Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к трудовой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:01, реферат

Описание работы

Для чего нужна будущему специалисту специальная психофизическая подготовка к профессии? Это связано с влиянием современной технизации труда и быта на жизнедеятельность человека, с изменением функциональной роли человека в современном производственном процессе и другими факторами, которые будут рассмотрены ниже.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….…3
Краткая историческая справка о направленном использовании физических упражнений для подготовки к труду ………………………………..………………4
Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду в современных условиях:
1. Влияние современной технизации труда и быта на жизнедеятельность человека……………………………………………………………………………….6
2. Обеспечение психофизической надежности будущих специалистов в избранном виде профессионального труда. ……………………………………....10
Определение понятия ППФП, ее цель и задачи ……………………….………….11
Прикладные знания, умения, навыки………………………………………………12
Прикладные психофизические и специальные качества…………………………13
Заключение…………………………………………………………………………..16
Список использованной литературы…………………………………………….…17

Файлы: 1 файл

ФК.docx

— 41.47 Кб (Скачать файл)

Проблема  заблаговременной профессионально  направленной психофизической подготовки является наиболее актуальной именно в специальных учебных заведений.

Определение понятия ППФП, ее цель и задачи

 

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) - это специально направленное и избирательное использование  средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Цель ППФП - психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности. Чтобы достичь эту цель, необходимо создать у будущих специалистов психофизические предпосылки и готовность:

  • к ускорению профессионального обучения;
  • к достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии;
  • к предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечению профессионального долголетия;
  • к использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время;
  • к выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе.

Конкретные задачи ППФП студентов  определяются особенностями их будущей  профессиональной деятельности и состоят  в том, чтобы:

  • формировать необходимые прикладные знания,
  • осваивать прикладные умения и навыки;
  • воспитывать прикладные психофизические качества;
  • воспитывать прикладные специальные качества.

Остановимся подробнее на смысловом  содержании перечисленных конкретных задач.

 

Прикладные знания, умения, навыки

 

Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью, их можно получить в  процессе физического воспитания, на лекциях по учебной дисциплине "Физическая культура", во время кратких методических бесед и установок на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях, путем самостоятельного изучения литературы. Специфические прикладные знания о  необходимой психофизической подготовленности можно получить также в учебном  материале и по другим дисциплинам ("Техника безопасности" и др.). Следует отметить, что знания о  закономерностях повышения спортивной работоспособности имеют единую психофизиологическую основу со знаниями о достижении и поддержании высокой  профессиональной работоспособности  человека в сфере труда.

Возьмите пример со спортсменами-альпинистами. В ходе своей спортивной практики они узнают многие сведения о влиянии  горной гипоксии (недостаток кислорода) на организм человека, о путях преодоления  ее и т.п. Эти же знания необходимы геодезистам, геологам, гляциологам, работающим в горах. Можно привести еще массу  подобных примеров о прикладных знаниях, которые приобретаются в спортивной практике и могут быть использованы специалистами различного профиля  в своей работе.

Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных профессиональных видов  работ, способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач (плавание, ходьба на лыжах, гребля, управление автомототранспортом, езда на лошади и др.). Естественно, что  этими умениями и навыками лучше  владеет человек, занимающийся прикладными  видами спорта: туризмом, автомотоспортом, водными и различными видами конного  спорта и т.д.

 

Прикладные психофизические  и специальные качества

 

Прикладные психофизические качества - это обширный перечень необходимых  для каждой профессиональной группы прикладных физических и психических  качеств, которые можно формировать  при занятиях различными видами спорта.

Прикладные физические качества - быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость необходимы во многих видах  профессиональной деятельности, где  специалистам для качественного  выполнения работы требуется или  повышенная общая выносливость, или  быстрота, или сила отдельных групп  мышц, или ловкость. Заблаговременное акцентированное формирование этих прикладных качеств в процессе физического  воспитания до профессионально требуемого уровня и является одной из задач  ППФП.

Прикладные психические качества и свойства личности, необходимые  будущему специалисту, могут формироваться  и на учебно-тренировочных занятиях, и самостоятельно. Нельзя сделать  человека смелым, мужественным, коллективистом с помощью одних разговоров. Его  обязательно надо ставить в условия, когда требуется проявить эти  качества. Именно на спортивных тренировках, при регулярных самостоятельных  занятиях физической культурой могут  быть созданы условия, при которых  проявляются такие волевые качества, как настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самообладание, самодисциплина.

Направленным подбором упражнений, выбором видов спорта, спортивных игр можно акцентировано воздействовать на человека, способствуя формированию конкретных психических качеств  и свойств личности, определяющих успешность профессиональной деятельности.

Например, все представляют, что  инженеру-строителю для выполнения контрольных и других профессиональных обязанностей необходимо иногда подниматься  на строящееся высотное здание или  сооружение. Но ведь с непривычки далеко не все могут по временно-сооруженным  переходам, щитам и лесенкам без  поручней подняться на значительную высоту. Боязно.

Ну и где лучше привыкать  к этой непривычной высоте - на стройке  под насмешливым взглядом рабочих  или заблаговременно в годы учебы  в учебном заведении?

О том, что эту, казалось бы, простейшую жизненную задачу нужно решить еще  на занятиях по ППФП, дает представление  очень наглядный и убедительный пример, который привел в одной  из своих работ профессор Н.Г. Озолин. Говоря о том, что при формировании какого-либо умения или навыка надо занимающегося постепенно подводить  при обучении к выполнению упражнения в "рабочей" обстановке, он подчеркнул, что можно без труда выработать у занимающихся прочный навык  хождения по бревну, лежащему на земле, но мало кто из них сразу же пойдет по бревну, поднятому на высоту нескольких метров. Боязнь упасть, излишняя мышечная напряженность не позволяют сразу  проявить выработанный навык. Нужна  специальная тренировка с постепенным  усложнением задачи - постепенным  повышением высоты установки бревна. А то, что гимнасты, прыгуны в  воду быстрее и лучше справятся  с вышеприведенной задачей, чем, например, штангисты, пловцы или бегуны, вполне очевидно не только для специалистов. Этот пример показывает возможность  и необходимость в ряде случаев  воспитания прикладных психических  качеств посредством именно специально подобранных физических упражнений при подготовке человека к избранной  им профессиональной деятельности.

Многие спортивные и особенно игровые  моменты могут моделировать возможные  жизненные ситуации в производственном коллективе при выполнении профессиональных видов работ. Воспитанная в спортивной деятельности привычка соблюдать установленные  нормы и правила поведения (чувство  коллективизма, выдержка, уважение к  соперникам, трудолюбие, самодисциплина) переносятся в повседневную жизнь, в профессиональную деятельность. Сознательное преодоление трудностей в процессе регулярных занятий физической культурой  и спортом, борьба с нарастающим  утомлением, ощущениями боли и страха воспитывают волю, самодисциплину, уверенность в себе.

Прикладные специальные качества - это способность организма противостоять  специфическим воздействиям внешней  среды: холода и жары, укачивания в  автомобиле, на море, в воздухе, недостаточного парциального давления кислорода в  горах и др. Такие способности  можно развивать путем закаливания, дозированной тепловой тренировки, специальными упражнениями, воздействующими на вестибулярный  аппарат (кувырки, вращения в различных  плоскостях), укреплением мышц брюшного пресса, упражнениями на выносливость, при которых возникает двигательная гипоксия и т.д.

Формировать специальные качества можно в процессе ППФП не только с помощью специально подобранных  упражнений, но и при регулярных занятиях соответствующими в каждом случае (прикладными) видами спорта. Следует  иметь в виду и особенности  так называемой неспецифической  адаптации человека. Установлено, что  хорошо физически развитый и тренированный  человек быстрее акклиматизируется  в новой местности, легче переносит  действие низкой и высокой температуры, более устойчив к инфекциям, проникающей  радиации и т.д.

 

Заключение

 

Итак, из всего, что было сказано  выше в реферате, следует вывод, что, без сомнений, каждая профессия имеет свою двигательную специфику, отличающуюся условиями труда, психофизиологическими характеристиками и предъявляющая различные требования к уровню развития физических качеств, психофизиологических функций и психических свойств и качеств человека.

В наше время стремительного научно-технического прогресса: современная технизация труда и быта, определяющая роль человека в современном производственном процессе, необходимость перемены и разделения труда, необходимость обеспечения высокого уровня интенсивности и индивидуальной производительности специалиста - обусловливают чрезвычайную важность психофизической подготовки молодежи к профессии. И эта подготовка обязательно должна осуществляться в период обучения в вузе, техникуме, лицее, а основа ее должна закладываться еще на уроках физической культуры в школе.

 

Список  использованной литературы:

 

  1. Фискалов В.Д.: «Спорт и система подготовки спортсменов: учебник» / М., «Советский спорт», 2010.
  2. Ильинич В. И.: «Физическая культура студента» / М., «Гардарика», 2005.
  3. http://gendocs.ru/v37221/?cc=9
  4. http://ru.convdocs.org/docs/index-108708.html
  5. http://www.gubkin.ru/faculty/humanities/chairs_and_departments/physical_education/lecture/lecture8.php

 



Информация о работе Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к трудовой деятельности