Методика обучения дошкольников плаванию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 16:25, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования:
1.Теоретический анализ методики обучения дошкольников плаванию;
2.Раскрыть возможности плавания в решении задач физического, психического, нравственного воспитания.
Объект исследования: физическое воспитание.
Предмет исследования: методика обучения плаванию дошкольников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………… 3-4
1.Плавание как неотъемлемый элемент жизнеспособности ребенка………………………..………………………………………... 5-8
2.Роль,место и значение плавания в структуре средств физического воспитания……………………………………………………………… 8-10
3.Предпосылки к обучению……………………………………... 10-11
4.Методика обучения…………………..………………………… 11-13
Заключение………………………………………………………….. 14
Список литературы………………………………………………….. 15

Файлы: 1 файл

контрольная по физ.воспитанию.docx

— 35.89 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации 

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Красноярский государственный  педагогический университет

 им. В.П. Астафьева »

 

Факультет педагогики и психологии детства

Кафедра психологии детства

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

«Теории и технологии физического воспитания детей дошкольного возраста»

 Тема: «Методика обучения дошкольников плаванию»

 

Бакалавриат

Направление 050700 «Педагогика»

Профиль «Детская практическая психология»

 

Выполнил:

Студент группы  314

Отделения непрерывного образования

Корнеева Е.В.

Проверил:

Доктор педагогических наук,

профессор Усаков В.И.

План:

 

      Введение……………………………………………………………    3-4

         1.Плавание как неотъемлемый элемент жизнеспособности ребенка………………………..………………………………………...     5-8

         2.Роль,место и значение плавания в структуре средств физического воспитания………………………………………………………………    8-10

         3.Предпосылки к обучению……………………………………...   10-11

         4.Методика обучения…………………..…………………………   11-13

     Заключение…………………………………………………………..    14

     Список литературы…………………………………………………..   15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

      Плавание - один из немногих видов спорта, противопоказаний к которому практически не существует. Плавать полезно всем и в любом возрасте, а обучение этому навыку желательно начинать как можно раньше [2].

      Плавание - не только удовольствие. Оно приносит огромную пользу. Замечено, что у детей, регулярно занимающихся плаванием, повышается сопротивляемость к болезням и общий тонус организма, совершенствуются движения, вырабатывается пластика, формируется жизненно важный навык - умение держаться на воде. Вследствие этого происходят положительные изменения в физическом развитии ребенка, что впоследствии позволит ему более успешно развивать физические качества, такие как ловкость, быстрота, выносливость [11].

      Актуальность поиска новых путей и форм укрепления здоровья детей дошкольного возраста объясняется рядом причин: экологически неблагоприятным образом жизни, повышенным потоком информации и высокой степенью утомляемости. Именно в первые семь лет у детей закладываются основы здоровья, формируется большее количество жизненно важных двигательных навыков и умений, создаются решающие предпосылки для всестороннего гармоничного развития личности. Дошкольники постоянно ощущают потребность в движении, объем которого обусловливается закономерностями роста детского организма, активным взаимодействием его с окружающей средой, а занятия плаванием помогут им в значительной мере компенсировать «двигательный дефицит» [1].

     Актуальность  выбранной нами темы заключается в том, что умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. По данным ОСВОДа в стране за последние пять лет утонуло более 83 тысяч человек, около 20% из них - дети.

     Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений [9].

    Цель исследования:

   1.Теоретический анализ  методики обучения дошкольников  плаванию;

   2.Раскрыть возможности  плавания в решении задач физического,  психического, нравственного воспитания.

    Объект исследования: физическое воспитание.

    Предмет исследования: методика обучения плаванию дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Плавание как неотъемлемый элемент жизнеспособности ребенка.

 

    Плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей [7]. Купание, плавание, игры и развлечения на воде - один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма [8].

    Прежде всего, мышечная система ребенка дошкольного возраста развита слабо, ее масса составляет 22 - 24% массы тела (у взрослого - 40%). По своему строению, составу и функциям мышцы детей отличаются от мышц взрослого человека. Мышцы ребенка содержат больше воды, в тоже время в них меньше белковых и неорганических веществ, их механическая прочность ниже. Мышечные пучки еще плохо сформированы, недостаточно развит и иннервационный аппарат мышечной системы [4].

    У ребенка мышцы сокращаются медленнее, чем у взрослого, но сами сокращения происходят через меньшие промежутки. Они более эластичны и при сокращении в большей мере укорачиваются, а при растяжении - удлиняются. Этими особенностями мышечной системы ребенка объясняется тот факт, что дети быстро утомляются, но физическая утомляемость быстрее проходит. Отсюда понятна неприспособленность ребенка к длительным мышечным напряжениям, однообразным статическим нагрузкам [4].

    Плавательные движения ребенок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, уже достаточно хорошо развитых к 3 - 5 годам. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и слаборазвитые мелкие группы мышц. Поэтому для всестороннего развития мышечной системы детей занятия плаванием особенно благоприятны.

    Движения, при плавании характеризуются большими амплитудами, простотой, динамичностью. В цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются, и мышцы ребенка находятся, следовательно, в благоприятных условиях. Кратковременные мышечные напряжения, чередуясь с моментами расслабления, отдыха, не утомляют детский организм, позволяют ему справляться со значительной физической нагрузкой в течение довольно длительного времени [10].

     Сердечно - сосудистая система ребенка хорошо приспособлена к потребностям растущего организма. Объем крови у ребенка (на 1 кг массы) относительно больше, чем у взрослого, но пути передвижения ее по сосудам короче и скорость кровообращения выше. Сосуды относительно широкие, и ток крови по ним от сердца не затруднен. Ток крови по направлению к сердцу облегчается большой подвижностью ребенка: мышцы во время движения проталкивают венозную кровь по сосудам. Но надо иметь в виду, что сердце ребенка быстро утомляется при напряжении, легко возбуждается и не сразу приспосабливается к изменившейся нагрузке, ритмичность его сокращений легко нарушается. Отсюда необходимость частого отдыха для детского организма. Эти особенности сердечно - сосудистой системы ребенка надо учитывать при выборе физических упражнений.

    При плавании органы кровообращения ребенка находятся в облегченных условиях деятельности благодаря положению тела, близкому к горизонтальному, работе крупных мышечных групп по большим дугам, механическому воздействию давления воды на поверхность тела, помогающему оттоку крови от периферии и облегчающему передвижение ее к сердцу. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также оказывает благоприятное влияние на деятельность сердечно - сосудистой системы.

   Так как физическую нагрузку на сердце во время плавания возможно произвольно дозировать, плавание является одним из эффективных видов лечебной физической культуры, способствуя развитию и укреплению здоровья тех, у кого ослаблена сердечная деятельность [6].

   Органы дыхания детей имеют свои особенности: узость дыхательных путей, нежность и легкая ранимость слизистых оболочек, обилие в слизистых оболочках и стенках дыхательных путей кровеносных и лимфатических сосудов. Это обусловливает облегченное проникновение инфекции в органы дыхания, способствует возникновению воспалительных процессов дыхательных путей и раздражению от чрезмерно сухого воздуха, особенно в помещениях.

   У детей, систематически занимающихся плаванием, развиты дыхательная мускулатура и органы дыхания, наблюдается хорошая согласованность дыхания с движениями. При плавании человек дышит чистым, лишенным пыли и достаточно увлажненным воздухом. При вдохе во время плавания дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку в связи с необходимостью преодолевать сопротивление воды, необходимое усилие совершается и при выдохе в воду. Вследствие усиленной деятельности дыхательные мышцы укрепляются и развиваются, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких. У пловцов она достигает 5000 -7300 см3 и более.

    Систематические занятия плаванием, купание благоприятно отражаются на развитии органов дыхания дошкольников, жизненная емкость легких возрастает у них до 1800 – 2200 см3.

    Опорно-двигательный аппарат ребенка находится в стадии формирования. Поэтому позвоночник у ребенка мягкий, эластичный, естественная кривизна его еще не закреплена и в лежачем положении выпрямляется. Ввиду такой податливости он легко подвергается ненормальным изгибам, которые могут затем закрепиться, образовать деформацию. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорный аппарат скелета, особенно на позвоночник. В связи с этим плавание является эффективным средством укрепления скелета, активно используется как корригирующее (исправляющее дефекты) средство [5].

    У детей дошкольного возраста еще недостаточно развит тазовый пояс, только начинается окостенение хрящевой ткани. Поэтому чрезмерно резкие нагрузки на нижние конечности детей строго противопоказаны, в частности нельзя рекомендовать прыжки в воду с высоты более чем 40 - 50 см. Мягкие ритмичные движения ног при плавании обеспечивают большую и разностороннюю нагрузку на нижние конечности. Тем самым создаются очень благоприятные условия для постепенного формирования и укрепления твердой опоры нижних конечностей - тазового пояса.

    Ввиду возрастной слабости связочно-мышечного аппарата и не закончившегося процесса окостенения стопа ребенка легко подвергается деформации, в результате часто развивается плоскостопие. Оно может быть вызвано чрезмерной нагрузкой на стопы или неправильным распределением ее на внутренний и наружный своды стоп. Большая динамическая работа ног в безопорном положении при плавании оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает - предупредить заболевание плоскостопием.

     В процессе плавания развивается координация, ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма [5].

     Центральная нервная система интенсивно развивается в первые три года жизни ребенка. Уже в 2 - 2,5 года общая картина строения головного мозга у детей мало отличается от строения такового у взрослого. Клетки коры головного мозга детей обладают большой способностью фиксировать и удерживать установленные вновь приспособительные связи. Высокая пластичность коры головного мозга в детском возрасте во многом определяет и способность ребенка к сравнительно легкому освоению новых движений.

     До 6 лет у ребенка в деятельности центральной нервной системы процессы возбуждения еще преобладают над процессами торможения, поэтому, как правило, дошкольник очень подвижен, его движения быстрые, импульсивные, внимание неустойчивое. Ребенку дошкольного возраста свойственна склонность к подражанию. В связи с этим обучение детей движениям целесообразно основывать на наглядном показе. Вместе с тем в дошкольном возрасте происходит активное овладение речью. Поэтому объяснение при разучивании движений имеет большое значение.

     В 5 - 6 лет дети достаточно хорошо осваивают и выполняют различные произвольные движения. Однако у них наблюдается еще некоторая неподготовленность к выполнению сложных двигательных действий из-за медленной концентрации торможения, отмечается слабая способность анализировать мышечные напряжения, неточность ответных движений на комплексные раздражители и т.д. В связи с этим движения дошкольников часто неточные, беспорядочные, неэкономные, сопровождаются вовлечением в работу лишних групп мышц, значительным усилением деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем [4].

     У детей до 7 лет свойства центральной нервной системы таковы, что они быстро устают, но и быстро отдыхают, поэтому большие кратковременные нагрузки с частыми перерывами допустимы в обучении плаванию дошкольников. Детей больше утомляет однообразная деятельность, требующая большой точности движений [11].

 

 

2. Роль, место и  значение плавания в структуре средств физического воспитания.

      Плавание  является спортивным и в практике  физического воспитания занимает  значительное место. Хотя заниматься  спортом с целью достижения  высоких спортивных результатов  детям дошкольного возраста не  рекомендуется, элементарные элементы  подготовки и соревнований возможны  и целесообразны. Они содействуют  развитию основных групп мышц, костной, дыхательной систем, усиливают  обмен веществ, окислительные  восстановительные процессы в  организме, которые характеризуются  большим потреблением кислорода,  повышают общую физическую подготовленность, степень закалки детей. Выполнение  спортивных упражнений связано  с проявлением волевых усилий, яркими эмоциональными переживаниями.  Все это содействует совершенствованию  психических особенностей ребенка,  его всестороннему развитию.

    Вообще, купание,  плавание, игры и развлечения  на воде – один из самых  полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению  детей, укрепляют их нервную  систему. Поэтому чем раньше  приучить ребенка к воде, научить  плавать, тем полнее скажется  положительное воздействие плавания  на развитие всего детского  организма.

     В системе  физического воспитания плавание  представлено как:

  • Массовое средство разностороннего физического воспитания и жизненно необходимый навык, которым овладеть должен каждый гражданин с детских лет;
  • Массовое средство оздоровления, закаливания, активного отдыха населения;
  • Средство профессионально-прикладной подготовки к труду и обороне страны;
  • Вид массового детского и подросткового спорта и спорта высших достижений, нормативные требования по плаванию включены в государственные программы по физическому воспитанию.

Информация о работе Методика обучения дошкольников плаванию