Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 13:47, реферат
Адаптивная физическая культура - это вид (область) физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, и общества. Это деятельность и ее социально и индивидуально значимые результаты по созданию всесторонней готовности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, к жизни;
оптимизации его состояния и развития в процессе комплексной реабилитации и социальной интеграции; это специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида с отклонениями в состоянии здоровья (физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов.
С созданием Всероссийского общества глухих в 1924 г. спортивно-оздоровительное движение среди лиц с нарушением слуха получает новое развитие. Вся работа проходит под началом спортивного отдела этой организации вплоть до 1992 г.
В 1926 г. по решению Моссовета и Центрального правления Всероссийского общества глухих (ЦП ВОГ) в Москве был открыт Центральный клуб физкультуры, при котором работали секции по футболу, хоккею, лыжным гонкам, плаванию, велоспорту, теннису, волейболу, боксу, шахматам.
Первая Всероссийская спартакиада глухих была организована и проведена в 1932 г. по 6 видам спорта. С этого времени спортивные соревнования среди инвалидов по слуху в стране проводятся регулярно.
В 1957 г. Всероссийское общество глухих вступает в Международный спортивный комитет глухих (ЦИСС), организованный 24 августа 1924 г. в Париже.
Основателем и первым Президентом Всемирного спортивного комитета глухих был француз Эжен Рубен-Алкайс. Благодаря его организационным способностям и большому авторитету, при его непосредственном участии в Париже в тот же год были проведены первые Всемирные игры глухих.
Спортсмены СССР впервые приняли участие во Всемирных играх глухих в 1957 г., где 18 легкоатлетов завоевали 25 медалей. Эти соревнования стали началом успешного, победного шествия советского и российского спорта на мировой арене.
Для поднятия статуса мировой системы спорта глухих было решено переименовать Всемирные игры глухих в Олимпиаду глухих.
Национальную сборную России на Конгрессе и на Олимпиаде глухих представлял президент Российского спортивного союза глухих (РССГ), заслуженный мастер спорта В.Н. Рухледев.
После распада СССР в России была сформирована и учреждена новая организация глухих спортсменов. 25 октября 1992 г. создается Российский спортивный союз глухих.
Российский спортивный союз глухих ставит целью своей деятельности пропаганду здорового образа жизни, организацию и руководство спортивной работой среди глухих граждан Российской федерации, содействие социальной реабилитации инвалидов по слуху средствами физической культуры и спорта. Он осуществляет следующие задачи: проведение чемпионатов и спортивных мероприятий на территории РФ; подготовку судей и тренеров из числа глухих; социальную помощь ветеранам спорта; развитие и углубление международных связей по линии ЦИСС, прямые контакты с другими национальными спортивными организациями глухих; учреждение клубов, федераций и других объединений по видам спорта; создание системы региональных объединений глухих спортсменов; разработку концепций государственной политики в области спорта глухих и другие.
Российский спортивный союз
глухих ведет физкультурно-
- массовая физкультурно-оздоровительная работа;
- спорт высших достижений.
С 1971 г. сборная СССР стала принимать участие во Всемирных зимних играх глухих. С этого года по 1999 г. сборная команда России является бессменным победителем в командном зачете.
Наряду со спортом высших достижений на протяжении многих десятков лет большое внимание уделяется развитию массовой физкультурно-оздоровительной работы с лицами, имеющими нарушения органов слуха.
По статистическим данным, физической культурой и спортом занимаются около 30% от общего числа членов Всероссийского общества глухих.
Следует отметить, что российские спортсмены-инвалиды по слуху, занимаются 20 видами спорта согласно Перечню олимпийских видов спорта ЦИСС и списку видов спорта, рекомендованных для инвалидов по слуху Комитетом РФ по физической культуре, спорту и туризму.
Эти виды спорта
полностью перенесены от
В перечень этих видов входят: армрестлинг, баскетбол, борьба вольная, борьба греко-римская, бадминтон, боулинг, волейбол, велоспорт, водное поло, лыжные гонки, мини-футбол, настольный теннис, плавание, пулевая стрельба, легкая атлетика, спортивное ориентирование, теннис, футбол, хоккей, шахматы, шашки.
История развития международной специальной олимпиады.
Спешл Олимпикс Интернэшнл (СОИ) - самая большая международная программа в мире, организующая круглогодичные тренировки и соревнования для детей и взрослых с нарушением интеллекта. Она объединяет 162 страны.
Инициатором создания Специальной Олимпиады стала семья Кеннеди. Начиная с 1964 года по всей Америке появились сотни общественных и частных организаций, которые открывали летние дневные лагеря для людей с проблемами интеллекта. Эти программы финансируются Фондом Кеннеди. Результаты работы лагерей показали, что физические возможности лиц с нарушением интеллекта намного выше, чем считалось ранее.
Эта организация проводит
летние и зимние международные игры
«Спешал Олимпик Интернейшенал»
Это крупнейшая в мире программа спортивных тренировок и соревнований для детей и взрослых с задержкой умственного развития. В ней принимают участие более 1 млн. спортсменов из 160 стран мира. Научные исследования подтвердили, что участие в этой программе способствует:
- развитию уверенности
в себе и социальных
- большей готовности к трудовой деятельности, к независимой жизни;
- развитию способностей для принятия самостоятельных решений;
- укреплению дружественных отношений и взаимоотношений с другими членами общества.
