История адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 13:47, реферат

Описание работы

Адаптивная физическая культура - это вид (область) физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, и общества. Это деятельность и ее социально и индивидуально значимые результаты по созданию всесторонней готовности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, к жизни;
оптимизации его состояния и развития в процессе комплексной реабилитации и социальной интеграции; это специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида с отклонениями в состоянии здоровья (физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов.

Файлы: 1 файл

физра.docx

— 50.03 Кб (Скачать файл)

С созданием Всероссийского общества глухих в 1924 г. спортивно-оздоровительное движение среди лиц с нарушением слуха получает новое развитие. Вся работа проходит под началом спортивного отдела этой организации вплоть до 1992 г.

В 1926 г. по решению Моссовета и Центрального правления Всероссийского общества глухих (ЦП ВОГ) в Москве был открыт Центральный клуб физкультуры, при котором работали секции по футболу, хоккею, лыжным гонкам, плаванию, велоспорту, теннису, волейболу, боксу, шахматам.

Первая Всероссийская  спартакиада глухих была организована и проведена в 1932 г. по 6 видам спорта. С этого времени спортивные соревнования среди инвалидов по слуху в стране проводятся регулярно.

В 1957 г. Всероссийское общество глухих вступает в Международный спортивный комитет глухих (ЦИСС), организованный 24 августа 1924 г. в Париже.

Основателем и первым Президентом  Всемирного спортивного комитета глухих был француз Эжен Рубен-Алкайс. Благодаря его организационным способностям и большому авторитету, при его непосредственном участии в Париже в тот же год были проведены первые Всемирные игры глухих.

Спортсмены СССР впервые  приняли участие во Всемирных  играх глухих в 1957 г., где 18 легкоатлетов завоевали 25 медалей. Эти соревнования стали началом успешного, победного шествия советского и российского спорта на мировой арене.

Для поднятия статуса мировой  системы спорта глухих было решено переименовать Всемирные игры глухих в Олимпиаду глухих.

Национальную сборную  России на Конгрессе и на Олимпиаде  глухих представлял президент Российского спортивного союза глухих (РССГ), заслуженный мастер спорта В.Н. Рухледев.

После распада СССР в России была сформирована и учреждена новая  организация глухих спортсменов. 25 октября 1992 г. создается Российский спортивный союз глухих.

Российский спортивный союз глухих ставит целью своей деятельности пропаганду здорового образа жизни, организацию и руководство спортивной работой среди глухих граждан Российской федерации, содействие социальной реабилитации инвалидов по слуху средствами физической культуры и спорта. Он осуществляет следующие задачи: проведение чемпионатов и спортивных мероприятий на территории РФ; подготовку судей и тренеров из числа глухих; социальную помощь ветеранам спорта; развитие и углубление международных связей по линии ЦИСС, прямые контакты с другими национальными спортивными организациями глухих; учреждение клубов, федераций и других объединений по видам спорта; создание системы региональных объединений глухих спортсменов; разработку концепций государственной политики в области спорта глухих и другие.

Российский спортивный союз глухих ведет физкультурно-оздоровительную  и спортивную работу с инвалидами по слуху по двум основным направлениям:

- массовая физкультурно-оздоровительная работа;

  - спорт высших достижений.

С 1971 г. сборная СССР стала принимать участие во Всемирных зимних играх глухих. С этого года по 1999 г. сборная команда России является бессменным победителем в командном зачете.

Наряду со спортом высших достижений на протяжении многих десятков лет большое внимание уделяется развитию массовой физкультурно-оздоровительной работы с лицами, имеющими нарушения органов слуха.

По статистическим данным, физической культурой и спортом  занимаются около 30% от общего числа членов Всероссийского общества глухих.

Следует отметить, что российские спортсмены-инвалиды по слуху, занимаются 20 видами спорта согласно Перечню олимпийских видов спорта ЦИСС и списку видов спорта, рекомендованных для инвалидов по слуху Комитетом РФ по физической культуре, спорту и туризму.

 Эти виды спорта  полностью перенесены от здоровых  людей и проводятся по единым правилам (международным или правилам федерации по видам спорта).

В перечень этих видов входят: армрестлинг, баскетбол, борьба вольная, борьба греко-римская, бадминтон, боулинг, волейбол, велоспорт, водное поло, лыжные гонки, мини-футбол, настольный теннис, плавание, пулевая стрельба, легкая атлетика, спортивное ориентирование, теннис, футбол, хоккей, шахматы, шашки.

 

История развития международной специальной  олимпиады.

Спешл Олимпикс Интернэшнл (СОИ) - самая большая международная программа в мире, организующая круглогодичные тренировки и соревнования для детей и взрослых с нарушением интеллекта. Она объединяет 162 страны.

Инициатором создания Специальной  Олимпиады стала семья Кеннеди. Начиная с 1964 года по всей Америке появились сотни общественных и частных организаций, которые открывали летние дневные лагеря для людей с проблемами интеллекта. Эти программы финансируются Фондом Кеннеди. Результаты работы лагерей показали, что физические возможности лиц с нарушением интеллекта намного выше, чем считалось ранее.

Эта организация проводит летние и зимние международные игры «Спешал Олимпик Интернейшенал».

Это крупнейшая в мире программа  спортивных тренировок и соревнований для детей и взрослых с задержкой  умственного развития. В ней принимают  участие более 1 млн. спортсменов  из 160 стран мира. Научные исследования подтвердили, что участие в этой программе способствует:

- развитию уверенности  в себе и социальных возможностей  для повседневной жизни;

- большей готовности к  трудовой деятельности, к независимой  жизни;

- развитию способностей  для принятия самостоятельных  решений;

- укреплению дружественных  отношений и взаимоотношений  с другими членами общества.

Главные основопологающие принципы «Спешал Олимпик Интернейшенал»:

1. люди с отклонениями  в умственном развитии могут,  при соответствующем обучении  и поощрении, учиться, получать  удовольствие и пользу от участия  в индивидуальных и командных  видах спорта, адаптированных по  мере необходимости для соответствия  потребностям людей с определёнными  умственными и физическими отклонениями;

2. посредством спортивных  тренировок и соревнований: люди  умственной отсталостью совершенствуются  физически, умственно, социально  и духовно; обеспечивается укрепление  семейных отношений; а общество  объединяется с людьми с умственной  отсталостью в обстановке равенства,  уважения, принятия;

3. организация «Спешал  Олимпик Интернейшенал» должна  преодолевать все расовые, половые,  религиозные и географические  границы;

4. «Спешал Олимпик Интернейшенал»  приветствует и стремиться развивать  спортивный дух и любовь к  участию в спортивных состязаниях  только ради участия.

 В настоящее время  более 28 тысяч детей и взрослых  с умственной отсталостью на  территории бывшего СССР участвуют  в этом движении, соревнуясь в  22 видах спорта, среди которых  плавание, лёгкая атлетика, баскетбол,  боулинг, велосипедный сорт, конный  спорт, футбол, гольф, гимнастика, тяжёлая атлетика, роликовые коньки, софтбол, настольный теннис, теннис, волейбол.

Паралимпийское  движение в мировой практике.

Паралимпийский  комитет России.

Дальнейшее развитие реабилитационного  спорта в начале 60-х годов переходит  на новый качественный уровень –  спорт инвалидов. Основными его  задачами как и в реабилитационном спорте, являются поддержание здоровья и душевного равновесия инвалидов, адаптация к условиям современной  жизни и т.д. но доминирующей становится достижение высшего спортивного  мастерства, профессионализма в избранном  виде спорта.

Первые соревнования среди  инвалидов были организованы в 1948 году профессором Людвигом Гутманом. Его  заслугой является и организация  первых Олимпийских игр. В 1960 году в  Риме состоялись первые Паралимпийские игры, и по решению Олимпийского комитета было установлено, что каждые четыре года планируется проводить  Паралимпийские игры в тех же странах, где проходят Олимпийские игры. В  Паралимпийских играх принимают  участия спортсмены-инвалиды с патологиями  опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха. Первые соревнования принесли и  новые проблемы: спортивные сооружения не были готовы принять инвалидов  с такими поражениями. Было принято  решение о строительстве специальных  сооружений и создание специального инвентаря для инвалидов с  различными патологиями.

Организация соревнований  инвалидов отличается от организации соревнований для здоровых людей необходимостью предварительного отбора и классификации спортсменов по их функциональным возможностям для формирования групп. Спортивные звания спортсменам- инвалидам не присваиваются.

Спортивная работа среди  инвалидов стала активно развиваться  после участия объединённой команды  инвалидов-спортсменов СНГ в Паралимпийских играх в Барселоне в 1992 году, где  спортсмены СНГ завоевали 17 золотых, 14 серебряных и 15 бронзовых медалей. В 1996 году в Атланте российская команда  впервые самостоятельно и успешно  выступила в Паралимпийских играх.

