История адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 19:37, реферат

Описание работы

Существующие методики, используемые в адаптивном физическом воспитании и оздоровительном спорте неслышащих детей и взрослых, не позволяют в короткий срок содействовать оптимальному улучшению их психофизического состояния и подготовке к социальной интеграции, что определяет поиск технологий, основанных на знании формирования сенситивных периодов развития физических качеств.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..3
Адаптивная физическая культура………………………………….5
Адаптивное физическое воспитание……………………………………….7
Особенности адаптивного спорта………………………………….11
Физическая активность и спорт среди инвалидов: реальность и перспективы…………………………………………………………15

Заключение………………………………………………………….21

Список использованной литературы………………………………22

Файлы: 1 файл

физра.docx

— 47.95 Кб (Скачать файл)

   В программу Параолимпийских игр не так давно (в 2000 году) включен такой нестандартный вид спорта, как танцы на колясках. Спортсмены-колясочники соревнуются по двум программам: классические европейские танцы (Медленный вальс, Танго, Венский вальс, Медленный фокстрот и Квикстеп) и латиноамериканские танцы (Самба, Ча-ча-ча, Румба, Пасо-Добль и Джайв).

   Велосипедный спорт тоже недавно включен в программу Параолимпийских игр, но он уже популярен среди как слепых, так и ампутантов, и парализованных, и спортсменов с нарушениями умственной деятельности. Незрячие спортсмены выступают в паре с видящим товарищем по команде, для каждой группы инвалидов используются специально подготовленные велосипеды, а соревнования могут быть как групповыми, так и индивидуальными. 
   А вот легкая атлетика присутствует в параолимпийской программе уже почти 50 лет. И в легкоатлетических состязаниях участие принимают и колясочники, и ампутанты, и слепые по программе из пяти дисциплин: трасса, бросок, прыжки, пятиборье и марафон.

   Занятия спортом очень популярны среди людей с нарушением зрения. Один из новейших параолимпийских видов спорта для незрячих – это биатлон. Как оказалось, чтобы попасть в цель, вовсе не обязательно ее видеть. В состязаниях по биатлону используются светодиодные винтовки и мишени, а спортсмены стреляют, ориентируясь на уровень звука в наушниках: чем точнее прицел, тем сильнее звук. Или, например, соревнования по дартсу – уже десятый год подряд в рамках городской программы по развитию спорта среди инвалидов такие соревнования проходят в Красноярске. 

   Самая же популярная и распространенная в мире игра среди слепых, включенная в программу Параолимпийских игр, – это голбол. Голбол напоминает игру в ручной мяч: перед спортсменами стоит задача поразить ворота соперника, бросая руками специальный мяч со звуком. Соперники же должны отбить этот мяч и в свою очередь атаковать ворота противника. В голбол играют тотально слепые спортсмены, но при этом их глаза закрыты еще светонепроницаемыми очками, чтобы полностью исключить возможность подглядывания. 

   По мини-футболу для незрячих спортсменов существует два вида соревнований – для тотально слепых и слабовидящих. Эта игра мало отличается от традиционной: из правил исключаются только ауты. Футболисты тоже играют специально озвученным мячом. Кроме того, в состав каждой команды входит абсолютно зрячий вратарь, а тренеры имеют право, стоя за воротами, подсказывать, в какую часть ворот футболисту лучше нанести удар. 

   Тотально слепые играют и в шахматы: исключения из правил позволяют только трогать руками закрепленные на доске фигуры перед тем, как игрок собирается сделать ход, а специальный ассистент обязан объявлять игрокам ходы. В остальном игра ничем не отличается от обычной.

   Среди людей с поражениями органов слуха проводятся Дефолимпийские игры – от английского «Deaflympic» (deaf – глухой). Это своеобразная Олимпиада, которую игроки по привычке называют Всемирными играми глухих (переименование игр в Дефолимпийские – или Сурдоолимпийские в переводе на русский язык - состоялось в 2001 году). Соревнования глухих отличают от традиционных только стартовыми сигналами: красный означает «стоп», желтый - «подготовиться», зеленый - «старт». Но и здесь есть своя специфика: понятно, что подсказать в момент соревнований тренер не может, поэтому, как говорят специалисты, на Дефолимпийских играх главным становятся интуиция и взгляд – именно в глазах тренера можно отыскать желаемую подсказку. Тренеры утверждают также, что глухие спортсмены очень четко ощущают вибрацию, поэтому кричать во время соревнований не только можно, но и необходимо – и чем громче, тем лучше. 
Стрельба из лука, выездка, фехтование, дзюдо, тяжелая атлетика, плаванье – все эти виды спорта включены в программу Параолимпийских игр и зачастую не так уж сильно отличаются от обычных дисциплин Олимпийской программы. 
   В настоящее время в России насчитывается более 10 миллионов людей с ограниченными возможностями, и очень многие нуждаются в проведении реабилитационных мероприятий именно средствами физкультуры и спорта. 
На сегодняшний день в России работает около 1200 физкультурно-спортивных клубов инвалидов. Количество занимающихся адаптивной физической культурой и спортом достигает 95,8 тысячи человек. Создано 8 детско-юношеских спортивно-оздоровительных школ для инвалидов.

   Наиболее активно развиваются адаптивная физкультура и спорт в Башкирии, Татарстане, Коми, а также в Красноярском крае, Волгоградской, Воронежской, Московской, Омской, Пермской, Ростовской, Саратовской, Свердловской, Челябинской областях, в Москве и Санкт-Петербурге. Российские спортсмены участвуют в чемпионатах Европы, мира, зимних и летних Параолимпийских играх. 

   Возрастание роли государства в развитии адаптивного спорта проявляется прежде всего в государственной поддержке спорта среди людей с ограниченными возможностями, финансировании системы подготовки спортсменов-инвалидов, формировании социальной политики в области спорта инвалидов, в частности, социальной защищенности спортсменов, тренеров, специалистов.

   Финансирование участия российских спортсменов-инвалидов в официальных международных соревнованиях, включая Параолимпийские и Сурдоолимпийские игры, увеличилось с 1998 года более чем в 10 раз. Объем финансирования всероссийских спортивных мероприятий среди инвалидов за пять лет вырос с 8 до 60 млн рублей. 
Ежегодно в Едином календарном плане всероссийских и международных соревнований предусматривается раздел, в который входит около 100 всероссийских и 60 международных спортивных мероприятий среди спортсменов с нарушением слуха, зрения, интеллекта, с поражением опорно-двигательного аппарата. 

   Сегодня приоритетным для Росспорта является решение вопроса о приравнивании статуса инвалидов-спортсменов к статусу здоровых спортсменов, статуса параолимпийцев – к статусу олимпийцев. Начиная с 2000 года спортсменам-победителям и призерам Параолимпийских игр, а с 2003 года - победителям и призерам Сурдоолимпийских игр и тренерам, осуществлявшим их подготовку, выделяются денежные вознаграждения. Совместно с Параолимпийским и Сурдоолимпийским комитетами России подготовлены списки ведущих инвалидов-спортсменов, кандидатов на президентские стипендии. 

   4 декабря 2003 года вышел Указ Президента РФ об учреждении стипендий спортсменам-инвалидам, являющимся членами сборных команд России по параолимпийским и сурдоолимпийским видам спорта. Указом предусматривается установить до 100 стипендий ежегодно для спортсменов-инвалидов, членов сборных команд России по параолимпийским и сурдоолимпийским видам спорта, в размере 15 тысяч рублей.

   Более 15 лет существует в России Параолимпийское движение, действует Параолимпийский комитет и Федерация физической культуры и спорта инвалидов России. В 1988 году Россия впервые приняла участие в Параолимпийских играх в Сеуле. 

   На Х Параолимпийских играх в Атланте в 1996 году команда России завоевала 27 медалей, в том числе 9 золотых, 7 серебряных и 11 бронзовых, и заняла 16-е место. Всего стали обладателями медалей (с учетом командных видов) 52 спортсмена-инвалида из 13 регионов России. 85 российских спортсменов показали результаты, превышающие личные достижения. 
Выступление сборных команд России на XI Параолимпийских играх 2000 года в Сиднее (Австралия) показало некоторый прогресс в подготовке спортсменов-инвалидов к соревнованиям самого высокого ранга. Спортивная делегация России, представленная 90 спортсменами, завоевала 35 медалей, в том числе 12 золотых, 11 серебряных и 12 бронзовых наград, выступая в 10 видах программы из 20, и заняла 14-е общекомандное место.  
Возрастной диапазон российских спортсменов на Параолимпийских играх в Сиднее колебался от 17 до 53 лет. В настоящее время происходит значительное «омоложение» состава, связанное с интенсивным обновлением большинства сборных команд России в период с 2003 по 2004 гг. 
На VIII зимних Параолимпийских играх в американском Солт-Лейк-Сити в 2002 году россияне завоевали 7 золотых, 9 серебряных и 5 бронзовых медалей. Чемпионами мира по футболу стала сборная России. Почти в два раза больше медалей принесли российским спортсменам-параолимпийцам летние Параолимпийские игры в Афинах: 16 золотых, 8 серебряных и 17 бронзовых медалей.

   На IX зимних Параолимпийских играх в Турине (Италия) в 2006 году впервые в истории Параолимпийских игр сборная России завоевала 1-е общекомандное место, завоевав 33 медали, из них 13 золотых, 13 серебряных и 7 бронзовых. 

    1. Физическая  активность и спорт  среди инвалидов: реальность и перспективы
 

   Всеобщее распространение имеет точка зрения, согласно которой забота общества о своих согражданах-инвалидах является мерилом его культурного и социального развития. «Одним из показателей цивилизованного общества является его отношение к инвалидам», - считает профессор П.А. Виноградов.

   По данным Всемирной организации здравоохранения инвалиды составляют около 10 % населения земного шара. Эта статистика характерна и для России (15 млн. инвалидов). Несмотря на успехи медицины, их число медленно, но неуклонно растет, особенно среди детей и подростков. До недавнего времени проблемы этой довольно значительной категории населения игнорировались, и все же в последнее время в результате постепенной гуманизации общества были приняты Всеобщая декларация прав человека, Всемирная программа действий в отношении инвалидов и Стандартные Правила ООН по реализации равных возможностей инвалидов. Во многих странах приняты законодательные акты, в которых нашли отражение и проблемы инвалидов. В настоящее время большинство экономически развитых стран, и, в первую очередь, США, Великобритания, Германия и др. имеют разнообразные программы и системы социального обеспечения инвалидов, куда входят и занятия физической культурой и спортом.

   Во многих зарубежных странах отработана система привлечения инвалидов к занятиям физической культурой и спортом, которая включает в себя клинику, реабилитационный центр, спортивные секции и клубы для инвалидов. Но самое главное - создание условий для этих занятий.

   Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом - восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации.

   В зарубежных странах очень популярны среди инвалидов занятия физической активностью с целью отдыха, развлечения общения, поддержания или приобретения хорошей физической формы, необходимого уровня физической подготовленности. Инвалиды, как правило, лишены возможности свободного передвижения, поэтому у них часто наблюдаются нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

   Физкультурно-оздоровительная активность в таких случаях является действенным средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельности организма, а также способствует приобретению того уровня физической подготовленности, который необходим, например, инвалиду для того, чтобы он мог пользоваться коляской, протезом или ортезом. Причем речь идет не просто о восстановлении нормальных функций организма, но и о восстановлении трудоспособности и приобретении трудовых навыков. Так, например, в США 10 млн. инвалидов, составляющих 5 % населения, получают от государства помощь в размере 7 % от Общего национального дохода.

   Можно спорить с утверждением, что именно спортивное движение инвалидов на Западе стимулировало законодательное признание их гражданских прав, но несомненным является тот факт, что спортивное движение «колясочников» в 50-е - 60-е гг. во многих странах привлекло внимание к их возможностям и потенциалу.

   Принимая во внимание вышесказанное, во Всемирной программе действий в отношении инвалидов отмечено: «Все большее признание получает важность спорта для инвалидов. Поэтому государства- члены должны поощрять все виды спортивной деятельности инвалидов, в частности, путем предоставления надлежащих средств и правильной организации этой деятельности». Создание равных условий инвалидам в вопросе их вовлечения в занятия физической культурой и спортом - основное достижение развитых стран.

   «До последнего времени в России эта группа населения относилась к числу фактически выключенных из нормальной жизни общества. Их проблемы не было принято обсуждать публично. Практика градостроительства не предусматривала в общественных местах специальных приспособлений, облегчающих для инвалидов передвижение. Многие сферы общественной жизнедеятельности были закрыты для инвалидов», - писали в 1996г. авторы книги « Основы физической культуры и здорового образа жизни» П.А. Виноградов, А.П. Душанин и В.И. Жолдак.

   Долгие годы у нас бытовало мнение, что понятия «инвалид», «физическая активность», а, тем более, «спорт» несовместимы и средства физической культуры рекомендовались только отдельным инвалидам как кратковременное мероприятие, дополняющее физиотерапевтические и медикаментозные назначения. Физическая культура и спорт не рассматривались как эффективное средство реабилитации инвалидов, поддержания их физических возможностей и укрепления здоровья.

   90-е годы внесли серьезные изменения в отношение общества к инвалидам в России. И, хотя в большей своей части эти изменения лишь провозглашались, они все же сыграли свою положительную роль.

Информация о работе История адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта