История адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 13:47, реферат

Описание работы

Адаптивная физическая культура - это вид (область) физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, и общества. Это деятельность и ее социально и индивидуально значимые результаты по созданию всесторонней готовности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, к жизни;
оптимизации его состояния и развития в процессе комплексной реабилитации и социальной интеграции; это специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида с отклонениями в состоянии здоровья (физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов.

Файлы: 1 файл

физра.docx

— 50.03 Кб (Скачать файл)

Министерство  культуры РФ

Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего

Профессионального образования

Санкт-Петербургский  государственный университет культуры и искусств

Кафедра физического воспитания

 

 

 

Реферат

По дисциплине «Физическая культура» на тему:

       «История  адаптивного физического воспитания  и адаптивного спорта»

 

 

 

Выполнил:

Студент учебной группы 24/1302

Факультета  мировой культуры

Алехина Дарья Александровна 

Проверил:

Заведующий  кафедрой физического воспитания

Доцент,к.б.н. В.Н.Бледнова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г.Санкт-Петербург

2013

Адаптивная  физическая культура - это вид (область) физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, и общества. Это деятельность и ее социально и индивидуально значимые результаты по созданию всесторонней готовности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, к жизни;

оптимизации его состояния  и развития в процессе комплексной  реабилитации и социальной интеграции; это специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида с отклонениями в состоянии здоровья (физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов.

Адаптивная физическая культура представляет собой значительно  более ёмкий и широкий социальный феномен, основной целью которого является социализация и ресоциализация личности инвалида или человека с отклонениями в состоянии здоровья, поднятие уровня качества их жизни,   наполнение её новым содержанием, смыслом, эмоциями, чувствами, а не только  их лечение  с помощью тех или иных физических упражнений или физиотерапевтических процедур.

В силу целого ряда объективных  условий и субъективных факторов инвалиды оказались в сфере деятельности медицины, в которой сравнительно недавно зародилось самостоятельное  направление – реабилитация –  комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление ( или компенсацию ) нарушенных функций организма, а  также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов.

В отличие от адаптивной физической культуры медицинская реабилитация в большей степени направлена на восстановление нарушенных функций  организма, а не на максимальную самореализацию человека в новых условиях, что  требует от самого больного или инвалида значительно большей активности и самостоятельности.

Отмечая несомненную пользу современных технологий профилактической медицины для инвалидов, подчеркнём, что адаптивная физическая культура предполагает значительн6о более  широкое привлечение средств  и методов физической  культуры, являющейся базой, основой социализации личности инвалида, его адаптации к трудовой деятельности или переквалификации и вообще саморазвития, самовыражения и самореализации.

Цель адаптивной физической культуры: максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счёт обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии ( оставшихся в процессе жизни ) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.

Максимальное  развитие с  помощью средств и методов  адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния предоставляет  каждому инвалиду возможности реализовать  свои творческие возможности и достичь  выдающихся результатов, не только соизмеримых  с результатами здоровых людей, но и  даже превышающих их.

Виды адаптивной физической культуры:

 - адаптивное физическое воспитание,

- адаптивный спорт,

- адаптивная двигательная  рекреация,

       - адаптивная  физическая реабилитация.

Адаптивное  физическое воспитание - формирование комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков, развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека, более полная реализация его генетической программы, становление сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида.

Адаптивный  спорт - формирование высокого спортивного мастерства и достижение инвалидами наивысших результатов в различных видах спорта в состязании с людьми, имеющими аналогичные проблемы со здоровьем.

Адаптивная  двигательная рекреация - активизация, поддержание или восстановление физических сил, профилактика утомления, развлечение, интересное проведение досуга, оздоровление через удовольствие или с удовольствием.

Адаптивная  физическая реабилитация - восстановление у инвалидов временно утраченных или нарушенных функций после перенесения различных заболеваний, травм, физических и психических перенапряжений помимо основного дефекта или заболевания.

  Функции адаптивной  физической культуры подразделяются  на 2 группы: педагогические и социальные.

АФК как учебная  дисциплина и область социальной практики.

«Теория и организация  адаптивной физической культуры» является главной профилирующей дисциплиной  в Госстандарте высшего профессионального образования, а «Теория и методика адаптивной физической культуры» — в Госстандарте среднего профессионального образования по соответствующим специальностям.

Адаптивная физическая культура базируется на классической или общей теории и методике физической культуры, которая выступает по отношению к ней в качестве более общего (родового) явления. Однако в отличие от базовой дисциплины адаптивная физическая культура основным своим объектом познания и воздействия рассматривает не здоровых, а больных людей, включая и инвалидов.

Именно своей ориентацией  на хронических больных и инвалидов  адаптивная физическая культура отличается от одного из разделов (видов) общей физической культуры, который называется оздоровительно-реабилитационная или лечебная физическая культура

Что касается сферы физической культуры, то она была ориентирована на людей здоровых или (как исключение) временно утративших те или иные функции, а что касается наиболее развитого как в теоретическом, так и в практическом плане раздела данного вида культуры -спорта, то он вообще предусматривал активную деятельность лиц не просто здоровых, но и моторно-одаренных.

В России высшее профессиональное образование в сфере физической культуры получали в подавляющем своем большинстве только здоровые люди, как правило, бывшие и действующие спортсмены, а ориентировано оно было на работу специалистов со здоровыми и двигательно-одаренными детьми и взрослыми.

В отличие от адаптивной физической культуры медицинская реабилитация направлена лишь на восстановление нарушенных функций организма, а не на максимальную самореализацию человека в новых условиях, что требует от больного или инвалида значительно большей активности и самостоятельности. Кроме того, используемые в реабилитации средства так или иначе ориентированы на средства традиционной медицины — медицинскую технику, массаж, физиотерапию, психотерапию, фармакологию и т.п., а не на естественные факторы - движение, здоровый образ жизни, рациональное питание, закаливание и др.

Таким образом, отмечая несомненную  пользу для инвалидов современных технологий профилактической медицины, подчеркнем, что адаптивная физическая культура предполагает значительно более широкое привлечение средств и методов данного вида культуры, являющихся базой, основой социализации личности инвалида, его адаптации к трудовой деятельности или переквалификации и вообще саморазвития, самовыражения и самореализации.

 

В последние годы интенсивно проводятся исследования, посвященные проблеме социализации личности под воздействием и посредством использования средств и методов физической культуры.

Под социализацией понимается процесс включения человека в  жизнь общества, усвоение опыта социальной жизни, образцов поведения, социальных норм, ролей и функций, вхождение  в социальную сферу и социальные группы.

В настоящее время социализацию все чаще определяют как двусторонний процесс: с одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, а с другой - в процессе социализации он активно приобщается к культуре, воспроизводит систему ценностей и социальных связей, влияет на жизненные обстоятельства, окружающих людей.

Выделяют три крупных  группы факторов (институтов) социализации. Первая - макрофакторы, которые являются условиями социализации всех или очень многих людей. Это космос, планета, мир в целом, страна, общество, государство. Вторая - мезофакторы. К ним относятся этнос и тип поселения (город, поселок, село), в котором живет человек. Третья - микрофакторы - семья, школа (система образования), общество сверстников и другие.

Социализирующая роль физической культуры, и особенно адаптивной физической культуры, выражается в том, что этот вид социальной практики оказывает глубокое и всестороннее воздействие на сущностные качества человека, развивая его физически и духовно. Облегчение условий вхождения человека в общественные процессы - основная цель адаптивной физической культуры в современном обществе.

Семья как первичная инстанция  социализации может самым различным  образом повлиять на отношение ребенка  к физической активности и установку на двигательную деятельность - и способствовать или препятствовать физической социализации. Отсюда вытекают два важных вывода для специалиста по адаптивной физической культуре:

1) необходимо самым серьезным образом работать с семьей (прежде всего, с родителями) детей с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, посвящая их в веру огромной целительной силы движения;

2) необходимо как можно раньше, буквально с первых дней жизни, начинать реабилитационные мероприятия с такими детьми с тем, чтобы добиться максимально возможного эффекта от занятий, а также с целью усиления положительного и смягчения отрицательного социализирующего влияния семьи на их психосоматическое развитие.

Для адаптивной физической культуры важно не только то, насколько  успешно усваиваются учениками  двигательные умения и навыки, но и  то, как успешно обеспечиваются при  этом процессы, способствующие усвоению социальных навыков. Приобретение моторных навыков, физическое совершенствование детей здесь является в большей степени поводом и средством, благоприятным условием для приобретения навыков социальных. Особенно когда речь идет о детях с отклонениями в развитии интеллектуальной сферы.

Помимо двух важнейших  инстанций социализации личности - семьи и школы - специалист по адаптивной физической культуре должен учитывать и такие существенные факторы, как культура (особенно при реализации креативных, художественно-музыкальных, телесно-ориентированных практик), общество (особенно влияние средств массовой информации), социальную принадлежность, пол, сообщество сверстников и другие факторы.

Структура и содержание физической культуры и  спорта инвалидов.

Физическая культура и  спорт инвалидов.

1. Физическая культура  и спорт слепых и слабовидящих;

2. Физическая культура  и спорт глухих и слабослышащих;

3. Физическая культура  и спорт физических инвалидов;

4. Физическая культура  и спорт умственно отсталых.

Объединяет все эти  категории одно - состояние малоподвижности, ограниченности в общении. Это состояние постоянно и в определенном смысле не является "болезнью" в медицинском понимании этого слова.

Потеря слуха, зрения, физические дефекты для таких людей состояние  постоянное, неподлежащее, к сожалению, медикаментозному воздействию. И с  врачебной точки зрения, если нет  сопутствующего заболевания, этот контингент определяется как "здоровые". Да и  физическая подготовленность, физическое развитие позволяет людям зачастую успешно трудиться в самых  различных сферах: на заводах, фабриках, лабораториях, в сфере обслуживания, преподавать и воспитывать, учиться в различных учебных заведениях.

В процессе бытовой и трудовой деятельности ими выполняются различные, порою значительные физические и психологические нагрузки.

Лучшим помощником в преодолении  всех жизненных трудностей являются физические упражнения.

Физическая культура среди  слепых и слабовидящих применяется  давно и имеет свои устоявшиеся традиции.

Работа среди этой категории  людей проводится регулярно, планомерно, в течение долгого периода  времени. Разработаны специальные  программы обучения, проводятся соревнования на первенство города, области, республик, страны, участвуют команды страны и на первенствах Европы и мира. Значительно хуже обстоят дела у  физических инвалидов. Отсутствие единой программы, спортивной базы, тренерско-преподавательского состава, недостаточное количество учебно-методических пособий не позволяет  пока осуществлять массовое вовлечение инвалидов с дефектами опорно-двигательного  аппарата в занятия физической культурой  и спортом.

В настоящее время физкультурно-спортивная работа ведется среди 4 групп инвалидов: с дефектами органов зрения, слуха, поражением опорно-двигательного аппарата, с нарушением интеллекта. Это объясняется  существованием организаций, объединяющих перечисленные группы: Всероссийское  общество слепых (ВОС), Всероссийское  общество глухих (ВОГ), Всероссийское  общество  инвалидов (ВОИ), объединяющее инвалидов с поражением опорно-двигательного  аппарата; Российская ассоциация «Олимп» (спортивная организация инвалидов  с нарушением интеллекта). Организационная  физкультурно-спортивная работа среди  членов ВОС и ВОГ ведется на предприятиях, в спецшколах. Среди  инвалидов с поражением опорно-двигательного  аппарата работа ведется, в основном, в спортивных клубах.

Информация о работе История адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта