Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 16:25, контрольная работа
Цель исследования:
1.Теоретический анализ методики обучения дошкольников плаванию;
2.Раскрыть возможности плавания в решении задач физического, психического, нравственного воспитания.
Объект исследования: физическое воспитание.
Предмет исследования: методика обучения плаванию дошкольников.
Введение…………………………………………………………… 3-4
1.Плавание как неотъемлемый элемент жизнеспособности ребенка………………………..………………………………………... 5-8
2.Роль,место и значение плавания в структуре средств физического воспитания……………………………………………………………… 8-10
3.Предпосылки к обучению……………………………………... 10-11
4.Методика обучения…………………..………………………… 11-13
Заключение………………………………………………………….. 14
Список литературы………………………………………………….. 15
К средствам физического воспитания относятся гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. На физическое развитие человека оказывают также влияние разнообразные движения, входящие в различные виды деятельности (труд, лепка, рисование, одевание и др.), безусловные рефлексы, массаж.
Полноценное решение задач физического воспитания достигается только при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм [9].
Естественные силы природы используются и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи от загрязнения, для расширения и сужения ее кровеносных сосудов, механического воздействия на тело человека. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества (фитонциды), способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом. Солнечные лучи благоприятствуют отложению витамина С под кожей, охраняют человека от заболеваний. Важно применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их.
Из всех циклических видов спорта плавание отличается от других тем, что им можно заниматься чуть ли не с рождения. Возникшее более 20 лет тому назад движение под девизом «Плавать раньше, чем ходить» стало популярным во всем мире. И в то же время многие дети более старшего возраста, подростки, юноши и даже взрослые в нашей стране или вообще не умеют плавать или передвигаются в воде неправильно, не испытывая достаточных нагрузок, а стало быть, плавают без особой пользы для здоровья [5].
В детских садах, где есть возможность заниматься плаванием круглый год, занятия по плаванию могут чередоваться с уроками физической культуры по другим разделам программы.
Движения, осуществляемые в воде, оказывают положительное влияние на организм ребенка [3].
Для ребенка, который открыл для себя раннее плавание, бассейн станет одним из самых привычных и дружественных мест, ведь плавание детей - это и общение, и саморазвитие, и игра [4].
3. Предпосылки к обучению.
Занятия плаванием - один из богатейших источников здоровья детей. Занятия плаванием дошкольного возраста помогают ребёнку уже через 7-8 месяцев не только хорошо плавать, но и самостоятельно ходить, что по средним нормам этого добиваются на 2-3 месяца позже.
Одна из предпосылок для успешного обучения ребёнка плаванию заключается в том, что до своего рождения он делал это все 24 часа в сутки, находясь в материнском утробе. Так же главной отличительной особенностью плавания при развитии ребёнка, считается то, что погруженное в воду человеческое тело теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная им вода, т.е. находится в состоянии почти полной невесомости, потому что вес тела в воде облегчается в несколько раз. Благодаря этому ребёнок испытывает легкость, раскованность в суставах и мышцах, ему легче выполнять движения, глубокие дыхания.
Не менее важной предпосылкой служит также наличие у ребёнка некоторых врожденных рефлексов, среди которых следует выделить дыхательный и толчковый рефлексы. Благодаря первому ребёнок может задерживать дыхание, когда его рот и нос погружаются в воду. Это позволяет не бояться погружений под воду ребенка, с которым неизбежно связано обучение плаванию, и включать в его программу ныряние, облегчающее и стимулирующее появление у ребёнка активных движений ногами и руками. Второй рефлекс работает на то, что при принудительном сгибании ног ребёнка он реагирует на это немедленным их разгибанием. Наличие этого рефлекса определяет несколько целесообразных требований к методике обучения плаванию: необходимость раннего и первоочередного совершенствования движений ногами (а затем уже переход к движению руками); развитию в первую очередь той формы движения ногами (сгибание в коленных и тазобедренных суставах), которая проявилась в этом рефлексе.
Главным целебным свойством занятий является постепенная и планомерная перестройка от врожденных и малоэффективных инстинктивных движений ногами и руками ребенка на осознанные, активные и более эффективные. Под влиянием регулярных занятий плаванием на кору головного мозга воздействует комплекс сигналов и раздражений, вызываемых:
- осязанием воды и её механическим действием, состоянием полувесомости;
- зрительным и слуховым восприятиям всей обстановки урока;
- углублённым дыханием и задержкой дыхания;
- сменой положений в воде;
- наконец, многократным повторением однотипных движений, выполняемых первое время с помощью кого-либо педагога.
Свойства воды оказывают
на здоровье ребенка термическое (закаливающее),
гигиеническое, механическое и физическое
воздействие.
Механическое воздействие воды можно
отметить в следующем: при передвижении
ребёнка по поверхности воды он получает
легкий, приятный и полезный массаж, что
благоприятно влияет на периферическую
нервную систему и укрепляет кожный покров
тела, а также облегчает периферическое
кровообращение, т.е. деятельность сердца.
Давление воды на область грудной клетки
способствует увеличению глубины выдоха,
за которым обычно следует и более глубокий
вдох. А глубокое дыхание является мощным
профилактическим средством, предупреждающим
заболевание дыхательных путей.
4. Методика обучения.
Плавание, тренирующее и совершенствующее системы терморегуляции и дыхания, служит эффективным средством профилактики респираторных заболеваний.
Как известно, для того, чтобы уметь плавать, надо этому научиться. Существует ряд методик обучения плаванию детей разного возраста. Хороший опыт группового обучения детей дошкольного возраста в бассейнах -«лягушатниках» накоплен в ГДР, а соответствующее пособие Герхарда Левина «Плавайте с малышами» переведено на русский язык. Имеются и другие методические пособия по обучению детей плаванию, поэтому далее приводятся лишь общие соображения и советы родителям начинающих пловцов.
Начинать всегда следует с обеспечения безопасного пребывания ребенка в воде. Лучше всего использовать бассейн -«лягушатник» глубиной от 50 до 100 см, которые сейчас имеются при многих детских поликлиниках и в больших закрытых плавательных бассейнах. Оптимальная температура воды в бассейне около 27° С, при жаркой погоде вода в открытых бассейнах может быть и более низкой температуры (до 23° С). Длительность первых занятий зависит от поведения ребенка: при первых признаках появления легкого озноба и снижения внимания занятие нужно прервать, ребенку сделать теплый душ, после чего растереть полотенцем. Обычная длительность занятий в начале курса не превышает 7-8 минут с постепенным увеличением до 15-20. Детям до шести лет лучше учиться плавать нагими, как это принято, например, в ГДР. Ведь детский организм охлаждается быстрее, чем организм взрослых, а мокрая одежда дополнительно забирает тепло.
По методике обучение плаванию делится на несколько этапов:
Первый из них - и один из самых важных - заключается в проведении на суше упражнений, имитирующих основные плавательные движения. Это гребковые движения руками с поворотами головы, маховые движения прямыми ногами от бедра, не сгибая коленей, прогибы в позвоночнике в положении лежа и др. Детям очень нравится заключительное упражнение этого этапа, когда, сидя на бортике бассейна, они весело бьют по воде выпрямленными в коленях ногами.
Следующий этап - освоение ребенком пребывания в воде и обучение движениям в ней. Вначале ребенка обучают правильному положению тела при скольжении и нырянии, при этом взрослые поддерживают его за ноги или за руки. Самое трудное на данном этапе - это научить ребенка делать выдох в воду медленно и постепенно. Вначале такие упражнения выполняются, как и другие, на мелком месте и под команду взрослого «Выдох!». Овладение навыками выдоха в воду и первыми скольжениями с отталкиванием ногами от бортика бассейна - это итог обучения второго этапа.
На третьем этапе проводится обучение движениям ногами при плавании вольным стилем: ребенка при этом поддерживают за руки. Важно следить за тем, чтобы начинающий пловец не закрывал глаза в воде и смотрел прямо перед собой.
Итог первых трех этапов - а это 3- 4 занятия - умение плыть с помощью ног, держа в руках резиновый круг или пенопластовую доску. Затем начинают обучать движениям рук и дыханию с поворотами головы на вдохе.
С 6-7-го занятия наступает новый этап обучения - полной координации плавательных движений сначала при задержке дыхания, а затем и при согласовании движений с дыханием. Дыхание при плавании имеет свои особенности. Продолжительность выдоха, выполняемого в воде, значительно превышает длительность вдоха; примерные соотношения - 4:1 и даже 5:1. При плавании вольным стилем за один дыхательный цикл (вдох - выдох) пловец выполняет гребки правой и левой рукой и 4-6 движений ногами. Именно совершенствованию таких координированных действий посвящаются последние занятия курса обучения плаванию, рассчитанного на 11 - 12 «уроков». Разумеется, лучшие результаты в обучении дошкольников могут быть получены на занятиях со специалистом-инструктором.
Тренировке и закреплению навыков плавания помогают игры на воде типа «Поймай меня» (бег в воде на мелком месте), «Лягушка» (прыжки на мелководье), «Дельфин» (погружение с головой в воду с последующим выскакиванием из нее по пояс), «Водолаз» (ныряния для доставания предметов со дна). Используются также надувные резиновые круги и пенопластовые плотики, на которых малыши плывут подгребая руками.
Заключение.
По признанию специалистов всего мира, период от рождения ребенка до его поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития человека, первоначального формирования качеств, необходимых в течение всей последующей жизни. Отличительной особенностью этого периода является то, что именно в дошкольном возрасте обеспечивается общее развитие, служащее основой для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков освоения различных видов деятельности. В дошкольном возрасте ребёнок приобретает основы личной культуры, её базис, соответствующий духовным ценностям.
Пластичность и высокая лабильность организма дошкольников определяют их высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды. В числе факторов, негативно сказывающихся на состоянии здоровья, указываются: ухудшение условий окружающей среды, снижение уровня жизни, стресс, гиподинамия и другие.
Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста должна опираться на основные дидактические требования педагогики и иметь воспитывающий и развивающий характер. Общедидактические принципы - сознательность, систематичность, наглядность, доступность, прочность и частные методические положения теории физического воспитания - принцип возрастания нагрузки, повторности осуществляются при проведении занятий в соответствии с возрастными особенностями детей.
Обязателен в работе с дошкольниками индивидуальный подход. Хрупкость, несформированность детского организма требует тщательного учета способностей, склонностей. Только при строгом учете пола, возраста, степени физического развития и здоровья, подверженности простудным заболеваниям, привычки к воде и изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки можно находить наиболее верные приемы работы при обучении плаванию детей.
Список использованной литературы:
1. Аикин, В.А. Обучение
плаванию детей дошкольного
2. Булах, И. М. Плавание от рождения до школы / И.М. Булах. - Мн.: Полымя, 1991. - 106 с.
3. Булгакова, Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой / Н.Ж. Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 77 с.
4. Васильев, В. С. Обучение детей плаванию / В.С. Васильев. - М.: Физкультура и Спорт, 2006. - 96 с.
5. Велитченко, В. К. Как научиться плавать / В.К. Велитченко. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 96 с.
6. Карпенко, Е.Н. Плавание. Игровой метод обучения / Е.Н. Карпенко, Т.П. Коротнова. - М.: Олимпия-Пресс, 2006. - 48 с.
7. Макаренко, Л.Т. Обучение плаванию детей / Л. Т. Макаренко. - М.: Тера - Спорт, 2005. - 187 с.
8. Осокина, Т.И. Обучение плаванию в детском саду: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина. - М.: Просвещение, 1991. - 159 с.
9. Пищикова, Н.Г. Обучение плаванию детей в дошкольных учреждениях: методическое пособие / Н.Г. Пищикова. - М.: Скрипторий, 2008. - 87 с.
10. Франсуаза, Б.Ф. Плавание для малышей / Б.Ф. Франсуаза. Издательство: Этерна, 2009. - 169 с.
11. Янушанец, Н.И. Плавать раньше, чем ходить / Н.И. Янушанец. СПб.: Питер, 2003. - 192 с.