Координационные способности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой либо двигательной деятельности в отечественной теории и методике физической культуры долгое время применялся термин «ловкость». Начиная с середины 70-х гг. для их обозначения все чаще используют термин «координационные способности». Эти понятия близки по смыслу, но не тождественны по содержанию.
В настоящее время существует большое количество определений координации движений, я приведу одно из них.

Файлы: 1 файл

координационные способности.docx

— 30.56 Кб (Скачать файл)

Глава I.

 

1.1.Понятие  о КС, их виды

 

Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой либо двигательной деятельности в отечественной теории и методике физической культуры долгое время применялся термин «ловкость». Начиная с середины 70-х гг. для их обозначения все чаще используют термин «координационные способности». Эти понятия близки по смыслу, но не тождественны по содержанию.

В настоящее время существует большое количество определений координации движений, я приведу одно из них.

«Координация» (от лат. Coordination – согласование, приведение в порядок).

Координационные способности – это совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции.

Природной основой КС являются задатки, под которыми понимают врожденные и наследственные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относят свойства нервной системы (силу, подвижность, уравновешенность нервных процессов), индивидуальные варианты строения коры головного мозга, степень зрелости ее отдельных областей и других отделов центральной нервной системы, уровень развития отдельных анализаторов, особенности строения и функционирования нервно мышечного аппарата, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.

 

К числу основных КС относятся:

Способность к дифференцированию различных параметров движения (временных пространственных, силовых)

Способность к ориентированию в пространстве

Способность к равновесию

Способность к перестраиванию движений

Способность к комбинированию движений

Способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации и к необычной постановке задач

Способность к выполнению заданий в заданном ритме

Способность к управлению временем двигательных реакций

Способность предвосхищать различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом

Способность к рациональному расслаблению мышц

1.2.Возрастные особенности КС и формы их развития для детей младшего школьного возраста.

Пространственная ориентировка человека выражается в сохранении представлений о характере изменений внешних условий и в умении перестроить двигательное действие в соответствии с этими изменениями. Учитывая изменения внешних условий, человек должен прогнозировать предстоящие события и в связи с этим строить соответствующее поведение.

Пространственная ориентировка человека развивается с возрастом гетерохронно. Способность прогнозировать предстоящее событие наиболее эффективно совершенствуется у школьников средних и старших классов. У мл. школьников план действия вырабатывается труднее и со значительными ошибками. В этом школьном возрасте от 7-8 до 11-12 лет целесообразно воздействовать на развитие функций, обеспечивающих предварительную оценку времени начала действия. Динамика временных параметров реакции   переключения у школьников 7-17 лет свидетельствует, что сенситивным периодами развития способности перестраивать движения в соответствии с внешними условиями является возраст от 7-8 до 11-12 лет и после 14-15 лет вплоть до 17 лет.

Развитие пространственной ориентировки осуществляют в несколько этапов. На первом этапе развивают способность отвечать заранее обусловленным двигательным действием на хорошо известный ученику сигнал. Например метание мяча в ту мишень, которую указывает учитель с помощью светового (звукового) сигнала.

На втором этапе развивают способность корректировать двигательное действие в соответствии с изменяющимися условиями выполнения. Например метание мяча в движущуюся с разной скоростью мишень. На последнем этапе развивается способность использовать именно то двигательное действие, которое в наибольшей мере соответствует внезапно возникшей ситуации. Для развития такой способности прибегают к различным подвижным и спортивным играм.

Точность пространственных, силовых и временных параметров движений проявляется в правильности выполнения двигательного действия. Развитие точности определяется совершенствованием сенсорных механизмов регуляции движений, достигающих своей функциональной зрелости к 12-16 годам.

Точность пространственных перемещений в отдельных суставах прогрессивно увеличивается от 7 до 12 лет. Средствами ее развития являются упражнения на воспроизведение поз человека, где параметры расположения тела и его звеньев задаются преподавателем. Развитие точности пространственных ощущений осуществляется в несколько этапов. На первом этапе с помощью простых упражнений у детей развивают чувство оценивать пространственное расположение отдельных звеньев тела (наклон туловища на 90°). На втором этапе предполагается воспроизвести различные позы по заданию. Усложнение осуществляется за счет воспроизведения поз в сочетании с перемещением. Например, во время ходьбы по сигналу преподавателя школьники останавливаются и воспроизводят заданную позу. На третьем этапе развитие точности пространственных перемещений достигается посредством самостоятельного выбора поз и словесного отчета ученика о параметрах выполненного действия. Учитель оценивает соответствие параметров позы с информацией ученика. Трудность повышается при усложнении структуры упражнений (выдержать пространственные параметры не одного, а нескольких звеньев), при воспроизведении позы с закрытыми глазами, при использовании отягощений. В последнем случае необходимо учитывать, что мышечные усилия, составляющие до 5% максимального усилия, повышают точность, до30-40% - почти не нарушают ее, свыше 40-50% - снижают пространственную точность движений.

Точность воспроизведения силовых параметров двигательного действия интенсивно нарастает в возрасте от 8 до 16 лет, однако способность оценивать вес предметов развивается у детей в основном от 8 до 10 лет, способность воспроизводить величину мышечного усилия в изометрических условиях интенсивно нарастает после 11 лет и достигает максимума к 15-16 годам. По сравнению с детьми мл. школьного возраста у подростков точность дифференцирования мышечных усилий улучшается примерно в 2 раза. Основными упражнениями, развивающими точность дифференцирования мышечных усилий являются упражнения с отягощениями, где вес предметов строго дозируется. Вместе с этим используются прыжки в высоту и в длину, метание спортивных снарядов различного веса, а также упражнения с динамометром (воспроизведение заданного усилия).

В основе методики развития способности различать веса отягощений лежит воспроизведение дозированных по нагрузке упражнений. Для этого используют схожий по форме но разного веса спортивный инвентарь. На начальном этапе ученику предлагается опробовать все предметы, расположенные в последовательности возрастания их веса. После этого взять любой из них и выбрать к нему другой, но по весу, указанному учителем (тяжелее в два раза). Затем последовательность расположения предметов меняется и школьник, взяв любой предмет, отыскивает другой по весу, заданному учителем. Наконец школьнику предлагается выбрать предмет по заданию (например в полтора раза легче самого тяжелого) или самостоятельно определить вес. Закрепление приобретенной способности осуществляется при усложнении заданий (например выбрать мяч заданного веса во время эстафеты). По такой же схеме организуют методику развития точности мышечных усилий при выполнении прыжковых упражнений.

         Точность различения временных  параметров двигательного действия («чувство времени») наиболее интенсивно  развивается в мл. школьном возрасте. Содействуют развитию упражнения, позволяющие изменять в большом диапазоне продолжительность движений. Для этого, как правило, используются технические средства. Например, при выполнении беговых упражнений применяются светолидеры и т.п., а для воспроизведения времени движений с различной амплитудой – метрономы. На начальном этапе развития «чувства времени» упражнения выполняются под лидер, затем без него, только по коррекции преподавателя. Наконец школьники учатся сами распознавать временные параметры. После выполнения упражнения с выбранной ими скоростью передвижения сообщают о предполагаемом результате преподавателю.

Необходимо помнить, что нарастание утомления ведет к резкому повышению числа ошибок в точности воспроизведения.

Типичные упражнения для развития «чувства времени» в циклических локомоциях

Примеры двигательных заданий

Примеры оценки и анализа времени

Преодоление дистанции 400м с произвольной скоростью за 76 с, т. е. в заданное время. После прохождения дистанции занимающиеся называют время, которое по их ощущению затрачено

Суммарная оценка времени

Преодоление дистанции 400м за 76 с, с равномерной скоростью, преодолевая каждые 200 м за 38 с. после прохождения дистанции ученик должен назвать время, затраченное на прохождение каждых 200м.

Дифференцированная оценка времени

Преодоление дистанции 400м за 76 с, с разной скоростью: первые 200м – за 40 с, вторые 200 м – за 36с. После прохождения дистанции занимающиеся должны дать сравнительную оценку времени, фактически затраченному на прохождение первого и второго отрезка

Сравнительная оценка времени

Преодоление дистанции 400м за время, которое будет на несколько секунд меньше или больше 76 с. затем самооценка времени прохождения дистанции сопоставляется с фактическим.

Сравнительная оценка времени


Равновесие – это сохранение устойчивого положения тела в условиях разнообразных движений и поз    

 

Равновесие развивается на основе совершенствования рефлекторных механизмов в процессе созревания вестибулярного анализатора. Сенситивным периодом развития данной способности является возраст от 7 до 12 лет. К 13-14 годам показатели устойчивости тела достигают величины, свойственной взрослому человеку у мальчиков и к 10-12 годам у девочек. В более позднем возрасте, от14-14 до 15-16 лет, у школьников развивается способность сохранять равновесие при значительном раздражении вестибулярного анализатора. В качестве средств, раздражающих вестибулярный анализатор, используются упражнения с поворотами в вертикальном и горизонтальном положении, кувырки (например прохождение по гимнастической скамейке после выполнения серии кувырков).

Вестибулярная устойчивость характеризуется сохранением позы или направленности движений после раздражения вестибулярного анализатора. В связи с этим различают статическое и динамическое равновесие. Статическое равновесие проявляется при длительном сохранении определенных поз человека (например стойка на руках), динамическое равновесие – при сохранении направленности перемещений человека при непрерывно меняющихся позах (например передвижение лыжника). Статическое равновесие совершенствуется усложнением биомеханической структуры упражнения и изменением психофункционального состояния школьников. Первое достигается за счет поз, при которых центр тяжести тела изменяет свое расположение по отношению к точке опоры, и удерживания заданных поз длительное время. Второе – создание психической трудности сохранения равновесия путем повышения высоты опоры, изменение угла ее наклона, а так же временным «выключением» зрительного анализатора. Совершенствование динамического равновесия осуществляется преимущественно с помощью упражнений циклического характера: ходьбы или бега по беговой дорожке с изменяющейся шириной или по подвижной опоре.    

Способность к произвольному расслаблению мышц у большинства людей не имеющих специальной подготовки, выражена недостаточно. У людей занимающихся спортом, она выше, чем у неспортсменов. Причем у женщин-спортсменок процесс расслабления мышц протекает активнее, чем у мужчин, и это позволяет им выполнять мышечную работу более экономично.

Выделяют две формы расслабления мышц: 1) характеризует общую способность человека к расслаблению и выражается в умении не напрягать мышечные группы, не участвующие в работе.

2) характеризует  скорость расслабления мышц сразу  же после их рабочего напряжения.

Для развития способности к произвольному расслаблению мышц выделяют три группы упражнений: 1) упражнения в которых занимающиеся овладевают умением ощущать переход от напряженного состояния мышц к расслабленному. Методика их выполнения заключается в следующем. Группа мышц предварительно усиленно напрягается, чтобы лучше почувствовать эффект последующего расслабления, которое осуществляется несколькими путями:

- степень  напряжения мышц уменьшается  до ощущения тяжести удерживаемого  звена тела и последующее расслабление сочетается с его «падением».

- под действием постепенного расслабления мышц звено тела перемещается из одного положения тела в другое.

- быстрый, четкий  переход от напряжения мышц  к их расслаблению. К этой же  группе относятся упражнения, в  которых переход от напряженного  состояния к расслабленному осуществляется путем последовательного расслабления отдельных мышечных групп.

2) упражнения, направленные на развитие способности  расслаблять одни мышцы с одновременным  напряжением других. Это упражнения, в которых движение расслабленной  части тела осуществляется по  инерции за счет движения другими  частями тела.

3) упражнения  общеразвивающего характера, при которых главное внимание уделяется четкому расслаблению мышц в фазах отдуха в каждом цикле движений. При выполнении этих упражнений полезно сочетать фазы движений с фазами дыхания.

Для совершенствования данной способности используют следующие методические приемы: контроль за мимической мускулатурой лица; концентрация внимания на сочетании фазы расслабления с форсированным выдохом; использование звуко-, свето- и ритмолидеров; применение отвлекающе-раскрепощающих заданий; переключение зрительного контроля процесса движения на обстановку; использование массажа, сауны.

          Важным фактором характеризующим двигательную деятельность человека, является способность выполнять ритмические движения. Ритм в движениях является объединяющим моментом, способствующий органической увязке различных элементов в единое целое. Ритмичность выступает в качестве одного из показателей моторной одаренности. Эти способности определяются обычно двумя способами: 1) когда человек выполняет ритмические движения в такт звуковым или другим сигналам, следующие друг за другом в определенной последовательности и через интервалы времени.

2) когда  испытуемый воспроизводит заданный  ритм в том или ином движении  после прослушивания этих сигналов.

Показателем успешности в этих случаях является степень отклонения каких-либо параметров движений (пространственных, временных, силовых) от заданного ритмического эталона. При оценке ритмических способностей детей целесообразно использовать не абсолютную ошибку воспроизведения заданного ритма, а трансформированную, учитывающую личный темп движения каждого ребенка в соответствующем тесте.

Ритмические способности тренируемы. Средствами развития ритмичности могут быть: - упражнения на месте, включающие в себя выполнение движений руками, ногами, головой и туловищем под счет или под музыку.

Информация о работе Координационные способности