Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 12:49, курсовая работа
Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой либо двигательной деятельности в отечественной теории и методике физической культуры долгое время применялся термин «ловкость». Начиная с середины 70-х гг. для их обозначения все чаще используют термин «координационные способности». Эти понятия близки по смыслу, но не тождественны по содержанию.
В настоящее время существует большое количество определений координации движений, я приведу одно из них.
- упражнения
в движении – ходьба с
- танцевальные упражнения.
Общими задачами развития КС у детей школьного возраста являются: систематическое освоение новых двигательных действий, совершенствование и адекватное применение их в различных условиях с целью всестороннего развития специальных КС, развитие специфических КС: способности ориентированию в пространстве, к точности, равновесию и др., которые особенно важны для отдельных видов спортивной и профессиональной деятельности; совершенствование психофизиологических функций анализаторов движений, связанных с управлением и регулировкой двигательных действий.
Задачи развития КС в мл. школьном возрасте: обеспечение широкого координационного базиса – фонда новых двигательных умений и навыков; развитие специфических КС; формирование речемыслительных и интеллектуальных процессов, двигательной памяти и представления движений.
Решать указанные задачи необходимо с учетом возрастных способностей. В мл. школьном возрасте процесс развития КС должен идти на ряду с развитием прежде всего скоростных, силовых и скоростно-силовых способностей, выносливости и гибкости.
Задачи развития КС в сочетании с освоением техники и элементов тактики отдельных видов спорта в мл. школьном возрасте только намечаются.
В качестве средств развития КС детей шк. возраста можно использовать разнообразные физические упражнения, которые связаны с преодолением трудностей по координации движений; требуют от исполнителя правильности, быстроты, рациональности при выборе сложных в координационном отношении двигательных действий; являются новыми и необычными для исполнителя.
Упражнения, удовлетворяющие хотябы одному из этих требований, называют координационными.
Наиболее широка и разнообразна группа общеподготовительных координационных упражнений. При их использовании необходимо учитывать время, которое можно выделить без ущерба для других упражнений в процессе внеклассных, внешкольных или самостоятельных занятий; возрастные особенности (в мл. школьном возрасте доля их использования выше чем в остальных); половые и индивидуальные различия.
Условно эти упражнения можно разделить на:
1) обогащающие фонд жизненно важных навыков и умений, сюда входят новые упражнения или варианты, рекомендованные школьной программой.
2) увеличивающие двигательный опыт: упражнения в парах и одиночные, с предметами и без, простые и сложные упражнения, при различных положениях тела.
3) общеразвивающие (элементы гимнастики и акробатики, упражнения в беге, прыжках и метаниях, спорт игры).
4) с преимущественной
направленностью на отдельные
психофизиологические функции, обеспечивающие
оптимальное управление и
Круг специально-подготовительных координационных упражнений ограничен спецификой избранного вида спорта. К ним относят:
1) подводящие упражнения,
способствующие освоению и
2) развивающие упражнения, направленные главным образом на развитие специальных КС, относящихся к конкретным видам спорта
3) упражнения, развивающие специфические КС: к ориентированию в пространстве, ритму, равновесию, вестибулярной устойчивости и др.
4) упражнения, вырабатывающие
и улучшающие
В соответствии с принципом преимущественного воздействия на КС координационные упражнения можно разделить на аналитические и синтетические. К первые направлены преимущественно на развитие КС, относящихся к однородным группам двигательных действий, например циклические движения, бег на лыжах.
Синтетические координационные упражнения содействуют развитию двух и более КС, например бег с препятствиями, круговая тренировка, спортивные игры.
Методы вариативного упражнения для формирования КС можно представить в двух основных вариантах: методы строго регламентированного и не строго регламентированного варьирования к первым можно отнести три группы методических приемов:
Первая группа – приемы строго заданного варьирования отдельных характеристик или всей формы привычного двигательного действия:
1) изменение направления движения (бег или ведение мяча с изменением направления)
2) изменение силовых компонентов (прыжки в длину в пол силы, в треть силы)
3) изменение скорости или темпа движений (выполнение ОРУ в среднем, быстром и замедленном темпе)
4) изменение ритма движений (разбег в прыжках в длину или высоту)
5) изменение исходных положений (выполнение ОРУ в положении стоя, лежа, сидя, в приседе)
6) варьирование конечных положений (бросок мяча в верх из И.п. стоя – ловля сидя)
7) изменение пространственных
границ, в которых выполняют упражнение
(игровые упражнения на
8) изменение способа
выполнения действия (прыжки в
высоту с использованием
Вторая группа – приемы выполнения привычных двигательных действий в непривычных сочетаниях:
1) усложнение привычного
действия добавочными
2) комбинирование двигательных
действий (соединение хорошо освоенных
акробатических и
3) зеркальное выполнение упражнения (смена толчковой ноги в прыжках)
Третья группа – приемы введения внешних условий, строго регламентирующих направление и пределы варьирования:
1) использование различных сигнальных раздражителей, требующих срочной перемены действий
2) усложнение движений
с помощью заданий типа
3) выполнение освоенных
двигательных действий после
раздражения вестибулярного
4) совершенствование
техники двигательных действий
после дозированной физической
нагрузки или на фоне
5) выполнение упражнений
в условиях, ограничивающих или
исключающих зрительный
6) введение заранее
точно обусловленного
Методы не строго регламентированного варьирования содержат следующие примерные приемы:
1) варьирование, связанное
с использованием необычных
2) варьирование, связанное с использованием в тренировке непривычных снарядов, инвентаря.
3) осуществление индивидуальных,
групповых и командных
4) игровое варьирование связанное с использованием игрового и соревновательного методов.
Методы строго регламентированного варьирования должны занимать больше места при формировании КС в мл. школьном возрасте, не строго регламентированные – в старшем.
Широкое применение в развитии КС занимают игровой и соревновательный методы. Также используют специализированные средства и методические приемы: средства кино циклографической и видеомагнитофонной демонстрации, позволяющие анализировать технику движений, метод идеомоторного упражнения – мысленное воспроизведение двигательных ощущений, методические приемы лидирования и т.д.
Для оценки комплексного проявления координационных способностей школьников можно использовать тест "Три кувырка вперед". Школьник встает у края матов, уложенных в длину, приняв основную стойку. По команде он принимает положение упора присев и последовательно, без остановки выполняет три кувырка вперед, стремясь сделать это за минимальный промежуток времени. После последнего кувырка ученик вновь принимает основную стойку. Фиксируется время выполнения задания и оценка результата.
При выполнении теста следует обратить внимание на следующее: обязательное принятие положения упора присев, запрещение на выполнение длительных кувырков, фиксация после последнего кувырка положения основной стойки.
Для оценки динамического равновесия можно использовать балансирование на гимнастической скамейке.
Оборудование: гимнастическая скамейка (ширина 10 см), секундомер. Процедура тестирования: испытуемый должен выполнить на узкой поверхности гимнастической скамейки четыре поворота (влево и вправо), не падая. Поворот закончен, когда испытуемый вернется в исходное положение. Результат – время выполнения четырех поворотов (с точностью до 0,1 секунд).
Общие указания и замечания. После объяснения, демонстрации и опробования, ученик выполняет задание. Если он потерял равновесие (соскочил со скамейки), то дается одна штрафная секунда. Прикасание к земле более трех раз – упражнение необходимо повторить.
Критерий (греч kriterion) – признак, на основе которого происходит оценка, определение или классификация чего-либо.
В качестве главных критериев оценки КС выделяют четыри основных признака: правильность выполнения движения, быстроту результата, рациональность движений и действий и двигательную находчивость.
Эти критерии имеют качественные и количественные стороны. К качественным характеристикам оценки КС относятся адекватность, своевременность, целесообразность и инициативность, а к количественным – точность, скорость, экономичность и стабильность движений.
В этой связи свои КС ученик может проявлять только через одно какое либо свойство; например, это точность попадания в цель. Однако человек проявляет КС значительно чаще через совокупность выше представленных свойств, координируя свою двигательную активность одновременно по двум или нескольким критериям: по скорости и экономичности (передвижение на лыжах по пересеченной местности); по точности, своевременности и скорости (при выполнении передач, ударов по мячу).
Это надо учитывать учителю как при выборе и разработке соответствующих тестов, так и при анализе показателей полученных в результате тестирования.
Оценивая КС, учитель должен иметь в виду, вышеназванные критерии в одних случаях могут характеризовать явные (абсолютные), а в других – скрытые (относительные) показатели. Абсолютные показатели выражают уровень развития КС без учета скоростных, силовых, скоростно-силовых возможностей школьника. Относительные показатели позволяют судить о проявлениях КС с учетом этих возможностей. Например время челночного бега 3 по 10м – это абсолютный показатель, а разность времени челночного бега 3 по 10м и времени бега на 30м по прямой – относительный