В зависимости от преимущественной
направленности специально подготовительные
упражнения подразделяются на подводящие
способствующие освоению формы, техники
движений, и на развивающие, направленные
на воспитание физических качеств (силы,
быстроты, выносливости и т.д.). Такое деление,
конечно, условно, поскольку форма и содержание
двигательных действий часто тесно взаимосвязаны.
К числу специально подготовительных
упражнений относятся и имитационные
упражнения, которые подбираются таким
образом, чтобы действия спортсмена возможно
больше соответствовали по координационной
структуре характеру выполнения и особенно
по кинематике избранной спортивной дисциплине.
Среди множества специально
подготовительных упражнений тренер должен
уметь не только подбирать их для решения
конкретной поставленной задачи, но и
создавать новые из частей, элементов,
связок движений. Это должны быть упражнения,
сходные по координации, усилиям, характеру,
амплитуде и другим особенностям с соревновательным
упражнением. Однако все средства тренировки
должны подбираться с учетом индивидуальных
особенностей занимающихся. Одни из них
должны дальше улучшать уже сильные стороны
спортсмена, другие средства должны подтянуть
отдельные отстающие технические действия
или физические качества.
Пример: игровые действия и
комбинации
6.Понятие общеподготовительных
упражнений. Примеры из ИВС.
Общеподготовительные упражнения
являются преимущественно средствами
общей подготовки спортсмена. В качестве
таковых могут использоваться самые разнообразные
упражнения - как приближенные по особенностям
своего воздействия к специально подготовительным,
так и существенно отличные от них (в том
числе и противоположно направленные).
Значение общеподготовительных
упражнений во многих видах спорта, особенно
в тренировке подрастающих спортсменов,
часто недооценивается. Отдельные специалисты
на всех этапах многолетней подготовки
резко увеличивают объем специальной
физической и сокращают объем общей физической
подготовки, что ведет к форсированию
тренировки юных спортсменов.
Пример: упражнения на гибкость,
силу.
7.Основные группы
методов, используемых в подготовке
спортсменов и их назначение.
. Метод строго регламентированного
упражнения
В методах этого типа деятельность
занимающихся организуется и регулируется
с возможно полной регламентацией, которая
состоит:
– твердо предписанной программы
движений (заранее обусловленный состав
движений, порядок их повторения, изменения
и связи друг с другом);
– точном дозировании нагрузки,
управление ее динамикой по ходу упражнения,
а также в возможно четком нормировании
интервалов отдыха и строго установленном
порядке чередования их с фазами нагрузки.
– создания или использования
внешних условий, облегчающих управление
действиями занимающихся (построение
и распределение группы на местах занятий,
использование вспомогательных снарядов,
тренажеров и других технических устройств,
способствующих выполнению учебных заданий,
дозирование нагрузки, контролю за ее
воздействием).
Смысл такой регламентации
заключается в том, чтобы обеспечить оптимальные
условия для усвоения новых двигательных
умений, навыков или гарантировать точно
направленное воздействие на развитие
качеств и способностей.
Методы строго регламентированного
упражнения имеют множество конкретных
вариантов, применение которых зависит
в первую очередь от содержания занятий
и этапов, последовательно сменяющихся
в процессе подготовки. В спортивной практике
выделяется ряд разновидностей методов
строго регламентированного упражнения.
К ним относятся, прежде всего, две основные
группы: методы, преимущественно направленные
на освоение спортивной техники, и методы,
преимущественно направленные на воспитание
двигательных качеств.
Среди методов, направленных
преимущественно на освоение спортивной
техники, следует выделять методы разучивания
упражнений в целом (целостно-конструктивные)
и по частям (расчлененно-конструктивные).
Разучивание движения в целом осуществляется
при освоении относительно простых упражнений,
а также сложных движений, разделение
которых на части невозможно. Однако, при
освоении целостного движения, внимание
занимающихся последовательно акцентируют
на рациональном выполнении отдельных
элементов целостного двигательного акта.
«При разучивании более или
менее сложных движений, которые можно
разделить на относительно самостоятельные
части, освоение спортивной техники осуществляется
по частям. В дальнейшем целостное выполнение
двигательных действий приведет к интеграции
в единое целое ранее освоенных составляющих
сложного упражнения». (Масалова О.Ю., 2011)
При применении этих двух методов
освоения движений большая роль отводится
подводящим и имитационным упражнениям.
Методы, направленные преимущественно
на совершенствование двигательных качеств.
Структура практических методов тренировки
определяется тем, имеет ли упражнение
в процессе однократного использования
данного метода непрерывный характер
или дается с интервалами для отдыха, выполняется
в равномерном (стандартном) или переменном
(варьирующем) режиме.
В процессе спортивной тренировки
упражнения используются в рамках двух
основных групп методов - непрерывных
и интервальных. Непрерывные методы характеризуются
однократным непрерывным выполнением
тренировочной работы. Интервальные методы
предусматривают выполнение упражнений,
как с регламентированными паузами, так
и произвольными паузами отдыха.
При использовании обоих методов
упражнения могут выполняться как в равномерном
(стандартном), так и в переменном (вариативном)
режиме. В зависимости от подбора упражнений
и особенностей их применения тренировка
может носить комплексный (интегральный)
и избирательный (преимущественный) характер.
При комплексном воздействии осуществляется
параллельное совершенствование различных
качеств, обусловливающих уровень подготовленности
спортсмена, а при избирательном - преимущественное
развитие отдельных качеств. При равномерном
режиме использования любого из методов
интенсивность работы является постоянной,
при переменном - варьирующей. Интенсивность
работы от упражнения к упражнению может
возрастать (прогрессирующий вариант)
или неоднократно изменяться (варьирующий
вариант).
Непрерывные методы тренировки,
применяемые в условиях равномерной и
переменной работы, в основном используются
для повышения аэробных возможностей,
воспитания специальной выносливости
к работе средней и большой длительности.
«Возможности непрерывных методов
тренировки в условиях переменной работы
значительно многообразнее. В зависимости
от продолжительности частей упражнений,
выполняемых с большей или меньшей интенсивностью,
особенностей их сочетания, интенсивности
работы при выполнении отдельных частей,
можно добиться преимущественного воздействия
на организм спортсмена в направлении
повышения скоростных возможностей, развития
различных компонентов выносливости,
совершенствования частных способностей,
определяющих уровень спортивных достижений
в различных видах спорта». (Решетников
Н.В., Кислицын Ю.Л., Палтиевич Р.Л., 2011)
В случае применения варьирующего
варианта могут чередоваться части упражнения,
выполняемые с различной интенсивностью
или же с различной интенсивностью и изменяющейся
продолжительностью.
Интервальные методы тренировки
(в том числе повторные и комбинированные)
широко применяются в практике спортивной
тренировки. Выполнение серии упражнений
одинаковой и разной продолжительности
с постоянной и переменной интенсивностью
и строго регламентированными произвольными
паузам и является типичным для данных
методов. В одном комплексе могут также
сочетаться прогрессирующий и нисходящий
варианты.
Упражнения с использованием
интервальных методов могут выполняться
в одну (например, 10x800 м. - в беге, 6x5 км. в
лыжном спорте и т.п.) или несколько серий
6х (4х50 м.) в плавании и т.п.
В режимах непрерывной и интервальной
работы в спортивной тренировке используется
и круговой метод, направленный на избирательное
или комплексное совершенствование физических
качеств.
II. Игровой метод
Значение игры как многообразного
общественного явления выходит далеко
за сферу физического воспитания и даже
воспитания в целом. Однако одна из главнейших
функций игры - педагогическая: игра издавна
является одним из основных средств и
методов воспитания в широком смысле слова.
Игровой метод в спортивной
тренировке характеризуют в целом следующие
черты (Спенсер Г., 2011):
· «Сюжетная» организация. Деятельность
играющих организуется в соответствии
с образным или условным «сюжетом», в котором
предусматривается достижение определенной
цели в условиях постоянного и в значительной
мере случайного изменения ситуаций. Игровой
сюжет либо непосредственно заимствуется,
либо специально создается, исходя из
потребностей тренировки, как условная
схема взаимодействия играющих, что характерно
для современных спортивных игр.
· Разнообразие способов достижения
цели и, как правило, комплексный характер
деятельности:
1. широкая самостоятельность
действий, высокие требования к
инициативе, находчивости, ловкости;
2. моделирование напряженных
межличностных и межгрупповых
отношений, повышенная эмоциональность;
3. вероятное программирование
действий и ограниченные возможности
точного дозирования нагрузки. Игровой
метод не позволяет вполне
строго предусмотреть заранее
как состав, так и степень их влияния
на занимающихся.
Возможность достижения игровой
цели обычно не связана с каким-либо одним
способом действий. Почти всегда существуют
различные пути выигрыша. «Игровой метод
в силу всех присущих ему особенностей
используется в процессе спортивных тренировок
не столько для начального обучения движениям
или избирательного воздействия на отдельные
способности, сколько для комплексного
совершенствования двигательной деятельности
в усложненных условиях». (Холодов Ж.К.,
Кузнецов В.С., 2002)
III. Соревновательный метод.
Соревновательный метод в процессе
спортивных тренировок используется как
в относительно элементарных формах, так
и в развернутой форме. Основная определяющая
черта соревновательного метода - сопоставление
сил в условиях упорядоченного соперничества,
борьбы за первенство или возможно высокое
достижение. Отсюда вытекают и все другие
особенности этого метода.
Фактор соперничества в процессе
состязаний, а также условия их организации
и проведения создают особый эмоциональный
и физиологический «фон», который усиливает
воздействие физических упражнений и
может способствовать максимальному появлению
функциональных возможностей организма.
Во время состязаний, особенно значимых
в личном и в общественном отношениях,
в большей мере, чем в игре, выражены моменты
психической напряженности. Здесь постоянно
действует фактор противодействия, противоборства,
столкновения противоположно направленных
интересов.
Соревновательный метод характеризуется
также унификацией предмета состязания,
порядка борьбы за победу и способов оценки
достижения.
IV. Словесные и сенсорные
методы - методы использования слова
и чувственной информации. В учебно-тренировочных
занятиях и соревнованиях слово
может быть использовано и выражено
в форме:
– рассказа, беседы, обсуждения;
– инструктажа (разъяснения
задания);
– сопроводительного пояснения
(комментарии по ходу выполнения);
– указаний и команд (в повелительном
наклонении);
– оценки (текущая коррекция
выполнения);
– словесного отчета и взаимопояснения;
– самопроговаривания стержневых
установок выполнения (например, «сильнее»,
«держать» и др.
Посредством сенсорных методов
обеспечивается наглядность: в физическом
воспитании, наряду с визуальным восприятием,
включает слуховые и мышечные ощущения,
что позволяет создание более полной картины
выполнения движений, действий, деятельности
в целом.
Формы реализации сенсорных
методов: показ упражнения; демонстрация
наглядных пособий; использование моделей
и макетов; кино- и видео - демонстрации;
избирательно-сенсорная демонстрация
отдельных параметров движений с использованием
аппаратурных устройств и методик.
В состав сенсорных методов
входят:
метод направленного
«прочувствования» движения (с акцентом
на основе или каких-либо деталей техники);
метод ориентирования (введение
в задание дополнительных ориентиров);
методы лидирования и текущего
программирования (видео-, звуко-лидеры
и пр.).
Все эти методы применяют в
различных сочетаниях. Каждый метод используют
не стандартно, а постоянно приспосабливают
к конкретным требованиям, обусловленным
особенностями спортивной практики. При
подборе методов необходимо следить за
тем, чтобы они строго соответствовали
поставленным задачам, общедидактическим
принципам, а также специальным принципам
спортивной тренировки, возрастным и половым
особенностям спортсменов, их квалификации
и подготовленности.
9.Соревновательная деятельность
Соревновательную деятельность
можно рассматривать как управляемую
сознанием психическую и физическую активность,
направленную посредством соревновательных
действий на достижение победы над соперником
в условиях специфического противоборства
и при соблюдении установленных правил
на соревнованиях. Соревновательная деятельность
— это и совместная деятельность спортсменов,
тренеров и специалистов по наиболее полной
реализации тренировочных эффектов и
других факторов в условиях официальных
соревнований.
Содержание соревновательной
деятельности составляют соревновательные
действия (индивидуальные или коллективные),
специфичные и отвечающие правилам в каждом
виде спорта. В спортивных играх это арсенал
приемов игры (в каждой игре «свой»); в
легкой атлетике это бег на различные
дистанции, прыжки в высоту и длину, метания
копья, диска и т.д.; в плавании это различные
способы передвижения и дистанции. Отдельное
соревновательное действие состоит из
движений (операций), объединенных в целостное
двигательное действие. Соревновательные
действия в свою очередь могут объединяться
в более крупные структуры (связки, комбинации
и др.). Освоение спортсменом соревновательных
действий и умение эффективно их применять
в соревнованиях формируют у него поведенческую
структуру соревновательной деятельности.