Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:27, реферат
Актуальность проблемы: Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений. Вместе с тем, данные свидетельствуют о низком проценте детей, умеющих плавать.
Несмотря на усилия ряда исследователей по поиску наиболее эффективных средств, целенаправленно воздействующих на формирование техники движений в процессе обучения плаванию, желаемый результат пока не достигнут: учебный процесс занимает длительные сроки, достаточно высок процент детей, не освоивших навык плавания.
Введение………………………………………………………………………….....3
Глава I. Анализ литературных источников по теме исследования ………….....5
1.1 Плавание как способ оздоровления, физическое развитие и закаливание детей……………………………………………........................................................5
1.2 Влияние занятий плаванием на центральную нервную систему…………………………………………………………………..………….6
1.3 Роль, место и значение плавания в структуре средств физического воспитания…………………………………………………………………………..7
1.4 Обучение детей плаванию………………….………………………………….10
Глава II. Организация и методика исследований………………………………..14
2.1 Методы и организация исследования…………………………………............14
2.2 Структура тренировочных циклов…………………………………………….16
2.3 Оценки эффективности учебно-тренировочного процесса……………….....16
Глава III. Результаты исследований и их обсуждение…………………………...23
3.1 Исследование снижения заболеваемости……………………………………..23
3.2 Определение функциональных проб с дозированной физической нагрузкой...................................................................................................................24
Заключение…………………………………………………………………………25
Список использованной литературы……………………………………………...31
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Анализ литературных источников по теме исследования ………….....5
1.1 Плавание
как способ оздоровления, физическое развитие
и закаливание детей……………………………………………........
1.2 Влияние
занятий плаванием на центральную нервную
систему……………………………………………………………
1.3 Роль, место и значение плавания в структуре
средств физического воспитания……………………………………………………
1.4 Обучение
детей плаванию………………….………………………………….
Глава II. Организация и методика исследований………………………………..14
2.1 Методы и организация исследования………………………………….....
2.2 Структура
тренировочных циклов…………………………
2.3 Оценки
эффективности учебно-
Глава III. Результаты исследований и их обсуждение…………………………...23
3.1 Исследование
снижения заболеваемости…………………
3.2 Определение
функциональных проб с
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………………...
Введение
Актуальность проблемы: Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений. Вместе с тем, данные свидетельствуют о низком проценте детей, умеющих плавать.
Несмотря на усилия ряда исследователей по поиску наиболее эффективных средств, целенаправленно воздействующих на формирование техники движений в процессе обучения плаванию, желаемый результат пока не достигнут: учебный процесс занимает длительные сроки, достаточно высок процент детей, не освоивших навык плавания. Это особенно актуально для детей дошкольного возраста, поскольку в данном периоде происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений, навыков. С этим возрастом связано глобальное психическое новообразование – произвольность психических процессов и поведения, проявляющаяся в способности управлять своей умственной и двигательной деятельностью.
Выполнение плавательных действий, связанных с перемещением тела человека в водной среде, создает определенные трудности для восприятия собственных движений и управления ими. Успешное овладение двигательным действием в значительной степени зависит от того, насколько развита у ученика способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, насколько адекватны его двигательные представления. Практика показывает, что в процессе обучения дети в большинстве случаев имеют неверные представления об изучаемом движении.
Обьект исследования: Дети обучающиеся плаванию в раннем и школьном возрасте.
Предмет исследования: Плавание как одно из лудших средств закаливания и укрепления организма.
Цель исследования: Целью исследования является выявление укрепляющего и закаливающего действия, которое оказывается на занимаюшихся плаванием детей.
Задачи исследования:
Основное содержание работы: В первой главе (Анализ литературных источников по теме исследования) говорится о пользе плавания в том числе и раннего, его влияние на ЦНС, ССС, дыхательную систему, опорно-двигательный аппарат и также его закаливающее действие. Во второй главе (Организация и методика исследования) говорится о методах исследования, где, как ис кем проводилось исследование. В третьей главе (Результаты исследования и их обсуждение) там представленны результаты опроса о заболевамости детей, функциональная проба и антропометрические измерения роста и веса детей.
Работа изложена на 47 страницах, содержит 4 таблици, 1 график и 2 рисунка, библиографический указатель содержит 17 источников отечественных авторов.
Глава I Анализ литературных источников по теме исследования
1.1 Плавание как способ оздоровления, физическое развитие и закаливание детей.
В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, здоровом досуге.( 3,15)
На наш взгляд среди многих массовых видов спорта, пожалуй только плавание сочетает возможность гармоничного развития организма, ярко выраженную оздоровительную направленность и важное прикладное значение. По своим динамическим характеристикам плавание является одним из доступных средств физической культуры для лиц различного возраста и подготовленности. (8,2)
Плавание
является уникальным видом физической
активности. Специфические особенности возд
Забота о физическом развитии ребенка является почти столь же важной для его гармоничного развития, как рациональный режим, регулярное и полноценное питание, достаточный сон и частое пребывание на свежем воздухе.
Раннее физическое развитие – это целый комплекс упражнений, методов и действий, направленных на физическое развитие малыша первых нескольких месяцев. Несомненно, раннее грудничковое плавание влияет на улучшение физического развития ребенка. (3,17)
Плавание – это физическое действие, основу которого составляет удержание и перемещение человека в воде в необходимом направлении. Во время плавания, которое является средством массажа кожи и мышц, ребенок преодолевает значительные сопротивления воды, постоянно тренируя опорно-двигательный аппарат, т.е. осуществляется своеобразная гимнастика. (23,1)
Во время плавания очищаются потовые железы, что способствует активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам.
Горизонтальное положение во время плавания – это своеобразное состояние невесомости, которое активизирует кровоток, развивая и укрепляя сердечно-сосудистую систему.
Купание, плавание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма. (12,6)
1.2 Влияние занятий плаванием на центральную нервную систему
Центральная нервная система интенсивно развивается в первые три года жизни ребенка. Уже в 2–2,5 года общая картина строения головного мозга у детей мало отличается от строения такового у взрослого. Клетки коры головного мозга детей обладают большой способностью фиксировать и удерживать установленные вновь приспособительные связи. Высокая пластичность коры головного мозга в детском возрасте во многом определяет и способность ребенка к сравнительно легкому освоению новых движений. (3,8)
До 6 лет у ребенка в деятельности ЦНС процессы возбуждения еще преобладают над процессами торможения, поэтому, как правило, дошкольник очень подвижен, его движения быстрые, импульсивные, внимание неустойчивое. Ребенку дошкольного возраста свойственна склонность к подражанию. В связи с этим обучение детей движениям целесообразно основывать на наглядном показе. Вместе с тем в дошкольном возрасте происходит активное овладение речью. Поэтому объяснение при разучивании движений имеет большое значение.
Дети достаточно хорошо осваивают и выполняют различные произвольные движения. Однако у них наблюдается еще некоторая неподготовленность к выполнению сложных двигательных действий из-за медленной концентрации торможения, отмечается слабая способность анализировать мышечные напряжения, неточность ответных движений на комплексные раздражители и т.д. В связи с этим движения дошкольников часто неточные, беспорядочные, неэкономные, сопровождаются вовлечением в работу лишних групп мышц, значительным усилением деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
У детей
до 7 лет свойства центральной нервной
системы таковы, что они быстро
устают, но и быстро отдыхают, поэтому
большие кратковременные
1.3 Роль, место и значение плавания в структуре средств физического воспитания
К средствам физического
Полноценное решение задач физического воспитания достигается только при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм.
Гигиенические факторы (режим занятий,
отдыха, сна и питания, гигиена
помещения, площадки, одежды, обуви, физкультурного
инвентаря и др.) повышают эффективность
воздействия физических упражнений
на организм. Если упражнения проводятся
в чистом, светлом помещении, то у
детей возникают положительные
эмоции, повышается работоспособность,
облегчается освоение этих упражнений
и развитие физических качеств. (11,9)
Гигиенические факторы имеют и самостоятельное
значение: они способствуют нормальной
работе всех органов и систем. Например,
доброкачественное и регулярное питание
обеспечивает своевременную доставку
всем органам необходимых питательных
веществ, содействует нормальному росту
и развитию ребенка, а также положительно
влияет на деятельность пищеварительной
системы и предупреждает ее заболевание.
Нормальный сон обеспечивает отдых и повышает
работоспособность нервной системы. Правильное
освещение предупреждает возникновение
заболеваний глаз (близорукость и др.)
