Коррекция нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 12:44, реферат

Описание работы

Общим в происхождении нарушений поведения детей главным образом является агрессивность в различных формах ее проявления, а также негативизм в поведении, приводящие к социальной и психологической дезадаптации. В основе нарушений, сопровождающихся агрессивным поведением и негативизмом, как правило, лежат психологические и социально-психологические факторы. К первым относятся нарушения в мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной сферах личности, ко вторым – негармоничное семейное воспитание.

Содержание работы

1. Основные теоретико-методологические подходы к проблеме нарушений поведения детей младшего школьного возраста
1.1 Психолого-педагогическая характеристика нарушений поведения детей младшего школьного возраста
1.2 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
1.3 Методы и формы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста
2. Коррекция нарушений поведения детей младшего школьного возраста
2.1 Подготовительный этап коррекции нарушений поведения детей младшего возраста
2.2 Констатирующий этап педагогического эксперимента
2.3 Формирующий этап – разработка и реализация программы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста
2.3 Оценка результативности проведенной программы нарушений коррекции поведения детей младшего школьного возраста
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

рефеат.docx

— 28.06 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения Высшего профессионального образования Кемеровский Государственный университет в городе Юрга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине

Тема: «Коррекция нарушений  поведения детей

младшего школьного возраста»

 

 

 

 

Выполнил: студент группы АФ-11

Коглин  А.О.

Проверил: Еловская Т.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Юрга 2013.

 

1. Основные теоретико-методологические  подходы к проблеме нарушений  поведения детей младшего школьного  возраста

Сожержание

 

1.1 Психолого-педагогическая  характеристика нарушений поведения  детей младшего школьного возраста

1.2 Возрастные особенности  детей младшего школьного возраста

1.3 Методы и формы коррекции  нарушений поведения детей младшего  школьного возраста

2. Коррекция нарушений  поведения детей младшего школьного  возраста

2.1 Подготовительный этап  коррекции нарушений поведения  детей младшего возраста

2.2 Констатирующий этап  педагогического эксперимента

2.3 Формирующий этап –  разработка и реализация программы  коррекции нарушений поведения  детей младшего школьного возраста

2.3 Оценка результативности  проведенной программы нарушений  коррекции поведения детей младшего  школьного возраста

Заключение

Список литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Изменения, происходящие сегодня  в нашем обществе, выдвинули целый  ряд проблем, одной из которых  является проблема коррекции нарушений  поведения детей младшего школьного  возраста. Причины нарушения поведения  возникают как результат политической, социально-экономической и экологической  нестабильности общества, усиления влияния  псевдокультуры, неблагоприятных семейно-бытовых  отношений, отсутствия контроля над  поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.

Тревожным симптомом является рост числа детей с нарушением в поведении, проявляющемся в  асоциальных, конфликтных и агрессивных  поступках, деструктивных действиях, отсутствии интереса к учебе, аддиктивных  тенденциях и т. д.

Рассогласованность действий родителей и учителей приводит к  росту беспризорности, наркомании, хулиганства, и это факт, факт современной  жизни. Следствием неправильного подхода  к воспитанию детей, является нарушение  поведения детей. 

Длительное время в  педагогике на первый, и часто единственный, план выдвигалась задача коррекции  познавательной сферы ребенка, в  недостаточной степени исследованы  особенности нарушений поведения  детей. Вместе с тем успешность социальной адаптации и интеграции в общество детей определяется не только глубиной нарушений познавательной сферы, но и нарушениями поведения детей.

Общим в происхождении  нарушений поведения детей главным  образом является агрессивность  в различных формах ее проявления, а также негативизм в поведении, приводящие к социальной и психологической  дезадаптации. В основе нарушений, сопровождающихся агрессивным поведением и негативизмом, как правило, лежат психологические  и социально-психологические факторы. К первым относятся нарушения  в мотивационной, эмоциональной, волевой  и нравственной сферах личности, ко вторым – негармоничное семейное воспитание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные  теоретико-методологические подходы  к проблеме нарушений поведения  детей младшего школьного возраста 

1.1 Психолого-педагогическая характеристика  нарушений поведения детей младшего  школьного возраста

 

Психолого-педагогические исследования показывают, что у большинства  детей встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых  нарушения поведения занимают одно из ведущих мест /4,с.142/. Вместе с тем  в психолого-педагогической литературе не удалось обнаружить определение  понятия и типологию нарушений  поведения детей.

