Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:56, реферат
Жизнь требует улучшения физической подготовленности учащихся. Не секрет, что за последние годы уровень здоровья подрастающего поколения нашей страны резко снизился, проявились как факторы ухудшения экологической обстановки, так и факторы экономические. Достаточно посмотреть на количество учеников, которые имеют различные ограничения к занятиям физической культуры или полностью освобождены от уроков. Заболевания самые разные – от ограничений по зрению до астмы и сахарного диабета. На фоне таких удручающих факторов как никогда остро встает вопрос о правильном планировании, проведении и дополнительных нагрузках на занятиях.
1.Основные понятия круговой тренировки
2. Развитие физических качеств методом «круговой тренировки»
3. Организация «круговой тренировки» на уроках физической культуры
4. Заключение
Список используемой литературы
ФГОУ ВПО «Калининградский
Государственный Технический
Реферат
«Круговая тренировка при занятиях физической культурой»
Выполнила студентка гр. 10-БУ
Гейбо К.В.
Проверила: Уханева Е.В.
Калининград, 2012
Содержание:
1.Основные понятия круговой тренировки
4. Заключение
Список используемой литературы
Жизнь требует улучшения
физической подготовленности учащихся.
Не секрет, что за последние годы
уровень здоровья подрастающего
поколения нашей страны резко
снизился, проявились как факторы
ухудшения экологической
И сегодня уже нет нужды усиленно
агитировать за круговую тренировку
на занятиях физической культуры, поскольку
результаты применения ее в учебном
процессе, как говорится, налицо. С
включением ее растет охват студентов
разнообразной и
Словом, вопрос сегодня стоит не об эпизодическом
применении круговой тренировки, а о повсеместном
включении ее в занятия, на которых идет
освоение разделов гимнастики, легкой
атлетики, спортивных игр. При наличии
необходимых условий круговую тренировку
можно применять и во время лыжной подготовки,
и даже в занятиях по плаванию.
Исследования подтвердили эффективность
кругового метода тренировки даже при
использовании ее в 50% занятий. Там, где
она внедрена, у детей значительно повышается
уровень развития силы, возрастает динамометрия
правой и левой кисти, как у юношей, так
и у девушек, увеличивается становая сила.
Анализ изменений физической подготовленности
позволяет также отметить эффективное
влияние круговой тренировки на улучшение
статической силовой выносливости и быстроты
движений.
Основная задача использования метода
круговой тренировки на занятии – эффективное
развитие двигательных качеств в условиях
ограниченного и жесткого лимита времени
при строгой регламентации и индивидуальной
дозировке выполняемых упражнений. При
этом развитие двигательных качеств должно
быть тесно связано с освоением программного
материала. Поэтому в комплексы круговой
тренировки вводят физические упражнения,
близкие по своей структуре к умениям
и навыкам того или иного раздела учебной
программы. Это будет способствовать совершенствованию
умений, входящих в учебный материал. Обязательное
условие – предварительное изучение этих
упражнений всеми студентами. Использование
же их в комплексах круговой тренировки
способствует выполнению изученных упражнений
в различных условиях, приближенных к
жизненным, что имеет очень важное значение.
Круговая тренировка как интегральная
форма физической подготовки приучает
студентов к самостоятельному мышлению
при развитии двигательных качеств, вырабатывает
алгоритм заранее запланированных двигательных
действий, воспитывает собранность и организованность
при выполнении упражнений.
При разработке комплексов
физической подготовки, выполняемых методом
круговой тренировки, педагогу необходимо:
1. Определить перспективную цель формирования
двигательных качеств, их развитие на
конкретном этапе обучения.
2. Провести глубокий анализ намеченных
упражнений, связав их с учебной программой,
ее конкретным учебным материалом, учтя
наличие спортивного оборудования и инвентаря,
имеющегося в институте.
3. Ознакомить студентов с методикой организации
и проведения круговой тренировки. Каждое
упражнение комплекса учащиеся выполняют
в течение обусловленного времени (работают
20–30 сек., отдыхают 30–40 сек.), стараясь проделать
его максимальное (для себя) число раз.
