Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 12:12, контрольная работа
В контрольной работе описана личная гигиена, в которую включены: распорядок дня, уход за телом и полостью рта, рациональное питание и т.д.
1.Введение …2 стр.
2. Понятия личной гигиены. …2-3 стр.
3. Гигиенические навыки. …3-5 стр.
4. Вредные привычки. …5 стр.
5. Режим дня. …6-7 стр.
6.Гигиена сна. …7-8 стр.
7.Одежда и обувь. …8-9 стр.
8.Заключение. … 10 стр.
9. Литература. … 11 стр.
Содержание.
1.Введение
2. Понятия личной гигиены.
3. Гигиенические навыки.
4. Вредные привычки.
5. Режим дня.
6.Гигиена сна.
7.Одежда и обувь.
8.Заключение.
9. Литература.
Введение
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы - это здоровье. Слово «здоровье», пожалуй, самое частое в повседневном общении людей. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: «здравствуйте», «будьте здоровы» и т.д. Недаром в народе говорят: « Здоровому все здорово!» Об этой простой и умной истине стоит помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме начинаются сбои и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас невозможного.
Основами сохранения здоровья человека является личная гигиена и, несомненно, врачебный контроль.
Личная гигиена – раздел гигиены, в котором рассматриваются мероприятия, направленные на укрепление здоровья, физическое развитие и повышение выносливости. Личная гигиена включает в себя большой круг вопросов – уход за телом, правила и порядок закаливания организма, уход за одеждой и обувью, индивидуальные меры профилактики поражений кожи, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта отравляющими веществами и болезнетворными микроорганизмами.
Какой бы совершенной не была бы медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья! Вместо того чтобы грезить о «живой воде» и прочих чудотворных эликсирах, лучше с раннего возраста соблюдать правила личной гигиены, вести активный и здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом,- словом, добиваться разными путями подлинной гармонии здоровья.
В контрольной работе описана личная гигиена, в которую включены: распорядок дня, уход за телом и полостью рта, рациональное питание и т.д.
Понятия личной гигиены.
Личная гигиена включает в себя общие гигиенические правила: правильное чередование умственного и физического труда, занятия физкультурой, регулярные приемы полноценной пищи, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон.
Большое значение для здоровья имеет гигиена занятий физическими упражнениями, направленная на то, чтобы физические упражнения и внешние условия их выполнения оказывали благоприятное влияние на организм физкультурника, спортсмена.
Гигиенические мероприятия и занятия физической культурой преследуют общей цели: укрепление здоровья, повышение закаленности, умственной и физической работоспособности, повышение готовности учащихся к высокопроизводительному труду и защите Родины.
В эпоху научно-технического прогресса, которому сопутствуют химическое и физическое загрязнение окружающей среды, негативные последствия процессов урбанизации, личная гигиена становится мощным фактором предупреждения сердечно - сосудистых и других наиболее распространенных заболеваний; она позволяет эффективно бороться с гипокинезией, нервно-психическим перенапряжением, существенно ослабляет неблагоприятные воздействия различных профессиональных вредностей и других повреждающих факторов окружающей среды, способствует повышению работоспособности.
Общественное значение личной гигиены определяется тем, что несоблюдение ее требований в повседневной жизни может оказывать неблагоприятное влияние и на здоровье окружающих (пассивное курение, распространение инфекционных заболеваний и гельминтозов, ухудшение качества воздушной среды обитаемых помещений и др.). По мнению многих исследователей, здоровый образ жизни, постоянное соблюдение рационального режима дня, питания, отказ от вредных привычек значительно увеличивают продолжительность жизни человека.
Не случайно
выдающийся физиолог И. П. Павлов указывал,
что длительность жизни современного
человека должна быть не менее 100 лет, и
если этого не наблюдается, то в значительной
мере вследствие нашего безобразного
отношения к собственному организму.
Для того чтобы быть здоровым, сильным,
выносливым, высокоработоспособным, нужно
быть внимательным к своему здоровью.
Под этим следует понимать не склонность
постоянно прислушиваться к тем или иным
симптомам, не излишнюю мнительность,
а активную самопрофилактику, которая
заключается в соблюдении требований
личной гигиены.
Гигиенические навыки.
Формирование гигиенических
Мыть голову малышу достаточно один раз в неделю, если волосы сухие, можно один раз в 10 дней, используя детское мыло или шампуни .Детское мыло можно заменять ланолиновым, косметическим, спермацетовым, яичным. Хозяйственное мыло, которое содержит много щёлочи, для детской кожи неприемлемо. Волосы ребёнка надо стричь так, чтобы он сам мог их причесать.
Для развития и закрепления гигиенических навыков с годовалого возраста можно использовать повышенную склонность детей к подражанию. Ребёнку надо показать, как правильно умывать лицо, мыть руки. Для детей до 2—2,5 лет используют воду комнатной температуры, ребёнка постарше целесообразно приучить умываться холодной водой из-под крана. Для этого он должен сам поставить перед умывальником стульчик и встать на него, тщательно вымыть с мылом руки, хорошо ополоснуть водой и вытереть своим полотенцем, подвешенным на доступной для малыша высоте. Порядок действий при умывании следует сначала несколько раз показать, чтобы ребёнок его запомнил, а затем только контролировать или корректировать его соблюдение.
Для малыша обязательно должно быть выделено индивидуальное полотенце. Сухую обветренную кожу рук после мытья рекомендуется смазывать детским кремом или втирать глицерин-желе либо душистый глицерин.
Важно регулярно обрезать детям ногти. Если образовались заусеницы, их нужно осторожно обрезать маленькими ножницами и прижечь 5-процентной настойкой йода или 1-процентным спиртовым раствором бриллиантовой зелени. Некоторые дети имеют вредную привычку обкусывать ногти, что помимо всего прочего может вызвать воспаление мягких тканей в их области. Отучить ребёнка от этой привычки можно только путём спокойного и доступного разъяснения её вредности, поскольку запрещения и выговоры по этому поводу чаще всего оказываются малоэффективными и цели не достигают.
Ноги ребёнка надо каждый вечер мыть тёплой и ополаскивать холодной водой. Это позволит сохранить здоровой их кожу. Полезны специальные упражнения для ног, особенно для предупреждения плоскостопия (ходьба босиком по неровной поверхности, попеременно на носках и пятках, перекатывание ногами шариков, подтягивание пальцами ног коврика, захватывание палочек или булав).
Со 2-го года жизни следует приучать детей к пользованию носовым платком. Если положенным в карман одежды малыша платком взрослый будет вытирать ему нос, когда это необходимо, то уже к концу 3-го года ребёнок научится пользоваться им самостоятельно.
Приучая ребёнка к аккуратности на 2-м году жизни, матери следует сначала делать всё за него (вытирать лицо, помогать мыть руки, сажать на горшок, менять мокрую одежду), неизменно привлекая внимание малыша к необходимости поддержания чистоты. Вначале он будет пытаться только участвовать в этих процедурах, но к 3 годам овладеет ими и станет выполнять всё почти автоматически. При заботливом и целенаправленном отношении родителей к вопросам гигиены и обучения 3-летний ребёнок сможет самостоятельно умываться, пользоваться носовым платком, одеваться и раздеваться, а также обуваться и разуваться при небольшой помощи взрослых, самостоятельно есть ложкой и пить из чашки, правильно сидеть за столом, полоскать рот после еды, чистить зубы. Если же до 3 лет ребёнку не привиты эти основные гигиенические навыки, то позже ему, занятому другими увлекательными делами, будет попросту неинтересно их осваивать. Особенно это относится к высаживанию малыша на горшок. Надо проследить, когда у ребёнка чаще всего появляются позывы, и попытаться приурочивать к этому времени высаживание. Естественно, что начинают это делать тогда, когда ребёнок уже способен самостоятельно сидеть, а к полутора годам его можно научить и самому проситься на горшок. 2-летнего малыша, который ещё не делает этого, нельзя наказывать, ибо наказания таят в себе опасность развития неврозов и закрепления надолго недержания мочи. Практически дети приобретают способность самостоятельно пользоваться горшком только к 3 годам.
Промышленность выпускает пластмассовые вкладыши для унитазов, позволяющие пользоваться последними детям дошкольного возраста. Ребёнка необходимо научить самостоятельно садиться на вкладыш, пользоваться туалетной бумагой и обязательно мыть руки с мылом после посещения туалета.
Тщательное соблюдение чистоты — это не только метод сохранения здоровья ребёнка в настоящем, но и залог его чистоплотности в будущем. Особенно важно обучать чистоплотности девочек. Их необходимо ежедневно подмывать под струёй текущей воды (можно под душем, но струя воды не должна быть тугой, чтобы не раздражать половые органы). Удобнее это делать на ночь. При отсутствии в квартире душа нужно приготовить воду в специально предназначенной посуде (кувшин, кружка). Перед подмыванием руки тщательно моют с мылом, девочку садят на корточки над тазом и встают за её спиной. Взяв в левую руку посуду с водой, а в правую кусок ваты или чистой марли, смачивают их, намыливают и обмывают наружные половые органы движением спереди назад. Промежность и бёдра вытирают чистым, специально выделенным для этого полотенцем. Подмывать девочку какими-нибудь лекарственными растворами без назначения врача не рекомендуется. Если подмывание проводят регулярно каждый вечер, девочка к нему быстро привыкает и в дальнейшем уже не сможет обходиться без этой полезной процедуры. Трусики девочкам надо менять ежедневно. Одевать колготы (только хлопчатобумажные) без трусов негигиенично. Эластичные колготы девочкам-дошкольницам противопоказаны.
Молочные зубы ребёнка также нуждаются в постоянном тщательном уходе. Их эмаль тонкая и легко разрушается. Повреждённые зубы без своевременного лечения могут стать очагом хронической инфекции. К тому же инфекция может проникнуть в корень повреждённого зуба и оказать неблагоприятное влияние на формирование зачатков постоянных зубов. Удалять испорченные молочные зубы, что предпочитают делать некоторые родители, не всегда целесообразно. Это необходимо лишь тогда, когда зуб уже шатается и скоро' на его месте вырастет постоянный. Если же повреждённый молочный зуб держится прочно, то после его удаления из-за образовавшегося при этом свободного пространства соседние зубы могут занять неправильное положение и помешать нормальному росту постоянных зубов. С 3-летнего возраста ребёнка необходимо 2 раза в год показывать врачу-стоматологу для профилактического осмотра, выявления и лечения начальных стадий повреждения зубов.
Разрушению зубов у малышей способствует частое и неумеренное потребление сладостей и мучных изделий, при разложении остатков которых выделяется молочная кислота — питательная среда для размножения микроорганизмов, портящих зубы. Жевание сырых овощей и твёрдых фруктов очищает эмаль, укрепляет дёсны, улучшает кровообращение зубов, способствует правильному формированию костной основы челюстей. С 2-летнего возраста ребёнка нужно учить чистить зубы и полоскать рот кипячёной водой после каждого приёма пищи. Для этого целесообразно купить малышу детскую зубную щётку, стаканчик для полоскания и специальную детскую зубную пасту или порошок. Чистка зубов для маленьких детей — сложная процедура, и ею сразу овладеть непросто. Ребёнку надо рассказать, что зубы следует чистить и с наружной и с внутренней стороны, обратить внимание на необходимость движений щёткой сверху вниз и снизу вверх, показать, как правильно это делать.
К гигиеническим навыкам относится и внимание к внешнему виду. Малыш не должен ходить со спущенными чулками или расстёгнутыми сандаликами, в грязной одежде. Он обязан сам исправить небрежность в туалете или обратиться за помощью к взрослому. Ребёнок должен усвоить, что при входе в помещение надо вытереть ноги, что негигиенично ходить в комнате в чулках или колготах без тапочек, забираться в обуви на постель или диван. Детям необходимо внушить, что каждую вещь туалета, игрушки и другие принадлежности всегда нужно класть в определённое место.
Вредные привычки.
Роль привычки в жизни человека огромна. Недаром народная мудрость гласит: «Привычка — вторая натура». С привычками не рождаются, у детей они очень быстро формируются под влиянием воспитания и условий жизни. Это в равной мере относится к привычкам и полезным и вредным. Последние возникают при отсутствии целенаправленного воспитания полезных навыков. Некоторые дурные привычки являются следствием неправильного ухода. Если ребёнку регулярно не стригут ногти, они вырастают длинными и обламываются. Ребёнку это неприятно, он начинает их обкусывать и постепенно возникает привычка постоянно грызть ногти. Систематический уход за ногтями исключает появление вредного навыка. У ребёнка, не приученного пользоваться носовым платком, в носовых ходах образуются сухие корочки, которые он пытается отковырнуть пальцем. Повторение таких действий формирует привычку ковыряться в носу. Плохая привычка брать пищу немытыми руками, есть на улице, в транспорте или других общественных местах чаще всего прививается родителями, предлагающими ребёнку что-либо съестное в неподходящих условиях.
Плохие привычки очень устойчивы, поэтому их легче предупредить, чем от них избавиться. Здесь не помогут наказания и выговоры. Единственный путь — это спокойное убеждение и разъяснение, а также отвлечение внимания малыша на интересные и увлекательные занятия и, конечно, тщательный гигиенический уход, соблюдение режима дня, гигиенических условий сна и бодрствования и внимательное отношение ко всем действиям ребёнка.
Вырабатывать положительные
Таблица | |||||
Примерный режим для детей в возрасте 1—7 лет | |||||
Элементы режима дня |
Возраст детей (год) | ||||
1—1,5 |
1,5—2 |
2—3 |
3—5 |
5—7 | |
Подъём, утренний | |||||
туалет |
7.00—7.30 |
7.00—7.30 |
7.00—8.00 |
7.00—8.00 |
7.00—8.00 |
Завтрак |
7.30—8.00 |
7.30—8.00 |
8.00—8.30 |
8.00—8.30 |
8.00—8.30 |
Утреннее бодрствование, прогулка, | |||||
игры |
8.00—9.30 |
8.00—11.30 |
8.30—12.00 |
8.30—12.00 |
8.30—12.30 |
Сон |
9.30—11.30 |
— |
— |
— |
— |
Обед |
11.30—12.00 |
11.30—12.00 |
12.00—12.30 |
12.00—12.30 |
12.30—13.00 |
Прогулка, игры |
12.00—14.30 |
— |
— |
— |
— |
Сон |
14.30—16.00 |
12.00—15.30 |
12.30—15.00 |
12.30—14.30 |
13.00—14.30 |
Игры |
— |
— |
15.00—15.30 |
14.30—15.30 |
14.30—16.00 |
Полдник |
16.00—16.30 |
15.30—16.00 |
15.30—16.00 |
15.30—16.00 |
16.00—16.30 |
Прогулка, игры |
16.30—19.30 |
16.00—19.00 |
16.00—19.00 |
16.00—19.00 |
16.30—19.00 |
Ужин |
19.30—20.00 |
19.00—19.30 |
19.00—19.30 |
19.00—19.30 |
19.00—19.30 |
Тихие игры |
— |
19.30—20.30 |
19.30—20.30 |
19.30—20.30 |
19.30—20.30 |
Ночной сон |
20.00—7.00 |
20.30—7.00 |
20.30—7.00 |
20.30—7.00 |
20.30—7.00 |