Координационные способности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой либо двигательной деятельности в отечественной теории и методике физической культуры долгое время применялся термин «ловкость». Начиная с середины 70-х гг. для их обозначения все чаще используют термин «координационные способности». Эти понятия близки по смыслу, но не тождественны по содержанию.
В настоящее время существует большое количество определений координации движений, я приведу одно из них.

Файлы: 1 файл

координационные способности.docx

— 30.56 Кб (Скачать файл)

- упражнения  в движении – ходьба с хлопками  в ладоши, ходьба и бег в  постоянном темпе, с изменением  темпа.

- танцевальные  упражнения.

Глава II

 

2.1.Задачи развития КС для детей младшего школьного возраста.

 

Общими задачами развития КС у детей школьного возраста являются: систематическое освоение новых двигательных действий, совершенствование и адекватное применение их в различных условиях с целью всестороннего развития специальных КС, развитие специфических КС: способности ориентированию в пространстве, к точности, равновесию и др., которые особенно важны для отдельных видов спортивной и профессиональной деятельности; совершенствование психофизиологических функций анализаторов движений, связанных с управлением и регулировкой двигательных действий.

Задачи развития КС в мл. школьном возрасте: обеспечение широкого координационного базиса – фонда новых двигательных умений и навыков; развитие специфических КС; формирование речемыслительных и интеллектуальных процессов, двигательной памяти и представления движений.

Решать указанные задачи необходимо с учетом возрастных способностей. В мл. школьном возрасте процесс развития КС должен идти на ряду с развитием прежде всего скоростных, силовых и скоростно-силовых способностей, выносливости и гибкости.

Задачи развития КС в сочетании с освоением техники и элементов тактики отдельных видов спорта в мл. школьном возрасте только намечаются.

 

2.2.Средства развития КС для детей младшего школьного возраста.

 

В качестве средств развития КС детей шк. возраста можно использовать разнообразные физические упражнения, которые связаны с преодолением трудностей по координации движений; требуют от исполнителя правильности, быстроты, рациональности при выборе сложных в координационном отношении двигательных действий; являются новыми и необычными для исполнителя.

Упражнения, удовлетворяющие хотябы одному из этих требований, называют координационными.

Наиболее широка и разнообразна группа общеподготовительных координационных упражнений. При их использовании необходимо учитывать время, которое можно выделить без ущерба для других упражнений в процессе внеклассных, внешкольных или самостоятельных занятий; возрастные особенности (в мл. школьном возрасте доля их использования выше чем в остальных); половые и индивидуальные различия.

Условно эти упражнения можно разделить на:

1) обогащающие  фонд жизненно важных навыков  и умений, сюда входят новые  упражнения или варианты, рекомендованные  школьной программой.

2) увеличивающие  двигательный опыт: упражнения в  парах и одиночные, с предметами  и без, простые и сложные упражнения, при различных положениях тела.

3) общеразвивающие (элементы гимнастики и акробатики, упражнения в беге, прыжках и метаниях, спорт игры).

4) с преимущественной  направленностью на отдельные  психофизиологические функции, обеспечивающие  оптимальное управление и регуляцию  двигательных действий (упражнения  по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных  усилий и т.д.)

Круг специально-подготовительных координационных упражнений ограничен спецификой избранного вида спорта. К ним относят:

1) подводящие упражнения, способствующие освоению и закреплению  технических навыков и технико-тактических  действий того или иного вида  спорта.

2) развивающие упражнения, направленные главным образом  на развитие специальных КС, относящихся  к конкретным видам спорта

3) упражнения, развивающие  специфические КС: к ориентированию  в пространстве, ритму, равновесию, вестибулярной устойчивости и  др.

4) упражнения, вырабатывающие  и улучшающие специализированные  восприятия (чувство планки, оружия, снаряда, воды); сенсомоторные реакции (в боксе, фехтовании, борьбе); мнемические (оперативная двигательная память) и интеллектуальные процессы (быстрота, способность к предвидению ситуации, инициативность); речемыслительные процессы (проговаривание вслух с одновременным осмыслением двигательных действий).

В соответствии с принципом преимущественного воздействия на КС координационные упражнения можно разделить на аналитические и синтетические. К первые направлены преимущественно на развитие КС, относящихся к однородным группам двигательных действий, например циклические движения, бег на лыжах.

Синтетические координационные упражнения содействуют развитию двух и более КС, например бег с препятствиями, круговая тренировка, спортивные игры.

2.3.Методы развития КС для детей младшего школьного возраста.

 

Методы вариативного упражнения для формирования КС можно представить в двух основных вариантах: методы строго регламентированного и не строго регламентированного варьирования к первым можно отнести три группы методических приемов:

Первая группа – приемы строго заданного варьирования отдельных характеристик или всей формы привычного двигательного действия:

1) изменение направления  движения (бег или ведение мяча  с изменением направления)

2) изменение силовых  компонентов (прыжки в длину в  пол силы, в треть силы)

3) изменение скорости  или темпа движений (выполнение  ОРУ в среднем, быстром и замедленном  темпе)

4) изменение ритма  движений (разбег в прыжках в  длину или высоту)

5) изменение исходных  положений (выполнение ОРУ в положении  стоя, лежа, сидя, в приседе)

6) варьирование конечных  положений (бросок мяча в верх из И.п. стоя – ловля сидя)

7) изменение пространственных  границ, в которых выполняют упражнение (игровые упражнения на уменьшенной  площадке)

8) изменение способа  выполнения действия (прыжки в  высоту с использованием разных  вариантов техники прыжка)

Вторая группа – приемы выполнения привычных двигательных действий в непривычных сочетаниях:

1) усложнение привычного  действия добавочными движениями (ловля мяча с предварительным  хлопком в ладоши)

2) комбинирование двигательных  действий (соединение хорошо освоенных  акробатических и гимнастических  элементов в новую комбинацию)

3) зеркальное выполнение  упражнения (смена толчковой ноги  в прыжках)

Третья группа – приемы введения внешних условий, строго регламентирующих направление и пределы варьирования:

1) использование различных  сигнальных раздражителей, требующих  срочной перемены действий

2) усложнение движений  с помощью заданий типа жонглирования

3) выполнение освоенных  двигательных действий после  раздражения вестибулярного аппарата.

4) совершенствование  техники двигательных действий  после дозированной физической  нагрузки или на фоне утомления.

5) выполнение упражнений  в условиях, ограничивающих или  исключающих зрительный контроль

6) введение заранее  точно обусловленного противодействия  партнера в единоборствах и  спортивных играх (отработка финта  только на проход в лево)

Методы не строго регламентированного варьирования содержат следующие примерные приемы:

1) варьирование, связанное  с использованием необычных условий  естественной среды

2) варьирование, связанное  с использованием в тренировке  непривычных снарядов, инвентаря.

3) осуществление индивидуальных, групповых и командных атакующих  и защитных тактических двигательных  действий в условиях не строго  регламентируемых взаимодействий  соперников или партнеров.

4) игровое варьирование связанное с использованием игрового и соревновательного методов.

Методы строго регламентированного варьирования должны занимать больше места при формировании КС в мл. школьном возрасте, не строго регламентированные – в старшем.

Широкое применение в развитии КС занимают игровой и соревновательный методы. Также используют специализированные средства и методические приемы: средства кино циклографической и видеомагнитофонной демонстрации, позволяющие анализировать технику движений, метод идеомоторного упражнения – мысленное воспроизведение двигательных ощущений, методические приемы лидирования и т.д.

 

2.4. Контроль за уровнем КС для детей младшего школьного возраста.

 

Для оценки комплексного проявления координационных способностей школьников можно использовать тест "Три кувырка вперед". Школьник встает у края матов,  уложенных в длину,  приняв основную стойку.  По команде он принимает положение упора присев и последовательно,  без остановки выполняет три кувырка вперед,  стремясь сделать это за минимальный промежуток времени. После последнего кувырка ученик вновь принимает основную стойку. Фиксируется время выполнения задания и оценка результата.

При выполнении теста следует обратить внимание на следующее: обязательное принятие положения упора присев,  запрещение на выполнение длительных кувырков, фиксация после последнего кувырка положения основной стойки.

Для оценки динамического равновесия можно использовать балансирование на гимнастической скамейке.

Оборудование:  гимнастическая скамейка (ширина 10 см),  секундомер. Процедура тестирования: испытуемый должен выполнить на узкой поверхности гимнастической скамейки четыре поворота (влево и вправо),  не падая.  Поворот закончен,  когда испытуемый вернется в исходное положение.  Результат – время выполнения четырех поворотов (с точностью до 0,1 секунд).

 Общие указания и замечания. После объяснения, демонстрации и опробования,  ученик выполняет задание.  Если он потерял равновесие (соскочил со скамейки),  то дается одна штрафная секунда.  Прикасание к земле более трех раз – упражнение необходимо повторить.

2.5.Критерии  и методы оценки КС

 

Критерий (греч kriterion) – признак, на основе которого происходит оценка, определение или классификация чего-либо.

В качестве главных критериев оценки КС выделяют четыри основных признака: правильность выполнения движения, быстроту результата, рациональность движений и действий и двигательную находчивость.

Эти критерии имеют качественные и количественные стороны. К качественным характеристикам оценки КС относятся адекватность, своевременность, целесообразность и инициативность, а к количественным – точность, скорость, экономичность и стабильность движений.

В этой связи свои КС ученик может проявлять только через одно какое либо свойство; например, это точность попадания в цель. Однако человек проявляет КС значительно чаще через совокупность выше представленных свойств, координируя свою двигательную активность одновременно по двум или нескольким критериям: по скорости и экономичности (передвижение на лыжах по пересеченной местности); по точности, своевременности и скорости (при выполнении передач, ударов по мячу).

Это надо учитывать учителю как при выборе и разработке соответствующих тестов, так и при анализе показателей полученных в результате тестирования.

Оценивая КС, учитель должен иметь в виду, вышеназванные критерии в одних случаях могут характеризовать явные (абсолютные), а в других – скрытые (относительные) показатели. Абсолютные показатели выражают уровень развития КС без учета скоростных, силовых, скоростно-силовых возможностей школьника. Относительные показатели позволяют судить о проявлениях КС с учетом этих возможностей. Например время челночного бега 3 по 10м – это абсолютный показатель, а разность времени челночного бега 3 по 10м и времени бега на 30м по прямой – относительный


Информация о работе Координационные способности