Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 12:44, реферат
Общим в происхождении нарушений поведения детей главным образом является агрессивность в различных формах ее проявления, а также негативизм в поведении, приводящие к социальной и психологической дезадаптации. В основе нарушений, сопровождающихся агрессивным поведением и негативизмом, как правило, лежат психологические и социально-психологические факторы. К первым относятся нарушения в мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной сферах личности, ко вторым – негармоничное семейное воспитание.
1. Основные теоретико-методологические подходы к проблеме нарушений поведения детей младшего школьного возраста
1.1 Психолого-педагогическая характеристика нарушений поведения детей младшего школьного возраста
1.2 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
1.3 Методы и формы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста
2. Коррекция нарушений поведения детей младшего школьного возраста
2.1 Подготовительный этап коррекции нарушений поведения детей младшего возраста
2.2 Констатирующий этап педагогического эксперимента
2.3 Формирующий этап – разработка и реализация программы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста
2.3 Оценка результативности проведенной программы нарушений коррекции поведения детей младшего школьного возраста
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения Высшего профессионального образования Кемеровский Государственный университет в городе Юрга.
Реферат по дисциплине
Тема: «Коррекция нарушений поведения детей
младшего школьного возраста»
Выполнил: студент группы АФ-11
Коглин А.О.
Проверил: Еловская Т.Н.
Юрга 2013.
1. Основные теоретико-
Сожержание
1.1 Психолого-педагогическая
характеристика нарушений
1.2 Возрастные особенности
детей младшего школьного
1.3 Методы и формы коррекции
нарушений поведения детей
2. Коррекция нарушений
поведения детей младшего
2.1 Подготовительный этап коррекции нарушений поведения детей младшего возраста
2.2 Констатирующий этап педагогического эксперимента
2.3 Формирующий этап –
разработка и реализация
2.3 Оценка результативности
проведенной программы
Заключение
Список литературы
Приложения
Изменения, происходящие сегодня
в нашем обществе, выдвинули целый
ряд проблем, одной из которых
является проблема коррекции нарушений
поведения детей младшего школьного
возраста. Причины нарушения поведения
возникают как результат
Тревожным симптомом является рост числа детей с нарушением в поведении, проявляющемся в асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках, деструктивных действиях, отсутствии интереса к учебе, аддиктивных тенденциях и т. д.
Рассогласованность действий родителей и учителей приводит к росту беспризорности, наркомании, хулиганства, и это факт, факт современной жизни. Следствием неправильного подхода к воспитанию детей, является нарушение поведения детей.
Длительное время в
педагогике на первый, и часто единственный,
план выдвигалась задача коррекции
познавательной сферы ребенка, в
недостаточной степени
Общим в происхождении
нарушений поведения детей
Психолого-педагогические исследования показывают, что у большинства детей встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых нарушения поведения занимают одно из ведущих мест /4,с.142/. Вместе с тем в психолого-педагогической литературе не удалось обнаружить определение понятия и типологию нарушений поведения детей.
Согласно справочной психиатрической
литературе /25/, поведение определяется
как психологическая и
С точки зрения деструктивной
направленности различают: нарушения
поведения – одиночный
Нарушения поведения –
одиночный агрессивный тип. Кроме
указанных выше общих диагностических
критериев поведенческих
Дети с указанным типом нарушений обычно даже не стараются скрыть свое антисоциальное поведение. Они часто рано начинают вовлекаться в сексуальные отношения, употребляют табак, алкоголь и наркотики. Агрессивное антисоциальное поведение может носить форму хулиганств, физической агрессии и жестокости по отношению к сверстникам. В тяжелых случаях наблюдаются дезорганизация поведения, воровство и физическое насилие.
Нравственное сознание младших школьников претерпевает существенные изменения от I к III классу. Моральные знания, представления и суждения к концу возраста заметно обогащаются, становятся более осознанными, разносторонними, обобщенными. Если моральные суждения учащихся I—II классов основаны на опыте собственного поведения и на конкретных указаниях и разъяснениях учителя и родителей (которые дети часто повторяют, не всегда задумываясь над их содержанием), то уже учащиеся III класса, помимо опыта собственного поведения (последний, естественно, обогащается) и указаний старших (они воспринимаются теперь более осознанно), пытаются анализировать опыт других людей. Значительно большее влияние приобретает чтение художественной литературы, просмотр детских кинофильмов. Так же формируется и моральное поведение /27,с.190/.
Дети 7—8 лет совершают
положительные моральные
Характер. Не следует всегда
рассматривать
Характерологические проявления
младших школьников могут отличаться
противоречивостью и
В поведении младших школьников
более отчетливо и прозрачно
проявляются типологические особенности
высшей нервной деятельности, которые
позднее обычно перекрываются (или
маскируются, как говорят психологи)
привычными формами сложившегося в
жизни поведения. Застенчивость, замкнутость
могут быть непосредственным проявлением
слабости нервной системы, импульсивность,
невыдержанность — проявлением
слабости тормозного процесса, замедленность
реакции и переключения с одной
деятельности на другую — проявлением
малой подвижности нервных
Методы коррекции находятся в прямой зависимости от характера педагогической запущенности, уровня воспитанности ребенка целом, воспитательных возможностей школы и семьи, конкретного поведения, его образа жизни и окружения.
Методы коррекции, в конечном счете, всегда связаны с методами воспитания. Например, метод переубеждения всегда является естественным продолжением метода убеждения; поощрение и наказание применяются и в коррекции и в воспитании /23,с.19/.
Организация деятельности детей на основе их интересов – одно из направлений коррекции, получившее широкое распространение за последние годы.
Педагогика всегда отстаивала идею взаимосвязи методов воспитания и коррекции, осуждала практику «уединенного средства» (термин А. С. Макаренко), т. е. изолированного применения какого-то одного метода.
В своей совокупности методы коррекции призваны активизировать ребенка на борьбу с имеющимися у него отрицательными качествами, вредными привычками. Каждый метод выполняет определенную ведущую функцию.
В настоящее время существует
множество направлений и
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать ряд выводов:
Практическое изучение проблемы
коррекции нарушений поведения
детей позволило выявить
Гипотеза, выдвинутая в исходном
положении, если при коррекции нарушений
поведения детей младшего школьного
возраста будут подобраны индивидуальные
или групповые методы и формы
коррекции нарушений поведения
детей и при этом будут учтены
возрастные и психолого-педагогические
особенностей детей младшего школьного
возраста; причины и факторы нарушений
поведения детей младшего школьного
возраста, то коррекция нарушений
поведения детей будет
Информация о работе Коррекция нарушений поведения детей младшего школьного возраста