Контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 17:56, контрольная работа

Описание работы

В качестве внутренне присущих физическому воспитанию типов контроля надо различать: контроль, осуществляемый педагогом, обозначаемый обычно термином «педагогический контроль», и самоконтроль занимающихся. К этому не сводятся, конечно, все содержание и формы контроля, организуемого в сфере физического воспитания. Существенно, однако, что всякий иной контроль лишь тогда может оказывать действенное влияние на ход и результаты физического воспитания, когда контрольные данные преломляются в сознании и действиях педагога, а также — в конечном счете — и тех, кто подвергается воздействию факторов физического воспитании.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
1.Диагностика и самодиагностика организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом……………………………………..
2.Врачебный контроль, его содержание и периодичность…………………..
3.Педагогический контроль…………………………………………………….
4.Самоконтроль…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

ФИЗ-РА.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

Контроль    внешнесредовых   факторов — условий занятий включает проверку состояния «искусственной среды», (гигиенических условий мест занятий, специализированного оборудования, инвентаря, экипировки и т.д.), оценку общей метеорологической информации и других данных о состоянии естественной среды (когда занятия проходят вне помещений), учет характера воздействия на занимающихся различных средовых факторов, особенно экстраординарных (как, например, в условиях среднегорья, повышенной солнечной радиации, непривычно высокой либо низкой температуры среды и т.д.). Контроль всей совокупности этих условий обеспечивается, понятно, не только силами педагога. Педагогический аспект контроля здесь заключается в выяснении степени соответствия наличных условий  тем,   которые   необходимы  для  достижения   намеченного эффекта занятий. Выявляя это, педагог должен руководствоваться не только методическими требованиями, но и принятыми физкультурно-гигиеническими и   специальными технико-эксплуатационными нормами и требованиями   (регламентирующими использование сооружений, оборудования, инвентаря), включая требования к обеспечению безопасности занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Педагогический контроль. Содержание, виды педагогического контроля

 

       Педагогический контроль — планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом. Проводится для того, чтобы проверить, насколько соответствует педагогическое воздействие повышению эффективности учебно-тренировочных занятий.

Задачи педагогического  контроля:

-оценить эффективность  применяемых средств и методов  тренировки;

-выполнить план тренировки;

-установить контрольные  нормативы, оценивающие физическую, техническую, тактическую, теоретическую  подготовленность студентов;

-выявить динамику  развития спортивных результатов  и спрогнозировать достижения отдельных студентов;

-отобрать талантливых спортсменов. 

 

Содержание педагогического  контроля:

контроль за посещаемостью  занятий;

контроль за тренировочными нагрузками;

контроль за состоянием занимающихся;

контроль за техникой упражнений;

учет спортивных результатов;

контроль за поведением во время соревнований.

 

Виды педагогического  контроля:

Поэтапный — оценивать  состояние спортивно-технической  и тактической подготовки занимающихся на конкретном этапе.

Текущий — определять повседневные изменения в подготовке занимающихся.

Оперативный — экспресс-оценка того состояния, в котором находится занимающийся в данный момент.

Главное в педагогическом контроле — оценить психофизическое  состояние занимающихся физической культурой. Специалисты различают  три типа состояний:

Перманентные, сохраняющиеся  в течение длительного периода времени (состояние спортивной формы организма, уровня его тренированности).

Текущие, с изменениями  в процессе одного или нескольких занятий (состояние повышенной или  пониженной работоспособности).

Оперативные, изменяющиеся под влиянием конкретных физических упражнений (утомление после однократного пробегания дистанции или повышение работоспособности после разминки и т.п.)

К методам педагогического  контроля относятся: анкетирование  занимающихся и тренеров-преподавателей; анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса; педагогические наблюдения во время занятий, регистрация функциональных и других показателей, характеризующих деятельность занимающегося физическими упражнениями непосредственно на занятиях; тестирование различных сторон подготовленности; обоснованное прогнозирование спортивной работоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Самоконтроль, его цели, задачи и методы исследования

 

     Самоконтроль — регулярные наблюдения за состоянием 
своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их 
изменениями под влиянием регулярных занятий упражнениями и спор 
том

 

Задачи самоконтроля:

1. Расширить знания о физическом развитии.

2. Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки.

3. Ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля.

4.Определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы корректировать нагрузку при занятиях физической культурой и спортом.

 

Самоконтроль позволяет  своевременно выявить неблагоприятные  воздействия физических упражнений на организм. Основные методики самоконтроля: инструментальные, визуальные.

Цель самоконтроля — самостоятельные регулярные наблюдения простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта. Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь представление об энергетических затратах организма при нервно-психических и мышечных напряжениях, возникающих при выполнении учебной деятельности в сочетании с систематической нагрузкой. Важно знать временные интервалы отдыха и восстановления умственной и физической работоспособности, а также приемы, средства и методы, с помощью которых можно эффективнее восстанавливать функциональные возможности организма.

 

 

ДНЕВНИК САМОКОНТРОЛЯ

Для дневника самоконтроля достаточно использовать небольшую тетрадь. В графы заносятся показания самоконтроля и даты. Дневник состоит из двух частей. В одной из них следует отмечать содержание и характер учебно-тренировочной работы (объем и интенсивность, пульсовой режим при ее выполнении, продолжительность восстановления после нагрузки и т.д.). В другой отмечается величина нагрузки предыдущей тренировки и сопровождающее ее самочувствие в период бодрствования и сна, аппетит, работоспособность и т.д. Квалифицированным спортсменам рекомендуется учитывать настроение (к примеру, нежелание тренироваться), результаты реакции на некоторые функциональные пробы, динамику жизненной емкости легких, общей работоспособности и другие показатели. Самоконтроль необходим всем студентам, аспирантам, стажерам, преподавателям и сотрудникам, занимающимся физическими упражнениями, но особенно он важен для лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Данные самоконтроля помогают преподавателю, тренеру, инструктору и самим занимающимся контролировать и регулировать правильность подбора средств и методов проведения физкультурно-оздоровительных и учебно-тренировочных занятий, т.е. определенным образом управлять этими процессами.

При занятиях физической культурой по учебной программе  и при самостоятельных занятиях можно ограничиться такими субъективными показателями, как самочувствие, сон, аппетит, болевые ощущения, и объективными показателями — ЧСС, масса тела, тренировочные нагрузки, нарушение режима, спортивные результаты.

Самочувствие отмечается как хорошее, удовлетворительное или плохое. При плохом самочувствии фиксируется характер необычных ощущений.

Сон. В дневнике отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.).

Аппетит отмечается как хороший, удовлетворительный, пониженный, плохой. Различные отклонения в состоянии здоровья быстро отражаются на аппетите, поэтому его ухудшение, как правило, является результатом переутомления или заболевания.

Болевые ощущения фиксируются по месту их локализации, характеру (острые, тупые, режущие и т. п.) и силе проявления.

ЧСС - важный показатель состояния организма. Его рекомендуется подсчитывать регулярно, в одно и то же время суток в покое. Лучше всего утром, лежа, после пробуждения. А также наблюдать пульс следует до тренировки (за 3 - 5 мин) и сразу после спортивной тренировки.

Резкое учащение или  замедление пульса сравнительно с предыдущими  показателями может являться следствием переутомления или заболевания и требует консультации с преподавателем физического воспитания и врачом. Рекомендуется также следить за правильностью ритма и степенью наполнения пульса.

Масса  тела должна определяться периодически (1 - 2 раза в месяц) утром натощак, на одних и тех же весах, в одном и том же костюме, лучше в спортивных трусах и майке. В первом  периоде тренировки масса обычно снижается,  затем стабилизируется и в дальнейшем за счет прироста мышечной массы несколько увеличивается. При резком снижении массы тела следует обратиться к врачу.

Тренировочные     нагрузки  записываются коротко, вместе с другими показателями    самоконтроля они дают возможность объяснить различные отклонения в состоянии организма.

Нарушение режима. В дневнике отмечается характер нарушения: несоблюдение рационального чередования труда и отдыха, нарушение режима питания, употребление алкогольных напитков, курение и др.

Например,   употребление   алкогольных   напитков   сразу   же отрицательно отражается на сердечно-сосудистой системе, неоправданно увеличивает  ЧСС, а также на спортивных результатах, приводит к их снижению.

Спортивные     результаты     показывают,  правильно или неправильно применяются  средства и методы тренировочных занятий. Их анализ может выявить дополнительные резервы для роста физической подготовленности и спортивного мастерства.

В процессе занятий физическими упражнениями, участия в массовых физкультурно-оздоровительных мероприятиях и спортивных соревнованиях    рекомендуется  преподавателям, тренерам, инструкторам и самим занимающимся периодически оценивать уровень своего физического развития и физической (функциональной) подготовленности.

Оценка физического  развития производится с помощью  антропометрических измерений. Антропометрические измерения дают возможность определять уровень и особенности физического развития, степень его соответствия полу и возрасту, имеющиеся отклонения, а также улучшение физического развития под воздействием занятий физическими упражнениями и различными видами спорта.

Антропометрические измерения  следует проводить периодически, в одно и то же время суток, по общепринятой методике, с использованием специальных стандартных, проверенных инструментов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

       Важной задачей преподавателя, тренера, инструктора, спортивного врача является обучение занимающихся самоконтролю.

Самоконтроль - это регулярные самостоятельные наблюдения занимающихся за состоянием своего здоровья, физического развития, за влиянием на организм занятий физическими упражнениями и спортом. Самоконтроль существенно дополняет сведения, полученные при врачебном обследовании и педагогическом контроле. Он имеет не только воспитательное значение, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и коллективной гигиены, разумного распорядка дня, режима учебы, труда, быта и отдыха. На основе получаемых результатов самоконтроля можно оценивать реакцию своего организма на физическую нагрузку во время занятий физическими упражнениями, участия в массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях, а также при закаливающих процедурах. Самоконтроль необходим всем студентам, аспирантам, преподавателям и сотрудникам и особенно  лицам,  имеющим  отклонения в состоянии здоровья.

Данные самоконтроля записываются в дневник, они помогают преподавателю и тренеру, самим  занимающимся контролировать и регулировать правильность подбора средств,  методику проведения учебно-тренировочных занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. «Физическая культура  студента» под редакцией профессора  педагогических наук В.И.Виленского. Москва 2001г.

2.  Баландин В.И. «Прогнозирование в спорте». М., 1986г.

3. Годик М.А. «Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок». М., 1980г.

 




Информация о работе Контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями