Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 19:37, реферат
Существующие методики, используемые в адаптивном физическом воспитании и оздоровительном спорте неслышащих детей и взрослых, не позволяют в короткий срок содействовать оптимальному улучшению их психофизического состояния и подготовке к социальной интеграции, что определяет поиск технологий, основанных на знании формирования сенситивных периодов развития физических качеств.
Введение……………………………………………………………..3
Адаптивная физическая культура………………………………….5
Адаптивное физическое воспитание……………………………………….7
Особенности адаптивного спорта………………………………….11
Физическая активность и спорт среди инвалидов: реальность и перспективы…………………………………………………………15
Заключение………………………………………………………….21
Список использованной литературы………………………………22
В программу Параолимпийских игр не так давно (в 2000 году) включен такой нестандартный вид спорта, как танцы на колясках. Спортсмены-колясочники соревнуются по двум программам: классические европейские танцы (Медленный вальс, Танго, Венский вальс, Медленный фокстрот и Квикстеп) и латиноамериканские танцы (Самба, Ча-ча-ча, Румба, Пасо-Добль и Джайв).
Велосипедный спорт тоже недавно включен
в программу Параолимпийских игр, но он
уже популярен среди как слепых, так и
ампутантов, и парализованных, и спортсменов
с нарушениями умственной деятельности.
Незрячие спортсмены выступают в паре
с видящим товарищем по команде, для каждой
группы инвалидов используются специально
подготовленные велосипеды, а соревнования
могут быть как групповыми, так и индивидуальными.
А вот легкая атлетика присутствует
в параолимпийской программе уже почти
50 лет. И в легкоатлетических состязаниях
участие принимают и колясочники, и ампутанты,
и слепые по программе из пяти дисциплин:
трасса, бросок, прыжки, пятиборье и марафон.
Занятия спортом очень популярны среди людей с нарушением зрения. Один из новейших параолимпийских видов спорта для незрячих – это биатлон. Как оказалось, чтобы попасть в цель, вовсе не обязательно ее видеть. В состязаниях по биатлону используются светодиодные винтовки и мишени, а спортсмены стреляют, ориентируясь на уровень звука в наушниках: чем точнее прицел, тем сильнее звук. Или, например, соревнования по дартсу – уже десятый год подряд в рамках городской программы по развитию спорта среди инвалидов такие соревнования проходят в Красноярске.
Самая же популярная и распространенная в мире игра среди слепых, включенная в программу Параолимпийских игр, – это голбол. Голбол напоминает игру в ручной мяч: перед спортсменами стоит задача поразить ворота соперника, бросая руками специальный мяч со звуком. Соперники же должны отбить этот мяч и в свою очередь атаковать ворота противника. В голбол играют тотально слепые спортсмены, но при этом их глаза закрыты еще светонепроницаемыми очками, чтобы полностью исключить возможность подглядывания.
По мини-футболу для незрячих спортсменов существует два вида соревнований – для тотально слепых и слабовидящих. Эта игра мало отличается от традиционной: из правил исключаются только ауты. Футболисты тоже играют специально озвученным мячом. Кроме того, в состав каждой команды входит абсолютно зрячий вратарь, а тренеры имеют право, стоя за воротами, подсказывать, в какую часть ворот футболисту лучше нанести удар.
Тотально слепые играют и в шахматы: исключения из правил позволяют только трогать руками закрепленные на доске фигуры перед тем, как игрок собирается сделать ход, а специальный ассистент обязан объявлять игрокам ходы. В остальном игра ничем не отличается от обычной.
Среди людей с поражениями органов слуха
проводятся Дефолимпийские игры – от
английского «Deaflympic» (deaf – глухой). Это
своеобразная Олимпиада, которую игроки
по привычке называют Всемирными играми
глухих (переименование игр в Дефолимпийские
– или Сурдоолимпийские в переводе на
русский язык - состоялось в 2001 году). Соревнования
глухих отличают от традиционных только
стартовыми сигналами: красный означает
«стоп», желтый - «подготовиться», зеленый
- «старт». Но и здесь есть своя специфика:
понятно, что подсказать в момент соревнований
тренер не может, поэтому, как говорят
специалисты, на Дефолимпийских играх
главным становятся интуиция и взгляд
– именно в глазах тренера можно отыскать
желаемую подсказку. Тренеры утверждают
также, что глухие спортсмены очень четко
ощущают вибрацию, поэтому кричать во
время соревнований не только можно, но
и необходимо – и чем громче, тем лучше.
Стрельба из лука, выездка, фехтование,
дзюдо, тяжелая атлетика, плаванье – все
эти виды спорта включены в программу
Параолимпийских игр и зачастую не так
уж сильно отличаются от обычных дисциплин
Олимпийской программы.
В настоящее время в России насчитывается
более 10 миллионов людей с ограниченными
возможностями, и очень многие нуждаются
в проведении реабилитационных мероприятий
именно средствами физкультуры и спорта.
На сегодняшний день в России работает
около 1200 физкультурно-спортивных клубов
инвалидов. Количество занимающихся адаптивной
физической культурой и спортом достигает
95,8 тысячи человек. Создано 8 детско-юношеских
спортивно-оздоровительных школ для инвалидов.
Наиболее активно развиваются адаптивная физкультура и спорт в Башкирии, Татарстане, Коми, а также в Красноярском крае, Волгоградской, Воронежской, Московской, Омской, Пермской, Ростовской, Саратовской, Свердловской, Челябинской областях, в Москве и Санкт-Петербурге. Российские спортсмены участвуют в чемпионатах Европы, мира, зимних и летних Параолимпийских играх.
Возрастание роли государства в развитии адаптивного спорта проявляется прежде всего в государственной поддержке спорта среди людей с ограниченными возможностями, финансировании системы подготовки спортсменов-инвалидов, формировании социальной политики в области спорта инвалидов, в частности, социальной защищенности спортсменов, тренеров, специалистов.
Финансирование участия российских спортсменов-инвалидов
в официальных международных соревнованиях,
включая Параолимпийские и Сурдоолимпийские
игры, увеличилось с 1998 года более чем
в 10 раз. Объем финансирования всероссийских
спортивных мероприятий среди инвалидов
за пять лет вырос с 8 до 60 млн рублей.
Ежегодно в Едином календарном плане всероссийских
и международных соревнований предусматривается
раздел, в который входит около 100 всероссийских
и 60 международных спортивных мероприятий
среди спортсменов с нарушением слуха,
зрения, интеллекта, с поражением опорно-двигательного
аппарата.
Сегодня приоритетным для Росспорта является решение вопроса о приравнивании статуса инвалидов-спортсменов к статусу здоровых спортсменов, статуса параолимпийцев – к статусу олимпийцев. Начиная с 2000 года спортсменам-победителям и призерам Параолимпийских игр, а с 2003 года - победителям и призерам Сурдоолимпийских игр и тренерам, осуществлявшим их подготовку, выделяются денежные вознаграждения. Совместно с Параолимпийским и Сурдоолимпийским комитетами России подготовлены списки ведущих инвалидов-спортсменов, кандидатов на президентские стипендии.
4 декабря 2003 года вышел Указ Президента РФ об учреждении стипендий спортсменам-инвалидам, являющимся членами сборных команд России по параолимпийским и сурдоолимпийским видам спорта. Указом предусматривается установить до 100 стипендий ежегодно для спортсменов-инвалидов, членов сборных команд России по параолимпийским и сурдоолимпийским видам спорта, в размере 15 тысяч рублей.
Более 15 лет существует в России Параолимпийское движение, действует Параолимпийский комитет и Федерация физической культуры и спорта инвалидов России. В 1988 году Россия впервые приняла участие в Параолимпийских играх в Сеуле.
На Х Параолимпийских играх в Атланте
в 1996 году команда России завоевала 27 медалей,
в том числе 9 золотых, 7 серебряных и 11
бронзовых, и заняла 16-е место. Всего стали
обладателями медалей (с учетом командных
видов) 52 спортсмена-инвалида из 13 регионов
России. 85 российских спортсменов показали
результаты, превышающие личные достижения.
Выступление сборных команд России на
XI Параолимпийских играх 2000 года в Сиднее
(Австралия) показало некоторый прогресс
в подготовке спортсменов-инвалидов к
соревнованиям самого высокого ранга.
Спортивная делегация России, представленная
90 спортсменами, завоевала 35 медалей, в
том числе 12 золотых, 11 серебряных и 12 бронзовых
наград, выступая в 10 видах программы из
20, и заняла 14-е общекомандное место.
Возрастной диапазон российских спортсменов
на Параолимпийских играх в Сиднее колебался
от 17 до 53 лет. В настоящее время происходит
значительное «омоложение» состава, связанное
с интенсивным обновлением большинства
сборных команд России в период с 2003 по
2004 гг.
На VIII зимних Параолимпийских играх в
американском Солт-Лейк-Сити в 2002 году
россияне завоевали 7 золотых, 9 серебряных
и 5 бронзовых медалей. Чемпионами мира
по футболу стала сборная России. Почти
в два раза больше медалей принесли российским
спортсменам-параолимпийцам летние Параолимпийские
игры в Афинах: 16 золотых, 8 серебряных
и 17 бронзовых медалей.
На IX зимних Параолимпийских играх в Турине
(Италия) в 2006 году впервые в истории Параолимпийских
игр сборная России завоевала 1-е общекомандное
место, завоевав 33 медали, из них 13 золотых,
13 серебряных и 7 бронзовых.
Всеобщее распространение имеет точка зрения, согласно которой забота общества о своих согражданах-инвалидах является мерилом его культурного и социального развития. «Одним из показателей цивилизованного общества является его отношение к инвалидам», - считает профессор П.А. Виноградов.
По данным Всемирной организации здравоохранения инвалиды составляют около 10 % населения земного шара. Эта статистика характерна и для России (15 млн. инвалидов). Несмотря на успехи медицины, их число медленно, но неуклонно растет, особенно среди детей и подростков. До недавнего времени проблемы этой довольно значительной категории населения игнорировались, и все же в последнее время в результате постепенной гуманизации общества были приняты Всеобщая декларация прав человека, Всемирная программа действий в отношении инвалидов и Стандартные Правила ООН по реализации равных возможностей инвалидов. Во многих странах приняты законодательные акты, в которых нашли отражение и проблемы инвалидов. В настоящее время большинство экономически развитых стран, и, в первую очередь, США, Великобритания, Германия и др. имеют разнообразные программы и системы социального обеспечения инвалидов, куда входят и занятия физической культурой и спортом.
Во многих зарубежных странах отработана система привлечения инвалидов к занятиям физической культурой и спортом, которая включает в себя клинику, реабилитационный центр, спортивные секции и клубы для инвалидов. Но самое главное - создание условий для этих занятий.
Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом - восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации.
В зарубежных странах очень популярны среди инвалидов занятия физической активностью с целью отдыха, развлечения общения, поддержания или приобретения хорошей физической формы, необходимого уровня физической подготовленности. Инвалиды, как правило, лишены возможности свободного передвижения, поэтому у них часто наблюдаются нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Физкультурно-оздоровительная активность в таких случаях является действенным средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельности организма, а также способствует приобретению того уровня физической подготовленности, который необходим, например, инвалиду для того, чтобы он мог пользоваться коляской, протезом или ортезом. Причем речь идет не просто о восстановлении нормальных функций организма, но и о восстановлении трудоспособности и приобретении трудовых навыков. Так, например, в США 10 млн. инвалидов, составляющих 5 % населения, получают от государства помощь в размере 7 % от Общего национального дохода.
Можно спорить с утверждением, что именно спортивное движение инвалидов на Западе стимулировало законодательное признание их гражданских прав, но несомненным является тот факт, что спортивное движение «колясочников» в 50-е - 60-е гг. во многих странах привлекло внимание к их возможностям и потенциалу.
Принимая во внимание вышесказанное, во Всемирной программе действий в отношении инвалидов отмечено: «Все большее признание получает важность спорта для инвалидов. Поэтому государства- члены должны поощрять все виды спортивной деятельности инвалидов, в частности, путем предоставления надлежащих средств и правильной организации этой деятельности». Создание равных условий инвалидам в вопросе их вовлечения в занятия физической культурой и спортом - основное достижение развитых стран.
«До последнего времени в России эта группа населения относилась к числу фактически выключенных из нормальной жизни общества. Их проблемы не было принято обсуждать публично. Практика градостроительства не предусматривала в общественных местах специальных приспособлений, облегчающих для инвалидов передвижение. Многие сферы общественной жизнедеятельности были закрыты для инвалидов», - писали в 1996г. авторы книги « Основы физической культуры и здорового образа жизни» П.А. Виноградов, А.П. Душанин и В.И. Жолдак.
Долгие годы у нас бытовало мнение, что понятия «инвалид», «физическая активность», а, тем более, «спорт» несовместимы и средства физической культуры рекомендовались только отдельным инвалидам как кратковременное мероприятие, дополняющее физиотерапевтические и медикаментозные назначения. Физическая культура и спорт не рассматривались как эффективное средство реабилитации инвалидов, поддержания их физических возможностей и укрепления здоровья.
90-е годы внесли серьезные изменения в отношение общества к инвалидам в России. И, хотя в большей своей части эти изменения лишь провозглашались, они все же сыграли свою положительную роль.
Информация о работе История адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта