Информационные компьютерные технологии в физическом воспитании дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 19:52, доклад

Описание работы

С древнейших времен педагогика ориентировала преподавателя на индивидуальный подход к учащемуся, позволяющему наиболее полно учитывать его личностные особенности: индивидуальные психические и физические свойства, генетические задатки и способности, направленность на определенные виды деятельности, психическое состояние, социальные условия жизнедеятельности и мн. др. Со времен Я.А. Коменского в дидактике настойчиво провозглашается принцип индивидуального подхода и природосообразности в обучении и воспитании.

Содержание работы

1. Информационные компьютерные технологии в физическом воспитании дошкольников………………………………………………………..3
2. Необходимые условия для занятий детей дошкольного возраста с компьютером………………………………………………………………………7
Заключение…………………………………………………………………10
Литература………………………………………………………………….12

Файлы: 1 файл

доклад.docx

— 24.97 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

«Армавирская государственная педагогическая академия»

Факультет начального и дошкольного образования

Кафедра философии, права и социально-гуманитарных наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема доклада:

«Информационные компьютерные технологии в физическом воспитании дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 301группы очного отделения ФДиНО Коськова Елена

Научный руководитель:

Кандидат педагогических наук, доцент Родионова О. Н.

 

 

 

 

Армавир

2015г.

Содержание

 

1. Информационные компьютерные  технологии в физическом воспитании дошкольников………………………………………………………..3

2. Необходимые условия  для занятий детей дошкольного  возраста с компьютером………………………………………………………………………7

Заключение…………………………………………………………………10

Литература………………………………………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Информационные  компьютерные технологии в физическом воспитании дошкольников

 

С древнейших времен педагогика ориентировала преподавателя на индивидуальный подход к учащемуся, позволяющему наиболее полно учитывать его личностные особенности: индивидуальные психические и физические свойства, генетические задатки и способности, направленность на определенные виды деятельности, психическое состояние, социальные условия жизнедеятельности и мн. др. Со времен Я.А. Коменского в дидактике настойчиво провозглашается принцип индивидуального подхода и природосообразности в обучении и воспитании.

В настоящее время практически все педагоги осознали необходимость реформирования системы образования с тем, чтобы ребенок действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания воспитателей, исследователей, разработчиков программ образования, средств обучения, административных работников.

Однако многочисленные попытки повысить эффективность образовательных систем без адекватного инструментально-технологического обеспечения ведут в тупик, так как совершенствование человеческой деятельности в сферах материального и духовного производства всегда опирается на более совершенные орудия производства.

Современный этап развития российского общества характеризуется глубокими экономическими и социальными преобразованиями, основанными, в числе прочего, на широком использовании достижений научно-технического прогресса, в частности, информационных компьютерных технологий. Под информационными компьютерными технологиями понимаются методы подготовки, передачи и хранения информации на базе компьютера.

Государственные инвестиции должны быть направлены на воспитание и образование нового человека. Особого внимание заслуживает проблема освоения дошкольными педагогами новейших достижений науки и передового опыта. В частности создание системы информационного обеспечения процесса физического воспитания детей и молодежи становится важнейшей предпосылкой развития инновационных процессов в этой сфере образования и культуры.

Актуальность использования информационных компьютерных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, не разработанностью в теории и практике дошкольной педагогики и методике физического воспитания педагогических условий использования информационных компьютерных технологий, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ и здоровье сберегающих компьютерных технологий.

И если сегодня уже абсолютно обоснованно можно говорить о допустимости использования компьютера в работе с детьми дошкольного возраста, то теоретические, дидактические и методические аспекты подобной работы еще требуют всестороннего и глубокого изучения. В настоящее время не вызывает сомнения, что прогресс педагогических технологий без учета функциональных возможностей организма учащихся невозможен.

Традиционному образованию нужен здоровье сохраняющий способ организации учебной деятельности, позволяющий значительно снизить физиологическую «цену» обучения. Одним из способов сохранения здоровья детей в процессе их обучения является использование информационных компьютерных технологий.

К сожалению, используемые в нашем дошкольном образовании технологии в целом ближе к суммирующим знания, чем к развивающим интеллект. И перенос центра тяжести с первых технологий на вторые -- насущная задача образования на всех уровнях.

Кроме прочего, это будет вкладом и в оздоровление общества. Компьютер многофункционален, его устройство таково, что он может быть полезен человеку любой профессии. Именно универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в образовании.

Уже к середине 80-х гг. прошлого столетия был накоплен некоторый опыт, который показал, что в образовании компьютер может быть применен не только как практическое пособие на уроках информатики, но и как обучающее средство, расширяющее возможности воспитательно-образовательного процесса всех учебных заведений -- от детского сада до средней школы и вуза.

Применение информационных компьютерных технологий в сфере образования может повысить эффективность учебного процесса и способствовать сохранению здоровья занимающихся за счет полного использования тех преимуществ, которые приносит в образовательный процесс компьютер, обеспечивая должное соответствие образовательных программ индивидуальным особенностям и способностям детей.

Компьютерные средства обучения многие исследователи называют интерактивными, т. к. они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

Необходимо отметить, что компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. Перед исследователями, практиками и учеными сама жизнь поставила несколько задач:

· первоначально ввести компьютеры в детские сады;

· создать модели применения компьютера для воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;

· изучить влияние компьютера на поведение, познавательное развитие детей, а также возможности применения компьютера для коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в физическом и психическом развитии.

Чтобы быть эффективными, процессы обучения и воспитания должны быть эмоциональными, позитивными и комфортными. Применение современных информационных технологий снимает у ребенка страх самовыражения, стимулирует творческую активность, освобождает от физиологических ограничений: ребенок, не умеющий рисовать, может заниматься дизайном и графикой с применением графических редакторов; ребенок, переживающий страх проверки знаний, тестируется доброжелательной компьютерной программой и т. д.

Сам процесс учебного труда становится легче, когда рутинные операции выполняются машиной, когда оперативно привлекаются необходимые источники текстовой, графической и аудиовизуальной информации; при этом результатом работы ребенка является эстетически красивый, технически грамотный и, что очень важно, доступный для трансляции и применения другими людьми практически значимый продукт.

То, о чем мечтал творец «золотого правила дидактики» ЯА. Коменский, то, что как прописные истины провозглашалось в учебниках по педагогике, но далеко не всегда реализовывалось, при помощи информационных и коммуникационных технологий стало реальностью. Познание, вооруженное эффективными инструментами, не ограниченное возможностями коммуникации или психосоматики человека, становится эмоционально привлекательным для личности, обретает более высокие параметры ценностной значимости.

Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только во взаимодействии воспитателя, ребенка и компьютера можно достичь положительного результата. То, какие цели ставит перед собой воспитатель, какими путями добивается их решения, определяет характер и силу воздействия, которое оказывает компьютер на ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Необходимые  условия для занятий детей  дошкольного возраста с компьютером

Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия за компьютером. Они могут проводиться лишь в присутствии воспитателя или преподавателя, который несет ответственность за безопасность ребенка. Для проведения таких занятий необходим специальный кабинет, площадь которого определяется из расчета 6 мІ на одно рабочее место (стул и стол), оборудованное с учетом роста детей. Стул обязательно должен иметь спинку.

Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. Для защиты от света могут быть использованы легкие шторы или жалюзи. Освещенность поверхности стола и клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экрана - не более 200 лк.

При работе компьютеров в помещении создаются специфические условия: уменьшается влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей.

Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами. Пол должен иметь антистатическое покрытие; использование ковров и ковровых изделий не допускается.

Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимы проветривание кабинета (до и после занятий) и влажная уборка - протирка столов и экранов дисплеев, протирка полов (до и после занятий).

Хотя дети не так долго, как взрослые, работают на компьютере, опасность неблагоприятного влияния от контакта с ним сохраняется. В целях предупреждения переутомления следует ограничить длительность работы ребенка за компьютером, проводить гимнастику для глаз, правильно обустроить рабочее место, использовать только качественные программы, соответствующие возрасту ребенка.

В результате многолетних исследований были экспериментально обоснованы физиолого-гигиенические, медицинские рекомендации по организации занятий с использованием компьютеров для дошкольников. Они существенно расширяют и уточняют действующие, но уже устаревшие санитарные правила и нормы, составленные с учетом результатов исследований конца 80-х -- начала 90-х годов прошлого столетия, проведенных при работе детей на компьютерах низкого качества.

Обобщая результаты исследований, в том числе Института возрастной физиологии РАО, осуществленных с использованием современной компьютерной техники, можно привести следующие рекомендации:

 Самые жесткие  требования необходимо предъявлять к монитору.

Монитор должен соответствовать международным стандартам безопасности -- MPR II или ТСО 99, иметь маркировку LR -- Lowradiation. Частота кадровой развертки должна быть не менее 70 Гц. Размер зерна не должен превышать 0,25-0,28 мм. На современном этапе лучшими по безопасности признаются мониторы на жидких кристаллах системы LCD, так как они лишены многих недостатков, присущих мониторам с электронно-лучевым кинескопом. В связи с этим желательно, чтобы дети, особенно дошкольники, пользовались компьютером, оснащенным именно таким монитором.

2. Сам компьютер (системный  блок) должен быть не ранее 1997 г. выпуска, что соответствует уровню  Pentium II. Компьютеры предыдущего поколения не обладают современными техническими возможностями и не поддерживают современное программное обеспечение.

3. Важную роль в уменьшении  физической нагрузки на ребенка  при работе с компьютером играет  правильно подобранная мебель, соответствующая возрасту и росту ребенка.

4. Монитор с электронно-лучевым  кинескопом обязательно должен  быть установлен задней стенкой к стене.

5. Компьютер должен устанавливаться  в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка.

6. Комната должна иметь  хорошее, равномерное освещение, не  допускающее бликов на экране монитора.

7. Для ребенка 6 лет, если  он абсолютно здоров, т. е. относится  по состоянию здоровья к 1-й  группе здоровья, максимальный предел  одноразовой работы на компьютере - 15 мин.

Однако не все дети дошкольного возраста абсолютно здоровы, многие из них имеют те или иные отклонения от нормы, или даже хронические заболевания.

Для всех детей 5 лет и для детей 6 лет, имеющих отклонения в состоянии здоровья, время работы лучше сократить до 10 мин; для ребят постарше время работы не более получаса. Для детей, относящихся к группе риска по состоянию зрения, время, проведенное у компьютера, следует дозировать индивидуально. При этом периодичность занятий с одним ребенком должна быть не более двух раз в неделю.

Информация о работе Информационные компьютерные технологии в физическом воспитании дошкольников