Лечебная физкультура при астме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 11:09, реферат

Описание работы

1 мая этого года отмечался Международный день астмы, который провозглашен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и проводится ежегодно в первый вторник мая по инициативе проекта «Международная инициатива против астмы» (GINA) с целью привлечь внимание общественности всего мира к проблеме астмы. Первый Международный астма-день был проведен в 1998-м году в 35-ти странах мира в рамках первой всемирной встречи по проблемам астмы в Барселоне (Испания). В последние десятилетия во всех развитых странах отмечается значительный рост частоты и тяжести протекания бронхиальной астмы. В некоторых странах (например, Великобритания и Новая Зеландия) это заболевание объявлено «национальным бедствием».

Содержание работы

Введение
1.Краткая характеристика заболевания
1.1 Причины возникновения
1.2 Виды заболевания
1.3 Этапы заболевания
2.Цели и задачи ЛФК
3.Комплекс упражнений при астме
4.Противопоказания ЛФК
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

referatfizra.docx

— 35.25 Кб (Скачать файл)

Введение

1 мая этого года отмечался Международный день астмы, который провозглашен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и проводится ежегодно в первый вторник мая по инициативе проекта «Международная инициатива против астмы» (GINA) с целью привлечь внимание общественности всего мира к проблеме астмы. Первый Международный астма-день был проведен в 1998-м году в 35-ти странах мира в рамках первой всемирной встречи по проблемам астмы в Барселоне (Испания).

В последние десятилетия во всех развитых странах отмечается значительный рост частоты и тяжести протекания бронхиальной астмы. В некоторых  странах (например, Великобритания и  Новая Зеландия) это заболевание  объявлено «национальным бедствием».

В России, по официальным данным Минздрава, уровень заболеваемости астмой среди  детей составляет 15%, среди взрослых - 10%. К началу 21-го века уровень смертности в мире по сравнению с 90-ми годами вырос в 9 раз! И около 80% детских  смертей при бронхиальной астме  приходится на возраст от 11 до 16 лет!

 

 

 

 

 

 

 

 

1       Краткая  характеристика  заболевания.

Слово «астма» в переводе с греческого означает «удушье», «тяжелое дыхание». Бронхиальная астма - это хроническое  воспаление дыхательных путей (нередко  аллергической природы), главным  признаком которого является приступ  удушья, возникающий в результате сужения просвета гладкой мускулатуры  бронхиального дерева и отека  слизистой оболочки бронхов, из-за чего к легким поступает недостаточное  количество воздуха. В результате этого  появляются такие наиболее распространенные симптомы астмы как одышка, затрудненное дыхание, чувство сдавленности в  груди, свистящие хрипы, а также  кашель, заложенность носа и раздражение  глаз.

 

1.1    Причины возникновения.

Причин широкого распространения  этой болезни много: плохая экологическая  обстановка, неблагоприятные факторы  труда и быта, перенаселенность городов, бетонные здания с железобетонными  конструкциями, облицованными «не  дышащими» магнитоемкими материалами, несбалансированное питание, нарушения иммунитета, изменения генетического материала населения, длительное психоэмоциональное напряжение, характерное для современной жизни.

 

 

 

 

 

1.2     Виды заболевания (формы , стадии)

Бронхиальная астма характеризуется  повышенной чувствительностью бронхов  к различным аллергенам, а также  неспецифическим раздражителям. По современной классификации выделяют

3 основные формы болезни:

    • неинфекционно-аллергическую (атопическую)
    • инфекционно-аллергическую
    • смешанную.

Преобладающей формой бронхиальной астмы   является атопическая с участием в патогенезе аллергической реакции I, немедленного типа, протекающей с синтезом реагиновых антител. Из причинно значимых аллергенов первое место принадлежит домашней пыли, включающей высокоаллергенный клещ из рода Dermatophagoides (около 50 %), второе - пыльце растений (около 30 % случаев). У 35 % больных заболевание вызывают домашняя пыль и пыльца, в 20-40% случаев атопической форме бронхиальной астмы сопутствует пищевая аллергия, особенно у детей первых лет жизни. За последние годы увеличилось количество случаев аллергии к эпидермальным аллергенам.

Кроме воздействия причинно значимых неинфекционных аллергенов большое  провоцирующее значение в развитии приступов удушья имеют острые респираторные  вирусные инфекции. Известно, что вирусные инфекции резко повышают чувствительность бронхов к аллергенам и другим раздражителям, увеличивают проницаемость  барьеров, нарушают работу мукоцилиарного аппарата бронхов.

 В случаях присоединения  к вирусной инфекции бактериальной  воспалительный процесс в бронхах еще более усиливается и принимает характер смешанного (аллергического и инфекционного). Приступы удушья часто провоцируются и такими неспецифическими влияниями, как метеорологические факторы, атмосферные загрязнения, физическая нагрузка, эмоциональное напряжение, резкие запахи.

Выделяют около десяти клинических вариантов бронхиальной астмы:

1. Наследственная предрасположенность. Имеет место, когда родственники страдали астмой или такими аллергическими проявлениями, как крапивница, нейродермит, экзема, пыльцевые ринит и конъюнктивит, непереносимость некоторых видов лекарств или пищевых продуктов.

2.Инфекционно зависимая бронхиальная астма. Возникает у предрасположенных лиц от частых вирусных инфекций, в результате хронического бронхита или повторных пневмоний. У здорового человека простудные заболевания не должны быть частыми. В противном случае это говорит об определенном дефекте иммунной защиты «врожденного» или приобретенного характера.

3. Аллергическая (атопическая) астма. Вызывается аллергенами животного и растительного происхождения, а также относящимися к химическим веществам, в том числе лекарствам. Пищевые и паразитарные аллергены также могут вызвать сенсибилизацию. Наиболее часто при такой астме у взрослых выявляется аллергия к домашней пыли. Реже атопическая астма бывает проявлением аллергии к пыльце растений. Атопическая астма развивается, если человек с аллергической наследственностью неправильно питается (потребляет большое количество жареного мяса, копченостей, цитрусовых, шоколада), живет и работает в неблагоприятных условиях, например, в запыленном помещении, а также содержит дома животных.

Эти три варианта бронхиальной астмы  являются основными и наиболее часто  встречающимися, но существуют и другие.

4. Аспириновая астма. Характеризуется непереносимостью аспирина и подобных ему по воздействию обезболивающих, приступами удушья, повторным появлением полипов в носу и придаточных пазухах. Такие пациенты часто не переносят окрашенные в желтый цвет таблетки или пищевые продукты из-за присутствия в них красителя тартразина, который вызывает приступы удушья, как и аспирин.

5. Астма физического усилия. Проявляется приступами удушья после физической нагрузки. Существуют виды физической нагрузки, наиболее «астмогенные» (игра в футбол, баскетбол, бег) и наименее «астмогенные» (плавание, подъем тяжестей). Наличие такой астмы связывают с перестройкой эндокринного баланса, иногда возрастного характера, например, при климаксе.

6. Психогенная астма. Возникает при длительным психоэмоциональном перенапряжении или однократном тяжелом психическом потрясении. У этой группы больных невротические симптомы выражены особенно ярко.

Последние три варианта бронхиальной астмы редко встречаются в  «чистом» виде, обычно они наблюдаются  вместе с признаками инфекционно  зависимой или атопической астмы. Имеют место случаи, когда на протяжении жизни больного один ведущий клинический вариант астмы сменяется другим.

 

 

 

 

 

 

 1.3    Этапы заболевания

Выделяют два этапа данного хронического заболевания.                                    Начальный этап развития бронхиальной астмы можно выявить путем, суть которого заключается в проведении проб определенного назначения, роль которых заключается в определении измененной реактивности и чувствительности бронхов по отношению к физической нагрузке, вазоконстрикторным веществам, а также холодному воздуху. Частичные изменения чувствительности и реактивности бронхов имеют связь с нарушением состояния эндокринной, иммунной, а также нервной систем, которые в свою очередь не имеют клинических проявлений и выявляются лабораторными методами, чаще путем проведения нагрузочных проб.

Второй этап является формирующим  для астмы бронхиального характера. Он проявляется не у всех пациентов  и предшествует довольно ярко выраженной астме у 20-ти - 40-ка процентов больных. Физическое состояние перед самим  заболеванием является не нозологической формой, а определенным комплексом признаков, которые свидетельствуют  о потенциальной угрозе заболевания  бронхиальной астмой. Также яркое  наличие рецидивирующих, острых либо хронических неспецифических заболеваний  легких и бронхов с проявляющимся  дыхательным дискомфортом и присущими  явлениями обратимой обструкции бронхов, которые сочетаются со следующими 1-м или 2-мя признаками: наследственная предрасположенность к заболеваниям аллергического характера и бронхиальной астме, внелегочных проявлений аллергически измененной реактивности организма, мокроты или (и) эозинофилии крови. Явное наличие всех этих признаков напрямую может быть рассмотрено как наличие у пациента бесприступного течения болезни.

 

 

2        Цели и задачи  лечебной физкультуры.

Высокий процент распространенности бронхиальной астмы и смертности от нее развивается, несмотря на неуклонный рост числа аллергологов, пульмонологов  и значительное увеличение числа  выпускаемых разнообразных противоастматических средств. Данные факты напрямую свидетельствует  о слишком слабой эффективности  существующей системы медицинского обслуживания.

Поэтому для решения этой проблемы необходим комплексный подход. т.е все методы лечения астмы условно можно разделить на специфические, применяемые при аллергической астме, и неспецифические, применяемые при всех формах бронхиальной астмы. Последние включают в себя медикаментозную терапию, физиотерапию, курортное лечение, лечебную физкультуру, кинезиотерапию, психотерапию и иглорефлексотерапию.     

                Лечебная физкультура (ЛФК) -- это система применения самых разнообразных средств физических упражнений - ходьба пешком, на лыжах, плавание, бег, игры, утренняя гимнастика и проч., - т. е. мышечных движений, являющихся стимулятором жизненных функций.

 Лечебная физкультура улучшают  крово- и лимфообращение, легочную вентиляцию, проходимость бронхов, увеличивают подвижность грудной клетки, тонус дыхательных мышц, облегчают отхождение мокроты, способствуют рассасыванию остаточных явлений воспалительного процесса, повышают работоспособность больных. развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливания организма естественными факторами природы. ЛФК основывается на современных научных данных в области медицины, биологии, физической культуры.

Основными задачами лечебной физической культуры являются:

  • восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга
  • погашение патологических рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата
  • уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких; 
    активизация трофических процессов в тканях
  • обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его, обучение удлиненному выдоху.

Основная форма ЛФК -- лечебная гимнастика -- это метод лечения и, следовательно, должна применяться строго индивидуально, по назначению и под контролем врача.

Показания к ЛФК весьма обширны. Она может обеспечить наиболее эффективный  процесс лечения и может способствовать восстановлению всех функций организма  после того, как лечение закончено. Причем и в профилактике, и в  лечении, и в реабилитации ЛФК  действует и прямо, и опосредовано, одновременно оказывая положительное  воздействие на многие другие системы  и функции организма.

               Занятия ЛФК оказывают лечебный эффект только при правильном, регулярном, длительном применении физических упражнений. В этих целях разработаны методика проведения занятий, показания и противопоказания к их применению, учет эффективности, гигиенические требования к местам занятий. Нагрузка должна быть оптимальной и соответствовать функциональным возможностям больного. Для дозировки нагрузки, следует принимать во внимание ряд факторов, которые влияют на величину нагрузки, увеличивая или уменьшая ее.

В   занятиях лечебной гимнастикой  используют специальные упражнения: 
-дыхательные упражнения с удлиненным выдохом; 
-дыхательные упражнения с произношением гласных и согласных букв, способствующих рефлекторному уменьшению спазма бронхов; 
-упражнения на расслабления мышц пояса внешних конечностей; 
-диафрагменное дыхание; 
-упражнения для укрепления мышц брюшного пресса (наружных и внутренних косых мышц живота, прямой мышцы живота), способствующие улучшению выдоха; 
-массаж грудной клетки и мышц предплечья.  
 В занятиях лечебной гимнастикой для больных бронхиальной астмой следует включать самые простые, легко выполнимые упражнения. Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу для отдыха для расслабления мышц. Дозировка упражнений – 4-12, темп медленный и средний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3     Комплекс упражнений лечебной физкультуры.

1. Встаньте прямо. Ноги на ширине плеч. Руки по швам. Делайте короткие, как укол, вдохи громко, шмыгая носом. Заставьте крылья носа соединяться в момент вдоха, а не расширяйте их. Тренируйте по 2, по 4 вдоха подряд в темпе прогулочного шага. 96 вдохов. Можно и больше, чтобы ощутить, что ноздри двигаются и слушаются вас. Вдох должен быть мгновенным.

Чтобы до конца понять эту  гимнастику, делайте шаг на месте  и одновременно с каждым шагом - вдох. Правой - левой, правой - левой, вдох - вдох, вдох - вдох. А не вдох - выдох, как в обычной гимнастике.

Сделайте 96 шагов - вдохов в  прогулочном темпе. Можно, стоя на месте, можно, переминаясь с ноги на ногу: вперед - назад, вперед - назад, тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди, то на ноге, стоящей сзади. В темпе шагов делать длинные вдохи невозможно. Думайте: «Ноги накачивают в меня воздух». Это помогает. С каждым шагом - вдох, но короткий и шумный.

Освоив движение, поднимая правую ногу, чуть - чуть приседайте на левой, поднимая левую - на правой. Получится танец рок-н-ролл. Следите за тем, чтобы движения и вдохи были одновременны. Не мешайте и не помогайте выдохам выходить после каждого вдоха. Повторяйте вдохи ритмично и часто. Делайте их столько, сколько сможете сделать легко.

Информация о работе Лечебная физкультура при астме