4. Комплекс круговой тренировки должен
вписываться в основную часть занятия
и, в зависимости от его задач, связанных
с обучением, занимать в ней соответствующее
место. Круговая тренировка входит в учебный
процесс как эффективная форма организации
физической подготовки. Используя ее,
многие учителя физической культуры добиваются
большей степени физического воздействия
на занимающихся, что связано со значительным
расходованием сил, утомлением студентов.
Однако не на каждом уроке эта цель является
основной. Так как обучение новым упражнениям
должно проходить в оптимальных условиях,
когда организм студентов подготовлен
к предстоящей работе, то применять перед
этим круговую тренировку нецелесообразно,
поскольку это противоречит образовательным
задачам. Другое дело, когда обучение новым
двигательным действиям невозможно из-за
низкого уровня физической подготовленности
студентов. Тогда развитие специфических
двигательных качеств методом круговой
тренировки выдвигается на первый план,
а обучение временно отходит на второй,
чтобы затем можно было вернуться к обучению
на качественно более высоком уровне физической
подготовленности занимающихся. Такие
занятия носят характер общефизической
и специальной подготовки. Они могут предшествовать
обучению тому или иному программному
материалу. Нецелесообразно применять
круговую тренировку и во вводной части
занятия, так как задачи ее – функционально
подготовить организм к предстоящей работе
и таким образом создать оптимальные условия
всем системам организма для более сложной
и интенсивной работы, предстоящей в основной
части урока.
5. Определить объем работы и отдыха на
станциях при выполнении упражнений с
учетом возрастных и половых особенностей
студентов.
6. Строго соблюдать определенную последовательность
при выполнении упражнений и переходе
с одной станции к другой, а также интервал
между кругами при повторном прохождении
комплекса. Строгое соблюдение последовательности
перехода с одной станции на другую определяется
заданной моделью. Если эту последовательность
нарушить, то может оказаться, что в отдельных
моментах при выполнении комплекса нагрузка
окажется чрезмерной на какие-то мышцы
или органы, не будет чередования нагрузки,
т. е., как гласит известная пословица,
в одном месте будет густо, а в другом пусто.
А это неприемлемо для круговой тренировки.
7. Создать станционные плакаты, запрограммировав
их текстовую и графическую информацию,
определить способ ее размещения и хранения.
Обычно в институте станционное задание
записывают на плотной бумаге или картоне,
затем плакат обтягивают целлофаном. В
верхней части плаката пишут слово «станция»
и ее порядковый номер.
Выделяют несколько
вариантов круговой тренировки:
1. По месту длительного непрерывного упражнения.
2. По методу экстенсивного интервального
упражнения.
3. По методу интенсивного интервального
упражнения.
4. По методу повторного упражнения.
Процесс внедрения круговой тренировки
начинается, как правило, с определения
педагогом конкретной программы действий,
осуществления контроля за ее внедрением,
исправления ошибочных действий или уточнения
отдельных упражнений. Студенты, в свою
очередь, получив задание, осмысливают
его, выполняют пробные подходы и попытки.
Качество их работы педагог комментирует
и уточняет.
Метод круговой тренировки на занятиях
физической культуры в институтах применяется
довольно давно. По началу это были отдельные
комплексы упражнений для развития только
физических качеств (быстрота, выносливость,
ловкость, гибкость, сила) и совершенствования
их комплексных проявлений (скоростной
силы, силовой выносливости и т. п.). Спортивный
зал или спортивная площадка делятся на
так называемые «станции» по числу запланированных
упражнений. На каждой «станции» находится
карточка с номером «станции» и кратким
описанием выполняемого упражнения. По
команде педагога группы начинают одновременно
выполнять упражнения каждая на своей
станции. По окончании запланированного
времени следует переход на следующую
«станцию». Студенты переходят по кругу
от одного упражнения к другому, от снаряда
к снаряду, от одного места к другому, пока
не проходят целый круг. После этого каждый
студент получает оценку за работу во
время выполнения упражнений круговой
тренировки (обычно «4» и «5»). Время выполнения
упражнения варьируется в зависимости
от возраста и подготовленности студентов.
