Курсовая работа по «Физической культуре»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы заключается в рассмотрении значения здорового образа жизни для успешной деятельности и самочувствия человека и изучении основных компонентов здорового образа жизни.
Цель работы состоит в изучении здорового образа жизни.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
1) дать определение сущности здорового образа жизни;
2) рассмотреть основные элементы здорового образа жизни.

Файлы: 1 файл

здоровье человека.docx

— 79.42 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Здоровый образ жизни  — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. В английском соответствует как Healthy lifestyle, так и Health promotion (укрепление здоровья). 
Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. 
В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума. 
Занятия физкультурой — одна из основных составляющих здорового образа жизни. 
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности. 
         Актуальность работы заключается в рассмотрении значения здорового образа жизни для успешной деятельности и самочувствия человека и изучении основных компонентов здорового образа жизни.

Цель работы состоит в изучении здорового образа жизни.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

1) дать определение сущности  здорового образа жизни;

2) рассмотреть основные элементы  здорового образа жизни.

 

 

 

 

 

Глава1. Значение ЗОЖ

    1. . История развития понятия ЗОЖ

 

О здоровье человек стал задумываться с тех пор, когда осознал себя социальным существом. Люди пытались понять сущность здоровья и искали всевозможные меры, которые способствовали бы его укреплению. Поэтому, еще с древних времен было замечено влияние на условия труда, привычки, обычаи, даже верования, мнения, волнения связанные с здоровьем. Древние врачи обязательно назначали своим пациентам тот или иной режим питания, давали советы, как вести себя во время болезни, то есть пытались облегчить страдания и ускорить выздоровление больных путем правильного поведения. Причинами болезни считали нарушение сна, режима отдыха, тяжелую или напряженную, беспокойную работу, разнообразные бытовые конфликты, проблемы, обиды, разочарования, последствия недостаточного, нерегулярного питания и др..

Прошло много времени, здоровому образу жизни и спорту стали уделять больше внимания. Много подростков занимаются спортом и пытаются не прекращать свои занятия, даже в период усталости или маленьких травм, которые можно устранить при помощи тейпов спортивных Pharmacels.

Известный историк медицины Ю. Лисицын отмечал, что медицина прошлого, особенно в древности и средневековья, основывалась не только на предрассудках и религиозных догмах, а на рациональных суждениях, основанных на богатом опыте народного лечения, методах профилактики, развития научных исследований. Так, Гиппократ, по глубине мышления опережал свое время, утверждал, что большинство болезней зависит от действий, поступков, мыслей человека, условий его жизни, природных факторов, подчеркивал, что именно конкретная окружающая среда, труд, быт, склонности личности вызывают заболевания.

Великий индийский врач, которому приписывают известный медицинский трактат “Аюрведу” – “Знание жизни”, присматривал за больным и обращал внимание на такие факторы: как он себя ведет, питается, отвечает на вопросы, какие жизненные обстоятельства привели к болезни. В своих рекомендациях он придавал немалое значение диете, физическим упражнениям, изменении окружающей обстановки.

Проблема сохранения и укрепления здоровья творчески развитой  личности  была заложена  еще  многовековой историей человечества. На протяжении всего развития человека занимала мысль об обеспечении крепкого здоровья, радостного ощущения жизни, поэтому он стремился к разгадке тайны здоровья и вечной молодости.

В своем трактате «Указание пути к счастью» аль-Фараби замечает: «Совершенство человека – это здоровье;  если есть здоровье, то его следует сохранять, а если нет, то следует его приобрести. Здоровье достигается только при соблюдении меры: при умеренной еде достигается здоровье, при умеренном труде приобретается сила, точно также хороший нрав достигается при умеренных действиях», т.е. тем самым ученый акцентирует внимание на важности, взаимообусловленности и неразрывности физического и нравственного воспитания [1].

Наибольшее значение имеют  переведенные на многие языки мира труды выдающегося мыслителя, врача Ибн Сина (Авиценна) «Книга исцеления», «Канон врачебной науки», в которых  рассматриваются  основы медицинских знаний и  предлагаются методы профилактики и лечения здоровья природными средствами.

Философское осмысление идей развития единства человека и природы, взаимосвязи образа жизни и здоровья человека раскрываются в трудах  М. Кашгари, Х.А.Яссави, М.Х.Дулати. В них обосновывается важность и необходимость соблюдения принципов здорового образа жизни, использование  природных факторов и ресурсов в укреплении здоровья [2].

Укрепление здоровья, совершенствование гигиенической культуры  и формирование потребности в физических и духовных основах здорового образа жизни с раннего детства явились основой системы философских, педагогических взглядов А.Кунанбаева, Ы.Алтынсарина. Так, великий Абай в  «Словах назидания» воспевает такие нравственные качества как ум, трудолюбие, нравственная чистота помыслов, необходимость ведения нравственного и физического самосовершенствования  подрастающего поколения [3,4].

Любой народ желал видеть будущее потомство здоровым, смелым и сильным. Свидетельством этого являются методы и средства народной педагогики. Так, в устном народном творчестве  (эпосах, сказках, пословицах, поговорках, песнях) воспевался народный идеал физически закаленного, смелого и сильного героя – идеал человека могучей физической силы, мужества  и  отваги (Алпамыс-батыр,  Кобланды-батыр).

Прогрессивные ученые, просветители, общественные деятели Т. Мор, Т. Кампанелла общественную организацию будущего сочетали со здоровым трудом, бытом, гигиеническим образом жизни, что обеспечивало жителям “Утопии” и “Города Солнца” гармоничное физическое и психическое развитие, крепкое здоровье. Ф. Рабле в «Гаргантюа и Пантагрюэле” высмеивал такие явления как переедание, распущенность, таким образом выступал против негативных сторон образа жизни.

Проанализированные факты свидетельствуют, что задолго до появления исследуемого понятия ученые прошлого высоко оценивали значение здорового образа жизни.

Итак, возникновение понятия “здорового образа жизни” имеет глубокие исторические корни, и по мнению многих ученых лишь во второй половине ХХ века возникла реальная основа для развития данной категории, что сделало возможным осуществление глубинного анализа сущности этого феномена, раскрытия научного содержания понятия “здорового образа жизни”.

С развитием деятельности Всемирной организации здравоохранения (1948 г.), начался поиск новых путей улучшения здоровья человека, сбор и систематизация информации о существующих угрозах здоровью. Начало такой деятельности произошло в Канаде, где в отчете министра здравоохранения “Новый подход к здравоохранению канадцев” (1974 г.) впервые на правительственном уровне было аргументировано доказано, что медицинское обслуживание населения, на каком бы уровне оно ни находилось, имеет незначительное влияние на состояние здоровья, которое в основном все зависит от образа жизни человека. С позиции государственной политики такой подход намного эффективнее и экономически целесообразным по сравнению с бесконечными расходами на лечение последствий нездорового образа жизни. Поэтому, более весомым фактором для сохранении здоровья признается здоровый образ жизни.

Стоит заметить, что этот исторический период, отличился обострением внешнеполитического положения, ростом недоразумения между супердержавами, что, несомненно повлияло на образ жизни людей, их систему мировосприятия. Образ жизни людей, принадлежащих к различным экономическим мирам, с разными жизненными ценностями, отношением к здоровью стали предметом острых дискуссий не только в политике, но и в сфере здравоохранения. Так, в науке возникло основание для исследования понятие здорового образа жизни, на основе накопленного в философской литературе материала об образе жизни.

В конце 70-х – в течение 80-х pp. XX ст. философский и социальный аспекты здорового образа жизни наиболее полно раскрылись в работах выдающихся ученых. По мнению ученого Д. Изуткина, здоровый образ жизни зависит не только от объективных, но и от субъективных факторов: воли, характера и целеустремленности самого человека, от определенной ориентированности личности на укрепление своего и здоровье других людей.

Итак, обобщая материалы литературных источников, можно сделать выводы, что к раскрытию научного содержания понятия “здоровый образ жизни” активно включились видные отечественные философы, врачи, физиологи, гигиенисты, социологи, которые разработали концептуальные основы формирования здорового образа жизни, дали характеристику данного феномена. К сожалению, очерченный вопрос все же рассматривался с позиций медицинской науки и ограничивался только деятельностным аспектом, так же нашло логическое отражение в педагогических толкованиях понятия “здорового образа жизни”, который рассматривался лишь как воспитание навыков гигиенической поведения и профилактики вредных привычек.

Для современных исследований феномена “здоровый образ жизни” характерно комплексное понимание изучаемого вопроса.

Ученый С. Кондратюк, определяя здоровый образ жизни через деятельность, дает следующую характеристику этого понятия: “здоровый образ жизни – это форма жизнедеятельности, которая основывается на требованиях суточного биоритма и включает следующие основные составляющие, как личная гигиена, двигательная активность, режим питания и сна , закалки, чередование труда и отдыха, отсутствие вредных привычек”. Исследовательница считает, что здоровый образ жизни напрямую связан с личностно-специфическим воплощением людьми своих социальных, психологических и физических возможностей и способностей.

Принципы здорового образа жизни, необходимость формирования знаний и навыков здорового образа жизни  получили свое развитие в трудах казахских  педагогов-просветителей М.Жумабаева, Ж.Аймаутова, А.Байтурсынова. В педагогических взглядах М.Жумабаева в труде «Педагогика» вопросы воспитания физически здорового ребенка рассматриваются через знания вспомогательных предметов – анатомии, физиологии, гигиены, гимнастики, психологии, логики и этики. Ученый подчеркивает, что «тело – вместилище души» и это созвучно с пословицей «В здоровом теле — здоровый дух»,  указывая на способы повышения уровня физического, нравственного, интеллектуального развития через раскрытие социальных ролей родителей, воспитателей в жизни каждого ребенка. В работах Ж.Аймаутова вопросы  воспитания   потребностей и навыков у детей к здоровому образу жизни  необходимо  начинать  с раннего детства,  во взаимосвязи с семейным воспитанием.

А.Байтурсынов в статье «Об обучении по-казахски» отмечает, что наставник должен «…знать природу и чувствовать настроение ребенка. Для этого необходимо все знать о физическом и умственном развитии детей почти с самого их рождения. Внутренне состояние ребенка надо уметь различать по его действиям». В труде «В здоровом теле – здоровый дух» он стремится ставить и решать задачи гигиены и физического воспитания в сочетании с педагогической. Педагог предъявляет гигиенические требования, необходимые человеку для поддержания здоровья, и поэтому он должен знать, что  превыше всех богатств это здоровье, и необходимо стремиться  сохранить его [5]. Не утратили своей ценности и значимости в настоящее время оригинальные труды Х.Досмухамедова как ученого в отрасли естествознания, медицины, анатомии, биологии, гигиены человека, эпидемиологии (таких заболеваний как чума, оспа, туберкулез, грипп, холера). В книге «Жизнь тела» (1922г) автором  даются краткие сведения о  строении тела человека как функционируют органы, а также предоставляет точную терминологию определения науки анатомии,  физиологии, школьной гигиены. В его работе «Охрана здоровья учащихся» (1925г), предназначенная для учащихся школ первой ступени обучения, заложены фундаментальные основы гигиенических знаний в профилактике заболеваний органов слуха, зрения и дыхания, даются конкретные санитарно-гигиенические рекомендации по рациональному образу жизни и уделено внимание пропаганде здорового образа жизни детей  с раннего возраста. В предисловии к первому изданию Халел Досмухамедов писал, что  учебное пособие нельзя рассматривать как полное, всестороннее освещение данной проблемы, но при условии выполнения советов и рекомендаций данных в пособии юное поколение приобретает навыки личной гигиены [6].

Из вышеизложенного можно отметить, что накопленные мудрые и ценные высказывания, идеи, рекомендации мыслителей, педагогов, народный опыт казахских педагогов просветителей, труды ученых не теряют своей актуальности, могут быть использованы и в наши дни.

1.2 Сущность здорового  образа жизни

 

 

Здоровый образ жизни– главный фактор здоровья. От каких факторов зависит здоровье? По утверждению специалистов ВОЗ, здоровье на 50-55% зависит от образа жизни человека, на 20-23% — от наследственности, на 20-25% — от состояния окружающей среды (экологии) и на 8- 12% — от работы национальной системы здравоохранения. Итак, в наибольшей степени здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни — это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные (приспособительные) и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций.

Информация о работе Курсовая работа по «Физической культуре»