Методические принципы физического воспитания и их реализации в процессе занятий физическими упражнениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время невозможно не признать важнейшей роли образа жизни человека в сохранении и укреплении здоровья, где ведущее место занимает физическая культура. В возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому развитию растущего организма и его совершенствованию, укрепления здоровья, но и формирования духовных качеств личности. Все это становится возможным и реальным при правильной постановке физического воспитания, осуществлении его в органической связи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим .
Физическая культура — это самостоятельная область общей культуры человека. Древнейшим ее компонентом является физическое воспитание, возникшее еще в первобытном обществе в связи с естественной необходимостью для человека выжить в борьбе за свое существование.

Содержание работы

Введение
1. Основы физического воспитания
1.1.Методические принципы физического воспитания
1.2.Средства физического воспитания
1.3.Методы физического воспитания
2. Реализация принципов физического воспитания в процессе занятий физическими упражнениями
Список литературы

Файлы: 1 файл

Методические принципы Методические принципы физического воспитания и их реализации в процессе занятий.docx

— 48.65 Кб (Скачать файл)

Методические принципы физического воспитания и их реализации в процессе занятий физическими  упражнениями

Hits: 12763

Содержание

Введение

1. Основы физического воспитания

1.1.Методические принципы физического  воспитания

1.2.Средства физического воспитания

1.3.Методы физического воспитания 

2. Реализация принципов физического воспитания в процессе занятий физическими упражнениями

Список  литературы

Введение.

В настоящее время невозможно не признать важнейшей роли образа жизни  человека в сохранении и укреплении здоровья, где ведущее место занимает физическая культура. В возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому развитию растущего организма и его  совершенствованию, укрепления здоровья, но и формирования духовных качеств  личности. Все это становится возможным  и реальным при правильной постановке физического воспитания, осуществлении  его в органической связи с  другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим .

Физическая культура — это самостоятельная  область общей культуры человека. Древнейшим ее компонентом является физическое воспитание, возникшее еще  в первобытном обществе в связи  с естественной необходимостью для  человека выжить в борьбе за свое существование.

Физическая культура личности как  сторона ее культуры является фактором, влияющим на поведение человека. От ее сформированности в значительной мере зависит самостоятельное использование средств физической культуры для физического самосовершенствования, формирования.

Вместе с тем было бы ошибкой  отождествлять оздоровительную  физическую культуру только с совершенствованием телосложения, с формированием высокого уровня физической подготовленности, двигательных умений и навыков, то есть с задачами только двигательного  характера. Оздоровительная физическая культура предполагает не изолированное  развитие физических способностей, а  их взаимодействие с духовным, эстетическим, интеллектуальным совершенствованием личности. Она является одним из важнейших средств воспитания человека.

Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений и навыков, а так же на развитие разносторонних физических способностей человека.

Нельзя забывать и о том, что  бессистемное обучение физической культуре может не помочь, а, наоборот, навредить  организму. Необходимо помнить о  том, что полезно только физическое воспитание, основанное на строгой  и понятной системе.

1. Основы физического воспитания.

1.1. Методические принципы  физического воспитания.

Физическое воспитание как вид  воспитания, специфическим содержанием  которого являются обучение движениям  и управление развитием физических качеств человека. Когда необходимо подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению  к трудовой, оборонной и иной деятельности говорят о физической подготовке.

Методика лишь тогда ведет кратчайшим путем к цели, когда основывается на верных принципах. Наиболее общие  отправные положения, определяющие всю направленность и организацию  деятельности по физическому воспитанию в нашем обществе, - это принципы всестороннего гармонического развития личности, связи воспитания с трудовой и оборонной практикой и оздоровительной  направленности. Есть вместе с тем  ряд принципов, которые выражают главным образом методические закономерности педагогического процесса и в  силу этого являются обязательными  при осуществлении образовательных  и воспитательных задач. Это принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, постепенного повышения  требований.

Большинство названных принципов  совпадает по наименованию с известными общедидактическими принципами, поскольку физическое воспитание есть вид педагогического процесса, то на него распространяются общие принципы педагогики. Но последние получают в сфере физического воспитания соответствующую конкретизацию и дополняются специальными положениями, отражающими его особенности.

Методические принципы физического  воспитания:

  1. сознательность и активность;
  2. наглядность;
  3. доступность;
  4. систематичность;
  5. динамичность.

Однако в сфере физического  воспитания и, в частности, в области  спортивной подготовки эти принципы наполняются содержанием, отражающим специфику процесса.

Принцип сознательности и активности. Этот принцип предусматривает формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Это обеспечивается определенной мотивацией, например, желанием укрепить здоровье, внести коррекцию в телосложение, достичь высоких спортивных результатов. В качестве мотива может быть просто желание активно отдохнуть или получить хорошую оценку по физической культуре. В любом случае важно, чтобы был сформулирован четкий личный мотив занятий физическими упражнениями и развился устойчивый интерес к ним. Однако необходимая мотивация к занятиям у некоторых студентов возникает не сразу. Здесь потребуется индивидуальная разъяснительная работа преподавателя со студентом. Одновременно необходим сознательный анализ и самоконтроль успехов и неудач самого занимающегося.

Преподаватель должен уметь раскрыть суть любого задания на учебном занятии  или тренировке. Он может пояснить, почему предлагается такое, а не иное упражнение, почему необходимо соблюдать  именно этот алгоритм выполнения. Студентам I курса следует пояснить, что  путь к физическому совершенству — большой напряженный труд, где  неизбежны утомительные, нередко  однообразные, упражнения и скучные  задания, преодоление определенных индивидуальных трудностей.

Принцип наглядности. Наглядность — необходимая предпосылка освоения движения. В процессе учебно-тренировочного занятия главное — создать правильное представление, образ двигательного задания или отдельного элемента перед попыткой выполнить его.

Непосредственная наглядность  — это показ двигательного  задания самим преподавателем или  наиболее подготовленным студентом. Но ее можно дополнить и пособиями, и техническими средствами, и имитационными  действиями с помощью предметов, и образными выражениями.

Тренировочное задание может восприниматься не только глазами, но и другими органами чувств. В некоторых спортивных движениях  важную роль играет ритм. В этом случае понятие «наглядность» включает и слуховое восприятие, дополняющее  зрительное.

Принцип наглядности должен присутствовать не только на этапе первоначального  обучения, но и на других этапах технического совершенствования двигательного  действия или спортивного мастерства.

Принцип доступности. Этот принцип обязывает строго учитывать возрастные и половые особенности, уровень подготовленности, а также индивидуальные различия в физических и психических способностях занимающихся.

Доступность не означает отсутствие трудностей в учебно-тренировочном  процессе, а предполагает посильную  меру этих трудностей, которые могут  быть успешно преодолены. Занимающийся в этом процессе — не пассивный  субъект, а активно действующее лицо. Полное соответствие между возможностями и трудностями при мобилизации всех сил занимающегося и означает оптимальную меру доступности.

Конкретные данные о возможностях занимающихся преподаватель или  тренер получает путем тестирования и систематического врачебного контроля. Вот почему в начале каждого учебного года в высшем учебном заведении  программой по физической культуре предусмотрено  тестирование студентов в основных упражнениях, характеризующих их физическую подготовленность: в скоростно-силовых  упражнениях, в упражнениях «на  выносливость» и силу основных мышечных групп. Определяя меру соответствия между возможностями и трудностями освоения учебного материала, специалист ориентируется на утвержденные программные и нормативные требования для студентов высших учебных заведений, разработанные на основе научных данных и обобщения практического опыта.

Таким образом, принцип доступности  в практике физического воспитания студентов предусматривает определение  посильного упражнения, задания, оптимальных  методических условий для их реализации. Уровень доступности заданий  связан с необходимостью преодоления  некоторой частью студентов объективных  трудностей при достижении установленных программой нормативных требований.

В практике работы с учебными группами приходится сталкиваться с разным уровнем  общей физической подготовленности. Поэтому чаще всего всей группе даются задания усредненной сложности, доступные «средней части» студентов (фронтальный подход).Отрицательная сторона этого подхода в том, что сильнейшая часть группы работает в облегченных условиях, а слабейшая — в усложненных.

По мере более глубокого знакомства с учебной группой преподаватель  все чаще применяет так называемый групповой подход, когда внутри учебной группы определяются микрогруппы по степени их подготовленности к определенному заданию. Каждая из микрогрупп получает оптимальное задание. Микрогруппы не постоянны, так как у каждого студента своя «степень доступности» при выполнении разных упражнений. Групповой подход более эффективен, чем фронтальный, он требует от преподавателя-тренера хорошего знания занимающихся учебно-тренировочной группы.

Индивидуальный подход учитывает  возможности каждого занимающегося  при определении учебно-тренировочного задания. Его чаще применяют в  спортивной подготовке, где тренер встречается с учеником на учебно-тренировочных  занятиях почти ежедневно в течение  ряда лет, а количество одновременно занимающихся на одном занятии — 1—8 чел. (за исключением некоторых  спортивных игр). В практике работы по физической культуре преподаватель  использует индивидуальный подход, чтобы  определить дополнительные доступные  задания студенту, отстающему по какому-либо разделу, для самостоятельных занятий  во внеурочное время.

Границы доступного изменяются по мере развития физических и духовных сил  занимающихся: что было недоступным  на одном этапе подготовки, становится в дальнейшем легко выполнимым. В  соответствии с этим должны изменяться и требования, предъявляемые к  их возможностям.

Принцип систематичности. Принцип систематичности — это, прежде, всего регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха.

Регулярность занятий предполагает рациональное чередование психофизических  нагрузок и отдыха. Любая нагрузка имеет четыре фазы: расходование энергии, восстановление, сверхвосстановление, возвращение к исходному уровню. Вот почему учебные занятия по физической культуре никогда не проводят в течение двух дней подряд. Кроме того, именно необходимостью соблюдать принцип систематичности объясняется программное требование по дисциплине «Физическая культура» — регулярное посещение всех занятий, предусмотренных учебным расписанием.

Принцип систематичности при проведении учебно-тренировочных занятий во многом обеспечивает преемственность  и последовательность в освоении учебного материала.

Принцип систематичности обеспечивает непрерывность учебно- тренировочного процесса при оптимальном чередований нагрузок и отдыха.

Дело в том, что еще Ж. Ламарком (1809) было замечено, а в дальнейшем многими исследователями детально изучено замечательное; свойство живых  систем, состоящее в том, что организм не просто возмещает рабочие траты, а компенсирует их «с избытком». Путем сверхвосстановления израсходованных энергетических веществ и обновления белковых структур создается основа отставленного эффекта выполненной работы. Данное положение и раскрывает суть совершенствования функциональных систем организма (повышение тренированности) под влиянием систематических (регулярных) целенаправленных учебных занятий-тренировок.

Необходимо, однако, учитывать, что  если за тренировочным занятием последует  слишком большой перерыв, то указанный  эффект в той или иной мере постепенно утрачивается (редукционная фаза). Это  относится прежде всего к уровню работоспособности (сформированные умения и навыки сохраняются в течение более длительного времени). Стало быть, интервал отдыха должен заканчиваться раньше, чем наступает редукционная фаза. Это положение подчеркивает важность принципа систематичности и одной из его сторон — непрерывности учебно-тренировочного процесса.

Повторяемость и вариативность  в применении различных упражнений и заданий в оптимальных временных  отрезках также являются обязательными  составляющими принципа непрерывности.

Фактор повторяемости в физическом воспитании выражен в большей мере, чем в других видах воспитания. Это объясняется специфическими закономерностями приобретения и закрепления умений и навыков, совершенствования форм и функций организма.

Не меньшее значение имеет и вариативность, т.е. видоизменение упражнений, динамичности нагрузок, обновление форм и содержания занятий без изменения их целевой направленности. Это разнообразит учебно- тренировочный процесс, снижает психологические перегрузки, возникающие при выполнении однообразных заданий.

Последовательность в освоении учебно-тренировочных заданий и учебного материала в рамках одного занятия, многомесячного и многолетнего процесса физического воспитания также является одной из сторон принципа систематичности. Общая последовательность (в многомесячном и многолетнем аспекте) определятся логикой перехода от широкого общего физического образования к более углубленным специализированным занятиям. В многолетнем плане на общую последовательность оказывают влияние и особенности возрастного развития человека.

Информация о работе Методические принципы физического воспитания и их реализации в процессе занятий физическими упражнениями