Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:07, реферат
Когнитивная психология —направление в психологии, возникшее в 1960-х гг. Она утверждает, что наше поведение опосредствовано познавательными (когнитивными) факторами.
Когнитивная психология изучает восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, мышление и принятие решений. Когнитивная психология изучает как сознательные, так и бессознательные процессы психики, при этом и те, и другие трактуются как различные способы переработки информации.
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Когнитивная психология —направление в психологии, возникшее в 1960-х гг. Она утверждает, что наше поведение опосредствовано познавательными (когнитивными) факторами.
Когнитивная психология изучает восприятие,
распознавание образов, внимание, память,
воображение, речь, мышление и принятие
решений. Когнитивная психология изучает
как сознательные, так и бессознательные
процессы психики, при этом и те,
и другие трактуются как различные
способы переработки
Когнитивная психология основывается
на утверждении, что внешние стимулы
проходят внутри психики через ряд
последовательных преобразований, а
ограниченность способности человека
осваивать новую информацию и
преобразовывать уже
Когнитивная психология изучает, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше поведение.
Результаты исследований в области
когнитивной психологии, как правило,
представляют в виде моделей переработки
информации. Модель переработки информации
в когнитивной психологии предполагает,
что процесс познания можно разложить
на ряд этапов, каждый из которых
представляет собой некую гипотетическую
единицу, включающую набор операций,
выполняемых над входной
С позиций когнитивной психологии эффективное обучение возможно лишь в том случае, когда новый материал, связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную структуру. В когнитивной психологии в качестве важного условия обучения рассматривается внутренняя мотивация, связанная с интересом учащихся к изучаемому предмету.
Воображение – это психологический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых.
По степени выраженности активности различают:
- активное воображение, которое характеризуется тем, что пользуясь им,человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы;
- творческое активное
воображение, возникающее в
- воссоздающее активное воображение- имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию.
-пассивное воображение- образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека, характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, может быть:
- преднамеренное пассивное воображение -создает образы, не связанные с волей, которая способствовала бы их осуществлению;
- непреднамеренное пассивное воображение- наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремном состоянии, во сне.
Воображение может проявляться в разных формах:
Мечты, грезы, сновидения, галлюцинации и т.д
Функции воображения:
Представление действительности в образах, которыми можно пользоваться в деятельности.
Регулирование эмоциональных состояний.
Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.
Формирование внутреннего плана действий.
Планирование и
Управление
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.
Внимание непрерывно связано с сознанием в целом. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяются:
- точность восприятия, являющаяся своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображения;
- прочность и избирательность
памяти, выступающие как фактор,
способствующий сохранению
- направленность и
Основные функции внимания:
отбор значимых воздействий и игнорирование других;
сохранение в сознании определенного содержания деятельности до момента ее завершения;
регуляция и контроль протекания деятельности.
Основные виды внимания:
1. В зависимости от волевых усилий личности:
непроизвольное внимание
возникает без намерения
произвольное внимание –
активное, целенаправленное средоточие
сознания, поддержание уровня которого
связано с определенными
послепрозвольное внимание – наступает после произвольного, но качественно отличается от него. Когда при решении задачи появляются первые положительные результаты, возникает интерес, происходит автоматизация деятельности, выполнение ее уже не требует специальных волевых усилий и ограничено лишь утомлением, хотя цель работы сохраняется.
2. По характеру направленности:
внешненаправленное внимание направлено на окружающие предметы;
внутреннее внимание – направлено на собственные мысли и переживания.
3. По происхождению:
природное внимание – врожденная способность человека избирательно реагировать на те или иные внутренние или внешние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны;
социально обусловленное
внимание складывается в процесс
жизни, результате обучения, воспитания,
связано с избирательным
4. По механизму регуляции:
непосредственное внимание не управляется ни чем, кроме того объекта, на которое оно направлено;
опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств.
5. По направленности на объект:
сенсорное;
интеллектуальное.
Основные свойства внимания:
Сосредоточенность внимания – удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального.
Устойчивость внимания – длительность сосредоточения на объекте или явлении, определяется индивидуальными физиологическими особенностями организма, психическим состоянием, мотивацией, внешними обстоятельствами осуществления деятельности.
Объем внимания – определяется количеством объектов, на которые может быть одновременно направлено внимание в процессе восприятия.
Распределение внимания – возможность выполнения индивидом одновременно двух и более видов деятельности.
Переключаемость внимания – способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям.
Памятью называют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта.
Процессы памяти:
Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств.
Сохранение информации не является пассивным процессом, описываемым лишь только количественными показателями, зависит от установок личности, условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала и ряда других факторов. Выделяют следующие виды организации информации в памяти: пространственную, ассоциативную, иерархическую.
Воспроизведение – процесс
извлечения из памяти сохраненного материала.
Воспроизведение может
Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. Факторы, влияющие на забывание: возраст, характер информации и степень ее использования, интерференция, подавление.
Характеризуя качества памяти, выделяют скорость запоминания и скорость забывания.
Виды и формы памяти:
Генетическая память включает в основном инстинкты и почти не зависит от условий жизнедеятельности человека.
Прижизненная память является хранилищем информации, полученной с момента рождения и до смерти. Прижизненную память классифицируют:
по целевой установке и затрачиваемым усилиям на запоминание:
непроизвольная память – автоматическое запоминание воспроизведение информации, происходящее без усилий со стороны человека и установки на запоминание;
произвольная память –
запоминание, имеющее специальную
установку «запомнить» и
по степени осмысленности:
механическая память основана на повторении материала без его осмысливания;
смысловая память предполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано на понимании внутренних логических связей между его частями.
в зависимости от установки:
кратковременная память хранит информацию в среднем около 20 секунд, сохраняет лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы;
оперативная память рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней;
долговременная память способна
хранить информацию в течение
практически неограниченного
по материалу, сохраняемому памятью:
когнитивная память – процесс сохранения знаний. Знания, получаемые в процессе обучения, выступают вначале как что-то внешнее по отношению к личности, зам постепенно превращаются в опыт и убеждения человека;
эмоциональная память – сохранение в сознании переживаний и чувств;
личностная память обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути.
по модальности:
словесно-логическая память тесно связана со словом, мыслью, логикой;
образная память подразделяется на зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную, слуховую.
Мышление – это обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.
Мышление дает возможность
понять закономерности материального
мира, причинно-следственные связи
в природе и в общественно-
Физиологическую основу мышления составляет рефлекторная деятельность мозга, те временные нервные связи, которые образуются в коре больших полушарий.
Стадии мышления:
Допонятийное мышление присуще ребенку до 5 лет. Оно характеризуется нечувствительностью к противоречиям, синкретизмом, трансдукцией, отсутствием представления о сохранении количества.
Понятийное мышление у
ребенка проходит в ряд этапов:
на 1-м этапе проявляется простое
складывание предметов; на 2-м устанавливаются
сходства и различия двух предметов;
на 3-м этапе проявляется
Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах:
- формирование и усвоение
понятий, сужений,
- решение проблем.
Понятие – форма мышления,
отражающая существенные свойства, связи
и отношения предметов и
Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод. К умозаключениям можно прийти следующими методами: индукция – логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к общему; дедукция – от общего к частному; аналогия – от частного к частному.
Каждый акт мышления представляет
собой процесс решения какой-
Процесс решения задач состоит из пяти этапов:
- мотивация;
- анализ проблемы;
- поиск решения ее проблемы
на основании ее алгоритма,
выбора оптимального варианта
и принципиального учета
- доказательство и обоснование правильности решения;
- реализация и проверка
решения, его коррекция в
Основные мыслительные операции:
анализ – мысленное
расчленение целостной
синтез – воссоединение
элементов в целостную
сравнение – установление отношений сходства и различия;
обобщение – выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства;
абстрагирование – выделение какой-либо стороны или аспекта явления, в действительности самостоятельно не существующих;
конкретизация – отвлечение
от общих признаков и
систематизация или
В определении видов мышления существуют различные подходы:
По степени развернутости решаемых задач: дискурсивное и интуитивное.
По характеру решаемых задач: теоретическое и практическое.
По содержанию решаемых задач:
наглядно-действенное мышление – опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами;