Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений студентами
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2015 в 18:44, реферат
Описание работы
Возможности различных видов спорта в укреплении здоровья, коррекции телосложения и осанки, повышении общей работоспособности, психической устойчивости, наконец, в самоутверждении очень велики. При этом здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоническое развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности.
В 1959 году ассамблея Международной
федерации университетского спорта, собравшаяся
в Турине (Италия) приняла в свои ряды студенческие
организации: Болгарии, Венгрии, Польши,
Румынии, СССР и Чехословакии, а впоследствии
и других социалистических стран.
8
По решению Генеральной ассамблеи
ФИСУ Всемирные студенческие спортивные
игры проводятся один раз в два года: каждый
нечетный год - летние и каждый четный
- зимние. Играм было присвоено название
«Универсиада». При проведении Универсиад
ФИСУ неуклонно придерживается олимпийских
идеалов, состязания проводятся как праздники
студенческой молодежи нашей планеты.
Они служат расширению международных
спортивных связей, укреплению интернациональной
дружбы, взаимопонимания между студентами
всех стран мира.
В организации и проведении
учебно-тренировочной работы и спортивных
соревнований студентов во внеучебное
время активное участие принимают как
общественные студенческие спортивные,
так и неспортивные организации и объединения.
Значительную роль в организации межвузовских
спортивных соревнований играет общественное
объединение студентов и работников высших
учебных заведений - Российский студенческий
спортивный союз (созданный в конце 1993
г.) и его региональные организации.
В настоящее время РССС признан
как единый орган по руководству студенческим
спортом. РССС активно сотрудничает с
Олимпийским комитетом России, являясь
его членом. РССС - член международной
федерации университетского спорта (ФИСУ),
принимает активное участие во всех его
мероприятиях. РССС - правопреемник упраздненного
студенческого ДСО «Буревестник», продолжает
его идеи и традиции.
РССС объединяет различные
спортивные клубы, различные физкультурные
организации более 500 высших и 2500 средних
специальных учебных заведений страны.
В структуре РССС созданы региональные
органы руководства студенческим спортом.
Для занятий спортом в распоряжение студентов
предоставлены спортивные залы, стадионы,
плавательные бассейны, лыжные базы, спортивные
площадки высших и средних учебных заведений.
Российским студенческим спортивным
союзом ежегодно проводятся национальные
и региональные чемпионаты по всем видам
спорта, включенным в программы Всемирных
универсиад и чемпионатов мира среди студентов.
По многим видам спорта студенты составляют
большинство сборных команд России и принимают
участие в чемпионатах Европы, мира и Олимпийских
играх.
10
Членами и участниками
студенческих спортивных общественных
объединений в высших учебных заведениях
могут быть граждане государств-участников,
достигшие возраста 17 лет. Членами и участниками
спортивных общественных объединений
в колледжах, техникумах могут быть граждане
государств-участников, достигшие возраста
14 лет.
Приобретение прав юридического
лица спортивными общественными объединениями
колледжей и техникумов возможно при наличии
в составе руководящего органа общественного
объединения не менее трех человек, достигших
возраста 18 лет (4, С.81). Студенческие спортивные
общественные объединения в своей деятельности
руководствуются соответствующими законодательными
актами государств-участников и собственными
уставами, утвержденными общими собраниями
(конференциями, съездами и т.д.).
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
ВЫБОР ВИДОВ СПОРТА ИЛИ СИСТЕМ ФИЗИЧЕСКИХ
УПРАЖНЕНИЙ
В спортивной педагогике, психологии
и физиологии имеются различные подходы
к группировке видов спорта по их отдельным
признакам. Конечно, любой подход в определённой
степени всегда условен, так как ни один
вид спорта, ни одна система физических
упражнений не воздействуют на человека
одинаково, не развивает, например, одно
из физических качеств в «чистом» виде.
Однако эти условные группировки позволяют
объединить различные виды спорта, системы
упражнений по их ведущему признаку, на
основе которого можно дать им развёрнутую
характеристику, необходимую при индивидуальном
выборе вида спорта для регулярных занятий.
Кроме того, такая условная группировка
представляет возможность систематизировано
и кратко изложить в предложенных характеристиках
роль отдельных видов и систем физических
упражнений.
В то же время ещё раз необходимо
учитывать личные психофизические качества
при выборе видов спорта. Приведём цитату
из высказываний профессора прикладной
социологии из университета Конкордия
в Монреале Джеймса Гэвина: «Люди, ведущие
социально изолированный образ жизни,
тяготеют к тем видам, где можно тренироваться
в одиночку. Люди с агрессивным характером
выбирают «агрессивные виды спорта» (2,
С.132). Но существует и обратная связь: вид
спорта оказывает влияние на характер
человека. Вот почему важно сделать правильный
выбор.
11
Проблема акцентированного
воспитания и совершенствования основных
физических качеств человека - силы, быстроты,
выносливости, ловкости, гибкости - всегда
менее сложна на самых начальных этапах
систематических упражнений, то есть у
новичков, так как в этот период,
как правило, наблюдается одновременное
улучшение каждого из них. Если мы развиваем
силу, то улучшается и выносливость, если
развиваем гибкость, то в какой-то мере
совершенствуется и силовая подготовленность.
Не случайно на этой стадии подготовки
наибольший эффект даёт комплексный метод
тренировки, то есть общефизическая подготовка.
Однако по мере повышения тренированности
в каком-либо отдельном физическом качестве,
с постепенным повышением спортивной
квалификации от новичка до спортсмена
- мастера величина эффекта параллельного
развития нескольких физических качеств
постепенно уменьшается. Это требует тщательного
подбора специальных упражнений в процессе
тренировки, тем более что двигательные
качества нервно-мышечного аппарата человека
на высоком развитие физического качества
начинает тормозить развитие другого.
Вот почему штангисту высокого класса
трудно достигнуть высоких показателей
в упражнениях на выносливость, а бегуну
на длинные дистанции - в силовых упражнениях.
Таким образом, акцентированное
воспитание отдельных двигательных качеств
с использованием конкретных видов спорта
должно основываться на определённом
минимуме развития всех основных двигательных
качеств, что обычно достигается на уроках
в средней школе, или в специальном учебном
заведении на учебных практических занятиях
по физкультуре, или в подготовительных
группах по видам спорта в спортивных
школах.
Анализ мотивов студентов при
выборе ими тех или иных видов спорта для
занятий в вузе показывает, что при всем
их многообразии на практике в основном
наблюдается несколько вариантов физкультурно-спортивных
интересов:
1) укрепление здоровья, коррекция
недостатков физического развития
и телосложения;
2) повышение функциональных
возможностей организма;
3) активный отдых;
4) достижение наивысших
спортивных результатов (2, С.215).
1. Выбор видов спорта
для укрепления здоровья, коррекции
недостатков физического развития
и телосложения.
Здоровье выступает ведущим
фактором, определяющим полноценное выполнение
всех жизненных функций, гармоническое
развитие молодого человека, успешность
овладения профессией и плодотворность
будущей трудовой деятельности.
12
В современном обществе, особенно
у горожан, нет другого средства повысить
двигательную активность, кроме физической
культуры и спорта. Поэтому массовый спорт,
все его виды, которые связаны с активной
двигательной деятельностью, призваны
способствовать нормальному функционированию
основных систем организма, совершенствовать
эту деятельность и создавать предпосылки
для поддержания и укрепления здоровья.
2. Повышение функциональных
возможностей организма.
Вузовской программой по учебной
дисциплине «Физическая культура» предусматривается
регулярный контроль (в начале и конце
каждого учебного года) за динамикой физической
подготовленности каждого студента. С
этой целью используются три обязательных
простейших теста, отражающих уровень
развития основных физических качеств:
скоростно-силовой подготовленности (бег
100 м), силовой подготовленности «ключевых»
групп мышц для мужчин и женщин; общей
выносливости (бег 3000 м у мужчин и 2000 м
у женщин). На основании результатов тестирования
каждый студент может определиться, каким
видом спорта ему заняться для повышения
своих функциональных возможностей или
для акцентированного развития какого-либо
недостаточно развитого качества (быстроты,
силы, выносливости).
3. Выбор видов спорта
и систем физических упражнений
для активного отдыха.
Значительная часть студентов
при всей программной регламентации занятий
по учебной дисциплине «Физическая культура»
воспринимает их как активный отдых, как
«разрядку» от однообразного аудиторного
учебного труда. Право студента выбирать
различные виды спорта, системы физических
упражнений только поддержит его интерес
к таким занятиям.
Существенную роль в возникновении
и протекании эффекта активного отдыха
играют не только особенности предшествующего
утомления (умственного, физического,
нервно-эмоционального), но и психологическая
настроенность человека, его эмоциональное
состояние и даже темперамент. Так, если
человек легко отвлекается от работы,
а затем быстро в неё включается, если
он общителен с окружающими, эмоционален
в спорах, для него предпочтительными
будут игровые виды спорта или единоборства;
если же он усидчив, сосредоточен в работе
и склонен к однородной деятельности без
постоянного переключения внимания, если
способен в течение продолжительного
времени выполнять физически тяжелую
работу, значит, ему подойдут занятия длительным
бегом, лыжным спортом, плаванием, велоспортом.
13
Главное при этом, чтобы студент получал
от занятий избранным видом спорта эмоциональную
удовлетворенность, что и будет способствовать
его активному отдыху.
4. Выбор видов спорта
для достижения наивысших спортивных
результатов предполагает попытку
совмещения успешной подготовки
к избранной профессии в вузе
с объемной, физически и психологически
тяжелой спортивной подготовкой
к достижениям высоких результатов
в большом спорте (4, С.106).
Современная наука о спорте
достаточно детально изучает проблему
становления личности в большом спорте
- от новичка до мастера спорта международного
класса. Ныне в каждом виде спорта разработаны
основы спортивного отбора молодежи, определены
этапы многолетней подготовки к рекордным
результатам. Специалистами установлены
контрольные требования к физическому
развитию, к уровню функционирования и
взаимодействия отдельных систем организма,
к параметрам психической устойчивости
и многое другое для каждого этапа многолетней
подготовки. В соответствии с этими требованиями
определяют успешность и своевременность
прохождения установленных этапов спортивного
пути, который в среднем занимает около
10 лет непрерывной подготовки.
В последнее время приобрели
популярность зарубежные системы физических
упражнений различной направленности.
Наибольшее распространение получила
система силовых упражнений, которую в
нашей стране назвали атлетической гимнастикой.
Она имеет как соревновательный вариант,
так и оздоровительно-коррегирующий. Среди
женщин большой популярностью пользуется
аэробика, или ритмическая гимнастика.
Ритмическая гимнастика общедоступна
и высокоэффективна. В особую группу выделены
восточные системы физических упражнений.
Наибольшей популярностью здесь пользуются
элементы из ушу, йоги, каратэ, а также
система ограниченного воздействия цигун.
14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во всём мире существует всего
лишь два вида спорта. Различаются они
между собой в основном по целям и задачам,
которые перед собой ставят, и теми, кто
занимается тем или иным видом спорта.
Это массовый спорт и спорт высших достижений.
С помощью массового спорта
люди во всём мире обретают возможность
совершенствовать свои физические качества
и двигательные возможности, укреплять
здоровье и продлевать творческое долголетие,
а, следовательно, противостоять нежелательного
воздействия на организм современной
экологии, ритма информационной жизни.
Главной целью спорта высших достижений
является достижение максимально возможных
спортивных результатов на всевозможных
спортивных состязаниях, соревнованиях
и, естественно, на Олимпиадах.
Единая спортивная классификация
необходима для того, чтобы сравнить уровень
достигнутых результатов как в одной спортивной
дисциплине, так и между различными видами
спорта.
Значительная часть студентов
при всей программной зарегламентированности
занятий по учебной дисциплине «Физическая
культура» воспринимает их как активный
отдых, как разрядку от однообразного
аудиторного учебного труда. И чем выше
заинтересованность студента в этих занятиях,
тем выше и сам разносторонний психофизический
эффект такой физической нагрузки.
Анализ мотивов студентов при
выборе ими тех или иных видов спорта для
занятий в вузе показывает, что при всем
их многообразии на практике в основном
наблюдается несколько вариантов физкультурно-спортивных
интересов.
15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бароненко, В.А. Здоровье и
физическая культура студента / В.А. Бароненко.
– М.: Альфа-М, 2003. – 352 с.
2. Барчуков, И.С. Физическая
культура и спорт / И.С. Барчуков.
– М.: Академия, 2006. – 386 с.
3. Грачев, О.К. Физическая
культура студента / О.К. Грачев. –
Ростов-на-Дону: МарТ, 2005. – 464 с.
4. Конева Е.В. Физическая
культура / Е.В. Конева. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2006. – 361 с.
5. Решетников, Н.В. Физическая
культура / Н.В. Решетников. – М.: Академия,
2005. – 152 с.
6. Основы спортивной тренировки
и методы контроля за состоянием
организма студентов в вузе / под ред. Т.Г.
Савкина. – М.: Физкультура и Спорт, 2005.
– 374 с.
7. Физическая культура
студента / под ред. В.И. Ильинича. –
М.: Гардарики, 2005. – 445 с.