Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 15:26, контрольная работа
Описание работы
Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специальный вид физического воспитания, направленный на формирование и совершенствование свойств и качеств личности, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности. Термин «прикладность» подчеркивает сугубо утилитарную профилированность части физической культуры применительно к основной в жизни индивида и общества деятельности — к профессиональному труду.
Общее определение
принципа трактуется в русском словаре
как «основное исходное положение какой-либо
теории, учения, науки и т.п.». В системе
образования и воспитания под принципом
следует понимать «руководящее положение»,
«основное правило», «установка».
Практическое значение
принципов состоит в том, что они позволяют
чётко идти к намеченной цели, исключая
путь проб и ошибок, раскрывают логику
решения задач и очерчивают главные правила
их реализации.
В системе физического
воспитания используются в качестве руководящих
положений как общесоциальные и общепедагогические,
так и общеметодические и специфические
принципы. Подробнее остановимся на специфических
принципах.
Специфические
принципы – совокупность специфических
закономерностей физического воспитания
и правила его системного построения.
1. Принцип непрерывности
процесса физического воспитания. Процесс
ФВ является целостной системой, в которой
предусматривается последовательность
в проведении занятий физическими упражнениями.
Реализация этого положения в процессе
физического воспитания определяется
дидактическими правилами: «от лёгкого
к трудному», «от простого к сложному»,
«от освоенного к неосвоенному», «от знаний
к умениям». Их грамотное выполнение обеспечивает
успех в решении образовательных задач
физического воспитания. Обеспечение
постоянной преемственности эффекта занятий,
устранение больших перерывов между ними
с целью исключения разрушающего воздействия
того, что было приобретено ранее в процессе
занятий физическими упражнениями. При
обучении двигательным действиям и воспитании
физических качеств эффект от проведенного
занятия должен наслаиваться на эффект
предыдущих занятий с тем, чтобы в конечном
итоге произошла кумуляция этих эффектов.
Степень кумуляции эффекта занятий будет
зависеть от продолжительности интервалов
времени, разделяющих каждое отдельное
занятие. Следовательно, перерыв между
занятиями должен быть оптимальным.
2. Принцип системного
чередования нагрузок и отдыха. Системное
чередование нагрузок и отдыха в процессе
физического воспитания - важное положение,
от которого в конечном итоге зависит
суммарный эффект занятий.
Для сохранения повышенного
уровня функционирования различных систем
организма нужны повторные нагрузки через
строго определённые интервалы отдыха.
При длительном интервале отдыха между
нагрузками произойдет реадаптация –
возможность организма вернуться к прежнему
уровню. Наилучшим оптимальным интервалом
отдыха будет такой промежуток времени
между нагрузками, который потребуется
для появления фазы сверх восстановления
(суперкомпенсации). Специфическим для
реализации принципа системного чередования
нагрузки и отдыха в физическом воспитании
является построение чёткой системы и
последовательности воздействий с учётом
«следовых» явлений.
Специфические принципы
физического воспитания – это единство
принципиальных методических положений,
взаимно обусловленных и дополняющих
друг друга. Отступление от одного из принципов
может разладить весь сложный процесс
физического воспитания и сделать почти
бесплодным большой труд преподавателя
и его учеников.
Литература
1. Годик М.А. Спортивная
метрология: Учеб. для ин-тов физ.
культ. - М., 1988.
2. Кабачков В. А., Полиевский
С. А. Профессионально-прикладная физическая
подготовка учащихся в средних ПТУ. М.,
Высшая школа, 1982.
3. Колесников В. Ф. Физическое
воспитание. Л., 1985
4. Коробков А. В., Головин
В. А., Масляков В. А. Физическое воспитание.
М.: Высш. школа, 1983
5. Коц Я. М. Спортивная
физиология. М.: Физкультура и спорт, 1986
6. Максименко А.М. Основы
теории и методики физической культуры.
-- М., 1999.
7. Матвеев Л.П. Теория
и методика физической культуры: Учеб.
для ин-тов физ. культ. - М., 1991.
8. Настольная книга
учителя физической культуры /Под ред.
Л.Б.Кофмана. - М., 1998.
9. Основы теории и методики
физической культуры: Учеб. для техникумов
физ. культ. / Под ред. А.А. Гужаловского.
- М., 1986.
10. Раевский Р. Т. Профессионально-прикладная
физическая подготовка студентов технических
вузов. М., Высшая школа, 1985.
11. Рафин А. Я. Физическая
культура. М., 1989
12. Теория и методика
физического воспитания: Учеб. для ин-тов
физ. культ.: В 2 т. / Под общ. ред. Л. П. Матвеева,
А. Д. Новикова. -2-е изд., испр. и доп. - М.,
1976.
13. Теория и методики
физического воспитания: Учеб. для пединститутов
/ Под ред. Б. А.Ашмарина. -- М., 1990.
14. Улькин В. Н. Физическая
подготовка. Минск, 1991