При составлении комплексов круговой
тренировки нужно стараться на разных
«станциях» вовлекать в работу различные
мышечные группы.
Плюсы и минусы круговой тренировки:
Плюсы
-Круговые тренировки идеальны
для интенсивного сжигания
-Во время круговых тренировок работает
каждый мускул.
- Заниматься этим видом тренировок можно
везде, независимо от размера помещения.
- Круговая тренировка не требует дорогостоящих
тренажеров, поэтому можно заниматься
дома.
- Круговые тренировки можно адаптировать
к своему любимому виду спорта.
- Отлично годится для новичков.
- Быстро и эффективно сжигает лишние килограммы.
Минусы
- Круговые тренировки
- Хотя круговые тренировки и охватывают
все мышцы, на каждый из них приходится
немного нагрузок, вследствие чего мускулы
развиваются недостаточно.
Приведем примерный комплекс упражнений.
1. (I станция) Сидя верхом на скамейке, встать, стать ногами (поочередно) на
скамейку, сойти со скамейки, вернуться в исходное положение.
2. (II станция) Из виса лежа (девушки) согнуть и разогнуть руки. То же
(юноши), но из виса лежа согнувшись, одновременно выпрямляясь в тазобедренных
суставах.
3. (III станция) Лежа на спине, ноги закреплены (ступни под скамейкой),
поднять туловище, вернуться в исходное положение.
4. (IV станция) Лежа на груди, руки вверх ладонями на пол, поднять туловище,
руки и ноги (прямые), вернуться в исходное положение.
5. (V станция) Стоя, палка
горизонтально вниз хватом
продеть правую ногу между палкой и руками и выпрямиться, вернуться в исходное
положение. То же, левой ногой.
6. (VI станция) Из упора лежа, руки на скамейке. Девушки: согнуть руки,
одновременно опуститься на колено; разгибая руки, вернуться в исходное
положение. Юноши: переставить руки (поочередно) на пол, вернуться в исходное
положение (так же поочередно переставляя руки).
7. (VII станция) Стоя боком к гимнастической стенке, рукой взяться за рейку
на высоте пояса, присесть на правой ноге, левую вперед, вернуться в исходное
положение. То же на левой.
8. (VIII станция) Из виса
на гимнастической стенке
вернуться в исходное положение.
9. (IX станция) Из полу
приседа, руки на коленях,
приземлиться в исходное положение.
10.(X станция) Из основной стойки, палка горизонтально внизу, хватом сверху,
шире плеч. Наклониться вперед, одновременно поднять палку вверх (спина
прямая, палка выше головы, смотреть на палку), вернуться в исходное
положение.
Комплекс рекомендуется выполнять 8 занятий подряд, что составит законченный
цикл занятий по экстенсивно-интервальному методу круговой тренировки. Такие
циклы целесообразно повторять 3 - 4 раза в течение года.
Размечая станции, нужно учитывать, что упражнения для одних мышц должны
чередоваться с упражнениями для других, что для выполнения упражнений
целесообразно использовать снаряды, находящиеся в зале, причем так, чтобы не
передвигать их далеко.
|
В зале размером 6х18 метров можно расположить 10 станций примерного комплекса
так, как показано на рисунке.
Для различных моделей физической подготовки необходимо определить конечную цель развития физических качеств на конкретном этапе обучения. Комплекс упражнений обязательно должен вписаться в запланированную часть занятия с учетом физической подготовленности, с учетом пола, а также с учетом возраста. Таким же способом определяется объем работы и отдыха на станциях.
Необходимо
строго соблюдать последовательность
выполнения упражнений и переход
от одной станции к другой, а
также интервал между кругами
при прохождении комплекса
Подбирая
и составляя комплексы
1. Сила
Для
воспитания силы на занятиях «круговой
тренировки» используются упражнения
с отягощением (набивные мячи, гантели,
скамейки), с сопротивлением (амортизаторы,
эспандеры). Часто упражнения на развитие
силы применяют с малыми отягощениями,
так как легко осуществляется
контроль за правильностью выполнения
упражнения, особенно при занятиях
девочек, девушек.
При занятиях с юношами эффективно подходит
работа с отягощениями околопредельного
и предельного веса. Но здесь следует отметить,
что максимальные усилия можно развивать
в течение короткого промежутка времени.
Для развития динамической силы на станциях
«круговой тренировки» упражнения должны
выполняться в среднем темпе и большим
повторением упражнений.
Комплексы упражнений составляются так,
чтобы попеременно нагружать все главные
группы мышц. При этом некоторые упражнения
должны носить характер общего воздействия,
другие направлены на развитие определенной
группы мышц, а третьи специально связаны,
например, с определенными задачами урока.
Силовая выносливость развивается при
большом количестве повторений на одной
станции, например: если число повторений
было 15–20 раз за 30 сек., то развивается
сила, если же более 20–25 раз – силовая
выносливость (по рекомендациям М. Шолихина).
Работоспособность при выполнении силовых
упражнений может быть повышена за счет
их рационального распределения на станциях.
В паузах часто используют упражнения
на расслабления, растягивания.
Примерный комплекс «круговой тренировки» для развития силы:
1. Из
седа руки сзади поднимание ног в угол
с последующим и.п.
2. Из упора лежа на полу отжимание, сгибая
и разгибая руки.
3. Из основной стойки приседания с выносом
рук с гантелями вперед и вставать на носки,
отведя руки назад.
4. Лазанье по канату (в три приема).
5. Прыжки вверх из исходного положения
упор присев.
6. Лежа на животе, руки за головой, поднимание
и отпускание туловища, прогибая спину.
7. Лежа на спине, сгибание и разгибание
ног и туловища с захватом руками голени.
8. Прыжки через скакалку с вращением вперед.
Станций может быть больше, меньше в зависимости от количества групп и физической подготовленности класса.
2. Быстрота
Основным
методом развития быстроты является
многократное повторение движения с
максимальной скоростью. Длительность
таких упражнений определяется временем,
в течение которого может быть
сохранен максимальный темп. Упражнения,
направленные на развитие быстроты двигательных
реакций, одновременно являются хорошим
средством для тренировки скорости
отдельных движений. В выполнении
упражнений на скорость большую роль
играют мышечные напряжения. Эти упражнения
относятся к скоростно-силовым. Чтобы
увеличить скорость движений, необходимо
развивать как мышечную силу, так
и быстроту движений. Это достигается
включением в «круговую тренировку»
упражнений с малыми отягощениями.
Воспитание быстроты в «круговой тренировке»
достигается следующими упражнениями:
бег на скорость, челночный бег, выполнение
упражнений с элементами спортивных игр
и игрового характера, различных прыжков
и т. д.
С психологической точки зрения проявление
быстроты во многом зависит от мотиваций,
которыми руководствуются учащиеся. Поэтому
применяется соревновательный или игровой
метод выполнения упражнения.
Примерный комплекс «круговой тренировки» для развития быстроты:
1. И.п.:
партнеры стоят лицом друг к другу на расстоянии
3 м. Выполнение: быстрая передача и ловля
мяча на месте.
2. И.п.: наклон вперед, руки в стороны, ноги
на ширине плеч. Выполнение: вращение прямых
рук в вертикальной плоскости с фиксацией
прямой головы.
3. И.п.: высокий старт. Выполнение: челночный
бег с ускорением 10 м.
4. И.п.: лежа на животе проползание по-пластунски
под препятствием (высота ворот 30–40 см)
с максимальной скоростью.
5. И.п.: упор присев. Выполнение: в быстром
темпе выпрыгивание вверх со взмахом рук.
6. И.п.: высокий старт. Выполнение: бег с
максимальной скоростью по кругу на расстояние
от 100 до 120 м.
3. Ловкость
Ловкость
– это способность точно
Воспитание ловкости на станциях «круговой
тренировки» связано с совершенствованием
функций различных анализаторов, и в первую
очередь двигательного. Эффективное воздействие
на функциональное совершенствование
двигательного анализатора и, следовательно,
на развитие ловкости могут оказать упражнения,
содержащие элементы новизны и представляющие
для занимающихся определенную координационную
трудность. На уроках можно выделить три
этапа в воспитании ловкости. Первый этап:
совершенствование пространственной
точности и координации движений, при
этом не имеет значения скорость, с которой
выполняются упражнения. Главное – точность
движений. Второй этап: пространственная
точность и координация движений, которые
могут осуществляться в сжатые отрезки
времени. Третий этап: упражнения второго
этапа, связанные с неожиданно изменяющимися
условиями.
Ловкость можно воспитать по-разному:
а) Ловкость,
проявляемая в упражнениях, связанных
со сменой позы. Например: быстро сесть,
лечь, встать, наклониться, повернуться
и т. д.
б) Ловкость, проявляемая в упражнениях,
которые выполняются в сложных условиях
меняющейся обстановки. Например: полоса
препятствий, различные лазанья, перелезания.
в) Ловкость, проявляемая в упражнениях
с меняющимся сопротивлением. Например:
перетягивание и упражнения типа единоборства.
г) Ловкость, проявляемая в упражниях с
манипуляцией предметов. Например: броски
и ловля мяча, целевые метания, жонглирование.
д) Ловкость, проявляемая в игровых упражнениях,
требующих взаимодействия и противодействия.
Например: обводка предметов, перехват
передачи и т. д.
Воспитывать
равновесие также можно на занятиях
«круговой тренировки». Упражнения
могут быть следующими: прыжки, ходьба
по бревну, скамейке, кувырки, перевороты
и т. д.
Ловкость – это сложное комплексное качество,
поэтому ему надо уделять время на каждом
уроке.
Примерные станции «круговой тренировки» для развития ловкости:
1. Метание
малого мяча в цель.
2. Ходьба в полном приседе по гимнастической
скамейке.
3. Ведение баскетбольного мяча с обводкой
стоек.
4. И.п.: стойка на одной ноге, другая отведена
назад хватом за низкую перекладину. Выполнение:
движение вперед под перекладиной в низком
приседе с прямыми руками и переходом
в вис прогнувшись.
5. Ходьба по гимнастической скамейке с
грузом на голове (мешочек с песком).
6. Игра «Бой петухов». Партнеры прыгают
на одной ноге, руки за спиной, пытаясь
вытолкнуть друг друга за круг (радиус
круга 2 м).
4. Гибкость
Гибкость
– это способность выполнять
упражнения с наибольшей амплитудой.
При сдаче тестов по физической подготовке
наибольшая трудность возникает
именно с тестом на гибкость, если девочки
и девушки до 70% успешно сдают этот тест,
то мальчики и юноши лишь 40–50%.
Упражнения на гибкость укрепляют суставы
и связки, повышают эластичность мышц,
что является важным фактором предупреждения
травм. Для воспитания гибкости применяются
упражнения с увеличением амплитуды. Систематическая
работа над повышением гибкости позвоночного
столба ведет к улучшению осанки, что особенно
важно сейчас (под данным Министерства
здравоохранения, 80% школьником имеют
нарушения осанки).
При развитии гибкости особое внимание
стоит уделять предварительной подготовке
мышц (разминка, бег).
Упражнения на гибкость могут быть активные
и пассивные, т. е. выполняемые самостоятельно
или с помощью партнера, отягощения. Активные
тоже можно разделить на упражнения с
отягощением (гантели, набивные мячи),
без отягощений.
Воспитание гибкости почти всегда взаимосвязаны
с упражнениями на развитие силы.
Информация о работе Круговая тренировка при занятиях физической культурой