Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 15:42, контрольная работа
Диагностика - это процесс распознавания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье и заболевании.
Занятия физическими упражнениями и спортом оказывают на организм человека необычайно сильные, сложные и многообразные воздействия.
1. Контроль и самоконтроль при физических воспитаниях.
2. Виды контроля. Их характеристика.
3. Частота сердечных сокращений во время занятий.
4. Субъективные показатели.
5. Дневник самоконтроля.
6. Список использованных источников.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ЗабГУ)
Контрольная работа по физической культуре
Контроль и самоконтроль по физическому воспитанию
Выполнила
студент I курса
Чита, 2014
План
Контроль и самоконтроль при физических воспитаниях
Диагностика - это процесс распознавания
и оценки индивидуальных биологических
и социальных особенностей человека, истолкование
и обобщение полученных данных о здоровье
и заболевании.
Занятия физическими упражнениями
и спортом оказывают на организм человека
необычайно сильные, сложные и многообразные
воздействия.
Только правильно
организованные занятия с соблюдением
принципов физического воспитания и спортивной
тренировки под наблюдением преподавателя
и врача укрепляют здоровье, улучшают
физическое развитие, повышают физическую
подготовленность и работоспособность
организма человека, способствует росту
спортивного мастерства.
Чтобы занятия физическими
упражнениями не вредили здоровью, необходимо
проводить регулярный контроль состояния
организма. Это задача не только тренеров-преподавателей,
но и самих физкультурников.
Основные виды диагностики: врачебный
контроль, диспансеризация, врачебно-педагогический
контроль и самоконтроль. Цель диагностики-
способствовать укреплению здоровья человека,
его гармоничному развитию.
Перед диагностикой стоят
следующие задачи:
1. Регулярно проводить врачебный
контроль за состоянием здоровья всех
лиц, занимающихся физической культурой
и спортом.
2. Оценивать эффективность
применяемых средств и методов учебно-тренировочных
занятий.
3. Выполнять план учебно-тренировочных
занятий.
4. Установить контрольные нормативы
для оценки подготовленности спортсменов
с точки зрения физической, технической,
тактической, морально-волевой и теоретической.
5. Прогнозировать достижения
отдельных спортсменов.
6. Выявлять динамику развития
спортивных результатов.
7. Отбирать талантливых спортсменов.
Виды контроля. Их характеристика
Целью контроля является оптимизация процесса занятий физическими упражнениями на основе объективной оценки различных сторон состояния занимающихся.
Контроль делится на 3 вида:
Врачебный контроль выявляет уровень здоровья, физическое развитие человека и влияние на него занятий физической культурой. При оценки здоровья лиц, занимающихся физкультурой и спортом, важно учитывать их возраст, пол и морфофункциональное состояние.
Врачебное обследование:
Также врачебный контроль включает в себя 3 анализа показателей:
Педагогический контроль - планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой
и спортом. Проводится для того, чтобы
проверить насколько соответствует педагогическое
воздействие повышению эффективности
учебно-тренировочных занятий.
Задачи педагогического контроля:
отобрать талантливых спортсменов.
Содержание педагогического
контроля:
контроль за поведением во время
соревнований.
Виды педагогического контроля.
1. Поэтапный - оценивать состояние спортивно-технической
и тактической подготовки занимающихся
на конкретном этапе.
2. Текущий - определять повседневные изменения
в подготовке занимающихся.
3. Оперативный - экспресс-оценка того состояния,
в котором находится занимающийся в данный
момент.
Специалисты различают три типа состояний:
1. Перманентные, сохраняющиеся в течение
длительного периода времени (состояние
спортивной формы организма, уровня его
тренированности).
2. Текущие, с изменениями в процессе одного
или нескольких занятий (состояние повышенной
или пониженной работоспособности).
3. Оперативные, изменяющиеся под влиянием
конкретных физических упражнений (утомление
после однократного пробегания дистанции
или повышение работоспособности после
разминки и т.п.)
Самоконтроль - регулярное наблюдение занимающегося физкультурой и спортом за состоянием своего здоровья, физического развития, а также за влиянием на организм физических нагрузок. Данные самоконтроля существенно дополняют сведения, получаемые при медосмотре. Кроме того, он имеет и воспитательное значение, приучая к сознательному отношению к занятиям, соблюдению правил личной гигиены, правильному распорядку дня, проведению закаливания.
Задачи самоконтроля:
1. Расширить знания
о физическом развитии.
2. Приобрести навыки
в оценивании психофизической подготовки.
3. Ознакомиться с простейшими
доступными методиками самоконтроля.
Определить уровень физического развития,
тренированности и здоровья, чтобы корректировать
нагрузку при занятиях физической культурой
и спортом.
Самоконтроль позволяет своевременно
выявить неблагоприятные воздействия
физических упражнений на организм.
Цель самоконтроля - самостоятельные
регулярные наблюдения простыми и доступными
способами за физическим развитием, состоянием
своего организма, влиянием на него физических
упражнений или конкретного вида спорта.
Чтобы самоконтроль был эффективным,
необходимо иметь представление об энергетических
затратах организма при нервно-психических
и мышечных напряжениях, возникающих
при выполнении учебной деятельности
в сочетании с систематической нагрузкой,
важно знать временные интервалы отдыха
и восстановления умственной и физической
работоспособности, а также приемы,
средства и методы, с помощью которых
можно эффективно восстанавливать функциональные
возможности организма .
Особое
значение имеет самоконтроль
для студентов, имеющих ослабленное
здоровье и занимающихся в
специальной медицинской
Эти студенты обязаны
периодически показывать своему преподавателю
физического воспитания и врачу результаты
своих наблюдений, советоваться по
различным вопросам двигательного режима,
режима питания, дня и т .д ., что в значительной
мере помогает их рациональному физическому
воспитанию, способствует эффективному
использованию средств физической культуры
, естественных факторов природы для закаливания,
укрепления их здоровья и повышения физической
и общей работоспособности.
Частота сердечных сокращений во время занятий
ЧСС или пульс - важный интегральный показатель
функционального состояния организма.
Пульс рекомендуется подсчитывать регулярно
в одно и то же время суток в состоянии
покоя, лучше всего утром, после пробуждения,
в положении лежа или вечером перед сном
в положении сидя. Наблюдать пульс следует
также до тренировки (за 3 - 5 мин) и сразу
после нее.
Резкое учащение
или замедление пульса по сравнению с
предыдущими показателями может быть
следствием переутомления или заболевания
и требует консультации с преподавателем
физического воспитания и врачом.
Рекомендуется также следить за состоянием
ритма и степенью наполнения пульса.
По величине ЧСС можно
судить об интенсивности физической нагрузки.
Оптимальный диапазон
интенсивности физической нагрузки находится
в пределах ЧСС от 120 до 170 уд/мин. В этих
же границах существует линейная зависимость
между мощностью работы, потреблением
кислорода и минутным объемом сердца.
Существенным моментом при использовании
ЧСС для дозирования нагрузки является
ее зависимость от возраста.
Известно, что по
мере старения уменьшается возможность
усиления сердечной деятельности за счет
учащения сокращения сердца во время мышечной
работы. Оптимальную ЧСС с учетом возраста
при продолжительных упражнениях можно
определить по формулам.
Для начинающих:
, где А - возраст в годах.
Для занимающихся регулярно в течении
1-2 лет:
Субъективные показатели
Субъективные показатели:
Самочувствие отмечается как хорошее, удовлетворительное или
плохое. При плохом самочувствий фиксируется характер необычных
ощущений субъективного дискомфорта.
Настроение - это внутреннее душевное состояние, зависящее от
преобладания положительных или отрицательных эмоций. При оценке
настроения следует учитывать такие состояния, как желание уединиться,
повышенная веселость, возбудимость. Настроение оценивается как
хорошее, удовлетворительное или плохое.
Сон. В дневнике отмечается продолжительность и глубина сна, его
нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница,
недосыпание и др.).
Аппетит отмечается как хороший, удовлетворительный,
пониженный, плохой. Различные отклонения в состоянии здоровья
быстро отражаются на аппетите, поэтому его ухудшение, как правило,
является результатом переутомления или заболевания.
Болевые ощущения фиксируются по месту их локализации, характеру (острые, тупые, режущие и т.п.) и силе проявления.
Следует обращать внимание на возможные боли в правом, левом
подреберье, на боли в области сердца и их характер.
Имеет значение внезапно развивающаяся усталость, нежелание
тренироваться, что может быть следствием перегрузок и
перетренированности.
Дневник самоконтроля
Результаты самоконтроля записываются в специальный дневник.
В дневнике рекомендуется регулярно
регистрировать субъективные (
При занятиях физической культурой по учебной программе, а также в группах здоровья и при самостоятельных занятиях, можно ограничиться такими показателями, как самочувствие, сон, аппетит, болевые ощущения, пульс, вес, тренировочные нагрузки, нарушение режима, спортивные результаты.
Квалифицированным спортсменам, кроме того, рекомендуется учитывать настроение, желание тренироваться, ортостатическую пробу, силу кистей рук, работоспособность. При самоконтроле можно также использовать те приемы и показатели, которые были приведены в разделе о контроле за физическим развитием.
Для ведения дневника самоконтроля достаточно подготовить небольшую тетрадь и разграфить ее по показателям самоконтроля и датам.
Конечно, у отдельных занимающихся количество показателей самоконтроля в дневнике и порядок записи могут быть различными, но одинаково важно для всех правильно оценивать отдельные показатели, лаконично фиксировать их в дневнике.
Список использованных источников
Информация о работе Контроль и самоконтроль по физическому воспитанию