Методика обучения плаванию детей школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:27, реферат

Описание работы

Актуальность проблемы: Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений. Вместе с тем, данные свидетельствуют о низком проценте детей, умеющих плавать.
Несмотря на усилия ряда исследователей по поиску наиболее эффективных средств, целенаправленно воздействующих на формирование техники движений в процессе обучения плаванию, желаемый результат пока не достигнут: учебный процесс занимает длительные сроки, достаточно высок процент детей, не освоивших навык плавания.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….....3
Глава I. Анализ литературных источников по теме исследования ………….....5
1.1 Плавание как способ оздоровления, физическое развитие и закаливание детей……………………………………………........................................................5
1.2 Влияние занятий плаванием на центральную нервную систему…………………………………………………………………..………….6
1.3 Роль, место и значение плавания в структуре средств физического воспитания…………………………………………………………………………..7
1.4 Обучение детей плаванию………………….………………………………….10
Глава II. Организация и методика исследований………………………………..14
2.1 Методы и организация исследования…………………………………............14
2.2 Структура тренировочных циклов…………………………………………….16
2.3 Оценки эффективности учебно-тренировочного процесса……………….....16
Глава III. Результаты исследований и их обсуждение…………………………...23
3.1 Исследование снижения заболеваемости……………………………………..23
3.2 Определение функциональных проб с дозированной физической нагрузкой...................................................................................................................24
Заключение…………………………………………………………………………25
Список использованной литературы……………………………………………...31

Файлы: 1 файл

1.docx

— 105.88 Кб (Скачать файл)


Оглавление

Введение………………………………………………………………………….....3                                                                                                                           

Глава I. Анализ литературных источников по теме исследования ………….....5

1.1 Плавание  как способ оздоровления, физическое развитие и закаливание детей……………………………………………........................................................5

1.2 Влияние занятий плаванием на центральную нервную систему…………………………………………………………………..………….6

1.3 Роль, место и значение плавания в структуре средств физического воспитания…………………………………………………………………………..7

1.4 Обучение детей плаванию………………….………………………………….10

Глава II. Организация и методика исследований………………………………..14

2.1 Методы и организация исследования…………………………………............14

2.2 Структура  тренировочных циклов…………………………………………….16

2.3 Оценки  эффективности учебно-тренировочного  процесса……………….....16

Глава III. Результаты исследований и их обсуждение…………………………...23

3.1 Исследование  снижения заболеваемости……………………………………..23

3.2 Определение  функциональных проб с дозированной  физической нагрузкой...................................................................................................................24

Заключение…………………………………………………………………………25

Список  использованной литературы……………………………………………...31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность проблемы: Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений. Вместе с тем, данные свидетельствуют о низком проценте детей, умеющих плавать.

Несмотря  на усилия ряда исследователей по поиску наиболее эффективных средств, целенаправленно  воздействующих на формирование техники  движений в процессе обучения плаванию, желаемый результат пока не достигнут: учебный процесс занимает длительные сроки, достаточно высок процент  детей, не освоивших навык плавания. Это особенно актуально для детей  дошкольного возраста, поскольку  в данном периоде происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений, навыков. С этим возрастом связано  глобальное психическое новообразование  – произвольность психических процессов и поведения, проявляющаяся в способности управлять своей умственной и двигательной деятельностью.

Выполнение  плавательных действий, связанных с  перемещением тела человека в водной среде, создает определенные трудности  для восприятия собственных движений и управления ими. Успешное овладение  двигательным действием в значительной степени зависит от того, насколько  развита у ученика способность  к правильному восприятию и оценке собственных движений, насколько  адекватны его двигательные представления. Практика показывает, что в процессе обучения дети в большинстве случаев  имеют неверные представления об изучаемом движении.

Обьект исследования: Дети обучающиеся плаванию в раннем и школьном возрасте.

Предмет исследования: Плавание как одно из лудших средств закаливания и укрепления организма.

Цель исследования: Целью исследования является выявление укрепляющего и закаливающего действия, которое оказывается на занимаюшихся плаванием детей.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу.
  2. Установить влияние обучения плаванию детей на закаливание и укрепление организма вцелом.
  3. Рассмотреть роль, место и значение плавания в структуре средств физического воспитания.

Основное  содержание работы: В первой главе (Анализ литературных источников по теме исследования) говорится о пользе плавания в том числе и раннего, его влияние на ЦНС, ССС, дыхательную систему, опорно-двигательный аппарат и также его закаливающее действие. Во второй главе (Организация и методика исследования) говорится о методах исследования, где, как ис кем проводилось исследование. В третьей главе (Результаты исследования и их обсуждение) там представленны результаты опроса о заболевамости детей, функциональная проба и антропометрические измерения роста и веса детей.

Работа  изложена на 47 страницах, содержит 4 таблици, 1 график и 2 рисунка, библиографический  указатель содержит 17 источников отечественных  авторов.

 

 

 

Глава I Анализ литературных источников по теме исследования

 

1.1 Плавание как способ оздоровления, физическое развитие и закаливание детей.

В настоящее  время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности  в здоровом образе жизни, здоровом досуге.( 3,15)

На наш  взгляд среди многих массовых видов  спорта, пожалуй только плавание сочетает возможность гармоничного развития организма, ярко выраженную оздоровительную  направленность и важное прикладное значение. По своим динамическим характеристикам  плавание является одним из доступных  средств физической культуры для  лиц различного возраста и подготовленности. (8,2)

Плавание  является уникальным видом физической активности. Специфические особенности воздействия плавания на детский организм связаны с активными движениями в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны – физических упражнений, с другой – уникальных свойств водной среды, в которой выполняются эти упражнения. Нельзя забывать, что вода имеет особое значение для человеческого организма, который на 80% состоит из воды (а клетки мозга на 90% состоят из воды), все жизненно важные процессы протекают в водной среде организма, а первые 9 месяцев развития человеческого организма происходят в водной среде.

Забота  о физическом развитии ребенка является почти столь же важной для его  гармоничного развития, как рациональный режим, регулярное и полноценное  питание, достаточный сон и частое пребывание на свежем воздухе.

Раннее  физическое развитие – это целый  комплекс упражнений, методов и действий, направленных на физическое развитие малыша первых нескольких месяцев. Несомненно, раннее грудничковое плавание влияет на улучшение физического развития ребенка. (3,17)

Плавание – это физическое действие, основу которого составляет удержание и перемещение человека в воде в необходимом направлении. Во время плавания, которое является средством массажа кожи и мышц, ребенок преодолевает значительные сопротивления воды, постоянно тренируя опорно-двигательный аппарат, т.е. осуществляется своеобразная гимнастика. (23,1)

Во время  плавания очищаются потовые железы, что способствует активизации кожного  дыхания и обильному притоку  крови к периферическим органам.

Горизонтальное  положение во время плавания – это своеобразное состояние невесомости, которое активизирует кровоток, развивая и укрепляя сердечно-сосудистую систему.

Купание, плавание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма. (12,6)

 

1.2 Влияние занятий плаванием на центральную нервную систему

Центральная нервная система интенсивно развивается в первые три года жизни ребенка. Уже в 2–2,5 года общая картина строения головного мозга у детей мало отличается от строения такового у взрослого. Клетки коры головного мозга детей обладают большой способностью фиксировать и удерживать установленные вновь приспособительные связи. Высокая пластичность коры головного мозга в детском возрасте во многом определяет и способность ребенка к сравнительно легкому освоению новых движений. (3,8)

До 6 лет  у ребенка в деятельности ЦНС  процессы возбуждения еще преобладают  над процессами торможения, поэтому, как правило, дошкольник очень подвижен, его движения быстрые, импульсивные, внимание неустойчивое. Ребенку дошкольного  возраста свойственна склонность к  подражанию. В связи с этим обучение детей движениям целесообразно  основывать на наглядном показе. Вместе с тем в дошкольном возрасте происходит активное овладение речью. Поэтому  объяснение при разучивании движений имеет большое значение.

Дети достаточно хорошо осваивают и выполняют различные произвольные движения. Однако у них наблюдается еще некоторая неподготовленность к выполнению сложных двигательных действий из-за медленной концентрации торможения, отмечается слабая способность анализировать мышечные напряжения, неточность ответных движений на комплексные раздражители и т.д. В связи с этим движения дошкольников часто неточные, беспорядочные, неэкономные, сопровождаются вовлечением в работу лишних групп мышц, значительным усилением деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

У детей  до 7 лет свойства центральной нервной  системы таковы, что они быстро устают, но и быстро отдыхают, поэтому  большие кратковременные нагрузки с частыми перерывами допустимы  в обучении плаванию дошкольников. Детей больше утомляет однообразная деятельность, требующая большой  точности движений. (23,17)

 

1.3 Роль, место и значение плавания в структуре средств физического воспитания

К средствам физического воспитания относятся гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. На физическое развитие человека оказывают также влияние разнообразные  движения, входящие в различные виды деятельности (такие как например труд и др.), безусловные рефлексы, массаж.

Полноценное решение задач физического  воспитания достигается только при  комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному  влияет на организм.

Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, сна и питания, гигиена  помещения, площадки, одежды, обуви, физкультурного инвентаря и др.) повышают эффективность  воздействия физических упражнений на организм. Если упражнения проводятся в чистом, светлом помещении, то у  детей возникают положительные  эмоции, повышается работоспособность, облегчается освоение этих упражнений и развитие физических качеств. (11,9) 
Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Например, доброкачественное и регулярное питание обеспечивает своевременную доставку всем органам необходимых питательных веществ, содействует нормальному росту и развитию ребенка, а также положительно влияет на деятельность пищеварительной системы и предупреждает ее заболевание. Нормальный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Правильное освещение предупреждает возникновение заболеваний глаз (близорукость и др.) и создает наиболее благоприятные условия для ориентировки детей в пространстве. Чистота помещения, физкультурного оборудования, инвентаря, игрушек, атрибутов, а также одежды, обуви, тела детей служит профилактикой заболеваний. Соблюдение режима дня приучает детей к организованности, дисциплинированности. (5,11) 
Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка. Во время занятий физическими упражнениями на воздухе, при солнечном излучении у детей возникают положительные эмоции, больше поглощается кислорода, увеличивается обмен веществ, повышаются функциональные возможности всех органов и систем. Солнце, воздух и вода используются для закаливания организма, для повышения приспособляемости организма к повышенной и пониженной температуре. В результате упражняется терморегулирующий аппарат и организм человека приобретает способность своевременно реагировать на резкие и быстрые изменения метеорологических факторов. При этом сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает эффект закаливания. Естественные силы природы используются и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи от загрязнения, для расширения и сужения ее кровеносных сосудов, механического воздействия на тело человека. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества (фитонциды), способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом. Солнечные лучи благоприятствуют отложению витамина С под кожей, охраняют человека от заболеваний. Важно применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их. (8,13) 
Физические упражнения – специфическое средство физического воспитания, используемое для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому физические упражнения широко применяются в разные периоды жизни человека.

Движения, входящие в различные  виды деятельности, оказывают положительное  влияние на организм ребенка, если соблюдается  правильная осанка, а также дозировка  физической нагрузки.

Из всех циклических видов спорта плавание отличается от других тем, что  им можно заниматься чуть ли не с  рождения. И в то же время многие дети более старшего возраста, подростки, юноши и даже взрослые в нашей  стране или вообще не умеют плавать  или передвигаются в воде неправильно, не испытывая достаточных нагрузок, а стало быть, плавают без особой пользы для здоровья.

Плавание, как и другие циклические  упражнения, оказывает благотворное влияние на ССС, способствуя увеличению ее мощности, экономичности, жизнедеятельности. При систематических занятиях плаванием улучшается терморегуляция, увеличивается интенсивность кровотока, укрепляются сердечные мышцы. Улучшается и газообмен, что весьма важно для полноценного развития растущего организма. (Но все это, конечно, только при достаточно верной технике плавания и правильном дыхании.) Умеренные плавательные нагрузки оказывают благотворное воздействие на нервную систему, «снимая» утомление, улучшая сон и повышая работоспособность.

Плавание может эффективно использоваться для предупреждения и даже лечения  довольно распространенных среди современных  детей и подростков нарушений  осанки и сутулости. Так. при плавании брассом происходит выпрямление  позвоночника. А у подростков, плавающих  вольным стилем, обычно отмечаются высокие темпы роста. (23,6)

 

1.4 Обучение детей плаванию

Сейчас  существует возможность массового  обучение плаванию малышей практически  в каждой семье – в домашней ванне, причем круглогодично, без перерывов. И эту возможность нужно использовать в полной мере. Ребенку 1–2 лет, не говоря уже о грудных детях, «домашнего бассейна» вполне достаточно для того, чтобы он гармонично развивался физически, рос здоровым и закаленным, дисциплинированным и приобрел необходимые навыки для последующего освоения спортивного плавания в бассейне детского сада, общеобразовательной школы или любом другом.

Но даже если по каким-либо причинам ребенка не обучали с грудного возраста, то в годовалом возрасте это будет сделать сложнее, но всеже анатомические и физиологические особенности ребенка способствуют освоению движений в воде: его удельный вес меньше, чем у взрослого, поэтому он намного легче и лучше (стабильнее) держится на воде; тело имеет хорошо обтекаемую форму; подвижность суставов и связочного аппарата позволяет успешно осваивать разнообразные движения. Ребенок начинает говорить – его словарный запас к двум годам составляет 220–400 слов, понимает же он намного больше. Он уже свободно ползает, переворачивается со спины на живот и наоборот, лежа на животе, приподнимает туловище, опираясь на руки, самостоятельно переходит из положения лежа в положение сидя и наоборот, ходит на четвереньках, начинает ходить (сначала в боковом направлении), лазает по лесенке на небольшую высоту, может самостоятельно подползать под скамейку, пролезать в обруч. (19,7)

Информация о работе Методика обучения плаванию детей школьного возраста