Главные основопологающие принципы
«Спешал Олимпик Интернейшенал»
1. люди с отклонениями
в умственном развитии могут,
при соответствующем обучении
и поощрении, учиться,
2. посредством спортивных
тренировок и соревнований: люди
умственной отсталостью
3. организация «Спешал
Олимпик Интернейшенал» должна
преодолевать все расовые,
4. «Спешал Олимпик Интернейшенал»
В настоящее время
более 28 тысяч детей и взрослых
с умственной отсталостью на
территории бывшего СССР
Паралимпийское движение в мировой практике.
Паралимпийский комитет России.
Дальнейшее развитие реабилитационного спорта в начале 60-х годов переходит на новый качественный уровень – спорт инвалидов. Основными его задачами как и в реабилитационном спорте, являются поддержание здоровья и душевного равновесия инвалидов, адаптация к условиям современной жизни и т.д. но доминирующей становится достижение высшего спортивного мастерства, профессионализма в избранном виде спорта.
Первые соревнования среди
инвалидов были организованы в 1948 году
профессором Людвигом Гутманом. Его
заслугой является и организация
первых Олимпийских игр. В 1960 году в
Риме состоялись первые Паралимпийские
игры, и по решению Олимпийского
комитета было установлено, что каждые
четыре года планируется проводить
Паралимпийские игры в тех же странах,
где проходят Олимпийские игры. В
Паралимпийских играх принимают
участия спортсмены-инвалиды с патологиями
опорно-двигательного аппарата, зрения,
слуха. Первые соревнования принесли и
новые проблемы: спортивные сооружения
не были готовы принять инвалидов
с такими поражениями. Было принято
решение о строительстве
Организация соревнований инвалидов отличается от организации соревнований для здоровых людей необходимостью предварительного отбора и классификации спортсменов по их функциональным возможностям для формирования групп. Спортивные звания спортсменам- инвалидам не присваиваются.
Спортивная работа среди
инвалидов стала активно
АФК – составная часть комплексной реабилитации инвалидов.
Комплексная реабилитация как процесс обеспечения готовности человека с отклонениями в состоянии здоровья и инвалида к реализации образа жизни, который бы не вступал в противоречие с образом жизни здоровых (нормально развивающихся) людей предполагает обязательное использование физических упражнений, адаптированных к конкретному заболеванию или дефекту двигательной активности.
Физическая реабилитация является базой, основой любого вида реабилитации.
Двигательная активность человека заложена в генах и связана с фундаментальным свойством живого — биологической адаптацией к условиям жизни и сферы обитания. Однако современные условия жизни и трудовой деятельности свели практически к нулю двигательную активность человека, создали ситуацию невостребованности его нормальных кондиций. Гиподинамия и гипокинезия — непременные атрибуты современной цивилизованной жизни — стали одним из главных факторов, обуславливающих ухудшение здоровья населения.
Снижение объема и интенсивности физической активности, низкий уровень затрат на мышечную работу, упрощение и обеднение двигательной , деятельности человека приводят к негативным результатам в функционировании как внутренних органов и систем человека, так и его психики.
Взрослые инвалиды с сохранным
интеллектом при должной
Таким образом, одной из главных
проблем в системе комплексной
реабилитации больных и инвалидов
практически любых
И именно эту проблему в первую очередь должна решать адаптивная физическая культура (физическая реабилитация, адаптивная двигательная рекреация, адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт и другие ее компоненты).
Второй по значимости проблемой, которую целесообразно решать с помощью технологий адаптивной физической культуры в процессе комплексной реабилитации инвалидов, является проблема преодоления психологических комплексов неполноценности (чувства эмоциональной обиды, отчужденности, пассивности, повышенной тревоги, потерянной уверенности в себе и др.) или, наоборот, завышения своей оценки (эгоцентризма, агрессивности и др.).
Для решения отмеченной проблемы могут с успехом применяться различные варианты креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практик: психосоматическая саморегуляция, ритмопластика, танцтерапия и др. Хорошо влияет на эмоционально-волевую сферу занимающихся игровая и соревновательная деятельность, сюжетно-ролевые способы выполнения двигательных заданий.
Третьей проблемой, решаемой
в системе комплексной
Существует большое количество различных авторских методик коррекции с помощью физических упражнений, выполняемых совместно с психорегулирующими тренингами и заданиями, последствий детского церебрального паралича, нарушений зрения, речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, травм спинного мозга, соматических и целого ряда других заболеваний.
Следующая, четвертая проблема комплексной реабилитации инвалидов, решение которой может быть осуществлено специалистами по адаптивной физической культуре, представляет собой необходимость осваивать новые двигательные умения и навыки, обусловленные потребностью человека компенсировать дефект, не поддающийся коррекции или восстановлению.
В адаптивной физической культуре разработаны средства и методы освоения двигательных действий, основанные на широком применении вспомогательных устройств и тренажеров, использовании физической помощи и страховки, других методических приемов.
Пятая проблема сводится к всестороннему и гармоничному развитию физических качеств и способностей занимающихся, повышению их кондиционных возможностей на основе широкого применения средств и методов адаптивной физической культуры.
Содержание.
Информация о работе История адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта