания, и одна из основных форм подготовки человека к жизни, и одно из важных средств этического и эстетического  воспитания, и специфические отношения, нормы и достижения, и особая сфера выявления, развития и сравнения человеческих возможностей (психофизических способностей и умения рационально пользоваться ими).

Наряду с  направленностью к высшим достижениям  существенными особенностями спорта являются:

1) постоянное присутствие сложного  комплекса межчеловеческих отношений  сотрудничества, соперничества, борьбы, целого мира эмоций;

2) максимальные требования не  только к физическим, но и к  духовным качествам спортсмена;

3) творческий, поисковый характер  деятельности спортсмена в содружестве  с тренером;

4) универсальность «языка спорта»,  понятного практически любому  человеку;

5) зрелищность многих видов спорта;

6) система прогрессирующего поощрения  (разряды, звания, награды, чествования  и т. п.).

 

Индивидуальный выбор видов  спорта или систем физических упражнений

В условиях, когда двигательная активность человека ограничена особенностями  труда и быта, именно регулярные занятия физическими упражнениями и различными видами спорта помогают раскрыться природным задаткам и  способностям молодого человека. Такие  занятия могут восполнить то, что  было упущено в детстве.        

 Не случайно и подростки,  и юноши, и даже пожилые люди  встают перед выбором: чем,  какими упражнениями, какимвидом спорта и каким образом заняться для укрепления здоровья, для физического развития, для поддержания и повышения уровня работоспособности. В высшем учебном заведении образовательно-профессиональная программа по учебной дисциплине «Физическая культура» предусматривает обязательные учебные занятия со спортивной направленностью с каждым студентом.        

 Объективная оценка своего физического развития, телосложения, физической подготовленности, а также предварительное ознакомление с «возможностями» различных видов спорта необходимы для осознанного и оправданного выбора  упражнений для своего физического совершенствования.        

 Здоровье выступает ведущим  фактором, определяющим полноценное  выполнение всех жизненных функций,  гармоническое развитие молодого  человека, успешность овладения  профессией и плодотворность  будущей трудовой деятельности. Человеческий организм запрограммирован природой на движение, причем двигательная активность должна быть на всем протяжении жизни. Не случайно все долгожители отличаются повышенной двигательной активностью на протяжении всей жизни.        

 В современном обществе, особенно  у горожан, нет другого средства повысить двигательную активность, кроме физической культуры и спорта. Поэтому массовый спорт, все его виды, которые связаны с активной двигательной деятельностью, призваны способствовать нормальному функционированию основных систем организма, совершенствовать эту деятельность и создавать предпосылки для поддержания и укрепления здоровья.

И все же, несмотря на трудности объективного характера, всем следовало бы найти возможность для занятий спортом в целях собственного жизненного благополучия. Для начала надо решить проблему выбора вида спорта.

Как показала практика, учащихся побуждают заниматься спортом четыре мотива:

1) с целью достижения высоких  спортивных результатов;

2) с целью укрепления здоровья, коррекции телосложения, повышения  психологической устойчивости;

3) с целью активного отдыха;

4) с целью психофизической подготовки  к будущей профессиональной деятельности.

Для занятия  спортом с целью оздоровительной  или активного отдыха, как считают  ученые-психологи и педагоги, следует  ориентироваться не только на интерес  к тому или иному виду спорта, но и на черты своего характера. Так, если человек легко отвлекается от работы и снова быстро в нее включается, общителен, эмоционален, то ему лучше всего остановить свой выбор на игровых видах спорта или единоборствах; если же усидчив, склонен к однородной деятельности без постоянного переключения внимания, способен длительное время выполнять тяжелую физическую работу, то ему подойдут занятия бегом, лыжным спортом, плаванием; а если замкнут, необщителен, неуверен в себе или чрезмерно чувствителен к мнению окружающих, то ему не стоит заниматься в организованных группах. Индивидуальные же занятия различными системами физических упражнений без отвлекающих факторов помогут испытать положительные эмоции, принесут физическое и мораль-нос удовлетворение.

Выбор спортивного  увлечения может быть сделан из следующих  видов спорта, классифицируемых по признаку преимущественного развития того или иного физического качества.

К видам спорта, в первую очередь развивающих  выносливость, относятся легкая атлетика (спортивная ходьба, бег на средние  и длинные дистанции), лыжные гонки, биатлон, плавание, гребля, шоссейные гонки и кросс на велосипеде, бег на коньках, альпинизм, спортивное ориентирование и некоторые другие.

Видами спорта, преимущественно развивающими силу и скоростно-силовые качества являются, например, тяжелая атлетика, гиревой  спорт, атлетическая гимнастика, легкая атлетика (спринт, прыжки, метание) и  т. п.

Для развития быстроты следует использовать, например, легкую атлетику (спринтерский гладкий  и барьерный бег, метание копья), конькобежный спорт (спринт), велоспорт (спринт на треке), фехтование, бокс и  другие единоборства, бейсбол, русскую  лапту.

Совершенствованию ловкости и гибкости способствуют акробатика, спортивная и художественная гимнастика, прыжки в воду, на батуте, на лыжах  с трамплина, фристайл, горнолыжный  спорт (слалом), фигурное катание, спортивные игры, единоборства.

Разностороннему комплексному развитию качеств способствуют виды спорта, связанные с традиционными  отечественными и восточными единоборствами (борьба вольная и классическая, самбо, дзюдо, джиу-джитсу, карате, таэквондо, ушу, бокс, тайбокс, кикбоксинг), фехтование; спортивные игры, виды спорта, в которых есть многоборье (например, легкоатлетические десятиборье и семиборье, лыжное двоеборье, современное пятиборье и т. п.).

Выбор своей  двигательной деятельности может быть сделан и из числа различных современных  систем физических упражнений, развивающей, рекреативной (восстановительной) и  корригирующей (исправляющей) направленности. Таких, например, как бодибилдинг, или атлетическая гимнастика, аэробика, или ритмическая гимнастика с основами хатха-йоги, шейпинг (сочетание ритмической и атлетической гимнастики), стретчинг (упражнения на растягивание мышц и повышение подвижности суставов), систем Купера (контролируемые физические нагрузки в циклических упражнениях), Амосова (гимнастика для суставов), Лидьярда (бег ради жизни), Моргауза (всего 30 минут спорта в неделю на фоне повседневной естественной физической нагрузки), скрытая изометрическая гимнастика но Томпсону (произвольное поочередное сокращение мышц тела без изменения их длины), системы дыхательных упражнений А. Н. Стрельниковой, К. П. Бутейко.

Влияние избранного вида спорта или системы физических упражнений на физическое развитие, функциональную подготовленность и психические  качества

Продолжительные и регулярные занятия спортом  или физическими упражнениями влияют на физическое развитие, функциональную подготовленность и состояние психики  человека. Этот факт может быть использован  для коррекции показателей физического  развития и телосложения, для акцентированного воспитания и совершенствования  силы, быстроты, выносливости, гибкости, а также психических качеств  личности. Проблема акцентированного развития физических качеств всегда легче решается на начальных этапах спортивной подготовки. Если вы развиваете какое-то физическое свойство, то тем самым параллельно развиваются и другие. Однако по мере повышения тренированности, с ростом спортивной квалификации (от новичка до спортсмена-мастера) величина эффекта параллельного развития нескольких физических качеств постепенно уменьшается. Чем выше класс спортсмена, тем контрастнее проявляются те физические качества, к которым предъявляет особые требования конкретный вид спорта. Иными словами, налицо акцентированное воздействие данного вида спорта на развитие определенного физического качества.        

 Значительная часть студентов  занятия по учебной дисциплине «Физическая культура» воспринимают как  активный отдых, как «разрядку» от однообразного аудиторного учебного труда.        

 Существенную роль в возникновении  и протекании эффекта активного  отдыха играют не только особенности  предшествующего утомления, но  и психологическая настроенность  человека, его эмоциональное состояние  и даже темперамент. Так, если  человек легко отвлекается от  работы, а затем быстро в нее  включается, если он общителен  с окружающими, эмоционален в спорах, для него предпочтительными будут игровые виды спорта или единоборства. Если же он усидчив, сосредоточен в работе и склонен к однородной деятельности без постоянного переключения внимания, если способен в течение продолжительного времени    выполнять физически тяжелую работу, значит, ему подойдут занятия длительным бегом, лыжным спортом, плаванием, велоспортом. А если студент замкнут, необщителен, не уверен в себе или чрезмерно чувствителен к мнению окружающих, ему не стоит заниматься постоянно в группах. Индивидуальные занятия соответствующими видами спорта и системами физических упражнений без отвлекающих факторов в этом случае помогут испытать положительные эмоции, принесут физическое и моральное удовлетворение.        

 Но все это приемлемо, если  мотивацией выбора является активный, отдых, и занятия проводятся  преимущественно в свободное  время.      

  Психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятельности и овладение жизненно необходимыми умениями и навыками также предполагают направленный выбор видов спорта, систем физических упражнений. В этом случае выбор проводится, чтобы достичь лучшей специальной психофизической подготовленности к избранной профессии.         

 Использование прикладных видов  спорта и систем физических  упражнений для обеспечения психофизической  надежности и безопасности при  выполнении профессиональных видов  работ основано на том, что  занятия различными видами спорта, а также уровень квалификации  спортсменов откладывают отпечаток на его функциональную подготовленность, на степень владения прикладными двигательными умениями и навыками. Если в школьные годы молодому человеку не удалось освоить такие навыки, как плавание, передвижение на лыжах, то это следует сделать в студенческие годы и заблаговременно подготовит себя к будущей профессии, к возможным экстремальным ситуациям в жизни.

Заключение

Каждый студент  может выбрать вид спорта в  элективном курсе учебной дисциплины «Физическая культура» из числа  предлагаемых кафедрой физического воспитания в данном вузе. Чтобы не ошибиться в своем выборе, он должен иметь хотя бы общие представления о характере воздействия того или иного вида спорта (системы физических упражнений) на человека.

Информация о работе Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений