Методические принципы физического воспитания и их реализации в процессе занятий физическими упражнениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время невозможно не признать важнейшей роли образа жизни человека в сохранении и укреплении здоровья, где ведущее место занимает физическая культура. В возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому развитию растущего организма и его совершенствованию, укрепления здоровья, но и формирования духовных качеств личности. Все это становится возможным и реальным при правильной постановке физического воспитания, осуществлении его в органической связи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим .
Физическая культура — это самостоятельная область общей культуры человека. Древнейшим ее компонентом является физическое воспитание, возникшее еще в первобытном обществе в связи с естественной необходимостью для человека выжить в борьбе за свое существование.

Содержание работы

Введение
1. Основы физического воспитания
1.1.Методические принципы физического воспитания
1.2.Средства физического воспитания
1.3.Методы физического воспитания
2. Реализация принципов физического воспитания в процессе занятий физическими упражнениями
Список литературы

Файлы: 1 файл

Методические принципы Методические принципы физического воспитания и их реализации в процессе занятий.docx

— 48.65 Кб (Скачать файл)

В каждом отдельном занятии есть своя мера предельно допустимых нагрузок, и всякий раз она должна определяться в зависимости от возраста, пола, подготовленности занимающихся и конкретных задач урока.

Для общей интенсификации урока  преподаватель должен хорошо владеть  приемами организации всех видов  деятельности на уроке. По ходу урока  важно увеличивать действенность  способов концентрации внимания занимающихся. Чем интенсивнее оно будет, тем  скорее можно ожидать успеха.

Дозирование интенсивности физических упражнений достигается рядом методических приемов прямого и косвенного регулирования двигательной деятельности. К распространенным приемам прямого  регулирования относятся словесные  указания о числе повторений, скорости, величине применяемых внешних отягощении и других параметрах движений. К методам косвенного регулирования относятся изменение внешних условий, а также смена метода выполнения упражнения.

Физическое воспитание в значительной мере осуществляется в форме неурочных  занятий. Это естественно, поскольку  учеба как педагогически организованный процесс занимает относительно небольшое  по времени место в жизни человека.

Внедрение неурочных занятий физическими  упражнениями в быт должно сопровождаться коренным улучшением их качества. Важно  привести неурочные занятия в  научно обоснованную систему, органически  связанную с режимом всей жизни  человека, и, таким образом, действенно способствовать его труду, оптимизации  повседневного быта и отдыха. В  связи с этим ведется научная  разработка методики проведения неурочных  форм занятий, уточняются особенности  и воспитательные возможности каждой из них.

Для неурочных занятий физическими  упражнениями характерна самостоятельная  организация деятельности в целях  укрепления здоровья, сохранения и  повышения работоспособности, закаливания  и лечения, воспитания физических и  волевых качеств, а также освоения определенных действий.

Неурочные занятия отличаются от урочных нередко более узким содержанием, их структура тогда менее сложна. Неурочные формы занятий предполагают повышенную самодисциплину, инициативу, самостоятельность. Конкретные задачи и содержание неурочных занятий зависят в значительной мере от склонностей и увлечений занимающихся.

В методике построения неурочных занятий  много общего с методикой построения уроков. Их структура также должна обеспечивать постепенную врабатываемость  организма, хорошие условия для  выполнения основной работы и ее завершения. В дозировании нагрузки, оказании помощи и страховки (при групповых  занятиях) и самоорганизации занимающихся используются многие правила и приемы, которыми руководствуется преподаватель.

Несовершенство учебно-педагогического  процесса в области физического  воспитания видно невооруженным  глазом, т. к. оно направлено на укрепление здоровья подрастающего поколения, повышение уровня физической подготовленности и обеспечение на этой основе высокой  работоспособности, творческой активности, а в дальнейшем - трудового долголетия, а на самом деле на практике, т. е. в самой общеобразовательной школе, мы наблюдаем совершенно другую картину. У детей и подростков наблюдается рост хронических заболеваний, в первую очередь сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. Отмечается увеличение количества детей с дефицитом массы тела и имеющих отклонения в психике. Лабораторией физического воспитания института возрастной физиологии РАО проведено выборочное исследование ряда психофизиологических и педагогических показателей, характеризующих уровень физического воспитания 1-4 классов общеобразовательной школы. Выявлены чрезвычайно тревожные тенденции.

Так, высокое физическое развитие имеют  около 9% младших школьников, среднее - около 57% и низкое - около 34%. Распределение по группам здоровья: около 21% отнесены к 1 группе, 57% - ко 2 группе и около 23% - к 3 группе . Минимальным уровнем знании, предусмотренным комплексной программой физического воспитания, обладают лишь только 11% младших школьников. Чрезвычайно настораживает структура мотивов поведения младших школьников. На первом месте находится мотив доминирования, а за ним следуют мотивы соперничества и двигательной активности. Мотивы общения и привычки к занятиям физической культурой находятся на последнем месте. Это указывает на несовершенство физического воспитания в общеобразовательной школе.

Также, анализируя состояние физического  воспитания в школе в настоящее  время, можно сделать вывод о  том, что в современной общеобразовательной  школе практически не организованы взаимосвязи между различными формами  работы по физической культуре. Это прежде всего негативно сказывается на уроке физической культуры, который как бы растворяется среди других мероприятий, а то и прямо подменяется ими. При этом он смотрится чем-то совсем незначительным, второстепенным в ряду всех других форм физического воспитания, что и приводит к сомнениям по поводу того, является ли он основной, ничем не заменимой формой физического воспитания школьников, и нужен ли вообще урок физической культуры в школе.

В тоже время, на фоне недооценки урока  очень ярко просматривается и  другая крайность - явная переоценка возможности урока по другим направлениям. Это, прежде всего, погоня за высокой  моторной плотностью, тренирующим эффектом (который, даже если бы и был достижим, то как дым растаял бы до следующего занятия из-за больших промежутков между ними) дает практически нулевой результат. Но помимо этого «эффекта» такой подход еще и не позволяет системно решать образовательные задачи физического воспитания.

Изложенные выше суждения о нынешнем состоянии физического воспитания школьников, выдвигают на первый план вопрос о перспективах его совершенствования.

Итак, об интенсивности нагрузки на уроках физкультуры судят по моторной плотности урока физкультуры, физиологической  кривой урока по пульсу и внешним  признакам утомления. Эффект от физкультуры  минимален, если нагрузка слишком мала, с большими перерывами между подходами  к снарядам, когда пульс ниже 130 уд/мин и т.д.

Кроме того, врач (медсестра) и учитель  физкультуры перед допуском к  занятиям должны тестировать школьников, перенесших те или иные заболевания. Тестирующей нагрузкой может  быть степ-тест, подъем на гимнастическую скамейку в течение 30 с с подсчетом пульса до и после восхождения. Учитель физкультуры должен знать сроки допуска к занятиям физкультурой после перенесенных заболеваний.

Список литературы.

1. Бажуков С.М. Здоровье детей - общая забота. - М.: ЮНИТИ, 2003.

2. Белорусова В.В. Физическое образование. — М.: Логос, 2003.

3. Богданов Г.П. Физическое воспитание школьников. - М.: Дело, 2004.

4. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание. - М.: Логос, 2004.

5. Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным. - М.: Аст, Аквариум, 2004.

6. Евсеев С.П., Шапкова Л.В., Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2000.

7. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания. - М.: Сфера, 2002.

8. Лайзапе С. Я. Физическое воспитание. — М.: Просвещение, 2004.

9. Лихачев Б/Г. Педагогика. - М.: Ш1ФРА-ДАНА, 2003.

10. Морфофункциопальное созревание основных физиологических систем организма детей школьного возраста./Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. - М.: Педагогика, 2003.

11. Пензулаева JI. И. Физическое воспитание. - М.: Просвещение, 2003.

12. Ращупкии Г.13. Физическая культура. - Спб.: Нева, 2004.

13. Рубапович В. Б. Валеологичсские принципы организации физической культуры. Учебно с носооие для с тудентов педагогических вузов, валеологов, преподавателей физвоспитания, учителей, медицинских работников. —Новосибирск: ПИПКиПРО, 1997.

14. Савин II.B. Педагогика. - М.: Аст, 2003.

15. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник, 2 тома / под ред. Евсеева СЛ. - М., 2008

16. Теровапссян АЛ. Основы физического воспитания. - М.: БЕК, 2004.

17. Физическое воспитаниеЛТод ред. 10. Ф. Луури. - М.: Просвещение, 2003.


Информация о работе Методические принципы физического воспитания и их реализации в процессе занятий физическими упражнениями