После завоеваний Филиппа
II Македонского (4 в. до н. э.), в
эпоху эллинизма и во время
господства Рима (со 2 века до н.
э.) участниками Игр могли быть
даже выходцы из самых дальних
окраин. Игры продолжались и тогда,
когда Эллада попала в подчинение
к Риму (в середине 2 в до н.э.). Вследствие
чего был нарушен один из основополагающих
олимпийских принципов, допускавший участие
в Олимпийских играх исключительно греческих
граждан, а в числе победителей оказались
даже некоторые римские императоры (в
том числе и Нерон, «выигравший» скачки
на колесницах, запряженных десятью лошадьми).
Организация античных Олимпийских
игр предусматривала контроль не
только за ходом самих Игр, но и
за подготовкой атлетов к ним.
Контроль осуществляли элланодики, или
гелланодики, самые авторитетные граждане.
Спортсмены и их наставники съезжались
в Олимпию за месяц до начала Игр для отборочных
тренировок. В течение 10–12 месяцев до
начала Игр атлеты проходили интенсивную
подготовку, после чего сдавали своеобразный
экзамен комиссии элланодиков. После выполнения
«олимпийского норматива» будущие участники
Олимпийских игр еще месяц готовились
по специальной программе – уже под руководством
элланодиков. Для тренировок предназначались
палестры, для состязаний — стадион, гипподром
и гимнасион с помещениями для атлетов,
вокруг которого располагались площадки
для борьбы.
Основополагающим принципом состязаний
была честность участников. Перед
началом соревнований они давали
клятву соблюдать правила. Элланодики
имели право лишить чемпиона титула, если
он победил мошенническим путем, провинившийся
атлет подвергался также штрафу и телесному
наказанию. У алтаря Зевса атлеты приносили
клятву в соблюдении правил олимпийских
состязаний; статуя державшего в обеих
руках молнии Зевса в булевтерионе была
призвана внушать страх нарушителям законов
Игр. Вход на соревнования был бесплатный.
Но их могли посещать только мужчины, женщинам
под страхом смертной казни запрещалось
появляться в Олимпии в течение всего
празднества (согласно некоторым источникам,
этот запрет распространялся только на
замужних женщин). Исключение делалось
лишь для жрицы богини Деметры: для нее
на стадионе, на самом почетном месте был
сооружен специальный мраморный трон.
1.3 Программа
античных Олимпийских Игр
Первое время в программе
Олимпийских игр был только
стадиодром – бег на один стадий (192,27 м),
затем число олимпийских дисциплин выросло.
Отметим некоторые кардинальные изменения
в программе:
– на 14 Олимпийских играх
(724 до н.э.) в программу включен
диаулос – бег на 2 стадия, а 4 года спустя
– долиходром (бег на выдержку), дистанция
которого составляла от 7 до 24 стадиев;
– на 18 Олимпийских играх
(708 до н.э.) впервые проведены соревнования
по борьбе и пентатлону (пятиборью),
включавшему, помимо борьбы и
стадиодрома, прыжки, а также метание копья
и диска;
– на 23 Олимпийских играх
(688 до н.э.) в программу состязаний
вошел кулачный бой,
– на 25 Олимпийских играх
(680 до н.э.) добавлены гонки на
колесницах (запряженных четырьмя
взрослыми лошадьми, со временем
этот вид программы расширился,
в 5–4 вв. до н.э. стали проводиться
гонки колесниц, запряженных парой
взрослых лошадей, молодыми лошадьми
или мулами);
– на 33 Олимпийских играх (648 до н.э.)
в программе Игр появились верховые скачки
на лошадях (в сер. 3 в. до н.э. стали также
проводиться скачки на жеребятах) и панкратион
– единоборство, соединявшее в себе элементы
борьбы и кулачного боя с минимальными
ограничениями на «запрещенные приемы»
и во многом напоминающее современные
бои без правил.
Греческие боги и мифологические
герои причастны к появлению
не только Олимпийские игры
в целом, но и отдельных их
дисциплин. К примеру, считалось,
что бег на один стадий ввел
сам Геракл, лично отмерявший
эту дистанцию в Олимпии (1 стадий
равнялся длине 600 ступней жреца
Зевса), а панкратион восходит
к легендарной схватке Тезея с Минотавром.
Некоторые из дисциплин античных
Олимпийских игр, знакомые нам
по современным соревнованиям,
заметно отличаются от своих
нынешних аналогов. Греческие атлеты
прыгали в длину не с разбега,
а с места – к тому же
с камнями (позже с гантелями)
в руках. В конце прыжка спортсмен
отбрасывал камни резко назад:
считалось, что это позволяет
ему прыгнуть дальше. Подобная
техника прыжка требовала хорошей
координации. Метание копья и
диска (со временем вместо каменного
атлеты стали кидать железный
диск) производилось с небольшого
возвышения. При этом копье метали
не на дальность, а на точность:
атлет должен был поразить
специальную мишень. В борьбе
и боксе не было деления
участников по весовым категориям,
а боксерский поединок продолжался
до тех пор, пока один из
соперников не признавал себя
побежденным или оказывался не
в состоянии продолжать схватку.
