Когнитивная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:07, реферат

Описание работы

Когнитивная психология —направление в психологии, возникшее в 1960-х гг. Она утверждает, что наше поведение опосредствовано познавательными (когнитивными) факторами.
Когнитивная психология изучает восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, мышление и принятие решений. Когнитивная психология изучает как сознательные, так и бессознательные процессы психики, при этом и те, и другие трактуются как различные способы переработки информации.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 25.37 Кб (Скачать файл)

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Когнитивная психология —направление в психологии, возникшее в 1960-х гг. Она утверждает, что наше поведение опосредствовано познавательными (когнитивными) факторами.

Когнитивная психология изучает восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, мышление и принятие решений. Когнитивная психология изучает  как сознательные, так и бессознательные  процессы психики, при этом и те, и другие трактуются как различные  способы переработки информации.

Когнитивная психология основывается на утверждении, что внешние стимулы  проходят внутри психики через ряд  последовательных преобразований, а  ограниченность способности человека осваивать новую информацию и  преобразовывать уже существующую заставляет искать наиболее эффективные  и адекватные способы работы с  ней. Эти стратегии и пытается моделировать когнитивная психология.

Когнитивная психология изучает, как  люди получают информацию о мире, как  эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и  преобразуется в знания и как  эти знания влияют на наше поведение.

Результаты исследований в области  когнитивной психологии, как правило, представляют в виде моделей переработки  информации. Модель переработки информации в когнитивной психологии предполагает, что процесс познания можно разложить  на ряд этапов, каждый из которых  представляет собой некую гипотетическую единицу, включающую набор операций, выполняемых над входной информацией. Модели состоят из блоков, каждый из которых выполняет строго определенные функции. Связи между блоками  означают путь прохождения информации от входа до выхода модели. В результате преобразований информации формируются  «внутренние репрезентации» воспринимаемых объектов, событий и т. д.

С позиций когнитивной  психологии эффективное обучение возможно лишь в том случае, когда новый  материал, связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в  существующую когнитивную структуру. В когнитивной психологии в качестве важного условия обучения рассматривается  внутренняя мотивация, связанная с  интересом учащихся к изучаемому предмету.

Воображение – это психологический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых.

По степени выраженности активности различают:

- активное воображение,  которое характеризуется тем, что пользуясь им,человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы;

- творческое активное  воображение, возникающее в труде,  предполагает самостоятельное создание  образов, реализуемое в оригинальных  и ценных продуктах деятельности, является неотъемлемой стороной  технического, художественного и  иного творчества;

- воссоздающее активное  воображение- имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию.

-пассивное воображение- образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека, характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, может быть: 

- преднамеренное пассивное  воображение -создает образы, не связанные с волей, которая способствовала бы их осуществлению;

- непреднамеренное пассивное  воображение- наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремном состоянии, во сне.

Воображение может проявляться  в разных формах:

Мечты, грезы, сновидения, галлюцинации и т.д

Функции воображения:

Представление действительности в образах, которыми можно пользоваться в деятельности.

Регулирование эмоциональных  состояний.

Произвольная регуляция  познавательных процессов и состояний  человека.

Формирование внутреннего  плана действий.

Планирование и программирование деятельности.

Управление психофизиологическим состоянием организма. 

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.

Внимание непрерывно связано  с сознанием в целом. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяются:

- точность восприятия, являющаяся  своеобразным усилителем, позволяющим  различать детали изображения;

- прочность и избирательность  памяти, выступающие как фактор, способствующий сохранению нужной  информации в кратковременной  и оперативной памяти;

- направленность и продуктивность  мышления, выступающие как обязательный  фактор правильного понимания  и решения задач.

Основные функции внимания:

отбор значимых воздействий  и игнорирование других;

сохранение в сознании определенного содержания деятельности до момента ее завершения;

регуляция и контроль протекания деятельности.

Основные виды внимания:

1. В зависимости от волевых  усилий личности:

непроизвольное внимание возникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без  заранее поставленной цели, без усилия воли;

произвольное внимание –  активное, целенаправленное средоточие сознания, поддержание уровня которого связано с определенными волевыми усилиями, направленными для борьбы с более сильными воздействиями;

послепрозвольное внимание – наступает после произвольного, но качественно отличается от него. Когда при решении задачи появляются первые положительные результаты, возникает интерес, происходит автоматизация деятельности, выполнение ее уже не требует специальных волевых усилий и ограничено лишь утомлением, хотя цель работы сохраняется.

2. По характеру направленности:

внешненаправленное внимание направлено на окружающие предметы;

внутреннее внимание –  направлено на собственные мысли  и переживания.

3. По происхождению:

природное внимание – врожденная способность человека избирательно реагировать на те или иные внутренние или внешние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны;

социально обусловленное  внимание складывается в процесс  жизни, результате обучения, воспитания, связано с избирательным сознательным реагированием на объекты, с волевой  регуляцией поведения;

4. По механизму регуляции:

непосредственное внимание не управляется ни чем, кроме того объекта, на которое оно направлено;

опосредованное внимание регулируется с помощью специальных  средств.

5. По направленности на  объект:

сенсорное;

интеллектуальное.

Основные свойства внимания:

Сосредоточенность внимания – удержание внимания на одном  объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального.

Устойчивость внимания –  длительность сосредоточения на объекте  или явлении, определяется индивидуальными  физиологическими особенностями организма, психическим состоянием, мотивацией, внешними обстоятельствами осуществления деятельности.

Объем внимания – определяется количеством объектов, на которые  может быть одновременно направлено внимание в процессе восприятия.

Распределение внимания –  возможность выполнения индивидом  одновременно двух и более видов  деятельности.

Переключаемость внимания –  способность быстро выключаться  из одних видов деятельности и  включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям.

 

Памятью называют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта.

Процессы памяти:

Запоминание – процесс  памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств.

Сохранение информации не является пассивным процессом, описываемым  лишь только количественными показателями, зависит от установок личности, условий  и организации заучивания, влияния  последующей информации, мыслительной переработки материала и ряда других факторов. Выделяют следующие  виды организации информации в памяти: пространственную, ассоциативную, иерархическую.

Воспроизведение – процесс  извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение может протекать  на уровне узнавания, воспроизведения (в узком смысле), припоминания.

Забывание – процесс, необходимый  для эффективной работы памяти. Факторы, влияющие на забывание: возраст, характер информации и степень ее использования, интерференция, подавление.

Характеризуя качества памяти, выделяют скорость запоминания и  скорость забывания.

Виды и формы памяти:

Генетическая память включает в основном инстинкты и почти  не зависит от условий жизнедеятельности  человека.

Прижизненная память является хранилищем информации, полученной с  момента рождения и до смерти. Прижизненную память классифицируют:

по целевой установке  и затрачиваемым усилиям на запоминание:

непроизвольная память –  автоматическое запоминание воспроизведение  информации, происходящее без усилий со стороны человека и установки  на запоминание;

произвольная память –  запоминание, имеющее специальную  установку «запомнить» и требующее  определенных волевых усилий.

по степени осмысленности:

механическая память основана на повторении материала без его  осмысливания;

смысловая память предполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано на понимании внутренних логических связей между его частями.

в зависимости от установки:

кратковременная память хранит информацию в среднем около 20 секунд, сохраняет лишь обобщенный образ  воспринятого, его наиболее существенные элементы;

оперативная память рассчитана на хранение информации в течение  определенного, заранее заданного  срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней;

долговременная память способна хранить информацию в течение  практически неограниченного срока.

по материалу, сохраняемому памятью:

когнитивная память – процесс  сохранения знаний. Знания, получаемые в процессе обучения, выступают вначале  как что-то внешнее по отношению  к личности, зам постепенно превращаются в опыт и убеждения человека;

эмоциональная память – сохранение в сознании переживаний и чувств;

личностная память обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути.

по модальности:

словесно-логическая память тесно связана со словом, мыслью, логикой;

образная память подразделяется на зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную, слуховую.

 

Мышление – это обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.

Мышление дает возможность  понять закономерности материального  мира, причинно-следственные связи  в природе и в общественно-исторической жизни, закономерности психики людей.

Физиологическую основу мышления составляет рефлекторная деятельность мозга, те временные нервные связи, которые образуются в коре больших  полушарий.

Стадии мышления:

Допонятийное мышление присуще ребенку до 5 лет. Оно характеризуется нечувствительностью к противоречиям, синкретизмом, трансдукцией, отсутствием представления о сохранении количества.

Понятийное мышление у  ребенка проходит в ряд этапов: на 1-м этапе проявляется простое  складывание предметов; на 2-м устанавливаются  сходства и различия двух предметов; на 3-м этапе проявляется объединение  группы предметов по сходству, затем  появляется понятийное мышление, которое  совершенствуется до 17 лет.

Мыслительный процесс  осуществляется в двух основных формах:

- формирование и усвоение  понятий, сужений, умозаключений;

- решение проблем.

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи  и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Умозаключение – форма  мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод. К  умозаключениям можно прийти следующими методами: индукция – логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к общему; дедукция – от общего к частному; аналогия – от частного к частному.

Каждый акт мышления представляет собой процесс решения какой-либо задачи, возникающей в ходе познания или практической деятельности человека.

Процесс решения задач  состоит из пяти этапов:

- мотивация;

- анализ проблемы;

- поиск решения ее проблемы  на основании ее алгоритма,  выбора оптимального варианта  и принципиального учета логических рассуждений, аналогий, эвристических и эмпирических приемов, решению задачи зачастую способствует озарение;

- доказательство и обоснование  правильности решения;

- реализация и проверка  решения, его коррекция в случае  необходимости.

Основные мыслительные операции:

анализ – мысленное  расчленение целостной структуры  объекта отражения на составляющие элементы;

синтез – воссоединение  элементов в целостную структуру;

сравнение – установление отношений сходства и различия;

обобщение – выделение  общих признаков на основе объединения  сущностных свойств или сходства;

абстрагирование – выделение  какой-либо стороны или аспекта  явления, в действительности самостоятельно не существующих;

конкретизация – отвлечение от общих признаков и подчеркивание  частного, единичного;

систематизация или классификация  – мысленное распределение предметов  и явлений по группам и подгруппам.

В определении видов мышления существуют различные подходы:

По степени развернутости  решаемых задач: дискурсивное и интуитивное.

По характеру решаемых задач: теоретическое и практическое.

По содержанию решаемых задач:

наглядно-действенное мышление – опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами;

Информация о работе Когнитивная психология