Контроль и самоконтроль в занятиях физической культурой и спортом. Профилактика травматизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:53, реферат

Описание работы

Эстетическое воспитание. В физической культуре и спорте заключены огромные возможности для эстетического воспитания человека, развития способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в поступках, в красоте совершенных форм человеческого тела, в доведенных до степени искусства движениях гимнаста, акробата, прыгуна в воду, фигуриста. Выполнение упражнений под музыку в художественной гимнастике, фигурном катании способствует развитию музыкальной культуры. Занятия туризмом, альпинизмом, парусным и другими видами спорта позволяют понимать и чувствовать прекрасное в природе.

Содержание работы

Введение
1. Самоконтроль в процессе физического воспитания и при занятиях спортом.
1.Объективные показатели
2. Субъективные данные
2. Педагогический контроль, содержание педагогического контроля
3. Врачебный контроль
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

По физкультуре.docx

— 38.51 Кб (Скачать файл)

Департамент образования и науки  Костромской области 

ОГБОУ СПО «Костромской торгово-экономический  колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по УФ «Физическая культура»

На  тему: Контроль и самоконтроль в занятиях физической культурой и спортом. Профилактика травматизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         Выполнила студентка

3 курса, группы 3-3

Специальность «Банковское дело» 

Григорьева  А.С

Проверила:

Галафеева Н.В                                                 Оценка         

Дата проверки

Подпись преподавателя                

 

 

 

 

 

Кострома 

2013

Содержание

Введение

1. Самоконтроль в процессе физического воспитания и при занятиях спортом.

    1. Объективные показатели
    2. Субъективные данные

2. Педагогический контроль, содержание  педагогического контроля 
3. Врачебный контроль

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад  в формирование всесторонне развитой личности.

Нравственное воспитание. На учебных занятиях, тренировках, а особенно во время спортивных соревнований учащиеся переносят большие физические и моральные нагрузки:

    • Быстро меняющаяся обстановка;
    • Сопротивление соперника;
    • Зависимость результата спортивных соревнований от усилий каждого члена команды;
    • Умение подчинить свои интересы интересам коллектива;
    • Сила воли;
    • Смелость;
    • Самообладание;
    • Решительность;
    • Уверенность в своих силах;
    • Выдержка;
    • дисциплинированность.

Умственное воспитание. На занятиях физической культурой и спортом учащиеся приобретают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, об использовании приобретенных навыков в жизни, усваивают правила закаливания организма, обязательные требования гигиены.

Развиваются наблюдательность, внимание, восприятие, повышается уровень устойчивости умственной работоспособности. 

Исследования  показывают, что занятия физическими  упражнениями способствуют совершенствованию  органов чувств, мышечно-двигательной чувствительности, зрительного и  слухового восприятия, развитию памяти, особенно зрительно-двигательной.

Трудовое воспитание. Сущность трудового воспитания заключается в систематическом и планомерном развитии качеств и свойств личности, определяющих подготовку человека к жизни, к общественно полезному труду. Трудолюбие также воспитывается непосредственно в процессе занятий физическими упражнениями и спортом, когда занимающиеся для достижения максимального результата, преодолевая усталость, многократно выполняют физические упражнения. 

Эстетическое воспитание. В физической культуре и спорте заключены огромные возможности для эстетического воспитания человека, развития способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в поступках, в красоте совершенных форм человеческого тела, в доведенных до степени искусства движениях гимнаста, акробата, прыгуна в воду, фигуриста. Выполнение упражнений под музыку в художественной гимнастике, фигурном катании способствует развитию музыкальной культуры. Занятия туризмом, альпинизмом, парусным и другими видами спорта позволяют понимать и чувствовать прекрасное в природе.

Связь занятий  физическими упражнениями с эстетическим воспитанием имеет двойственный характер, так как позволяет не только формировать внешне прекрасный образ, но и одновременно влиять на воспитание морально-волевых качеств, этических норм и поведения в  обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Самоконтроль в процессе физического воспитания и при занятиях спортом

Врачебный контроль и врачебно-педагогические наблюдения дадут лучший результат, если они будут дополнены самоконтролем. 

Самоконтроль - существенное дополнение врачебного контроля. Он проводится самими занимающимися. Для этого каждый из них обязан вести дневник самоконтроля.

Самоконтроль  позволяет своевременно установить наличие тех или иных отклонений в состоянии здоровья занимающихся, принять необходимые меры по их устранению. В то же время самоконтроль позволяет врачу вести регулярный текущий контроль, а тренеру вносить те или иные изменения в тренировочные планы.

Главное же его преимущество состоит в  том, что занимающиеся, осуществляя  повседневные самонаблюдения, могут  наглядно ощутить благотворное действие занятий физическими упражнениями на состояние своего здоровья.

К ведению  дневника самоконтроля занимающихся необходимо приучить с самого начала занятий  в группе. При этом подробно освещаются цели и задачи самоконтроля, раскрывается значение отдельных показателей  объективных и субъективных данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Объективные показатели

Рост - важный показатель физического развития. Но он должен рассматриваться в сочетании с массой тела, окружностью грудной клетки, ЖЕЛ (спирометрия). Измерение роста имеет большое значение для вычисления показателей, характеризующих правильность,

пропорциональность  телосложения и состояние физического  развития.

Масса тела служит одной из основных характеристик физического состояния человека и является показателем развития его организма. Масса тела человека в норме определяется путем вычитания из показателей роста (в см) условных величин. 

Окружность  грудной клетки. Хорошо развитая грудная клетка - показатель хорошего физического развития и известная гарантия крепкого здоровья. Окружность грудной клетки исследуется в состоянии покоя (в паузе), при вдохе и выдохе.

Разница между вдохом и выдохом называется экскурсией грудной клетки. Последняя зависит от развития дыхательных мышц и типа дыхания. 

Мышечная  сила рук. Сила мышц рук измеряется динамометром. Мышечная сила рук зависит от роста, массы тела, окружности грудной клетки и других показателей. В среднем относительная сила мышц рук для мужчин -- 60--70% веса, для женщин -- 45--50% веса. Становая мышечная сила - это сила мышц-разгибателей спины. Она зависит от пола, возраста, массы тела, рода занятий занимающихся. У мужчин становая мышечная сила значительно выше, чем у женщин. С возрастом она начинает падать.

Спирометрия. ЖЕЛ - это объем воздуха, который можно выдохнуть из легких, характеризующий главным образом силу дыхательных мышц, а также эластичность легочной ткани.

Пульс. Уровень тренированности человека и его работоспособность во многом зависят от функциональной способности сердечнососудистой системы. 

Каждому человеку присуща своя частота пульса. В состоянии покоя у здорового  нетренированного мужчины она обычно составляет 60-80 уд/мин, у женщин она  на 5-10 ударов чаще.

Частота пульса зависит от возраста, положения  тела, уровня физических нагрузок и  др. Во время занятий физическими  упражнениями пульс всегда повышается. 

Потоотделение. При большой мышечной работе потоотделение способствует установлению кислотно-щелочного равновесия, регулирует температуру тела и является основным показателем нормального водно-солевого обмена.

Потоотделение зависит не только от нагрузки и  температуры воздуха, но и от состояния  нервной системы.

При правильной методике и режиме тренировки потоотделение  уменьшается, а масса тела почтя не изменяется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. 2. Субъективные данные

Настроение  играет большую роль в жизни человека. Большей эффективности тренировочного процесса способствует хорошее настроение.

Но спорт, физическая культура, в свою очередь, улучшают настроение, вызывают чувства  бодрости, радости, уверенности в  своих силах.

Когда человек  находится в хорошей спортивной форме, он совершенно по-иному воспринимает окружающий мир.

Самочувствие. Под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями и спортом перестраивается весь организм. Так, работа сердца, легких и других внутренних органов сопровождается возникновением нервных импульсов. В обычных условиях эти импульсы не доходят до коры головного мозга и не вызывают соответствующих реакций, переходящих в ощущения. Вот почему здоровые люди обычно не чувствуют своего сердца, легких, печени и т. п.

Самочувствие - это своеобразный барометр влияния  физических упражнений на организм занимающихся. Чрезмерные нагрузки сопровождаются плохим самочувствием. Если оно сохраняется  длительное время, необходимо немедленно обратиться к врачу и снизить  нагрузку.

Усталость, утомление, снижение работоспособности  непосредственно связаны с состоянием нервной системы человека. Это  сложный физиологический процесс, начинающийся в высших отделах нервной  системы и влияющий на другие системы  и органы человеческого организма.

Ночной  сон нельзя заменить ничем. Сущность его заключается в своеобразной задержке деятельности нервных клеток коры головного мозга процессом торможения. Глубина и продолжительность сна зависят от многих причин.

Сон должен быть достаточным и регулярным, но не менее 7 ч, а при больших по объему физических нагрузках – 8 -9 ч.

Полезно перед сном совершить прогулку на свежем воздухе. При этом пищу нужно  принимать последний раз не позже  чем за 1,5--2 ч до сна, в ужин не должны входить крепкий чай, кофе; курить на ночь строго запрещается.

Аппетит. При физических нагрузках обмен веществ происходит более активно.

В первые дни занятий масса тела уменьшается, так как расходуются запасы организма: «тает» накопленный жир и теряется вода, но одновременно с этим развивается  аппетит. Общеизвестно, что аппетит  неустойчив, легко нарушается при  недомоганиях, болезни, но потом вновь  восстанавливается.

Часто при  нарушениях тренировочного режима, повышенной нагрузке, перенапряжении аппетит теряется. Это позволяет судить о правильности или неправильности методики занятий.

В дневнике самоконтроля аппетит отмечается как  хороший, удовлетворительный, плохой.

Сердцебиение - это ощущение частых и сильных ударов сердца, связанное с плохим самочувствием. При этом пульс учащается или замедляется, т. е. бывает неритмичным.

Время возникновения  сердцебиения, его характер, продолжительность, степень связи с тренировочными занятиями следует отмечать в  дневнике самоконтроля.

Головные  боли чаще всего возникают при различных заболеваниях. Кроме того, головные боли и головокружения могут быть вызваны утомлением, чрезмерной физической нагрузкой и т. п.

Иногда  головные боли и головокружения появляются при занятиях физическими упражнениями. Здесь особенно важен самоконтроль, который поможет выяснить, после  каких упражнений и когда они  появляются, определить их продолжительность.

Одышка. Работа сердца тесно связана с деятельностью легких. Поэтому ослабление сердечной мышцы влечет за собой нарушение кровообращения в легких, снижает их вентиляцию, т. е. обмен между легочным и наружным воздухом. В результате этого в крови образуется недостаток кислорода и избыток углекислоты, которая раздражает дыхательный центр, вызывая одышку.

Одышка - это учащенное дыхание. Она сопровождается чувством стеснения в груди, затрудненностью  вдоха. Всякая энергичная работа, занятия  физическими упражнениями вызывают учащенное дыхание, т. е. одышку. После  больших физических напряжений одышка считается явлением нормальным. При  этом число дыханий может удвоиться  и даже утроиться. По мере нарастания тренированности одышка исчезает и дыхание быстро приходит в норму. 

Боли  в мышцах. Часто в подготовительном периоде занятия или у лиц, только что приступивших к занятиям физической культурой, появляются боли в мышцах. Как правило, эти боли продолжаются в течение двух-трех недель и являются свидетельством активной перестройки организма.

У занимающихся физической культурой круглогодично  эти боли не отмечаются, а после  больших физических нагрузок их мышцы  быстро восстанавливают свою работоспособность. Массаж, применение различных лекарственных  средств помогают быстрее снять  боли в мышцах.

Боли  в боку. Они отмечаются в правом подреберье - в области печени или в левом - в области селезенки после больших физических напряжений. По своему характеру это тупые боли.

Информация о работе Контроль и самоконтроль в занятиях физической культурой и спортом. Профилактика травматизма