Были весьма своеобразные разновидности
и у беговых дисциплин: бег
в полном вооружении (т.е. в
шлеме, со щитом и оружием),
бег герольдов и трубачей, попеременный
бег и гонка на колеснице.
Помимо атлетических соревнований,
на Олимпийских играх проводился
и конкурс искусств, с 84-х Игр (444
до н.э.) ставший официальной частью программы.
Первоначально Олимпийские
игры занимали один день, затем
(с расширением программы) –
пять дней (именно столько продолжались
Игры в период их расцвета
в 6–4 вв. до н.э.) и, в конце
концов, «растянулись» на целый
месяц.
1.4 Олимпионики
и их чествование
Согласно
традиции, победитель игр в Олимпии
провозглашался сразу по окончании
состязаний на стадионе или на ипподроме.
Награждение же проводилось в
последний день олимпийского празднества
в храме Зевса.Распорядители церемонии
устанавливали стол резного дерева, на
котором раскладывали оливковые венки.
Почетнейший знак доблести и единственная
награда от устроителей игр, венок олимпионика
(победителя) состоял из перевязанных
пурпуровыми лентами двух ветвей, срезанных
золотым ножом со священного дерева, которое,
по преданию, посадил в Альтисе Геракл.
Во время
традиционного ритуала элланодики
возлагали ветви с серебристыми листьями
на головы олимпиоников поверх белых повязок,
полученных атлетами и конниками в день
их победы. Глашатай громогласно объявлял
имя победителя, имя его отца и название
города, откуда он прибыл.
Победитель
Олимпийских игр получал вместе
с оливковым венком (эта традиция
пошла с 752 до н.э.) и пурпурными
лентами всеобщее признание. Во
время пира, следовавшего за состязанием,
в честь олимпиоников пелись торжественные
гимны-эпиники
Олимпионики
были столь знамениты, что год олимпиады
часто назывался по имени победителя.
Он становился одним из самых уважаемых
людей в своем городе (для жителей которого
победа земляка на Олимпиаде тоже была
огромной честью). На своей родине олимпионики
освобождались от всех государственных
повинностей и пользовались почетными
местами в театре и на всех празднествах.
Олимпионику воздавались на родине и посмертные
почести. А согласно введенной в 6 в. до
н.э. практике, трехкратный победитель
Игр мог поставить свою статую в Альтисе.
Известны случаи, когда олимпионики обожествлялись
и почитались как местные герои. Древние
греки считали победу знаком расположения
божества, внимания Зевса к атлету и к
городу, откуда он родом.
В числе
участников и победителей Олимпийских
игр были такие известные ученые
и мыслители, как Демосфен, Демокрит,
Платон, Аристотель, Сократ, Пифагор, Гиппократ.
Причем соревновались они не только в
изящных искусствах. К примеру, Пифагор
был чемпионом по кулачному бою, а Платон
- в панкратионе (бои без правил)
1.5 Значение
Олимпийских Игр
Олимпийские игры были объединяющим
центром всего эллинского мира, священные
послы — теоры — представляли в Олимпии
все греческие государства. Особо почитали
Олимпийские игры греки из отдаленных
мест, которым они помогали поддерживать
связь с метрополией. Многие греческие
города устраивали у себя игры по подобию
Олимпийских или сооружали храмы Зевса
Олимпийского (в Афинах, Халкедоне, Акраганте,
Сиракузах).
В Олимпию
съезжались художники и поэты,
с 50-й Олимпиады утвердился
обычай читать на Олимпийских
играх литературные произведения
и произносить стихи. Геродот,
вернувшись с Востока, читал
здесь главы своей «Истории»;
в Олимпии вел свои беседы
Сократ, ходивший туда пешком
из Афин, со своими сочинениями
выступали Платон, Эмпедокл, Софокл,
Исократ, Демосфен и др. Греческие государства
во время Олимпиад объявляли о заключении
важных договоров, скрепляя их клятвами
у алтарей богов и уведомляя о том всю
Грецию. Имя, торжественно объявленное
на Олимпийских играх, становилось известно
всему Греко язычному миру.
Ко 2 веку
до н. э. Игры теряют свое
великолепие, превращаясь в событие
местного значения. В 85 до н.
э. римский полководец Сулла,
позволивший своим солдатам опустошить
сокровищницы Олимпии, перенес
Игры в Рим (175-я Олимпиада
— 80 до н. э.), но через 4 года
они возобновляются в Греции.
С великой пышностью состязания
были восстановлены римским императором
Августом. В нарушение всех вековых правил
император Нерон объявил игры на 2 года
ранее положенного срока, приказал уничтожить
статуи всех прежних олимпиоников и ввел
певческие состязания, в которых и стал
первым «победителем». После его убийства
игры были объявлены недействительными.
В 394 году Олимпийские игры, 293 по счету,
были запрещены как языческое празднество
декретом римского императора Феодосия
I Великого. В конце 19 века Олимпийские
Игры были возрождены по инициативе Пьера
де Кубертена.
Глава 2. Современные Олимпийские
Игры: от возрождения до расцвета
Многовековое Олимпийское движение
преодолело немало препятствий на своем
пути, было подвержено и забвению. Но,
не смотря ни на, что Олимпийские Игры
живы и по сей день. Конечно, это уже не
те соревнования, не то чествование победителей.
Трудно сегодня представить, например,
въезд чемпиона в родной город через пролом
в стене.
Инициатором возрождения античных
Олимпийских игр по праву считают
французского общественного деятеля
Пьера де Кубертена. В 1883 году
он обратился к общественности
с предложением возродить древнегреческие
Олимпийские игры. Найдя поддержку
во Франции, Великобритании и
других странах, он приступил
к осуществлению своего проекта.
В 1894 году состоялся международный
конгресс, на котором было принято решение
о создании Международного олимпийского
комитета. Здесь же была утверждена разработанная
Кубертеном Олимпийская хартия – свод
уставных документов по вопросам олимпийского
движения (основные цели, принципы, положения,
правила и регламент проведения Олимпийских
игр). Главная задача, сформулированная
в хартии – «содействие развитию физических
и моральных качеств, которые являются
основой любительского спорта; воспитание
молодёжи с помощью спорта в духе лучшего
взаимопонимания и дружбы…»
В апреле 1896 по инициативе
французского общественного деятеля
Пьера де Кубертена в Афинах
состоялась Первая Олимпиада,
положившая начало современному
олимпийскому движению.
В наши дни Олимпиады –
одно из крупнейших событий
в мире. Игры технически оснащены
– за результатами следят компьютеры
и телекамеры, время определяется
с точностью до тысячных долей
секунды. Любители спорта в
любом уголке мира могут приобщиться
к всемирному празднику, спутниковые
антенны направлены на все
стороны света. С совершенствованием
спортивного оборудования. Совершенствуются
и виды спорта. В разряд Олимпийских
вводятся новые спортивные игры.
За последние годы Олимпийское
движение приобрело грандиозные
масштабы, и столицы Игр на
время их проведения становятся
столицами мира.
2.1 Церемония
открытия Олимпийских Игр
Многие традиционные элементы
сопровождают церемонию открытия
Олимпийских игр. Церемонии эти
обычно начинаются с поднятием
флага принимающей страны и
исполнения национального гимна.
Традиционная часть действа начинается
с парада народов, в течение
которого большинство атлетов
маршируют по стадиону, страна
за страной. Один почетный спортсмен
от каждой страны держит флаг
своего народа, ведя за собой группу
атлетов своей страны.
Согласно традиции, начатой
во время Летней Олимпиады
1928 года, первой марширует Греция,
из-за своего исторического статуса
– родины Олимпиады, а принимающая
страна выходит последней. Исключение
составляли игры в Афинах в
2004 году, когда Греция выходила
последней, но флаг все-таки
был вынесен первым.
После того, как пройдут все
народы, президент Олимпийского
организационного комитета принимающей
страны произносит речь, за ним
следует президент Международного
Олимпийского комитета, который
в конце речи представляет
главу государства-организатора, который,
в ответ, формально открывает
Олимпийские игры, говоря: «Я объявляю
открытыми игры…отмечающие…Олимпиаду
современной эпохи/Олимпийские Зимние
игры».
После речи главы государства на
стадион выносится горизонтально,
как пошло с Летней Олимпиады
1960 года, олимпийский флаг, и играется
олимпийский гимн. Те, кто держат
флаги, от каждой страны создают круг,
в котором один атлет (с Летней Олимпиады
1920 года) и один судья (с Летней Олимпиады
1972 года) произносят олимпийскую клятву,
объявляя, что они будут соревноваться
и судить согласно правилам. На стадион
приносится факел, который передается
от атлета к атлету, пока не доходит до
последнего, обычно это знаменитый спортсмен
принимающей страны, который зажигает
огонь на стадионе.Олимпийский огонь зажигают
с Летних Олимпийских игр 1928 года, но традицию
с факелом начали на Летних играх только
в 1936 году. Начиная с послевоенных Олимпийских
игр 1920 года, зажигание олимпийского огня
еще 68 лет сопровождалось выпуском голубей,
которые символизируют мир. Этот красивый
жест прекратили делать после того, как
несколько голубей сгорели заживо на олимпийском
огне в процессе церемонии открытия 1988
Летней Олимпиады. Как бы то ни было, некоторые
церемонии открытия все же включают голубей,
Церемонии открытия проводятся на свежем
воздухе, обычно на основном атлетическом
стадионе, но Зимние игры 2010 стали первыми,
которые откроются в помещении, на городском
стадионе Пекина.