Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 17:56, контрольная работа
В качестве внутренне присущих физическому воспитанию типов контроля надо различать: контроль, осуществляемый педагогом, обозначаемый обычно термином «педагогический контроль», и самоконтроль занимающихся. К этому не сводятся, конечно, все содержание и формы контроля, организуемого в сфере физического воспитания. Существенно, однако, что всякий иной контроль лишь тогда может оказывать действенное влияние на ход и результаты физического воспитания, когда контрольные данные преломляются в сознании и действиях педагога, а также — в конечном счете — и тех, кто подвергается воздействию факторов физического воспитании.
Введение…………………………………………………………………………
1.Диагностика и самодиагностика организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом……………………………………..
2.Врачебный контроль, его содержание и периодичность…………………..
3.Педагогический контроль…………………………………………………….
4.Самоконтроль…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………
Контроль внешнесредовых факторов — условий занятий включает проверку состояния «искусственной среды», (гигиенических условий мест занятий, специализированного оборудования, инвентаря, экипировки и т.д.), оценку общей метеорологической информации и других данных о состоянии естественной среды (когда занятия проходят вне помещений), учет характера воздействия на занимающихся различных средовых факторов, особенно экстраординарных (как, например, в условиях среднегорья, повышенной солнечной радиации, непривычно высокой либо низкой температуры среды и т.д.). Контроль всей совокупности этих условий обеспечивается, понятно, не только силами педагога. Педагогический аспект контроля здесь заключается в выяснении степени соответствия наличных условий тем, которые необходимы для достижения намеченного эффекта занятий. Выявляя это, педагог должен руководствоваться не только методическими требованиями, но и принятыми физкультурно-гигиеническими и специальными технико-эксплуатационными нормами и требованиями (регламентирующими использование сооружений, оборудования, инвентаря), включая требования к обеспечению безопасности занятий.
3.Педагогический контроль. Содержание, виды педагогического контроля
Педагогический контроль — планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом. Проводится для того, чтобы проверить, насколько соответствует педагогическое воздействие повышению эффективности учебно-тренировочных занятий.
Задачи педагогического контроля:
-оценить эффективность применяемых средств и методов тренировки;
-выполнить план тренировки;
-установить контрольные
нормативы, оценивающие
-выявить динамику
развития спортивных
-отобрать талантливых спортсменов.
Содержание педагогического контроля:
контроль за посещаемостью занятий;
контроль за тренировочными нагрузками;
контроль за состоянием занимающихся;
контроль за техникой упражнений;
учет спортивных результатов;
контроль за поведением во время соревнований.
Виды педагогического контроля:
Поэтапный — оценивать
состояние спортивно-
Текущий — определять повседневные изменения в подготовке занимающихся.
Оперативный — экспресс-оценка того состояния, в котором находится занимающийся в данный момент.
Главное в педагогическом контроле — оценить психофизическое состояние занимающихся физической культурой. Специалисты различают три типа состояний:
Перманентные, сохраняющиеся в течение длительного периода времени (состояние спортивной формы организма, уровня его тренированности).
Текущие, с изменениями в процессе одного или нескольких занятий (состояние повышенной или пониженной работоспособности).
Оперативные, изменяющиеся под влиянием конкретных физических упражнений (утомление после однократного пробегания дистанции или повышение работоспособности после разминки и т.п.)
К методам педагогического контроля относятся: анкетирование занимающихся и тренеров-преподавателей; анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса; педагогические наблюдения во время занятий, регистрация функциональных и других показателей, характеризующих деятельность занимающегося физическими упражнениями непосредственно на занятиях; тестирование различных сторон подготовленности; обоснованное прогнозирование спортивной работоспособности.
4.Самоконтроль, его цели, задачи и методы исследования
Самоконтроль — регулярные наблюдения
за состоянием
своего здоровья, физическим развитием
и физической подготовкой и их
изменениями под влиянием регулярных
занятий упражнениями и спор
том
Задачи самоконтроля:
1. Расширить знания о физическом развитии.
2. Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки.
3. Ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля.
4.Определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы корректировать нагрузку при занятиях физической культурой и спортом.
Самоконтроль позволяет своевременно выявить неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм. Основные методики самоконтроля: инструментальные, визуальные.
Цель самоконтроля — самостоятельные регулярные наблюдения простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта. Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь представление об энергетических затратах организма при нервно-психических и мышечных напряжениях, возникающих при выполнении учебной деятельности в сочетании с систематической нагрузкой. Важно знать временные интервалы отдыха и восстановления умственной и физической работоспособности, а также приемы, средства и методы, с помощью которых можно эффективнее восстанавливать функциональные возможности организма.
ДНЕВНИК САМОКОНТРОЛЯ
Для дневника самоконтроля достаточно использовать небольшую тетрадь. В графы заносятся показания самоконтроля и даты. Дневник состоит из двух частей. В одной из них следует отмечать содержание и характер учебно-тренировочной работы (объем и интенсивность, пульсовой режим при ее выполнении, продолжительность восстановления после нагрузки и т.д.). В другой отмечается величина нагрузки предыдущей тренировки и сопровождающее ее самочувствие в период бодрствования и сна, аппетит, работоспособность и т.д. Квалифицированным спортсменам рекомендуется учитывать настроение (к примеру, нежелание тренироваться), результаты реакции на некоторые функциональные пробы, динамику жизненной емкости легких, общей работоспособности и другие показатели. Самоконтроль необходим всем студентам, аспирантам, стажерам, преподавателям и сотрудникам, занимающимся физическими упражнениями, но особенно он важен для лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Данные самоконтроля помогают преподавателю, тренеру, инструктору и самим занимающимся контролировать и регулировать правильность подбора средств и методов проведения физкультурно-оздоровительных и учебно-тренировочных занятий, т.е. определенным образом управлять этими процессами.
При занятиях физической культурой по учебной программе и при самостоятельных занятиях можно ограничиться такими субъективными показателями, как самочувствие, сон, аппетит, болевые ощущения, и объективными показателями — ЧСС, масса тела, тренировочные нагрузки, нарушение режима, спортивные результаты.
Самочувствие отмечается как хорошее, удовлетворительное или плохое. При плохом самочувствии фиксируется характер необычных ощущений.
Сон. В дневнике отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.).
Аппетит отмечается как хороший, удовлетворительный, пониженный, плохой. Различные отклонения в состоянии здоровья быстро отражаются на аппетите, поэтому его ухудшение, как правило, является результатом переутомления или заболевания.
Болевые ощущения фиксируются по месту их локализации, характеру (острые, тупые, режущие и т. п.) и силе проявления.
ЧСС - важный показатель состояния организма. Его рекомендуется подсчитывать регулярно, в одно и то же время суток в покое. Лучше всего утром, лежа, после пробуждения. А также наблюдать пульс следует до тренировки (за 3 - 5 мин) и сразу после спортивной тренировки.
Резкое учащение или замедление пульса сравнительно с предыдущими показателями может являться следствием переутомления или заболевания и требует консультации с преподавателем физического воспитания и врачом. Рекомендуется также следить за правильностью ритма и степенью наполнения пульса.
Масса тела должна определяться периодически (1 - 2 раза в месяц) утром натощак, на одних и тех же весах, в одном и том же костюме, лучше в спортивных трусах и майке. В первом периоде тренировки масса обычно снижается, затем стабилизируется и в дальнейшем за счет прироста мышечной массы несколько увеличивается. При резком снижении массы тела следует обратиться к врачу.
Тренировочные нагрузки записываются коротко, вместе с другими показателями самоконтроля они дают возможность объяснить различные отклонения в состоянии организма.
Нарушение режима. В дневнике отмечается характер нарушения: несоблюдение рационального чередования труда и отдыха, нарушение режима питания, употребление алкогольных напитков, курение и др.
Например, употребление алкогольных напитков сразу же отрицательно отражается на сердечно-сосудистой системе, неоправданно увеличивает ЧСС, а также на спортивных результатах, приводит к их снижению.
Спортивные
результаты показывают,
правильно или неправильно
В процессе занятий физическими упражнениями, участия в массовых физкультурно-оздоровительных мероприятиях и спортивных соревнованиях рекомендуется преподавателям, тренерам, инструкторам и самим занимающимся периодически оценивать уровень своего физического развития и физической (функциональной) подготовленности.
Оценка физического
развития производится с помощью
антропометрических измерений. Антропометрические
измерения дают возможность определять
уровень и особенности
Антропометрические измерения
следует проводить
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важной задачей преподавателя, тренера, инструктора, спортивного врача является обучение занимающихся самоконтролю.
Самоконтроль - это регулярные самостоятельные наблюдения занимающихся за состоянием своего здоровья, физического развития, за влиянием на организм занятий физическими упражнениями и спортом. Самоконтроль существенно дополняет сведения, полученные при врачебном обследовании и педагогическом контроле. Он имеет не только воспитательное значение, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и коллективной гигиены, разумного распорядка дня, режима учебы, труда, быта и отдыха. На основе получаемых результатов самоконтроля можно оценивать реакцию своего организма на физическую нагрузку во время занятий физическими упражнениями, участия в массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях, а также при закаливающих процедурах. Самоконтроль необходим всем студентам, аспирантам, преподавателям и сотрудникам и особенно лицам, имеющим отклонения в состоянии здоровья.
Данные самоконтроля записываются в дневник, они помогают преподавателю и тренеру, самим занимающимся контролировать и регулировать правильность подбора средств, методику проведения учебно-тренировочных занятий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Физическая культура
студента» под редакцией
2. Баландин В.И. «Прогнозирование в спорте». М., 1986г.
3. Годик М.А. «Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок». М., 1980г.
Информация о работе Контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями