Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 13:47, реферат
Адаптивная физическая культура - это вид (область) физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, и общества. Это деятельность и ее социально и индивидуально значимые результаты по созданию всесторонней готовности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, к жизни;
оптимизации его состояния и развития в процессе комплексной реабилитации и социальной интеграции; это специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида с отклонениями в состоянии здоровья (физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов.
Министерство культуры РФ
Федеральное
государственное
Профессионального образования
Санкт-Петербургский
государственный университет
Кафедра физического воспитания
Реферат
По дисциплине «Физическая культура» на тему:
«История
адаптивного физического
Выполнил:
Студент учебной группы 24/1302
Факультета мировой культуры
Алехина Дарья Александровна
Проверил:
Заведующий кафедрой физического воспитания
Доцент,к.б.н. В.Н.Бледнова
Г.Санкт-Петербург
2013
Адаптивная физическая культура - это вид (область) физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, и общества. Это деятельность и ее социально и индивидуально значимые результаты по созданию всесторонней готовности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, к жизни;
оптимизации его состояния и развития в процессе комплексной реабилитации и социальной интеграции; это специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида с отклонениями в состоянии здоровья (физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов.
Адаптивная физическая культура
представляет собой значительно
более ёмкий и широкий
В силу целого ряда объективных условий и субъективных факторов инвалиды оказались в сфере деятельности медицины, в которой сравнительно недавно зародилось самостоятельное направление – реабилитация – комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление ( или компенсацию ) нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов.
В отличие от адаптивной физической культуры медицинская реабилитация в большей степени направлена на восстановление нарушенных функций организма, а не на максимальную самореализацию человека в новых условиях, что требует от самого больного или инвалида значительно большей активности и самостоятельности.
Отмечая несомненную пользу современных технологий профилактической медицины для инвалидов, подчеркнём, что адаптивная физическая культура предполагает значительн6о более широкое привлечение средств и методов физической культуры, являющейся базой, основой социализации личности инвалида, его адаптации к трудовой деятельности или переквалификации и вообще саморазвития, самовыражения и самореализации.
Цель адаптивной физической культуры: максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счёт обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии ( оставшихся в процессе жизни ) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.
Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния предоставляет каждому инвалиду возможности реализовать свои творческие возможности и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и даже превышающих их.
Виды адаптивной физической культуры:
- адаптивное физическое воспитание,
- адаптивный спорт,
- адаптивная двигательная рекреация,
- адаптивная физическая реабилитация.
Адаптивное физическое воспитание - формирование комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков, развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека, более полная реализация его генетической программы, становление сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида.
Адаптивный спорт - формирование высокого спортивного мастерства и достижение инвалидами наивысших результатов в различных видах спорта в состязании с людьми, имеющими аналогичные проблемы со здоровьем.
Адаптивная двигательная рекреация - активизация, поддержание или восстановление физических сил, профилактика утомления, развлечение, интересное проведение досуга, оздоровление через удовольствие или с удовольствием.
Адаптивная физическая реабилитация - восстановление у инвалидов временно утраченных или нарушенных функций после перенесения различных заболеваний, травм, физических и психических перенапряжений помимо основного дефекта или заболевания.
Функции адаптивной
физической культуры
АФК как учебная дисциплина и область социальной практики.
«Теория и организация
адаптивной физической культуры» является
главной профилирующей
Адаптивная физическая культура базируется на классической или общей теории и методике физической культуры, которая выступает по отношению к ней в качестве более общего (родового) явления. Однако в отличие от базовой дисциплины адаптивная физическая культура основным своим объектом познания и воздействия рассматривает не здоровых, а больных людей, включая и инвалидов.
Именно своей ориентацией
на хронических больных и
Что касается сферы физической культуры, то она была ориентирована на людей здоровых или (как исключение) временно утративших те или иные функции, а что касается наиболее развитого как в теоретическом, так и в практическом плане раздела данного вида культуры -спорта, то он вообще предусматривал активную деятельность лиц не просто здоровых, но и моторно-одаренных.
В России высшее профессиональное образование в сфере физической культуры получали в подавляющем своем большинстве только здоровые люди, как правило, бывшие и действующие спортсмены, а ориентировано оно было на работу специалистов со здоровыми и двигательно-одаренными детьми и взрослыми.
В отличие от адаптивной физической культуры медицинская реабилитация направлена лишь на восстановление нарушенных функций организма, а не на максимальную самореализацию человека в новых условиях, что требует от больного или инвалида значительно большей активности и самостоятельности. Кроме того, используемые в реабилитации средства так или иначе ориентированы на средства традиционной медицины — медицинскую технику, массаж, физиотерапию, психотерапию, фармакологию и т.п., а не на естественные факторы - движение, здоровый образ жизни, рациональное питание, закаливание и др.
Таким образом, отмечая несомненную пользу для инвалидов современных технологий профилактической медицины, подчеркнем, что адаптивная физическая культура предполагает значительно более широкое привлечение средств и методов данного вида культуры, являющихся базой, основой социализации личности инвалида, его адаптации к трудовой деятельности или переквалификации и вообще саморазвития, самовыражения и самореализации.
В последние годы интенсивно проводятся исследования, посвященные проблеме социализации личности под воздействием и посредством использования средств и методов физической культуры.
Под социализацией понимается процесс включения человека в жизнь общества, усвоение опыта социальной жизни, образцов поведения, социальных норм, ролей и функций, вхождение в социальную сферу и социальные группы.
В настоящее время социализацию все чаще определяют как двусторонний процесс: с одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, а с другой - в процессе социализации он активно приобщается к культуре, воспроизводит систему ценностей и социальных связей, влияет на жизненные обстоятельства, окружающих людей.
Выделяют три крупных группы факторов (институтов) социализации. Первая - макрофакторы, которые являются условиями социализации всех или очень многих людей. Это космос, планета, мир в целом, страна, общество, государство. Вторая - мезофакторы. К ним относятся этнос и тип поселения (город, поселок, село), в котором живет человек. Третья - микрофакторы - семья, школа (система образования), общество сверстников и другие.
Социализирующая роль физической культуры, и особенно адаптивной физической культуры, выражается в том, что этот вид социальной практики оказывает глубокое и всестороннее воздействие на сущностные качества человека, развивая его физически и духовно. Облегчение условий вхождения человека в общественные процессы - основная цель адаптивной физической культуры в современном обществе.
Семья как первичная инстанция социализации может самым различным образом повлиять на отношение ребенка к физической активности и установку на двигательную деятельность - и способствовать или препятствовать физической социализации. Отсюда вытекают два важных вывода для специалиста по адаптивной физической культуре:
1) необходимо самым серьезным образом работать с семьей (прежде всего, с родителями) детей с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, посвящая их в веру огромной целительной силы движения;
2) необходимо как можно раньше, буквально с первых дней жизни, начинать реабилитационные мероприятия с такими детьми с тем, чтобы добиться максимально возможного эффекта от занятий, а также с целью усиления положительного и смягчения отрицательного социализирующего влияния семьи на их психосоматическое развитие.
Для адаптивной физической культуры важно не только то, насколько успешно усваиваются учениками двигательные умения и навыки, но и то, как успешно обеспечиваются при этом процессы, способствующие усвоению социальных навыков. Приобретение моторных навыков, физическое совершенствование детей здесь является в большей степени поводом и средством, благоприятным условием для приобретения навыков социальных. Особенно когда речь идет о детях с отклонениями в развитии интеллектуальной сферы.
Помимо двух важнейших инстанций социализации личности - семьи и школы - специалист по адаптивной физической культуре должен учитывать и такие существенные факторы, как культура (особенно при реализации креативных, художественно-музыкальных, телесно-ориентированных практик), общество (особенно влияние средств массовой информации), социальную принадлежность, пол, сообщество сверстников и другие факторы.
Структура и содержание физической культуры и спорта инвалидов.
Физическая культура и спорт инвалидов.
1. Физическая культура и спорт слепых и слабовидящих;
2. Физическая культура
и спорт глухих и
3. Физическая культура и спорт физических инвалидов;
4. Физическая культура и спорт умственно отсталых.
Объединяет все эти категории одно - состояние малоподвижности, ограниченности в общении. Это состояние постоянно и в определенном смысле не является "болезнью" в медицинском понимании этого слова.
Потеря слуха, зрения, физические
дефекты для таких людей
В процессе бытовой и трудовой деятельности ими выполняются различные, порою значительные физические и психологические нагрузки.
Лучшим помощником в преодолении всех жизненных трудностей являются физические упражнения.
Физическая культура среди слепых и слабовидящих применяется давно и имеет свои устоявшиеся традиции.
Работа среди этой категории
людей проводится регулярно, планомерно,
в течение долгого периода
времени. Разработаны специальные
программы обучения, проводятся соревнования
на первенство города, области, республик,
страны, участвуют команды страны
и на первенствах Европы и мира.
Значительно хуже обстоят дела у
физических инвалидов. Отсутствие единой
программы, спортивной базы, тренерско-преподавательского
состава, недостаточное количество
учебно-методических пособий не позволяет
пока осуществлять массовое вовлечение
инвалидов с дефектами опорно-
В настоящее время физкультурно-
Информация о работе История адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта