Исследования тактической подготовки кикбоксеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 23:03, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования является: повысить эффективность тактической подготовки кикбоксёров 14-16 лет.
Объектом исследования является тренировочный процесс кикбоксёров 14-16 лет.
Предметом исследования содержание тактической подготовки кикбосёров 14-16 лет.
Гипотеза: Предполагаем, что использование методики совершенство – вания тактической подготовки кикбоксёров 14-16 лет, окажет положитель- ное влияние на уровень основных показателей соревновательной деятельности (коэффициент эффективности атаки, коэффициент надёжности защиты).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА
Тактическая подготовка………………………………………...5
Характеристика тактических действий

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

      Дальняя дистанция: особенно заметны различия в защитных действиях, маневрировании и финтовании, т.е. в обеспечивающих действиях, помогающих созданию тактических ситуаций для результатив- ных действий, связанных с выполнением ударов.

      Средняя дистанция: при более низком качестве действий боксёры группы резерва активнее стремились к дистанции: 46,2% ориентирова -  лись на первую программу, тогда как в основном составе таких была третья часть, а остальные предпочитали использовать среднюю дистанцию в комбинации с дальней. Вновь различия заметны, прежде всего, в обеспечивающих действиях (защите, работе туловищем), что определяет превосходство боксёров основного состава в ответных контратаках. Вместе с тем, эффективность работы туловищем у боксёров основного состава и особенно резерва невысока. Что снижает

13

возможности использования дистанции. Ближняя дистанция: боксёры группы резерва в большинстве (70%) своём ориентировались на вторую программу, остальные – на третью; тогда как в основном составе по третьей программе действовало две трети спортсменов. Более организованное ведение боя представителями основного состава предопределялось превосходством в обеспечивающих действиях (вход в ближний бой и выход, позиции ближнего боя, защитные действия).

      Выводы:

  1. Анализ специальной литературы и изучения практического опыта показали, что применяемые в тактике бокса показатели дают лишь ограниченные представления об отдельных её сторонах. Исследова – ниями, направленными на создание целостного подхода к изучению тактики, установлено:

             - Непременным условием достижения высших результатов

                является универсальность тактической подготовки бок –

                сёров  в ведении на трёх дистанциях – дальней, средней,

                ближней.

              - Различные возможности приспособления к специфическим

                 пространственно-временным условиям тактической дея-

                 тельности на каждой дистанции, связанные с индивиду –

                 альными психофизическими и морфологическими особен –

                 ностями боксёров, определит место и значимость дистан –

                 ции в их  манере боя.

               - Минимальными требованиями тактической универсаль –

                 ности для боксёров высшей квалификации можно считать

                 владение с достаточной эффективностью полной програм-

                 мой действий на ведущей для него (100% значимости) дис-

                 танции, программой эпизодических действий на следующей по

                 значимости (до 75%) дистанции и ограниченной на наименее

14

                   значимой (до 45%) дистанции.

  1. Методика позволяет определить эффективность основных тактических действий на дальней, средней, ближней дистанциях во взаимосвязи со значимостью каждой дистанции для индивидуальной манеры боя спортсмена.
  2. Специфика тактического мастерства боксёров атакующего и комбинирующего стилей выражается в следующем:

              - На дальней дистанции эффективность тактических дей-

                ствий выше у боксёров комбинирующего стиля.

               - На средней и ближней дистанции, у боксёров атакующего

                 стиля выше эффективность результативных действий,

                 за исключением ответных контратак.

  1. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют, что совершенствование тактического мастерства боксёров со сложившейся манерой боя проходит более успешно, если оно направлено не на преимущественно ударные действия, а на их сочетание с обеспечивающими действиями. Менее консервативные по своей структуре обеспечивающие действия позволяют расширять варианты применения ударных действий. Это упрощает задачи обновления тактического арсенала, повышая эффективность отдельных компонентов тактики более чем на 10% и тактических соединений – на 5%.

 

      При необходимости расширения технологического репертуара боксёров предложено: 1. дополнение устойчивых навыков ударных действий новыми 

                         вариантами манёвров, финтов, исходных положений, повыше-

                         ние вариативности ударных комбинаций за счёт смены акцен-

                         тов, изменения порядка и направления в нанесения ударов.

                       2. освоение связок между привычными приёмами атак и контр-

15

                            атак для превращения  их в повторные комбинации.

 

      Мартынов А.С. провёл исследование направленное на выявление особенностей распознавания.  Для разработки указанной методики был проведён ряд исследований по выявлению особенностей распознавания и применения финтов и ударов у боксёров старших спортивных разрядов. В них приняло участие 284 спортсмена. Использовались методы анкетного опроса, педагогического наблюдения, лабораторных экспериментов.

      Предлагаемая методика была апробирована в ходе девятимесячного эксперимента с двенадцатилетними новичками. Под наблюдением находилось две опытные и две контрольные учебные группы, равнозначность которых была доказана результатами тестирования. Боксёры контрольных групп обучались по общепринятой методике А.И. Булычёва. Учебный план опытных групп юных боксёров отличался тем, что на теоретические занятия (за счёт практических) было отведено на 15 часов больше.

      Это время использовалось для анализа боёв и кинотелевизионных записей. Распределение учебного материала осуществлялось таким образом, что сразу же после овладения основной техники каждого из ударов (2 занятия) боксёры изучали одноимённые финты (2 занятия) и учились эффективному распознаванию и применению их для подготовки атак и контратак (3 занятия). После этого проводились условные контрольные бои (1,5 мин.), в которых один из боксёров должен был выполнить в произволь – ной последовательности финты и удары, а другой – отвечать на финты шагом назад, на удары – соответствующей подставкой. Об умении боксёров применять финты и отличать их от ударов можно судить по числу адекватных ответов.

      Каждый последующий финт использовался в сочетании с изученными ранее финтами и ударами; на это отводилось в среднем четыре занятия. Следовательно, постепенно расширялся технико-тактический арсенал      

16

действий боксёра, и усложнялись условия распознавания финтов и ударов противника. В течение учебного года боксёрам боксёрам необходимо было овладеть пятью основными видами финтов (прямой левой в голову и туловище, боковой левой и голову) и научиться отличать их от ударов.

      Основной формой занятий были учебно-тренировочные уроки, в которых боксёры кроме развивающих выполняли специальные упражнения на применения и распознавание специфических и обманных неспецифических действий.  К первым относились не доведённые до цели удары, ко вторым – ложные толчки руками, ложные броски волейбольными теннисными мячами. Принцип построения этих упражнений заключался в следующем.

  1. Боксёр выполняет истинное действие, на которое партнёр должен реагировать защитным или ответным действием: на удар – защитой подставкой, уклоном или ответным ударом; на ложные толчки руками – отбивами, уходами, уклонами, сайдстепами или ответными толчками; на броски мячами – уклонами, подставками или ответными бросками. 
  2. Боксёр чередует вначале в определённой, а затем в произвольной последовательности истинные действия и финты, стремясь последние выполнить таким образом, чтобы вызвать у партнёра реакцию, как на истинное действие. Партнёр должен не реагировать на финты и своевременно отвечать на истинное действие.
  3. Боксёр выполняет финт или истинное действие. В случае защитной реакции партнёра на финт боксёр сразу же после него атакует.
  4. То же упражнение, но при реакции партнёра на финт ответным действием боксёр контратакует.
  5. Боксёр подготавливает атаку или контратаку.
  6. Обоюдное выполнение задания на применение и распознавание финтов в условиях противоборства. Как правило, продолжительность выполнения упражнений была равна двум раундам (с минутным

 

17

перерывом), чтобы каждый из боксёров побывал в роли атакующего и распознающего (большей или меньшей, в зависимости от самочувствия занимающихся).

      Упражнения на применения и распознавания обманных специфичес – ких действий выполнялись в такой последовательности:

  1. имитационный бой с тренером;
  2. имитационный бой с партнёром;
  3. условный бой;
  4. вольный  бой;
  5. бой в усложнённых условиях с двумя более лёгкими боксёрами и с ограничением возможности передвижений;
  6. соревнования.

 

Для повышения у юных спортсменов интереса к занятиям, их эмоционального состояния широко использовался игровой метод. В условных и вольных боях им давалась установка на искусное обыгрывание противника, добиваясь преимущества за счёт быстрых и лёгких ударов, тщательно подготовленных маневрированием и финтами. Имитационные и условные бои, а также упражнения  с мячами и в парном взаимодействии проводились как соревнования, где каждый случай успешного применения и распознавания обманных действий оценивался определённым количеством очков.

      В упражнениях по применению и распознаванию финтов целесообразно было практиковать взаимное обучение; при этом атакующие боксёры, которые выполняли роль обучающих, стремились выполнять финты как можно выразительные, а удары – быстрее.

      Кроме того, искусством финта боксёры овладевали в упражнениях перед зеркалом, с боксёрской грушей и мешком, на лапах с тренером, в бою с «тенью». При изучении каждого из финтов внимание

18

занимающихся обращалось на признаки по которым их можно  отличить от ударов.

      Большую помощь оказывал кинотелевизионный метод, заключавшийся в следующем. С помощью видеомагнитофона снимали боксёров, выполняющих те или иные финты и удары перед зеркалом, в парном взаимодействии по заданию тренера, а также в условных, вольных и соревновательных боях. Просмотр записей позволял не только анализировать признаки финтов и ударов, но и выявлять технические, тактические ошибки боксёров и возможные варианты применения ими своего арсенала действий в каждой конкретной ситуации, так как запись видеомагнитофона можно остановить в любой момент. Работа с видеомагнитофоном способствовала более успешному усвоению боксёрами техники изучаемых приёмов и развитию их тактического мышления.

      Записи просматривали в ходе занятия, после него или перед следующим занятием. При такой вариативности срочности информации боксёры могли использовать кратковременную и долговременную память. Для многократных просмотров записи с видеомагнитофона снимали на киноленту, а затем показывали её боксёрам с помощью кинопроектора.

      Обучаясь по предложенной методике, боксёры опытных групп по сравнению с контрольными добились более высоких результатов. Так, в течение учебного года в опытных группах семь спортсменов выполнили норматив второго юношеского разряда и восемнадцать – третьего разряда, а в контрольных группах соответственно два и двадцать три. Кик-боксёры  опытных групп из 222 проведённых боёв выиграли 156, а контрольных из  231-93. По мнению тренеров, такого преимущества кик-боксёры опытных групп достигли за счёт более эффективного использования обманных действий и умения отличать их

 

19

от ударов. Об этом свидетельствуют  и результаты контрольных боёв между  группами кик-боксёров, где количество выполненных действий и их эффективность  фиксировались экспертами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

 

2.1. Цель исследования.

      Целью нашего исследования являлась исследовать тактическую подготовку кикбоксёров (14-16 лет).

 

2.2. Задачи исследования.

      Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:

    1. Проанализировать и обобщить данные научно – методической литературы по проблеме исследования тактической подготовки кикбоксёров.
    2. Определить влияние уровня тактической подготовки на уровень основных показателей соревновательной деятельности кикбоксёров 14-16 лет.
    3. Экспериментально обосновать методику индивидуального совершенствования тактической подготовки кикбоксёров 14-16 лет. 

 

2.3. Методы исследования.

      При решение поставленных задач были использованы следующие методы:

    1. Анализ научно-методической литературы по проблеме;
    2. Педагогическое наблюдение;
    3. Анализ киноматериалов;
    4. Педагогический эксперимент;
    5. Метод математической статистики.

 

21

 

ВЫВОД

      Проведённый в ходе работы анализ  и обобщение данных научно- методической литературы по проблеме исследования тактической подготовки кикбоксёров позволили установить следующее:

      - непременным условием достижения высших результатов является

        универсальность тактической подготовленности кикбоксёра в

Информация о работе Исследования тактической подготовки кикбоксеров