Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 12:12, контрольная работа
В контрольной работе описана личная гигиена, в которую включены: распорядок дня, уход за телом и полостью рта, рациональное питание и т.д.
1.Введение …2 стр.
2. Понятия личной гигиены. …2-3 стр.
3. Гигиенические навыки. …3-5 стр.
4. Вредные привычки. …5 стр.
5. Режим дня. …6-7 стр.
6.Гигиена сна. …7-8 стр.
7.Одежда и обувь. …8-9 стр.
8.Заключение. … 10 стр.
9. Литература. … 11 стр.
Режим дня.
Неукоснительное соблюдение режима дня детьми в возрасте 1 — 7 лет является основным правилом для поддержания их высокого эмоционального тонуса и имеет большое воспитательное значение. Несоблюдение режима разрушает взаимосвязь биологических ритмов детского организма. На исключительное значение режима как дисциплинирующего фактора поведения детей указывал А. С. Макаренко: «В каждой семье должен существовать такой порядок, чтобы малейшее нарушение режима было обязательно отмечено. Это нужно делать с самого малого возраста ребёнка, и чем родители будут строже следить за выполнением режима, тем всё меньше будет нарушений и тем реже впоследствии придётся прибегать к наказаниям».
Главенствующее место в режиме дня детей после года занимает бодрствование. Дальнейшее развитие и укрепление нервной системы ребёнка позволяют ему бодрствовать без перерыва более длительное, чем в грудном возрасте, время. У него отпадает потребность во втором дневном сне, и малыш к полутора годам постепенно переходит на одноразовый сон. Продолжительность дневного сна на втором году жизни 3,5 часа, третьем —2,5, в возрасте 3—5 лет —2, к концу дошкольного возраста—1,5 часа. Если ребёнок днём систематически просыпается раньше положенного срока, значит, он быстрее отдохнул и восстановил свои силы для активных действий и удерживать его больше в постели нет нужды. Лежание без сна ничего не даёт ребёнку, он начинает шалить и активно сопротивляться пребыванию в постели либо может приобрести черты будущего «лежебоки».
Приведённые в таблице примерные режимы дня представляют схему, на которую следует ориентироваться. В зависимости от особенностей развития ребёнка, его здоровья, условий быта семьи в неё могут быть внесены соответствующие изменения. Детей с хорошим физическим и нервно-психическим развитием можно переводить на следующий возрастной режим несколько раньше, а ослабленных, длительно болевших лучше некоторое время оставить на режиме младшей возрастной группы. Если ребёнок спокойно относится к двухразовому дневному сну, быстро засыпает, лучше не спешить с переводом его на режим с одноразовым сном. И наоборот, когда малыш ранее полутора лет отказывается спать днём 2-й раз, можно раньше перейти на следующий возрастной режим. Отклонения режима дня по бытовым условиям семьи не должны быть резкими. Все режимные моменты можно сдвинуть на один час. Но при этом следует соблюдать интервалы между отдельными режимными моментами и длительность последних. Интервалы между кормлениями у детей преддошкольного и дошкольного возраста, даже сместившись во времени, должны составлять 3,5—4 часа, максимальная длительность бодрствования у детей до 1,5 лет — 3,5—4,5, от 1,5 до 2 лет — 4,5 — 5,5, в возрасте 2—3 лет — 5,5—6, 3—6 лет — 6—6,5 часа, продолжительность ночного сна в преддошкольном возрасте — 10,5—11, в дошкольном — 10—10,5 часа. Должны быть предусмотрены 3 прогулки на воздухе по 1,5—2 часа.
Любые компоненты режима дня должны носить стойкий характер и выполняться постоянно. У детей преддошкольного возраста это особенно важно в связи со сравнительно быстрым образованием положительных условных рефлексов и трудностью их переделки. Ломка установившегося распорядка жизни ребёнка особенно трудна, следствием её могут быть срывы в нервной деятельности, проявляющиеся нарушениями поведения, сна, отказом от еды. Разумеется, в обычной жизни трудно избежать разовых отклонений от режима дня, но они должны быть исключением.
Если режим дня соответствует
развитию и физиологическим возможностям
ребёнка, то он легко к нему привыкнет.
Правильное чередование бодрствования
и сна предупреждает переутомле
Гигиена сна.
Ребёнок преддошкольного и дошкольного возраста кроме ночного сна нуждается ещё и в самом полноценном дневном отдыхе. Наиболее полезен дневной сон на воздухе, но бывает, что практически организовать его не всегда возможно. Коляска для ребёнка уже мала, а кроватку выставить на балкон или во двор сложно. Поэтому в большинстве случаев приходится укладывать спать малыша и днём и вечером в помещении. Комнату перед сном обязательно проветривают. Во время сна, если позволяют условия, целесообразно оставить открытым окно или хотя бы форточку. Продолжительность сна в преддошкольном возрасте 14,5—13 часов в сутки (11 —10,5—ночной, 3,5—2,5—дневной сон), в дошкольном—12,5—12 часов (10,5—ночной, 2—1,5—дневной). Заботясь о длительности и глубине сна, следует сохранять тишину: выключить яркий свет, радио, не включать телевизор, громко не разговаривать, не выполнять шумную домашнюю работу. Кратковременный или поверхностный сон не обеспечивает детскому организму необходимого отдыха. Сну должна предшествовать определённая подготовка. Необходимо предложить ребёнку опорожнить кишечник и мочевой пузырь (дети дошкольного возраста должны это делать самостоятельно). Малыш должен умыться перед ночным сном и почистить зубы. Укладывая дошкольника, нужно проследить, чтобы снятая одежда была аккуратно сложена, надета ночная рубашка или пижама, чтобы ребёнок лёг в постель на правый бок и положил поверх одеяла левую руку. Затем малыша оставляют одного, не ожидая, пока он уснёт. Дети дошкольного возраста, как правило, засыпают быстро. Чтобы ребёнок скорее засыпал, можно поддерживать такой ежедневный ритуал, как прослушивание любимой песенки или просмотр телевизионной передачи «Спокойной ночи, малыши». Ночной сон у детей обычно глубокий, и строгое соблюдение тишины необязательно. Ребёнок не проснётся, даже если в соседней комнате включить радиоприёмник или телевизор. Следует иметь в виду, что подвижные игры перед сном затрудняют засыпание. За 30—40 мин до сна следует занять малыша спокойной деятельностью: рассматриванием или раскрашиванием картинок, рисованием.
Одежда и обувь.
Основное требование к детской одежде — её рациональность. Она должна обеспечить ребёнку в первую очередь комфорт и благоприятный микроклимат. Эстетические требования тоже высоки, однако стоят на втором плане. Поэтому родителям, выбирающим одежду малышу, следует учитывать, прежде всего, её теплоизолирующие свойства, лёгкость, удобство покроя. Детская одежда не должна стеснять движения ребёнка и нарушать физиологические функции кожи. Ткани, из которых она сшита, должны быть воздухопроницаемыми, обладать высокой гигроскопичностью, не терять своих качеств после стирки и глажения. Всем этим требованиям удовлетворяют хлопчатобумажные ткани, используемые для детского белья и верхней комнатной одежды.
Требованиям к уличной одежде в большей мере отвечают лёгкие шерстяные ткани. Удобна одежда из хлопчатобумажного или шерстяного трикотажа — он лёгок, эластичен, хорошо сохраняет тепло. Тепловые свойства одежды выше, если она состоит из нескольких слоев, так как потере тепла препятствуют воздушные прослойки. Две тонкие рубашки лучше удерживают тепло, чем одна плотная.
Со 2-го года жизни бельё и верхняя одежда приобретают всё большее сходство с гардеробом взрослого. У малыша появляются майки, трусы, чулки или колготы, рубашки, платья, кофточки, костюмы, пальто, шубы, курточки и т. п. Все эти вещи, как правило, покупаются в детских магазинах. При выборе их рекомендуется руководствоваться следующими требованиями.
Бельё желательно выбирать трикотажное или из тонкой мягкой ткани, хлопчатобумажное, свободного покроя, без лишних украшений. Верхнее платье может быть разного фасона, но должно соответствовать росту малыша, не иметь тугих воротников, манжет, легко и быстро надеваться и сниматься. Наиболее удобной верхней уличной одеждой для детей преддошкольного и дошкольного возраста является комбинезон. Он не стесняет движений ребёнка, в нём удобно играть. Водоотталкивающая ткань, из которой шьётся верх комбинезона, не только предохраняет от промокания, но и защищает от ветра. Комбинезон легко чистится. К нему не нужен шарф. Последний предназначен защищать шею от трения верхней одежды или прикрывать её в холодное время года, если пальто по своему фасону не выполняет этой функции. Хотя детская верхняя одежда всегда предусматривает глухую защиту шеи, родители обычно поднимают воротник пальто или шубы и туго повязывают шарф поверху, что приводит к сдавливанию и перегреванию шеи. При этом вдыхаемый холодный воздух вызывает чрезмерное охлаждение слизистых оболочек носоглотки. Ребёнку не нужны дорогие костюмчики, в которых ему не разрешают играть на полу, в ящике с песком, взбираться на лесенки, съезжать с горки, кататься на велосипеде или возиться с предметами, загрязняющими одежду. Все виды одежды малыша должны хорошо и легко стираться, чтобы он не боялся испачкаться. Одежду детей дошкольного возраста следует стирать обычным хозяйственным мылом. Не рекомендуется пользоваться синтетическими стиральными порошками, которые трудно выполаскиваются и могут быть причиной появления у детей аллергических реакций и даже заболеваний.
Детское бельё, включая постельное, не рекомендуется крахмалить, так как оно делается более жёстким, менее воздухопроницаемым и гигроскопичным.
Главное требование к обуви — полное соответствие размерам и форме стопы. Детская обувь должна быть лёгкой, мягкой, иметь, эластичную подошву с невысоким каблучком. Задник должен плотно удерживать пятку, чтобы она не сдвигалась назад и наружу и не соскальзывала к носку. При правильно подобранной обуви дети могут свободно двигать пальцами ног, а расстояние от конца большого пальца до внутренней поверхности ботинка или туфель составляет 0,5—1 см. Для соблюдения этого требования обувь ребёнку примеривают на обе ноги и не в сидячем положении, а когда он стоит и на стопу приходится нагрузка всей массы тела.
Ноги у ребёнка растут быстро. Поэтому необходимо постоянно следить, не жмут ли ботинки или туфли. Обувь, из которой дети выросли, сдавливает стопу, нарушая кровообращение, что отрицательно сказывается на её нормальном развитии. Большая обувь, купленная на вырост, часто образует потёртости.
Правильно подобранную обувь малышу считается нормальным менять через 6— 8 месяцев. Для зимы хороша обувь из фетра, сукна, а также утеплённые ботинки или сапожки. Валенки рекомендуется носить только на улице при большом морозе, но не в помещении, так как они не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к детской комнатной обуви. То же относится и к резиновым сапожкам. Их можно надевать только в дождливую погоду или для прогулки по мокрой траве. Надевать резиновые сапожки нужно поверх тонкого шерстяного носка, хорошо впитывающего влагу, внутрь целесообразно положить суконную стельку.
В качестве летней обуви используют туфли, сандалии из кожаных или текстильных материалов. Верх летней обуви должен быть ажурным, что обеспечивает циркуляцию воздуха и предохраняет стопу от перегревания. В последнее время широко распространена спортивная обувь. Некоторые её виды (кеды, кроссовки) используют не только при занятиях спортом, но и для повседневного ношения на улице и дома. Это неправильно и вредно. Каждый вид спортивной обуви должен использоваться строго по своему назначению. Детская обувь должна хорошо крепиться к ноге.
Чулки, носки, колготы для детей
должны быть хлопчатобумажными, что
обеспечивает их гигроскопичность. Изделия
из синтетических волокон
Гладкую подошву новых ботиночек
или туфелек целесообразно
Заключение.
Жизнь нам дается один раз, и мы не должны ее проживать, так как нам не хочется, мы должны жить в свое удовольствие, но не забывать, что рядом живут тоже люди…
Общественное значение личной гигиены
определяется тем, что несоблюдение
ее требований в повседневной жизни
может оказывать
По мнению многих исследователей, здоровый
образ жизни, постоянное соблюдение рационального
режима дня,
питания, отказ от вредных привычек значительно
увеличивают продолжительность жизни
человека.
Не случайно выдающийся физиолог И.
П. Павлов указывал, что длительность
жизни современного человека должна
быть не менее 100 лет, и если этого
не наблюдается, то в значительной
мере вследствие нашего безобразного
отношения к собственному организму.
Для того чтобы быть здоровым, сильным,
выносливым, высокоработоспособным, нужно
быть внимательным к своему здоровью.
Литература
1.Обреимова Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
2. Сердюковская Г.Н. Гигиена детей и подростков: Учебник/ Под ред. Г.Н. Сердюковской. – М.: Медицина, 1989 Сердюковская Г.Н. Гигиена детей и подростков: Учебник/ Под ред. Г.Н. Сердюковской. – М.: Медицина, 1989
3. Кабанов А. Н. и Чабовская А. П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. Учебник для дошкольных педучилищ. М., "Просвещение", 1969.
4.