Использование инновационных технологий на занятиях по физической культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 15:18, реферат

Описание работы

В условиях интеграции отечественной высшей школы в европейскую систему высшего образования значительно возрастает роль технологического развития физической культуры, так как только своевременная смена педагогических технологий может обеспечить повышение качества физической культуры в целом.

Файлы: 1 файл

фк рефка.docx

— 33.58 Кб (Скачать файл)

Федеральная таможенная служба Российской Федерации

Государственное казенное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования 

«Российская таможенная академия»

Владивостокский филиал

 

______________________________________________________________

 

 

Реферат

 

Студента                            Шатилова Романа Игоревича


группа         341        форма обучения                            очная


                           юридического                              факультета           


на тему: «Использование инновационных технологий на занятиях по физической культуре.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владивосток

2013

В условиях интеграции отечественной  высшей школы в европейскую систему  высшего образования значительно  возрастает роль технологического развития физической культуры, так как только своевременная смена педагогических технологий может обеспечить повышение  качества физической культуры в целом.

Стало очевидно, что старые формы физической культуры одряхлели, обесценились ее базовые ценности. Наметившийся разрыв между требованиями к содержанию физической культуры, наряду с ревизией ее базовых ценностей, указывают на признаки переживаемого  в данной культурной сфере кризиса. Совершенно очевидной стала и  слабость теории физкультурного образования, построенная на принципе рефлексии.

Основная ошибка сделанных  шагов в модернизации физической культуры – их абстрактный характер. В новых условиях вузы продолжают действовать в рефлексивном режиме, ориентируясь, главным образом, на проблемы ресурсного обеспечения учебного процесса, в меньшей степени занимаясь  обоснованием стратегии развития физической культуры. Поэтому сегодня необходимо критически переосмыслить современную  теорию и практику физкультурного образования  студентов. [2]

Следует признать, что коэффициент  отдельных компонентов физической культуры, например, студенческого  спорта, остается достаточно высоким. В этой связи актуально внедрение  его технологий, например, «спорта  для всех» («sport for all»), «спорта для  каждого» («sport for everyone»); «fitness» (с англ. быть в форме), «trim» (от глагола to trim – приводить в порядок), «new games» (новые игры, такие как стритбол, пляжный волейбол, и др.), «green sport» («зеленый спорт» - альпинизм, ориентирование, скалолазание и др.), «move for health» (движение ради здоровья), востребованных студентами многих европейских вузов.

Технология в широком  смысле – это организация сбалансированной по организационным, материальным, информационным и кадровым ресурсам, эффективно развивающейся  системы физической культуры, отвечающей современным запросам студенческой молодежи. Она охватывает всю совокупность процессов формирования высоких  физических кондиций студентов, с помощью  которых реализуется целостность  обучения и спортивной тренировки, регулирующих операционный состав двигательной деятельности студентов, ее структуру и развитие.[4]

Говоря о технологии, внимание акцентировано на гарантированном  конечном результате при выполнении определенного набора действий. Однако одна и та же технология в руках  разных исполнителей может каждый раз  выглядеть по-иному: здесь неизбежно  присутствие личностной компоненты мастера, особенно­стей контингента  учащихся, их общего настроения и пси­хологического  климата в коллективе. Результаты, достигнутые разными педагогами, использующими одну и ту же техно­логию, будут различными, однако близкими к некоему среднему индексу, характеризующему рассматриваемую технологию.

Особое значение имеет  авторская идеология, придающая  содержанию учебно-тренировочного процесса личностно-ориентированный характер с учетом многообразия видов и  форм физической культуры. Спортивно  ориентированные технологии (например, технологии «Sports Engineering») ориентированы  на дидактическое использование  научного знания, научную организацию педагогического процесса с учетом эмпирических инноваций преподавателей и направлены на достижение высоких спортивных результатов.

Высокий педагогический потенциал  в спортивной реструктуризации педагогического  процесса имеют методические приемы, воссоздающие в тренировке конкретные ситуации соревновательной деятельности студентов - типа «Sports Case study» и «Action learning». Они позволяют объективно определить лимитирующие факторы подготовленности студентов, наметить конкретные шаги к  их преодолению.[2]

Обучающие технологии типа innovative learning направлены на коррекцию  взаимодействия опорно-двигательного  аппарата и сенсорных систем. Предусмотрено  широкое использование комплексов специальных упражнений с заданными  и вариативными параметрами, скорости и темпа. Рабочие программы аэробной направленности (с низкой - Low impact и  высокой - High impact нагрузкой) могут быть представлены как в виде модульных  программ, обеспечивающих не только повышение  мощности гемодинамической системы  организма, развитие емкости аэробного  механизма энергообеспечения, но и  быть частью комплексных занятий, сочетающих различные варианты аэробных и смешанных  нагрузок.

Спортивная специфика  учебно-тренировочного процесса предусматривает  освоение более высоких объемов  тренировочных и соревновательных нагрузок, их оптимизацию и сбалансированность. Повышенная энергоемкость осваиваемых  физических нагрузок приводит к устойчивым морфологическим изменениям, повышению  мощности важнейших функциональных систем организма, и укреплению иммунных систем.

Специалисты по физической культуре все чаще пользуются терминами  «инновационная технология», «авторская программа», «экспериментальная методика», а также различные сочетания  этих слов.

Сегодня наблюдается повышение  интереса специалистов по физической культуре к разработке новых вариантов  педагогического процесса, в описании и распространении своего опыта.[1]

Авторская программа должна быть действительно новой, то есть строиться  на принципиально других позициях, а не предлагать использовать в рамках старой программы новое (модное) содержание. Принято условно считать, что  привнесение в программу изменений  менее 50 % является ее модификацией, то есть видоизменением в зависимости  от существующих условий. Если изменения  охватывают от 50 до 75 % материала - экспериментальной  и лишь более 75 % (то есть, по сути, совершенно новое видение деятельности) - авторской. Рассмотрение с этих позиций программ по физической культуре, появляющихся в печати, показывает, что большинство  из них - вариации известных программ.

Частое использование  прилагательного «инновационная»  в различных как научных, так  и методических публикациях характеризует  инновационные процессы, происходящие в физической культуре. Для понимания  этих процессов необходимо определиться в понятиях «новшество», «новация», «инновация».

Новшество - это новое (новая  идея) в практике какой-либо деятельности, в частности, в образовании.

Новация - это первая реализация новшества в естест­венных условиях, т.е. новация – это новшество, которое опробуется в рамках экспериментальной  работы.

Инновация – это внедренное, распространенное в практике образования  новшество.

Особенности распространения  новшества заключаются в следующем: новшество адекватно осознается не сразу; готовность новшества к  распространению связана с наличием образца; новшество в процессе распространения  меняется, превращаясь в семейство  схожих инноваций, воспринимаемых специалистами  первоначально как одно и то же, и только затем дифференцируемых; общественные настроения и общественное мнение выступают катализаторами распространения  новшества.

Появление и распространение  инновационных технологий в физической культуре носит преимущественно  стихийный характер и часто сопровождается созданием вокруг некоторых из них  искусст­венной атмосферы ажиотажа и сенсационности.[1]

СПАРТИАНСКИЕ ИГРЫ — НОВАЯ  МОДЕЛЬ СПОРТА ДЛЯ ВСЕХ

Идея Спартианских игр  как новой соревновательной модели спорта для всех впервые была сформулирована профессором, доктором философских  наук, президентом Координационного комитета спартианского движения В.И. Столяровым в рамках разработанного им в 1990 г. проекта под названием  “СпАрт” (“SpArt”), которое производно от трех английских слов: “Spirituality”  — духовность, “Sport” — спорт  и “Art” —искусство.

Данный проект основан  на результатах более чем двадцатилетних исследований автора и его учеников в области философско-методологических, культурологических, педагогических и  социологических проблем физической культуры, здорового образа жизни, спорта, олимпийского движения, искусства и  культуры.

Основная цель проекта: содействовать  возрождению и дальнейшему развитию духовно-нравственных начал спорта, его гуманизации, укреплению связей с искусством, а на основе этого  — решению ряда важных социально-культурных задач:

1) формированию физически  здоровой, творчески активной личности, которая включена в процесс  постоянного самосовершенствования,  разностороннего развития и проявления  своих способностей, а в своем  отношении к другим людям и  к природе отдает приоритет  духовно-нравственным, эстетическим  ценностям, 

2) организации активного,  творческого отдыха, общения и  сотрудничества, в том числе международного, различных групп населения: детей,  подростков, молодежи и взрослых, спортсменов и тех, кто занимается  искусством, наукой, техническим творчеством  и т.п., лиц с ограниченными  возможностями здоровья (инвалидов)  и тех, кто не имеет таких  ограничений, и т.д.[2]

Для достижения этой цели проект предусматривает использование  комплекса средств и методов. Важнейшее место среди них  занимают Спартианские игры. Они имеют  специфические цели и задачи:

повышение ориентации участников Игр на гармоничное духовное и  физическое развитие, разностороннее и творческое проявление своих способностей, самосовершенствование;

исключение грубости, насилия, агрессивности, национализма и т.п. из поведения участников соревнований, формирование у них стремления к  красоте действий и поступков;

создание условий для  того, чтобы каждый участник мог  попробовать свои силы и проявить свои способности в различных  видах творческой деятельности - спорте, искусстве, техническом творчестве и др.;

совместное и равноправное участие в Играх людей разного  возраста, пола, физического состояния  и т.д., включая лиц с ограниченными  физическими или интеллектуальными  возможностями (инвалидов);

содействие сохранению и  развитию самобытной национальной и  народной культуры.

Одна из важнейших особенностей Спартианских игр состоит в том, что их программа включает в себя “спартианские агоны” (агон по-гречески — борьба, состязание, турнир) —  новые, комплексные формы соревнования, в которых спорт гармонично сочетается с искусством и с другими видами творческой деятельности. [2]

Спартианское многоборье. Программа этого спартианского  агона включает в себя: спортивные соревнования; соревнования по туризму  и ориентированию; конкурсы в различных  видах искусства (в пении, танцах и т.д.); конкурс знатоков спорта и  искусства: конкурсы технического творчества и др. Программа спартианского  многоборья сходна с некоторыми Играми Древней Греции. На этих Играх кроме  атлетов выступали певцы, танцоры, музыканты, которым тоже присуждались призы за победу. Программа первых современных Олимпийских игр  и ряда соревнований, турниров, фестивалей, проводимых в настоящее время, также  включала в себя не только спортивные соревнования, но и художественные (творческие) конкурсы.

Принципиальное отличие  спартианского многоборья от всех этих Игр и соревнований заключается  в том, что каждый его участник должен выступить в спортивных соревнованиях  и в художественных (творческих) конкурсах, а при определении  победителей участникам дается комплексная  оценка с учетом результатов их выступления  во всех этих соревнованиях и конкурсах.

Стартатлон (Спартианская демонстрация атлетизма). Программа данного агона  включает в себя два основных элемента.

1) Демонстрацию силы, гибкости, меткости или других физических  качеств, а также необычных  физических упражнений: а) тем  способом, который указан организаторами; б) тем способом, который придуман  участниками, но с использованием  предметов (приспособлений), предложенных  организаторами; в) тем способом  и с использованием тех предметов  (приспособлений), которые придуманы  самими участниками. 

2) Творческую демонстрацию  как можно большего числа различных  физических качеств (силы, меткости  и др.) с использованием тех  предметов (приспособлений), которые  предложены организаторами.

Информация о работе Использование инновационных технологий на занятиях по физической культуре