Контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 17:56, контрольная работа

Описание работы

В качестве внутренне присущих физическому воспитанию типов контроля надо различать: контроль, осуществляемый педагогом, обозначаемый обычно термином «педагогический контроль», и самоконтроль занимающихся. К этому не сводятся, конечно, все содержание и формы контроля, организуемого в сфере физического воспитания. Существенно, однако, что всякий иной контроль лишь тогда может оказывать действенное влияние на ход и результаты физического воспитания, когда контрольные данные преломляются в сознании и действиях педагога, а также — в конечном счете — и тех, кто подвергается воздействию факторов физического воспитании.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
1.Диагностика и самодиагностика организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом……………………………………..
2.Врачебный контроль, его содержание и периодичность…………………..
3.Педагогический контроль…………………………………………………….
4.Самоконтроль…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

ФИЗ-РА.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

Для   нормальной   спины  характерны  естественные  изгибы позвоночника. Резко выраженный изгиб — искривление позвоночника назад    называется    кифоз,    в вперед — лордоз, вбок — сколиоз.

Грудная клетка бывает различной  формы: коническая (у занимающихся спортом), цилиндрическая (у спортсменов с большим стажем) и уплощенная, которая чаще встречается у детей и подростков.

Форма ног бывает: нормальная, О-образная, Х-образная.

Стандарты, антропометрических индексов для оценки физического развития и


физической подготовленности при врачебном контроле.

По антропометрическим данным можно сделать оценку уровня физического развития с помощью антропометрических индексов. Рассмотрим некоторые из них.

Ростовой индекс определяет соотношение роста в сантиметрах  и

массы в килограммах. Чтобы определить нормальную массу  взрослого

человека нужно из цифры, обозначающей рост в сантиметрах, вычесть 100 — при росте 165—175 см и 110 при более высоком росте.

Весо-ростовой показатель вычисляется делением массы тела (в граммах) на его длину (в сантиметрах). Хорошая оценка для женщин - 360—405 г/см, для мужчин — 380—415 г/см.

Жизненный индекс определяется делением цифры, обозначающей жизненную емкость легких, на массу тела (в граммах). Показатель ниже 65—70 мл/кг у мужчин и 55—60 у женщин свидетельствует о недостаточной жизненной емкости легких либо об избыточной массе.

Силовой индекс — это  отношение силы кисти более сильной руки (в килограммах) к массе тела. В среднем силовой индекс равен у мужчин - 0,70-0,75, а у женщин - 0,50-0,60.

Индекс пропорциональности между ростом и окружностью грудной  клетки. Вычисляется так: окружность грудной клетки (в сантиметрах) в паузе умножается на 100 и делится на величину роста в сантиметрах. В норме этот индекс равен 50—55%.

Пропорциональность между  ростом и шириной плеч определяется

отношением ширины плеч к росту (в сантиметрах) и выражается в процентах: для мужчин — 22%, для женщин — 21%.

Индекс пропорциональности развития грудной клетки - это разность между окружностью грудной клетки (в паузе) и половиной длины  тела. Если разница равна 5-8 см для  мужчин и 3-4 см для женщин или превышает  названные цифры, это указывает на хорошее развитие грудной клетки. Если она ниже указанных значений или имеет отрицательное значение, то грудная клетка развита слабо.

Показатель крепости телосложения отражает разницу между  длиной тела и суммой массы тела и окружности грудной клетки на выдохе. Например, при росте 181 см, массе 80 кг, окружности грудной клетки 90 см этот показатель будет: 181 - (80+90) = 11. У взрослых разность меньше 10 можно оценивать как крепкое телосложение, от 10 до 20 — как хорошее, от 21 до 25 — как среднее, от 26 до 35 — как слабое и более 46 — как очень слабое.

Санитарно-гигиенический  контроль за местами и условиями  проведения занятий, физкультурно-оздоровительных  мероприятий и спортивных соревнований основывается на действующих санитарно-гигиенических правилах и нормах содержания и эксплуатации мест занятий физической культурой, проведения массовых мероприятий и спортивных соревнований.

Наблюдения врача должны охватывать: санитарно-гигиеническую оценку мест занятий, состояние инвентаря и оборудования, условий погоды и т. д.; состояние одежды и обуви занимающихся; соответствие норм площади, объема, освещения помещений виду спорта и подготовленности занимающихся; место занятий, массовых мероприятий и спортивных соревнований в общем расписании вуза, их соответствие разумной организации режима дня занимающихся и участников.

Невыполнение санитарно-гигиенических  требований и нормативов при эксплуатации спортивных сооружений, инвентаря и оборудования, несоответствие одежды и обуви виду спорта и условиям погоды, несоблюдение физкультурниками и спортсменами правил личной гигиены при занятиях физическими упражнениями может привести к телесным повреждениям и заболеваниям, отрицательно повлиять на функциональное состояние организма занимающихся.

Медицинское обслуживание массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий. Массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия: туристские походы и слеты, дальние переходы и пробеги, подвижные и спортивные игры и т.п. и подготовку (тренировку) к ним обслуживают медицинские работники поликлиники или здравпункта вуза или районной поликлиники. Их работа охватывает широкий круг вопросов:

оценка состояния здоровья и решение вопросов допуска студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников  к различным формам занятий физической культурой и спортом, к участию в массовых физкультурно-оздоровительных мероприятиях;

контроль состояния  здоровья в результате занятий и  участия в массовых мероприятиях;

определение влияния  на организм режима и методики тренировки;

оценка физического  развития, раннее выявление и предупреждение заболеваний и травм;

диагностика функционального  состояния;

организация лечебно-профилактических и восстановительных мероприятий;

контроль режима дня  и питания;

участие на основании своих наблюдений в планировании и коррекции учебно-тренировочного процесса и массовых мероприятий;

контроль соответствия условий  и организации занятий и массовых мероприятий действующим гигиеническим  нормативам и требованиям;

санитарно-просветительная и воспитательная работа с занимающимися физкультурниками и спортсменами.

Для оказания медицинской  помощи непосредственно в походе, при проведении пробегов, спортивных игр и других массовых мероприятий медицинскими работниками подготавливаются санитарные инструкторы из числа участников.

Массовые физкультурно-оздоровительные  мероприятия хотя и не предусматривают  достижения максимального спортивного результата, но все же сопряжены с более высокими физическими напряжениями, чем обычные занятия. В них принимает участие большое количество участников различного возраста и уровня подготовленности. Это требует квалифицированного врачебного контроля и индивидуального подхода к участникам.

Профилактика  спортивного травматизма и заболеваний. Важными задачами предупреждения спортивного травматизма являются: знание причин возникновения телесных повреждений и их особенностей в различных видах, физических упражнений, разработка мер по предупреждению спортивных травм.

Причины спортивных травм  при проведении учебно-тренировочных занятий, массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований можно свести в следующие группы.

1) Неправильная организация  занятий, массовых мероприятий и спортивных соревнований.

2) Недочеты и ошибки  в методике проведения занятий.

3) Неудовлетворительное  состояние мест занятий, оборудования, спортивного инвентаря, одежды и обуви занимающихся и участников массовых мероприятий.

4) Неблагоприятные санитарно-гигиенические  и метеорологические условия при проведении занятий, массовых мероприятий и спортивных соревнований.

5) Нарушение правил  врачебного контроля и его  недостаточность.

6) Нарушение занимающимися и участниками массовых мероприятий и спортивных соревнований дисциплины и установленных правил.

Главная причина травматизма  — нарушение правил организации и неправильная методика проведения учебно-тренировочных занятий, а также массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе и санитарно-гигиенического характера.

К таким нарушениям относятся:

неудовлетворительное состояние оборудования и плохая подготовка мест занятий; плохое качество спортивного инвентаря;

невыполнение методических принципов доступности, постепенности, учета индивидуальных особенностей занимающихся;

несоблюдение мер безопасности;

отсутствие защитных приспособлений;

нерациональное расписание занятий и тренировок;

плохая организация  занятий;

перегрузка площадок и залов;

проведение массовых мероприятий, соревнований и тренировок при неблагоприятных факторах внешней среды;

плохое санитарно-техническое  состояние мест занятий, недостатки освещения, отопления,  скользкие полы, отсутствие вентиляции, душевой;

недисциплинированность  руководителя занятий во время тренировок, судей  и организаторов - при проведении массовых мероприятий и соревнований, а также самих занимающихся.

Существуют внутренние факторы, вызывающие спортивные травмы,  их необходимо  учитывать преподавателям, тренерам, инструкторам и врачам. К таким факторам относятся: состояние утомления, переутомления и перетренированности занимающихся  и участников   массовых   физкультурно-оздоровительных   и спортивных мероприятий; наличие в организме занимающихся хронических очагов  инфекции; индивидуальные     особенности организма занимающихся, например, неблагоприятные реакции организма на некоторые виды физических нагрузок (силовые, скоростные, на гибкость, на выносливость), склонность к спазмам кровеносных сосудов и мышц, излишняя предстартовая лихорадка и т. п.; перерывы в занятиях физическими упражнениями и спортом, что ведет к снижению возможностей в проявлении физических качеств.

Возможные телесные повреждения при занятиях различными видами физических упражнений должны тщательно изучаться и анализироваться для того, чтобы вырабатывать конкретные меры предупреждения и ликвидации условий их возникновения.

Предупреждение  спортивных травм при проведении занятий, массовых мероприятий и спортивных соревнований обеспечивается совместными усилиями преподавателей (тренеров, инструкторов), руководителей спортивных команд, организаторов мероприятий, администрации спортивных баз, спортивных судей, врачей и самих занимающихся и участников массовых мероприятий.

Чтобы избежать телесных повреждений, необходимо соблюдать следующие правила безопасности.

1) К занятиям допускаются  только студенты, аспиранты, преподаватели  и сотрудники, прошедшие медицинское  обследование и имеющие допуск врача.

2) К занятиям допускаются  только лица, имеющие спортивную одежду, обувь и защитные приспособления образцов, установленных правилами для данного вида спорта.

3) В любые спортивные  помещения или на места проведения  занятий занимающиеся заходят  только в присутствии преподавателя, общественного тренера, инструктора.

4) Без разрешения преподавателя  запрещается пользоваться гимнастическими снарядами и другим оборудованием.

5) Перед началом занятий  необходимо проверять исправность гимнастических и других снарядов, на которых занимающимся предстоит выполнять упражнения.

6) Занятиям в основной  части должна предшествовать  эффективная подготовительная часть (разминка общая и специальная).

7) Занятия должны проводиться  по утвержденному расписанию со строгим выполнением методических принципов.

8) Прежде чем специализироваться  в видах спорта, занимающимся должна быть обеспечена общая физическая подготовка, должны быть укреплены мышечные группы тех частей тела, которые будут нести наибольшую нагрузку при выполнении основных упражнений.

9) При занятиях на  открытом воздухе в зимнее  время необходимо принимать меры безопасности для исключения обморожения различных частей тела.

10) К занимающимся,  нарушающим  правила  безопасности, должны применяться меры педагогического и дисциплинарного воздействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Врачебно-педагогический контроль, его содержание

Врачебно-педагогический контроль — это исследования, проводимые совместно врачом и тренером для того, чтобы определить, как воздействуют на организм спортсмена тренировочные нагрузки, с целью предупредить переутомление и развитие патологических изменений, приводящих к заболеваниям.

С помощью врачебно-педагогического  контроля можно выявить срочный, отставленный и кумулятивный тренировочные  эффекты. Срочный тренировочный эффект позволяет увидеть изменения, происходящие в организме во время выполнения упражнений и в ближайший период отдыха. Отставленный тренировочный эффект дает возможность выявить изменения, происходящие в организме во время выполнения упражнений в ближайший период отдыха, изменения, происходящие в организме в поздних фазах восстановления — на другой и последующие после нагрузки дни. Кумулятивный тренировочный эффект показывает те изменения в организме, которые происходят на протяжении длительного периода тренировки.

Врачебно-педагогический контроль проводится в форме текущих  обследований в определенное время, по намеченным заранее показателям  и тестам. Оперативные обследования предусматривают оценку срочного тренировочного эффекта непосредственно во время выполнения упражнения.

Постоянные врачебно-педагогические наблюдения позволяют обнаруживать недочеты в организации и методике проведения занятий, совершенствовать планирование учебно-тренировачного процесса, помогают устанавливать причины, вызывающие чрезмерные нагрузки, переутомление, нарушение правил безопасности и санитарно-гигеенических норм.

Информация о работе Контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями