Место и значение лыжного спорта в системе физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 22:47, реферат

Описание работы

1. Классификация лыжного спорта
2. Из истории развития лыжного спорта
3. Способы переходов с одного лыжного хода на другой

Файлы: 1 файл

руб физ-ра.docx

— 51.04 Кб (Скачать файл)

Эффективность   общей   физической   подготовки   определяется динамикой результатов в определенных стандартных, периодически выполняемых упражнениях (контрольных).

Средствами специальной физической подготовки являются: передвижение на лыжах различными способами, прыжки на лыжах с трамплинов разной проектной мощности, специальные упражнения на снарядах и со снарядами, а также без них.

Примерный перечень специальных упражнений лыжника-двоеборца в подготовительном периоде выглядит таким образом:

  1. Передвижение различными способами и с различной интенсивностью на лыжероллерах.

  1. Прыжки на лыжах с трамплинов различной проектной мощности с искусственным покрытием.

  1. Упражнения в равновесии, на месте и в движении на опоре с суженной площадью.

  1. Имитация поз и положение техники лыжного двоеборья (лыжника-гонщика и прыгуна) в динамическом и изометрическом режимах для совершенствования техники и выносливости.

  1. Прыжки в глубину с имитацией фаз прыжка на лыжах, со страховкой партнера и без нее.

  1. Различные упражнения на батуте.

  1. Прыжки в воду.

Сокращение объема средств развития выносливости в лыжных гонках может привести к тому, что присущая двоеборцу скорость не может быть использована на всей дистанции из-за преждевременного утомления. Уменьшение тренировочной нагрузки при развитии силы приводит к ухудшению показателей силы, что, в свою очередь, вызывает снижение мощности финального усилия при отталкивании в прыжках на лыжах с трамплина.

Круглогодичное использование средств разносторонней физической подготовки, в том числе и в соревновательном периоде, в сочетании с тренировкой в лыжном Двоеборье, правильное дозирование нагрузки, учет индивидуальных особенностей двоеборца — все это способствует неуклонному росту тренированности.

Важное значение приобретает тактическое мышление, которое проявляется в способности двоеборца оценивать условия спортивной борьбы и самостоятельно находить наиболее правильное тактическое решение. Для составления предварительного тактического плана как для гонок, так и для прыжков важны: теоретические знания о целесообразных вариантах раскладки сил на дистанции, способах прохождения участков с различным рельефом, конкретные сведения о профиле дистанции, состоянии снега, особенностях данного трамплина, метеоусловиях, сильных и слабых сторонах собственной физической и технической подготовленности, о подготовленности противников и их тактике, о результатах жеребьевки и первого дня соревнования и т. д. Затем необходимо решить вопросы, возникающие в связи с конкретными обстоятельствами.

Не менее важна и морально-волевая подготовленность спортсмена. Морально-волевая подготовка — важный и сложный процесс нравственного воспитания.

Теоретическая подготовка позволяет лыжнику-двоеборцу принимать активное участие в планировании и анализе тренировочных упражнений, наделяет его способностью правильно оценивать каждый свой шаг, каждое задание.

Разностороннее совершенствование — необходимое условие достижения высокого мастерства. Однако на известных этапах тренировка должна быть узкоспециализированной, иначе невозможно подвести лыжника-двоеборца к высоким достижениям в каких-то конкретных соревнованиях.

Взаимодействие утомления и восстановления, обратная зависимость между объемом и интенсивностью нагрузок, запаздывание приспособительных перестроек по отношению к динамике тренировочных нагрузок и некоторые другие закономерности процесса тренировки вызывают необходимость волнообразного изменения нагрузок следующим образом: малые волны характеризуют динамику нагрузок от 2 до 7 дней, средние волны отражают общую тенденцию динамики нагрузки в нескольких недельных циклах, большие волны характеризуют общую тенденцию динамики нагрузок в периодах тренировки.

Все категории волн нагрузок имеют отношение как к динамике объема, так и к интенсивности, но максимальные их значения, как правило, не совпадают по времени.

Для примера остановимся на характерных особенностях четырех различных недельных циклов, принятых у лыжников-двоеборцев.

В первую неделю планируют одно занятие с большой нагрузкой.

Во второй неделе можно планировать два тренировочных занятия с большой нагрузкой.

В третьей неделе нагрузка увеличивается от занятия к занятию и к концу недели становится максимальной.

В четвертой неделе объем и интенсивность постепенно уменьшаются.

Каждый очередной цикл не является простым повторением предыдущего. Он строится на новой основе. Частично изменяются средства и методы тренировки, усложняются тренировочные задания и т. д.

4. Способы переходов с одного лыжного хода на другой

Трассы лыжных гонок за последние годы стали значительно сложнее. Усложнение трасс требует от гонщиков не только высокой общей, специальной и волевой подготовленности, но и владения достаточно широким арсеналом способов передвижения, позволяющим, не снижая скорости, перейти с одного способа хода на другой.

Ведущие лыжники-гонщики чередуют способы ходов не только когда этого потребует рельеф местности.

Неумение ритмично, не нарушая непрерывности движения, перейти с одного способа хода на другой влечет за собой повышение нервной стимуляции и мышечной активности гонщика, сбивает с темпа и вызывает потерю скорости.

Для совершенствования техники владения лыжами гонщику необходим большой диапазон движений, который позволит передвигаться свободно и ритмично на самом сложном рельефе местности.

В настоящее время распространено несколько способов переходов с одновременных ходов на попеременные: прямой переход, переход с прокатом и переход с движением одной рукой вперед, другой назад. Первые два наиболее эффективны.

При смене попеременного двухшажного хода на одновременный наиболее эффективными и распространенными являются переход без шага, через один и два шага.

Переходы от одновременных к попеременным ходам.

Прямой переход. На выполнение прямого перехода гонщик затрачивает 1,2-1,7 сек. и в зависимости от условий скольжения и интенсивности гонки проходит за это время 4,5-7 м.

При этом способе перехода гонщик начинает движения аналогично началу одновременного одношажного хода. Как только закончено скольжение на двух лыжах и палки вынесены кольцами вперед, гонщик переходит к отталкиванию ногой. Одновременно с толчком правой ногой ставят правую палку в снег, левую держат на весу. Закончив толчок правой ногой, переходят к скольжению на левой — начинается толчок правой рукой. С окончанием толчка правой рукой начинается толчок левой ногой; одновременно левую палку ставят в снег. Завершив толчок ногой и немного проскользив на правой лыже, гонщик переходит к толчку левой рукой. Теперь созданы условия для безостановочного перехода на попеременный двухшажный ход.

Прямой переход обычно применяют после одновременного одношажного хода.

Переход с прокатом. На переход с прокатом лыжнику требуется несколько меньше времени, чем на прямой переход,—1-1,5 сек. Длительность перехода также несколько меньше — 4-6 м.

Движение лыжник начинает аналогично одновременному двухшажному ходу или стартовому варианту одношажного хода. С окончанием скольжения на сомкнутых лыжах гонщик одновременно с толчком ногой начинает выносить обе руки вперед, как и в начале одновременного двухшажного хода.

Завершив толчок левой ногой, гонщик переходит к скольжению на правой лыже, держа палки на весу и готовясь поставить левую палку на снег. Проскользив некоторое время пассивно на одной ноге, он выполняет толчок левой рукой, а затем отталкивается правой ногой. С окончанием толчка правой ногой переходят к толчку правой рукой. Теперь лыжник может свободно, не нарушая темпа, продолжать движение попеременным двухшажным ходом.

Переход с прокатом, как правило, применяется при смене одновременных ходов — двухшажного и одношажного на попеременный двухшажный.

Переходы от попеременных к одновременным ходам

Переход без шага.Этот переход позволяет лыжнику в наикратчайшее время и в темпе гонки перейти с попеременного двухшажного хода на одновременные. На его выполнение затрачивается 0,5-0,9 сек., в течение которых гонщик проходит 2-5 м. Несложная координация движений позволяет лыжникам очень быстро освоить технику перехода. Преемственность движений от одного хода к другому создается сразу, без дополнительных шагов.

Оттолкнувшись ногой и перейдя к скольжению на одной лыже, лыжник не отталкивается вынесенной вперед палкой, как это делается в попеременном ходе, а немного задерживает ее. Одновременно задерживается в положении сзади и одноименная нога. В этот короткий промежуток времени лыжник выносит вперед другую руку. Теперь созданы условия для выполнения толчка одновременно двумя руками. С началом толчка руками гонщик активно переносит свободную ногу к опорной. Эти два движения должны быть выполнены одновременно, синхронно.

Переход без шага чаще и успешнее всего используют при смене попеременного двухшажного хода на одновременный одношажный.

Переход через шаг. На выполнение перехода через шаг лыжник затрачивает 0,9- 1,4 сек., преодолевая за это время 4-6,5 м.

Суть перехода заключается в том, чтобы, не нарушив ритма движения, темпа и не снизив общей скорости, создать полную преемственность в структуре движений.

Закончив толчок одной ногой, гонщик переходит к скольжению на другой. Рука с палкой, обращенной нижним концом от себя, находится впереди. На протяжении пассивного скольжения на одной ноге другую руку также выносят вперед. Пассивное скольжение кончается — начинается толчок ногой. В это время и при переходе к скольжению на одной ноге обе палки должны быть подготовлены для постановки на снег, чтобы выполнить толчок обеими руками одновременно.

Переход через два шага. Переход через два шага требует большего времени для выполнения движения по сравнению с предыдущим — 1,4-1,9 сек. За это время лыжник проходит 5—8 м.

Закончив толчок ногой, лыжник переходит к скольжению на одной ноге; рука вынесена вперед. Во время скольжения другую руку также выносят вперед, но палка все еще обращена кольцом назад. В процессе толчка ногой и пассивного скольжения гонщик готовит обе палки для постановки в снег. С началом второго толчка ногой их ставят в снег кольцами от себя, переходя  в положение, удобное для начала толчка руками. Принятое положение позволит сразу же после завершения толчка ногой выполнить толчок двумя руками, создав тем самым условия для выполнения любого одновременного хода.

Гонщики должны в совершенстве владеть несколькими способами переходов. Кроме того, они должны уметь в равной мере выполнять переход как под левую, так и под правую руку — это значительно расширит двигательный диапазон гонщика.

 

Список использованной литературы

Котелли Франко и Марио. Лыжи будущего. Пер. с итал. М.: Физкультура и спорт, 1978.

Лыжный спорт. Учебник для средних физкультурных учебных заведений. Под ред. Матвеева Э. М. М.: «Физкультура и спорт», 1975.

Шапошникова В. И. Многолетняя подготовка юных лыжников-гонщиков. М.: Физкультура и спорт, 1988.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

  1. Место и значение лыжного спорта в системе физического воспитания. Классификация лыжного спорта

2. Из истории развития лыжного спорта

3. Лыжное двоеборье и его характеристика

 4. Способы переходов с одного лыжного хода на другой

 Список использованной  литературы

 

 


Информация о работе Место и значение лыжного спорта в системе физического воспитания