Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:52, реферат
С помощью дыхания можно вводить организм в состояние возбуждения (как это делается в боевых искусствах Востока) и максимального расслабления (йоги способны вводить себя в состояние клинической смерти).
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..3
1. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ПО МЕТОДУ А.Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ……..…4
1.1 ЛЕЧЕБНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ГИМНАСТИКИ…………………………………….…4
1.2 ПРЕИМУЩЕСТВА ГИМНАСТИКИ……………………………………………….…5
1.3 МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ………………………………………………………....6
1.3.1 ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ…………………………………….…...6
1.3.2 ДВИЖЕНИЯ ГОЛОВЫ……………………………………………………………....7
1.3.3 ГЛАВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ………………………………………………………….….7
2. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ПО МЕТОДУ К.П. БУТЕЙКО…………………..8
2.1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ БУТЕЙКО…………………………………..8
2.2 ЛЕЧЕБНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ГИМНАСТИКИ………………………………………9
2.3 МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ………………………………………………………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..…..13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….………….………………….14
.
2. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ПО МЕТОДУ К.П. БУТЕЙКО
Метод Бутейко – это система
специальных знаний, раскрывающая внутренние
резервы организма и
2.1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ БУТЕЙКО
При глубоком дыхании чрезмерно удаляется из организма углекислый газ (СО2) и создается, тем самым, дефицит этого вещества в организме. Это вызывает сдвиг внутренней среды организма в щелочную сторону. В результате нарушается обмен веществ в организме, что, в частности выражается в появлении аллергических реакций, склонности к простудам, разрастании костной ткани (именуемой в обиходе отложением солей).
Организм защищается от чрезмерного удаления СО2, суживая, уменьшая просвет каналов, по которым выделяется СО2 из организма. У больного заложен нос, образуются полипы, спазмируются бронхи, гладкая мускулатура кишечника и желчных путей, сужаются артериальные сосуды и т.д. Поскольку по бронхам поступает кислород в легкие, а по артериям кислород поступает к органам и тканям, чем меньше их просвет, тем меньше кислорода поступает к клеткам мозга, сердца, печени и пр.
Таким образом здесь действует четкий физиологический механизм: чем глубже дышать, тем меньше кислорода поступает в ткани организма! Кислородное голодание вызывает появление ложного ощущения недостатка воздуха, что вызывает у больного желание еще более углубить дыхание, и чем глубже больной дышит, тем сильнее задыхается, т.е. замыкается порочный круг. Кислородное голодание вызывает подъем артериального давления (гипертонию) для улучшения снабжения тканей кислородом через суженные сосуды.
2.2 ЛЕЧЕБНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ГИМНАСТИКИ
Во врачебной практике эффективность лечения методом Бутейко составила 80-85%. Наибольшие успехи были достигнуты лечении пациентов с заболеваниями функционального характера органов дыхания, ССС, желудочно-кишечного тракта. С наименьшей эффективностью заканчивали курс больные с изменениями органического характера (атеросклероз, моче и желчнокаменная болезни, деформирующий остеоартроз, остеохондроз позвоночника и др.).
Изменение минутного объема дыхания
(МОД) с помощью специальных
Системное использование метода Бутейко позволяет не только купировать возникший приступ удушья при бронхиальной астме, но и предотвратить его появление по мере того, насколько успешно пациент научится контролировать изменение глубины дыхания. Таким образом, постепенно удается добиться длительной стойкой ремиссии. Клиническая практика показывает очень высокий эффект при лечении вышеуказанных заболеваний: при поступлении пациента с ежедневными неоднократными приступами удушья при бронхиальной астме удается добиться их прекращения за 1-3 дня практически без добавления новых лекарственных препаратов к уже принимаемым пациентом. В дальнейшем, что особенно важно для успешного лечения, пациент за короткий срок овладевает навыками простейшего контроля за изменениями глубины дыхания в любой ситуации, что позволяет предотвратить появление приступов удушья, постепенно уменьшить дозу принимаемых лекарств или отказаться от них совсем.
Метод ВЛГД можно применять при гиперфункции органов дыхания и в стадии обострения заболеваний тех органов и систем, имеющих гладкую мускулатуру, воздействуя на нее накоплением СО2 в крови и в легких – это ССС, желудочно-кишечный тракт, желче- и мочевыводящие протоки, т.е. при таких состояниях, как насморк, ринит, гайморит, фронтит, синусит, фарингит, ларингит, бронхит, пневмония, стенокардия, мигрень, связанная со спазмами сосудов, желудочно-кишечные колики, повышенное артериальное давление и др. Методом К.П. Бутейко со 100% эффективностью снимаются спазмы родовых путей во время схваток у рожениц. Женщины избавляются от сильных и мучительных болей. Период родов значительно облегчается и сокращается.
Методом поверхностного дыхания можно воспользоваться, когда вы находитесь в запыленном или загазованном месте, в душном помещении. Ведь при глубоком дыхании пыль оседает в бронхах или даже в легких. Выводить ее из организма уже сложно. Дыхательный аппарат, по сути, выполняет функцию пылесоса, т.е. человек вдыхает загрязненный воздух, а выдыхает его чистым, оставляя в бронхиолах или альвеолах легких грязь, выводить которую очень сложно. Этот же механизм срабатывает и при ОРЗ.
Первоначально инфекция находится в носоглотке, но в результате глубокого дыхания опускается в трахею, бронхи, легкие. В данном случае от глубины дыхания во многом зависит, получит ли человек трахеит, бронхит или пневмонию. Поэтому при появлении ОРЗ нужно срочно переходить на постоянное поверхностное дыхание.
2.3 МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ
Правильное дыхание – это дыхание через нос и без шума. Некоторые из нас вообще не задумываются над тем, как они дышат. Иные считают, что почти всегда дышат через нос, на самом деле чаще всего вдыхают воздух ртом. Впрочем, каждый легко может проверить себя. Оставшись в комнате в одиночестве, заклейте губы пластырем. Если через некоторое время у вас появится потребность в дыхании через рот, значит ваши дыхательные пути не в порядке и дышите вы неправильно.
Итак, носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящиеся в носоглотке. Не случайно поэтому, скажем, йоги предупреждают: если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития. Наверняка, многие из вас обращали внимание на то, как выглядят умственно отсталые дети: рот у них всегда открыт, нижняя челюсть отвисает.
А чем же плохо дыхание с шумом.
Шумовой эффект – показатель того,
что дыхательный аппарат
Рекомендуется с одной стороны, упрощенный, с другой – универсальный комплекс дыхательных упражнений, направленный на развитие поверхностного, глубокого, редкого дыхания, а также на развитие способности человека задерживать дыхание, как на вдохе, так и на выдохе, как в состоянии покоя, так и при физической нагрузке.
1 упр. Работают верхние отделы легких: 5 сек. − выдох, расслабляя мышцы грудной клетки: 5 сек. пауза, не дышим, находимся в максимальном расслаблении, 10 раз.
2 упр. Полное дыхание.
Диафрагмальное и грудное
7,5 сек. − вдох, начиная с диафрагмального и заканчивая грудным дыханием: 7,5 сек.- выдох, начиная с верхних отделов легких и заканчивая нижними отделами легких, т.е. диафрагмой: 5 сек. – пауза, 10 раз.
3 упр. Точечный массаж точек носа на максимальной паузе, 1 раз.
4 упр. Полное дыхание через правую, затем левую половины носа по 10 раз.
5 упр. Втягивание живота.
7,5 сек. − полный вдох: 7,5 сек. − максимальный выдох: 5 сек. − пауза, при этом, удерживая мышцы живота втянутыми, 10 раз.
6 упр. Максимальная вентиляция легких (МВЛ).
Выполняем быстрых, максимальных 12 вдохов и выдохов, т.е.2,5 сек. − вдох: 2,5 сек. − выдох в течение 1 мин. После МВЛ сразу выполняем максимальную паузу (МП) на выдохе, до предела. Выполняется МВЛ 1 раз.
7 упр. Редкое дыхание.
(по уровням) 1-5 сек. − вдох: 5 сек. − выдох: 5 сек. − пауза, получается 4 дыхания в минуту. Выполнять в течение 1 мин., затем, не прекращая дыхания выполняем дальше другие уровни.
2-5 сек. − вдох: 5 сек. − задержка дыхания на вдохе: 5 сек. – выдох: 5 сек. – пауза, получается 3 дыхания в минуту. Выполнять 2 мин. 3-7,5 сек. – вдох: 7,5 сек. – задержка: 7,5 сек. – выдох: 5 сек. − пауза, получается 2 дыхания в минуту. Выполнять 3 минуты. 4-10 сек. − вдох: 10 сек. − задержка: 10 сек. − выдох: 10 сек. − пауза, получается 1,5 дыхания в минуту. Выполнять 4 минуты. И так далее, кто сколько выдержит. Норма – довести до 1 дыхания в минуту.
8 упр. Двойная задержка дыхания.
Сначала выполняется МП на выдохе, затем максимальная задержка (МЗ) на вдохе. 1 раз.
9 упр. МП сидя 3-10 раз: МП в ходьбе на месте 3-10 раз: МП в беге на месте 3-10 раз: МП в приседании 3-10 раз.
10 упр. Поверхностное дыхание.
Сидя в удобном положении
для максимального расслабления
выполняем грудное дыхание. Постепенно
уменьшаем объем вдоха и
Все упражнения выполняются обязательно с дыханием через нос и без шума. Перед выполнением комплекса и после него выполняются контрольные измерения: МП – максимальная пауза, пульс. В норме для взрослых людей МП на удовлетворительно – 30 сек., на хорошо – 60 сек., на отлично – 90 сек. Пульс на удовлетворительно – 70 уд/мин., на хорошо – 60 уд/мин. на отлично – 50 уд/мин. Для детей среднего и старшего школьного возрастов МП в норме на 1/3 меньше, пульс на 10 уд/мин. больше. Для детей дошкольного и младшего школьного возрастов МП на 2/3 меньше, пульс на 20 уд/мин. больше.
Выполнять комплекс упражнений желательно на голодный желудок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, всё вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что различные дыхательные гимнастики в последние годы уверенно входят в терапевтическую практику. Они помогают многим больным.
Методика этих гимнастик заключается в особенном дыхании. Так в гимнастике по А.Н. Стрельниковой – короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. А в методе К.П. Бутейко универсальный комплекс дыхательных упражнений, направленный на развитие поверхностного, глубокого, редкого дыхания, а также на развитие способности человека задерживать дыхание, как на вдохе, так и на выдохе, как в состоянии покоя, так и при физической нагрузке.
В любом случае, эти виды гимнастик имеют ряд преимуществ.
И все они основаны на носовом дыхании. Не случайно поэтому, йоги предупреждают: если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития, т.к. носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящиеся в носоглотке
И наша задача – научиться правильно дышать!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М.: Физкультура и спорт, 2002.
2. Кочетковская И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. – М., 1989.
3. Метод Бутейко. Опыт внедрения в медицинскую практику. – М.: Патриот, 1990.
4. Дыхательная гимнастика по методу Бутейко. / Под. ред. Никитиной А.К. и Лосева В.Н. – М.: Здоровье, 1993.
Размещено на Allbest.ru
Информация о работе Методика использования дыхательной гимнастики