АФК – составная часть комплексной  реабилитации инвалидов.

Комплексная реабилитация как  процесс обеспечения готовности человека с отклонениями в состоянии  здоровья и инвалида к реализации образа жизни, который бы не вступал в противоречие с образом жизни здоровых (нормально развивающихся) людей предполагает обязательное использование физических упражнений, адаптированных к конкретному заболеванию или дефекту двигательной активности.

Физическая реабилитация является базой, основой любого вида реабилитации.

Двигательная активность человека заложена в генах и связана  с фундаментальным свойством живого — биологической адаптацией к условиям жизни и сферы обитания. Однако современные условия жизни и трудовой деятельности свели практически к нулю двигательную активность человека, создали ситуацию невостребованности его нормальных кондиций. Гиподинамия и гипокинезия — непременные атрибуты современной цивилизованной жизни — стали одним из главных факторов, обуславливающих ухудшение здоровья населения.

Снижение объема и интенсивности  физической активности, низкий уровень  затрат на мышечную работу, упрощение  и обеднение двигательной , деятельности человека приводят к негативным результатам в функционировании как внутренних органов и систем человека, так и его психики. 

Взрослые инвалиды с сохранным  интеллектом при должной теоретической подготовке и, главное, при желании могут сами организовать доступные формы двигательной активности (за исключением очень тяжелых случаев).

Таким образом, одной из главных  проблем в системе комплексной  реабилитации больных и инвалидов  практически любых нозологических групп является «борьба» с последствиями вынужденной малоподвижности, активизация деятельности всех сохранных функций и систем организма человека, профилактика огромного количества болезней, зарождающихся в результате гиподинамии и гипокинезии.

И именно эту проблему в  первую очередь должна решать адаптивная физическая культура (физическая реабилитация, адаптивная двигательная рекреация, адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт и другие ее компоненты).

Второй по значимости проблемой, которую целесообразно решать с  помощью технологий адаптивной физической культуры в процессе комплексной  реабилитации инвалидов, является проблема преодоления психологических комплексов неполноценности (чувства эмоциональной обиды, отчужденности, пассивности, повышенной тревоги, потерянной уверенности в себе и др.) или, наоборот, завышения своей оценки (эгоцентризма, агрессивности и др.).

Для решения отмеченной проблемы могут с успехом применяться  различные варианты креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практик: психосоматическая саморегуляция, ритмопластика, танцтерапия и др. Хорошо влияет на эмоционально-волевую сферу занимающихся игровая и соревновательная деятельность, сюжетно-ролевые способы выполнения двигательных заданий.

Третьей проблемой, решаемой в системе комплексной реабилитации инвалидов за счет использования средств и методов адаптивной физической культуры, является коррекция основного дефекта.

Существует большое количество различных авторских методик  коррекции с помощью физических упражнений, выполняемых совместно с психорегулирующими тренингами и заданиями, последствий детского церебрального паралича, нарушений зрения, речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, травм спинного мозга, соматических и целого ряда других заболеваний.

Следующая, четвертая проблема комплексной реабилитации инвалидов, решение которой может быть осуществлено специалистами по адаптивной физической культуре, представляет собой необходимость осваивать новые двигательные умения и навыки, обусловленные потребностью человека компенсировать дефект, не поддающийся коррекции или восстановлению.

В адаптивной физической культуре разработаны средства и методы освоения двигательных действий, основанные на широком применении вспомогательных устройств и тренажеров, использовании физической помощи и страховки, других методических приемов.

Пятая проблема сводится к  всестороннему и гармоничному развитию физических качеств и способностей занимающихся, повышению их кондиционных возможностей на основе широкого применения средств и методов адаптивной физической культуры.

 

 

Содержание.

  1. Понятие адаптивной физической культуры. Структура,задачи,цели.
  2. История развития АФК в нашей стране
  3. История развития физкультурно-оздоровительного и спортивного    движения инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  4. История адаптивного физического воспитания для лиц с нарушением интеллекта
  5. История адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта для лиц с поражением зрения
  6. История адаптивного спорта для лиц с поражением слуха
  7. История развития международной специальной олимпиады.
  8. Паралимпийское движение в мировой практике. Паралимпийский комитет России
  9. Заключение. АФК как способ комплексной реабилитации инвалидов.

Информация о работе История адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта