Эволюция стилей мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими.
Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но, если навыки работы с конкретным техническим устройством можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Сущность процесса мышления
Мышление ………………………………………………………..…………... 6
Характеристика видов мышления ………………………………………….. 7
Приемы мыслительной деятельности ………………………………..…….. 8
Формирование логического мышления …………………………………..12
Рекомендации по развитию логического мышления у подростков на уроках информатики ……………………………………………………………..….. 14
Глава 2. Диагностика уровня форсированности логического стиля мышления ……………………………………………………………………. 18
Заключение ……………………………………………………………...… 25
Библиография …………………………………………………………..…. 27

Файлы: 1 файл

кур.docx

— 226.82 Кб (Скачать файл)

Если даже учащиеся и не справятся с заданием, не найдут  
правильного решения, то очень полезен сам процесс активных и  
самостоятельных поисков. Но, разумеется, этот метод не является универсальным.

Учитывая, что мышление подростка (особенно младшего подростка) еще в значительной степени конкретно, необходимо так  
строить обучение, чтобы имела место по возможности опора  
мышления на наглядные представления. Для устранения или  
предупреждения имеющего место отрицательного влияния непосредственного чувственного опыта на процесс мышления необходимо в соответствующих случаях корригировать наглядные впечатления, словом или соответствующей вариацией образов.

Учитель должен подумать, какими путями может пойти  
мысль учащихся в процессе формирования понятий, и принять  
меры против возможного замещения отвлеченных признаков наглядными. Этой цели может служить максимальное разнообразие наглядного опыта, демонстрация разнотипных случаев (но не просто большого количества), в которых бы варьировались несущественные признаки. Формируя, скажем, у младших подростков понятие “информация”, надо показать различные виды информации и спросить что между ними общего.

Разумеется, далеко не всегда есть возможность исчерпать на  
уроках все многообразие чувственного опыта. Да в этом и нет  
нужды, так как важно дать понять учащимся, как ограничен опыт, показать принципиальную возможность выхода за его пределы. Важно, чтобы учащиеся поняли, например, что, выводя определение информации, они также выводят определение данных.

Необходимо учитывать сложившиеся у подростка житейские  
понятия и их возможное отрицательное влияние на процесс  
усвоения научных понятий.

Учитель должен сопоставить те и другие понятия, обратить  
внимание на своеобразие научного понятия. С этой целью он  
может, например, объяснить: “В жизни слово “опустить” всегда  
означает движение сверху вниз. Ведь никто не скажет, что воздушный шар с земли опустился в воздух. Но в информатике слово “опустить” употребляется часто в ином смысле. В данном случае «опустить» значит неучитывать.

Развитию логического мышления, правильному усвоению понятий способствуют упражнения на практическое применение усваиваемых  
понятий.[10 c 165]

Наконец, для развития логического мышления подростка необходимо повседневно и систематически учить его приемам правильного, логического мышления, не оставлять без внимания ни одной логической ошибки.

Разумеется, это является обязанностью не только учителя  
информатики. Развивать логическое мышление должны все учителя.

В этом отношении важна повседневная и согласованная работа  
всего учительского коллектива. Многочисленные наблюдения  
показывают, что даже простейшие логические операции (не говоря уже о сложных) нередко вызывают затруднения у подростков (особенно младших подростков).

Учитель обращает внимание подростков на логическую несуразицу в их ответах, учит их логически грамотно выражать  
свою мысль. Очень полезно приучать подростков самостоятельно исправлять допущенные логические ошибки.

Для развития самостоятельности и критичности мышления нужно требовать от подростков рецензирования ответов товарищей на уроках по определённому плану:

а) достоинства ответа (правильность и глубина изложения, последовательность изложения, стилистическая грамотность);

б) недостатки ответа (слабое знание фактического материала, неумение изложить свои мысли по плану, бедность речи).

Составленные рекомендации содержат основные положения по развитию мышления в подростковом возрасте. Однако необходимо дальнейшее внедрение новаторских способов и методов развития этого одного из основных познавательных процессов в жизни и деятельности каждого человека. [13 c 87]

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Глава 2. Диагностика уровня с форсированности логического стиля мышления

 

Целью практической части курсовой работы была, проверка гипотезы о том, что если изучить особенности развития логического мышления у подростков, выявить эффективные методы его развития, разработать систему упражнений по развитию логического мышления и применить её на уроках информатики, то это будет способствовать развитию логического мышления учащихся.

Для формирования логического стиля мышления у учащихся на базе МОУ Синеборская СОШ п. Синеборск был проведен эксперимент.

Эксперимент состоял из трех этапов:

1 этап – диагностика  уровня сформированности логического стиля мышления

2 этап – формирующий  этап - разработан и реализован  комплекс уроков, направленных на  формирование логического стиля  мышления

3 этап – проанализировать  полученные результаты

При выполнении исследования были выделены следующие этапы работы:

1. диагностический. Целью данного этапа было: определить  базу исследования, проанализировать  школьную документацию, продиагностировать  выбранные классы на предмет  уровня развития логического  стиля мышления;

2. практический. На  данном этапе происходила разработка  уроков по данной проблеме, реализация  данных уроков на практике;

3. завершающий. Целью  этого этапа было проведение  повторной диагностики, сопоставление  результатов с гипотезой исследования.

Базой проведения был выбран 8 класс МОУ Синеборской СОШ. На основании бесед с учителем информатики, классным руководителем, собственных наблюдений была получена следующая характеристика класса: уровень развития мышления в классе выше среднего. Некоторые учащиеся могут не только представлять возможные пути решения той или иной задачи, но и логически истолковывать результаты. Быстро вникают в материал.

Для более точного анализа мышления была применена методика «Логическое мышление» (Приложение №1). Целью проведения данной методики было выяснение уровня логического мышления у учащихся.

Испытуемым в данной методике необходимо определить формальную правильность того или иного логического умозаключения на основе определенного утверждения (или ряда утверждений). Реальная действительность не играет при этом никакой роли (это немного усложняет тест, поскольку содержание утверждений абсурдно, но логически безупречно). Учитывалось также то, что правильных ответов может вообще не быть или их может быть больше одного. На 12 заданий отводилось 8 минут.

Схема 1. График уровня сформированности логического стиля мышления при первой диагностики

Проанализировав результаты диагностики, можно сказать, что первичная характеристика класса с точки зрения развития логического стиля мышления подтвердилась. Уровень развития логического мышления в классе в целом средний т. е. логика присутствует, но имеет смысл ее развивать, лишь у одного учащегося вполне приемлемый результат, говорящий о нормально развитых логических способностях.

Первый конспект урока был написан на тему «Решение логических задач». В качестве примера для объяснения была выбрана задача «Ханойская башня». Тип урока выбран целесообразно с точки зрения темы в целом и дидактической цели урока. На уроке учащиеся предлагается самим (с помощью программы-игры) решить один из вариантов данной задачи. А в дальнейшем составить алгоритм выполнения данного задания для другого количества колец. Всё что даёт учитель детям сам это, формула для вычисления количества ходов при перекладывании, т.е. задача – развитие логического мышления реализована полностью. Также вовлечению учащихся в активную деятельность способствует решение задачи за компьютерами, в программе - игре.

Ханойская башня

Ханойская башня является одной из популярных головоломок XIX века. Даны три стержня, на один из которых нанизаны несколько колец, причем кольца отличаются размером и лежат меньшее на большем. Задача состоит в том, чтобы перенести пирамиду из восьми колец за наименьшее число ходов. За один раз разрешается переносить только одно кольцо, причём нельзя класть большее кольцо на меньшее.

Сказка-легенда.  
В одном из буддийских монастырей монахи уже тысячу лет занимаются перекладыванием колец. Они располагают тремя пирамидами, на которых надеты кольца разных размеров. В начальном состоянии 64 кольца были надеты на первую пирамиду и упорядочены по размеру. Монахи должны переложить все кольца с первой пирамиды на вторую, выполняя единственное условие — кольцо нельзя положить на кольцо меньшего размера. При перекладывании можно использовать все три пирамиды. Монахи перекладывают одно кольцо за одну секунду. Как только они закончат свою работу, наступит конец света.

Количество перекладываний в зависимости от количества колец вычисляется по формуле 2n −1. Для 64-х колец это 18 446 744 073 709 551 615 перекладываний, и, если принять скорость "одно перекладывание в секунду", получится около 584 942 417 355 лет, то есть апокалипсис наступит нескоро.

Второй конспект разработан на тему «Электронные таблицы (ЭТ). Абсолютная и относительная адресация». Главной целью данного урока было научить учащихся создавать относительные и абсолютные ссылки. Для того чтобы на уроке происходило развитие логического мышления, учащиеся сами приходят к формулировке определения этих ссылок. Также они в процессе самостоятельного изучения разбираются, как создавать абсолютные и относительные ссылки, и в чём их различие. А закрепляют изученный материал на практике.

На уроке по теме «Построение примитивов в графическом редакторе Paint». На этапе «проверка ранее изученного материала» детям был выдан тест способствующий развитию логического мышления. Большинство учащихся тест выполнили на «хорошо» и «отлично». Лишь один ученик на удовлетворительно.

На четвёртом уроке, присутствовало нестандартное задание способствующее развитию логического мышления. Его суть заключается в том, чтобы перекодировать двоичный код в чёрно-белое изображение. Также развитие логического мышления присутствует при выполнении домашнего задания. На дом задано боле сложное задание. В нём необходимо придумать картинку из 4 цветов и записать её двоичный код, т.е. при выполнении домашнего задания также будет происходить развитие логического мышления.

В конце исследования была проведена повторная диагностика, целью которой было: узнать уровень развития логического мышления после применения разработанных конспектов на практике. Из представленных четырёх конспектов, на практике были даны два из них.

Схема 2. График уровня развития логического мышления при второй (повторной) диагностике

Учащиеся справились с предоставленными заданиями. При анализе диагностики были получены результаты, не сильно отличающиеся от результатов первой диагностики. У некоторых учащихся уровень развития логического мышления вырос, но у некоторых он уменьшился. В целом по классу результат остался прежним.

Схема 3. Сравнение результатов диагностики до использования уроков по развитию логического мышления и после их использования

Это произошло из-за того что логическое мышление сразу увеличится не может. Его развитие - это долгий и трудный процесс. Если разработать ещё упражнения на развитие логического мышления и применять в дальнейшем на уроке информатики, то это будет способствовать развитию логического мышления у учащихся.

Информация о работе Эволюция стилей мышления