Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 04:12, контрольная работа
Физическое воспитание в школе осуществляется с помощью различных средств, среди которых основная гимнастика считается одним из важнейших. Объясняется это характерными особенностями основной гимнастики, которые делают ее общедоступным и эффективным средством физического воспитания детей всех возрастных групп. Она направлена на гармоническое развитие всех органов и систем занимающихся, на улучшение их здоровья и повышение жизнедеятельности, на формирование правильной осанки и двигательной функции у школьников.
1. Характеристика возрастных особенностей лиц, занимающихся основной гимнастикой и особенности подбора гимнастических упражнений для них. Особенности методики проведения занятий основной гимнастикой с различными контингентами.
1.1 Методика занятий гимнастикой в школе……………………………..3 стр.
1.1.1 Младший школьный возраст (7 - 9 лет)……………………………..6 стр.
1.1.2 Средний школьный возраст (10 - 14 лет)…………………………..7 стр.
1.1.3 Старший школьный возраст (15 - 17 лет)………………………….13 стр.
1.2 Методика проведения занятий с женщинами……………………….15 стр.
1.3 Методика занятий гимнастикой с лицами среднего, пожилого и старшего возраста……………………………………………………………………18 стр.
1.3.1 Значение гимнастики для лиц среднего, пожилого и старшего возраста……………………………………………………………………18 стр.
1.3.2 Содержание и формы занятий среднего, пожилого и старшего возраста……………………………………………………………………20 стр.
2. Составление и запись комбинаций упражнений на двух видах гимнастического многоборья на выбор студента………………………..24 стр.
3. Техника выполнения и методика обучения одному из гимнастических упражнений на выбор студента……………………………………………26 стр.
Список литературы ………………………………
д) одно упражнение в приседании или бег на месте;
е)одно-два дыхательных упражнения.
Индивидуальные занятия основной гимнастикой носят главным образом профилактический характер и направлены на поддержание и развитие таких качеств, как сила, гибкость, ловкость, выносливость. С этой целью используются общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (например, палкой, гантелями, набивным мячом, резиновым или пружинным амортизатором). Можно также воспользоваться стулом или табуреткой. Важно правильно подобрать упражнения и расположить их в необходимой последовательности. Можно воспользоваться теми же упражнениями, которые предлагаются для комплекса утренней гигиенической гимнастики, помня, что индивидуальные занятия основной гимнастикой следует проводить не утром после сна, а в течение дня, не ранее чем через полтора-два часа после приема пищи. На занятиях выполняются 14--18 видов упражнений, тогда как в зарядке 8--10. На занятие основной гимнастикой обычно выделяется 40--45 мин. При индивидуальных занятиях основной гимнастикой надо точно знать, на какой счет совершать те или иные двигательные действия. Считая про себя и делая таким путем упражнения в определенном ритме, можно, не переутомляясь, достичь довольно высокой нагрузки. Занятия проводятся по типовой схеме урока и состоят из трех частей. Наиболее высокие нагрузки достигаются во второй части урока, после чего они должны постепенно снижаться.
Большое место следует отводить общеразвивающим упражнениям. Подбирать их надо так, чтобы прежде всего воздействовать на те группы мышц, где возрастные изменения сказываются раньше всего. К этим мышцам относятся приводящие мышцы, сгибатели предплечья, голени. Увеличивая силу указанных мышц, можно поддерживать нормальную подвижность в суставах. Если в каких-то звеньях двигательного аппарата особенно заметны возрастные изменения, то соответствующим подбором упражнений надо добиваться гармонического развития всего тела.
Групповые занятия основной гимнастикой. Если первые две формы занятий помогают решать главным образом оздоровительно-гигиенические задачи с учетом возраста и состояния здоровья занимающихся, то третья форма занятия способствует сохранению жизненно необходимых двигательных навыков. Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы поддержать тонус сердечно-сосудистой системы, бороться с отрицательными изменениями в дыхательной системе, в обмене веществ, в костном и мышечно-связачном аппаратах, сохранять моторику на достаточно высоком уровне. Содержание группового занятия по основной гимнастике может быть примерно таким:
Подготовительная часть: Строевые упражнения--3-- 5 мин. Вольные упражнения -- 8--10 мин.
Основная часть: Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке -- 6--8 мин. Упражнения в смешанных висах на гимнастической стенке -- 6--8 мин. Общеразвивающие упражнения (стоя, сидя, стоя на коленях) -- 6--8 мин. Упражнения с набивным мячом -- 5--6 мин. Подвижные игры -- 7--10 мин.
Заключительная часть. Ходьба с движениями руками-- 1--2 мин. Дыхательные упражнения--1 мин. Упражнения на расслабление-- 1 мин. Строевые упражнения--1 мин. Всего 45-- 60 мин.
На занятиях основной гимнастикой большое внимание надо уделять осанке, помня, что хорошая осанка содействует улучшению функций внутренних органов. В основной части урока применяются элементарные упражнения не только на гимнастической скамейке и стенке, но и на таких снарядах, как низкая перекладина, низкие брусья, кольца, плинт, бум и др. Не рекомендуется давать высоких прыжков, вызывающих значительные сотрясения. Высота снарядов для равновесия при занятиях с лицами старше 50 лет должна быть более 50 см. В занятия следует включать, спокойные подвижные игры, не вызывающие слишком больших нагрузок. Из спортивных игр можно рекомендовать полопбол.
Производственная гимнастика проводится с лицами среднего возраста, работающими на предприятиях и в учреждениях. В нее включаются гимнастические упражнения оздоровительно-гигиенического характера, а главное -- специальные упражнения, предупреждающие профессиональные заболевания.
2. Составление и запись
В современной программе гимнастического многоборья: для женщин -- на брусьях разной высоты, бревне, в опорных прыжках, вольных упражнениях; для мужчин -- в вольных упражнениях, опорных прыжках, на коне, кольцах, параллельных брусьях и перекладине.
Бревно (гимнастическая скамейка)
Комбинация №1
1Из упора присев, правая нога впереди
0,5
2
Стойка на носках, руки вверх-кнаружи и шагом левой равновесие на ней, руки в стороны-книзу, держать
1,5
3
Выпрямиться, руки вверх и шаг правой, полуприседая и выпрямляясь, круг левой рукой книзу
0,5
4
Шаг левой, полуприседая и выпрямляясь, круг правой рукой книзу
0,5
5
Шаг польки с правой, шаг польки с левой
1,5
6
Махом одной и толчком другой соскок прогнувшись вперед с конца бревна
1,5
Комбинация №2
1
Из стойки продольно опорой двумя руками прыжком упор, правая в сторону на носок; поворотом налево стойка на левом колене, правая назад и полушпагат, руки в стороны
2
2
Опорой спереди, выпрямляя левую ногу, упор лежа
0,5
3
Толчком двумя упор присев и встать
2
4
Шагом вперед равновесие на левой, держать
1,5
5
Выпрямляясь, шаг польки с правой и шаг польки с левой
1,5
6
Приставляя правую, полуприседая и вставая, поворот на 90° в стойку продольно
0,5
7
Соскок прогнувшись вперед
2
3. Техника выполнения и методика
обучения одному из
Равновесие на одной (на бревне, гимнастической скамейке)
Техника выполнения. Из стойки руки в стороны шагом левой вперед поднять правую ногу назад, до отказа, наклониться вперед, зафиксировать положение 2 секунды, принять и.п.
Последовательность обучения.
1. Равновесие, стоя боком у гимнастической стенки.
2. Равновесие на скамейке, удерживать две секунды.
3. Равновесие на бревне, удерживать две секунды.
Страховать стоя сбоку, придерживая гимнастку за кисть или предплечье.
Необходимым условием для сохранения равновесия является расположение общего центра тяжести (о.ц.т.) над площадью опоры. Чем больше площадь опоры и ниже центр тяжести, тем устойчивее равновесие. Упражнения в равновесии играют значительную роль в формировании осанки благодаря тому, что значительно повышают тонус мышц спины и туловища в целом. Упражнения в равновесии выполняются на полу и на повышенной опоре (гимнастической скамейке, бревне), на месте и в движении.
Методика обучения
При обучении упражнениям в равновесии применяется целостный метод. Прежде чем перейти к упражнениям на повышенной опоре, их следует освоить на полу. Усложнять упражнения в равновесии можно путём изменения: а) площади опоры (на носках, на пятках, на одной ноге и т.д.);б) положения головы или туловища (повороты, наклоны с открытыми и с закрытыми глазами);в) положения рук (за головой, вверху, впереди и т.д.);г) способов передвижения (ходьба, танцевальные шаги, прыжки, бег);д) направления движения (вперёд, назад, в сторону);е) снаряда (гимнастический ковёр, гимнастическая скамейка, качающееся бревно); ж) высоты снаряда; з) темпа выполнения упражнений; и) угла наклона снаряда.
Полушпагат
Техника выполнения. Из упора стоя на левом колене, правая назад, опуская правую сесть на пятку левой, правую отвести назад, бедром коснуться бревна. Туловище вертикально, руки в стороны.
Последовательность обучения.
1. Выполнение упражнения на полу с опорой руками спереди, затем руки перевести в стороны.
2. Выполнение упражнения на
3. Выполнение полушпагата на высоком бревне.
Помощь оказывать с боку, одной рукой держать за плечо, другой за предплечье.
Соскок прогнувшись с конца бревна махом одной и толчком другой
Техника выполнения.
Из стойки поперек шагом одной, махом другой вперед, сделать активный взмах руками кверху и соединяя ноги выполнить соскок вперед с полным разгибанием в плечевых и тазобедренных суставах, приземлившись спиной к снаряду в полуприсед, туловище наклонить вперед, мышцы ног напряжены, выпрямиться в основную стойку.
Последовательность обучения.
1. Из основной стойки выполнить
прыжок вверх активным взмахом
рук кверху и приземлиться
на носки с последующим
2. Из стойки продольно или поперек на скамейке, бревне соскок в глубину в полуприсед, руки вперед (держать 2 сек.), основная стойка.
3. Из стойки поперек на скамейке, на бревне соскок, прогнувшись махом одной, толчком другой.
Страховать стоя у места приземления, держать одной рукой под спину, другой под живот.
Упражнения на бревне -- наиболее трудный вид женского гимнастического многоборья. По своему содержанию и характеру исполнения они близки к вольным упражнениям, но отличаются . от них тем, что все элементы выполняются на повышенной (до 120 см) и узкой (10 см) опоре. От гимнастки требуется непрерывное передвижение по снаряду, смена ритма движений, выполнение сложных, рискованных элементов и соединений из них, передвижения на высоких полупальцах и с поворотами, изящество движений, способность выразить в них свою индивидуальность и др. Успешность овладения упражнениями зависит: от способности занимающихся сохранить в процессе движений правильную осанку; от тактильно-мышечной чувствительности стоп, функций вестибулярного анализатора, влияющих на ориентировку в пространстве; от координации движений, общей и специальной физической подготовленности, решительности и смелости. При обучении технику движений осваивают сначала на полу, затем по начерченной линии, на гимнастической скамейке, низком бревне. И только по мере образования навыка изучаемые упражнения выполняются на среднем и высоком бревне. Страховка осуществляется стоя сбоку, поддерживая гимнастку за руку, под спину или под живот. Для страховки используются поролоновые маты, уложенные на одном уровне с бревном, или ямы.
Список литературы
1. Брыкин А.Т. Гимнастика. - М.: Физкультура и спорт, 1971.-351 с.
2. Журавин М.Л., Меньшиков Н.К., Скрябин Н.Д., Фирилев Ж.Е., Семёнов В.К. Программа курса «гимнастика».- Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 1996.
3. Журавин М.Л.,Загрядская О.В., Казакевич Н.В. Гимнастика. Учебник для студентов пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 448 с.
4. Дружинина О.Ю., Максимова С.С., Петров П.К., Щенникова А.Г. Методика обучения упражнениям III разрада классификационой программы категории «Б» Учебно-методическое пособие. - Ижевск: Удмуртский университет, 2011
5. Петров П.К. Урок гимнастики в школе: учеб. пособ. - Изд-во Удмуртского ун-та, 1994.- 80 с.