Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 23:15, реферат
За последние годы экономические отношения в области спорта и спортивной индустрии России претерпели существенные изменения: радикальным образом преобразована макроэкономическая среда, поставлена на рыночную основу деятельность многих спортивных клубов, команд и федераций. Причем процессы коренных преобразований в российском спорте далеко не закончены, многое еще только предстоит сделать, чтобы вывести отечественную индустрию спорта ни лидирующие позиции. Сложные задачи по повышению эффективности физической культуры и спорта на всех уровнях предстоит решать спортивным предпринимателям и менеджерам новой генерации.
1. Введение 3-4
2. Экономика спорта и физической культуры 4-12
3. Заключение 13
4. Список используемой литературы 14
За последние годы экономические
отношения в области спорта и
спортивной индустрии России претерпели
существенные изменения: радикальным
образом преобразована
Сложные задачи по повышению
эффективности физической культуры
и спорта на всех уровнях предстоит
решать спортивным предпринимателям и
менеджерам новой генерации. Естественно,
что модернизировать
Задача спортивного менеджера-
Практика показывает, что только обоснованные управленческие решения позволяют успешно достигать общих и конкретных целей, которые ставят перед собой физкультурные и спортивные организации по развитию массовой физкультурно-оздоровительной работы и спорта высших достижений. Нередко достижение таких целей оказывается нереальным вследствие экономических просчётов или нерационального, неумелого использования имеющихся средств.
Экономика физической культуры и порта.
Отраслевая структура
народного хозяйства
В настоящее время все отрасли экономики объединены в две сферы – производственную (материальное производство) и непроизводственную (нематериальное производство).
Нас в большей степени будет интересовать непроизводственная сфера. Непроизводственная сфера – это комплекс отраслей, не производящих, как правило, непосредственно осязаемых материальных ценностей. В большинстве случаев это отрасли, связанные с удовлетворением нематериальных потребностей людей посредством предоставления разнообразных услуг, а именно: услуг жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, транспорта и связи (для населения), здравоохранения, физической культуры и спорта, просвещения, культуры, искусства, науки и научного обслуживания, сферы управления и др.
Физическая культура и спорт в соответствии с Общероссийским классификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) являются составной частью отрасли «Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение», т.е. рассматриваются фактически не как отрасль, а как подотрасль народного хозяйства.
С экономической точки зрения физическую культуру и спорт правомерно рассматривать как вид общественно полезной деятельности по оказанию разнообразных услуг, относящейся к непроизводственной сфере и потому прямо не участвующей в создании материального продукта.
Производство и предоставление
услуг, удовлетворяющих различные
потребности населения, предполагают
обеспечение этой деятельности целым
рядом условий материально-
Представленные виды деятельности обеспечиваются предприятиями (организациями), отличающимися принадлежностью к разным сферам народного хозяйства, направленностью своей основной деятельности. В то же время их интегрированное функционирование как единого хозяйственного комплекса с единым координирующим органом управления объективно оправдано тем, что они вместе, на основе взаимозависимости удовлетворяют одни и те же потребности людей в занятиях физическими упражнениями и видами спорта. Именно это является одним из важнейших оснований утверждать, что физическая культура и спорт сформировались в отрасль народного хозяйства.
В целом динамика основных показателей физической культуры и спорта в масштабах страны свидетельствует о наличии в развитии отрасли ряда тенденций, приобретающих в последние годы позитивный характер. Так, например, отмечается увеличение количества спортивных сооружений, числа работников в этой сфере, занимающихся в спортивных секциях и клубах.
Вместе с тем по общему
количеству спортивных сооружений, используемых
для занятий населения
К сожалению, развитию физической культуры и спорта на протяжении последних лет свойственны и негативные тенденции. В первую очередь это бюджетное финансирование отрасли по остаточному принципу, неисполнение законодательных актов в части утвержденных нормативов финансирования физической культуры и спорта, а также невыполнение плановых показателей бюджетного финансирования и др.
Предметом экономики физической
культуры является экономическая проблема
повышения эффективности
Итак, в чем же состоит сущность экономики физической культуры и спорта? В этом вопросе большинство ученых основываются на базовых концептуальных положениях, характеризующих сущность экономики физической культуры и спорта в условиях рыночных отношений:
1. Анализ взаимоотношений между экономикой и спортом включает три основные проблемы: финансирование спорта, экономическое управление спортом и создание экономических процедур взаимодействия на рынке спортивной промышленности и физкультурно-спортивных услуг.
В рамках проблемы финансирования спорта необходимо анализировать средства, выделяемые государственным и муниципальными бюджетами на его развитие, деятельность спортивных лотерей, национальных и иных фондов развития спорта, спонсоров, доходы от спортивных мероприятий и т. п.
Экономическое управление спортом
связано с наиболее эффективным
использованием доходов физкультурно-
Взаимодействие на рынке
спортивной промышленности и физкультурно-
Занятия спортом требуют: создания сети физкультурно-спортивных сооружений и, следовательно, вовлечения в спортивный рынок сферы строительства; поддержания спортивной формы, лечения в случае получения травм и т.п. и, следовательно, включения в спортивный рынок пищевой, фармацевтической промышленности и др.
2. Экономика спорта может быть представлена в виде трех составляющих: макроэкономики, мезоэкономики и микроэкономики.
Проблематика макроэкономики
связана с оценкой места
Мезоэкономика изучает неравномерное развитие разнообразных видов спорта на основе детального экономического анализа функционирования каждого из них, различных спортивных рынков (региональных и т.д.), а также промышленности по производству спортивных товаров.
Микроэкономика охватывает
анализ экономической деятельности
муниципалитетов в сфере
3. Развитие экономики спорта происходило поэтапно.
Первый этап характеризуется
эпизодическим взаимодействием
экономики и спорта. Начало этого
этапа можно отнести к первым
Олимпийским играм. Явной же «датой
рождения» следует считать
Второй этап отличается постоянным
и активным взаимодействием экономики
и спорта. На этом этапе (приблизительно
с середины 70-х годов XX в.) специалисты
стали проявлять интерес к
исследованиям проблем
Третий этап, начало которого относится к 80-м годам XX в., характеризуется расширением и углублением взаимодействия экономики и спорта, как по количественным, так и по качественным параметрам. Этому этапу свойственно углубленное изучение проблем экономики спорта, результатом чего явилось формирование экономики спорта как относительно самостоятельной научной дисциплины (теоретический уровень исследований), которая не может существовать вне взаимодействия с социологией спорта, антропологией, демографией и другими науками.
4. В настоящее время происходит активный процесс интернационализации экономики спорта, проявляющийся в трех основных аспектах – концептуальном, качественном и количественном.
Концептуальный аспект интернационализации
характеризуется тем, что экономика
спорта является хотя и второстепенной,
но динамично развивающейся
Качественный аспект интернационализации связан с динамичным развитием экономики спорта как сектора народного хозяйства, с успешным преодолением им кризисных ситуаций в различных странах мира и другими обстоятельствами. Важнейшими проявлениями этого процесса является интернационализация капитала (постоянный рост числа фирм, не имеющих непосредственного отношения к спорту, которые спонсируют крупнейшие международные соревнования), интернационализация рынка спортивных товаров, в том числе создание мультинациональных фирм по их производству (Adidas, Nike, Reebok, Rossignol и др.), интернационализация спортсменов, выступающих за команды других стран, и др.
Количественный аспект интернационализации характеризуется долей ВВП, которая отражает место экономики спорта в национальной или международной экономике. По приблизительным оценкам, доля экономики спорта в национальном продукте развитых стран составляет 1 – 2%. Объем мирового рынка спортивных товаров равен 2,0 – 2,5% международной торговли.
5. Экономика спорта как научная дисциплина до последнего времени в основном развивалась в рамках прикладной экономики. Специалисты пользовались концепциями, методами исследований, статистическим аппаратом и т.п., заимствованными из политической экономии, экономического анализа и др., применяя их для изучения взаимодействия экономики и спорта.
Попытки выхода на уровень экономической теории являются пока в области экономики спорта редчайшим исключением. Имеющиеся прецеденты основываются на концепциях и методах различных областей политической экономии, управления, экономики труда и т.д., не породив до настоящего времени собственной теории экономики спорта или оригинального метода исследований.
Экономика спорта априори
носит междисциплинарный