Согласно справочной психиатрической  литературе /25/, поведение определяется как психологическая и физическая манера вести себя, с учетом стандартов, установленных в социальной группе, к которой принадлежит индивид. В связи с этим нарушения поведения рассматриваются как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность деструктивной направленности с картиной глубоко распространившейся дезадаптации поведения /25/. При этом основными диагностическими критериями нарушений поведения являются воровство, побеги из дома, намеренная лживость, прогулы школьных занятий, участие в поджогах, вандализм, нападения на людей, разрушение чужой собственности, физическое или сексуальное насилие, жестокость по отношению к людям или животным.

С точки зрения деструктивной  направленности различают: нарушения  поведения – одиночный агрессивный  тип; нарушения поведения – групповой  агрессивный тип и нарушения  поведения в виде непокорности и  непослушания/32,с.85/.

Нарушения поведения –  одиночный агрессивный тип. Кроме  указанных выше общих диагностических  критериев поведенческих нарушений, детей описываемого типа имеет место  также доминирование агрессивного в физическом или вербальном плане  поведения. Преимущественно оно  направленно против взрослых и родственников. Такие дети склонны к враждебности, словесной брани, наглости, непокорности и негативизму по отношению к  взрослым, постоянной лжи, прогулам и  вандализму/32,с.87/.

Дети с указанным типом  нарушений обычно даже не стараются  скрыть свое антисоциальное поведение. Они часто рано начинают вовлекаться  в сексуальные отношения, употребляют  табак, алкоголь и наркотики. Агрессивное  антисоциальное поведение может  носить форму хулиганств, физической агрессии и жестокости по отношению  к сверстникам. В тяжелых случаях  наблюдаются дезорганизация поведения, воровство и физическое насилие.

1.2 Возрастные особенности детей  младшего школьного возраста

 

Нравственное сознание младших  школьников претерпевает существенные изменения от I к III классу. Моральные  знания, представления и суждения к концу возраста заметно обогащаются, становятся более осознанными, разносторонними, обобщенными. Если моральные суждения учащихся I—II классов основаны на опыте собственного поведения и на конкретных указаниях и разъяснениях учителя и родителей (которые дети часто повторяют, не всегда задумываясь над их содержанием), то уже учащиеся III класса, помимо опыта собственного поведения (последний, естественно, обогащается) и указаний старших (они воспринимаются теперь более осознанно), пытаются анализировать опыт других людей. Значительно большее влияние приобретает чтение художественной литературы, просмотр детских кинофильмов. Так же формируется и моральное поведение /27,с.190/.

Дети 7—8 лет совершают  положительные моральные поступки, чаще всего следуя прямым указаниям  старших, в частности учителя; ученики III класса в гораздо большей степени  могут совершать такие поступки по собственной инициативе, не дожидаясь  указаний со стороны.

Характер. Не следует всегда рассматривать характерологические  проявления младших школьников как  устойчивые и закрепленные формы  поведений, в которых реализуется  система отношений. Характер в младшем  школьном возрасте только складывается /27,с.190/.

Характерологические проявления младших школьников могут отличаться противоречивостью и неустойчивостью. В этой связи иногда за черты характера  можно ошибочно принять временные  психические состояния. Н. Д. Левитов  приводил пример такой ошибки. Учительница I класса считала одну из своих учениц настойчивой девочкой, умеющей преодолевать трудности, доводить всякое дело до конца. Между тем объективное наблюдение опытного психолога показало, что  настойчивость девочки — временное  психическое состояние, которое  возникает только при определенных условиях: когда она видит пример своей подруги и когда к  тому же ее деятельность успешна. Неудачи  выбивают ее из колеи /19,с.168/.

В поведении младших школьников более отчетливо и прозрачно  проявляются типологические особенности  высшей нервной деятельности, которые  позднее обычно перекрываются (или  маскируются, как говорят психологи) привычными формами сложившегося в  жизни поведения. Застенчивость, замкнутость  могут быть непосредственным проявлением  слабости нервной системы, импульсивность, невыдержанность — проявлением  слабости тормозного процесса, замедленность  реакции и переключения с одной  деятельности на другую — проявлением  малой подвижности нервных процессов.

1.3 Методы и формы коррекции нарушений  поведения детей младшего школьного  возраста

 

Методы коррекции находятся  в прямой зависимости от характера  педагогической запущенности, уровня воспитанности ребенка целом, воспитательных возможностей школы и семьи, конкретного  поведения, его образа жизни и  окружения.

Методы коррекции, в конечном счете, всегда связаны с методами воспитания. Например, метод переубеждения  всегда является естественным продолжением метода убеждения; поощрение и наказание  применяются и в коррекции  и в воспитании /23,с.19/.

Организация деятельности детей  на основе их интересов – одно из направлений коррекции, получившее широкое распространение за последние  годы.

Педагогика всегда отстаивала идею взаимосвязи методов воспитания и коррекции, осуждала практику «уединенного средства» (термин А. С. Макаренко), т. е. изолированного применения какого-то одного метода.

В своей совокупности методы коррекции призваны активизировать ребенка на борьбу с имеющимися у  него отрицательными качествами, вредными привычками. Каждый метод выполняет  определенную ведущую функцию.

В настоящее время существует множество направлений и методических приёмов коррекции нарушений  поведения детей. Психолог школы  в своей практической индивидуальной коррекционной работе использует различные  формы внушения, арттерапию, библиотерапию, музыкотерапию, игротерапию, логотерапию, и др. /23,с.20/.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать ряд  выводов:

  1. вне зависимости от направленности и особенностей поведения в большинстве подходов агрессивность является основной качественной характеристикой нарушений поведения. Поэтому для коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста необходимо определить тип и причины нарушения поведения, при этом необходимо учитывать и возрастные особенности детей, так как в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности;
  2. для более успешной коррекционной работы необходим поиск новых форм, наиболее эффективных методов воздействия на каждого отдельного ребенка с нарушением поведения. Положительные качества формируются постепенно, при настойчивой работе педагога. Они сначала сосуществуют с отрицательными, и лишь настойчивая ежедневная коррекционная работа, совместные усилия всего педагогического коллектива, школы, семьи, привлечение общественных организаций, целенаправленная работа педагога дает возможность получить положительные результаты в коррекции нарушений поведения детей.
  3. коррекция нарушений поведения будет настолько эффективной, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка. Индивидуальный подход означает выявление природы психологических трудностей конкретного ребенка и действительных психологических механизмов, лежащих в основе проблем, выбор соответствующих данному индивидуальному случаю способов и методов работы.

Практическое изучение проблемы коррекции нарушений поведения  детей позволило выявить особенности  детей, причины и факторы, влияющие на нарушения в поведении детей, которые необходимы для разработки программы коррекции нарушений  поведения детей младшего школьного  возраста. По полученным результатам  и выводам в ходе реализации педагогического  эксперимента, можно с уверенностью сказать, что предложенная программа  коррекции нарушений поведения  детей младшего школьного результативна.

Гипотеза, выдвинутая в исходном положении, если при коррекции нарушений  поведения детей младшего школьного  возраста будут подобраны индивидуальные или групповые методы и формы  коррекции нарушений поведения  детей и при этом будут учтены возрастные и психолого-педагогические особенностей детей младшего школьного  возраста; причины и факторы нарушений  поведения детей младшего школьного  возраста, то коррекция нарушений  поведения детей будет эффективна, нашла свое подтверждение.

Информация о работе Коррекция нарушений поведения детей младшего школьного возраста