и создает наиболее благоприятные условия
для ориентировки детей в пространстве.
Чистота помещения, физкультурного оборудования,
инвентаря, игрушек, атрибутов, а также
одежды, обуви, тела детей служит профилактикой
заболеваний. Соблюдение режима дня приучает
детей к организованности, дисциплинированности.
(5,11)
Естественные силы природы (солнце, воздух,
вода) усиливают эффективность влияния
физических упражнений на организм ребенка.
Во время занятий физическими упражнениями
на воздухе, при солнечном излучении у
детей возникают положительные эмоции,
больше поглощается кислорода, увеличивается
обмен веществ, повышаются функциональные
возможности всех органов и систем. Солнце,
воздух и вода используются для закаливания
организма, для повышения приспособляемости
организма к повышенной и пониженной температуре.
В результате упражняется терморегулирующий
аппарат и организм человека приобретает
способность своевременно реагировать
на резкие и быстрые изменения метеорологических
факторов. При этом сочетание естественных
сил природы с физическими упражнениями
увеличивает эффект закаливания. Естественные
силы природы используются и как самостоятельное
средство. Вода применяется для очищения
кожи от загрязнения, для расширения и
сужения ее кровеносных сосудов, механического
воздействия на тело человека. Воздух
лесов, садов, парков, содержащий особые
вещества (фитонциды), способствует уничтожению
микробов, обогащает кровь кислородом.
Солнечные лучи благоприятствуют отложению
витамина С под кожей, охраняют человека
от заболеваний. Важно применять все естественные
силы природы, наиболее целесообразно
сочетая их. (8,13)
Физические упражнения – специфическое
средство физического воспитания, используемое
для решения оздоровительных, образовательных
и воспитательных задач. Поэтому физические
упражнения широко применяются в разные
периоды жизни человека.
Движения, входящие в различные виды деятельности, оказывают положительное влияние на организм ребенка, если соблюдается правильная осанка, а также дозировка физической нагрузки.
Из всех циклических видов спорта
плавание отличается от других тем, что
им можно заниматься чуть ли не с
рождения. И в то же время многие
дети более старшего возраста, подростки,
юноши и даже взрослые в нашей
стране или вообще не умеют плавать
или передвигаются в воде неправильно,
не испытывая достаточных
Плавание, как и другие циклические упражнения, оказывает благотворное влияние на ССС, способствуя увеличению ее мощности, экономичности, жизнедеятельности. При систематических занятиях плаванием улучшается терморегуляция, увеличивается интенсивность кровотока, укрепляются сердечные мышцы. Улучшается и газообмен, что весьма важно для полноценного развития растущего организма. (Но все это, конечно, только при достаточно верной технике плавания и правильном дыхании.) Умеренные плавательные нагрузки оказывают благотворное воздействие на нервную систему, «снимая» утомление, улучшая сон и повышая работоспособность.
Плавание может эффективно использоваться для предупреждения и даже лечения довольно распространенных среди современных детей и подростков нарушений осанки и сутулости. Так. при плавании брассом происходит выпрямление позвоночника. А у подростков, плавающих вольным стилем, обычно отмечаются высокие темпы роста. (23,6)
1.4 Обучение детей плаванию
Сейчас существует возможность массового обучение плаванию малышей практически в каждой семье – в домашней ванне, причем круглогодично, без перерывов. И эту возможность нужно использовать в полной мере. Ребенку 1–2 лет, не говоря уже о грудных детях, «домашнего бассейна» вполне достаточно для того, чтобы он гармонично развивался физически, рос здоровым и закаленным, дисциплинированным и приобрел необходимые навыки для последующего освоения спортивного плавания в бассейне детского сада, общеобразовательной школы или любом другом.
Но даже если по каким-либо причинам ребенка не обучали с грудного возраста, то в годовалом возрасте это будет сделать сложнее, но всеже анатомические и физиологические особенности ребенка способствуют освоению движений в воде: его удельный вес меньше, чем у взрослого, поэтому он намного легче и лучше (стабильнее) держится на воде; тело имеет хорошо обтекаемую форму; подвижность суставов и связочного аппарата позволяет успешно осваивать разнообразные движения. Ребенок начинает говорить – его словарный запас к двум годам составляет 220–400 слов, понимает же он намного больше. Он уже свободно ползает, переворачивается со спины на живот и наоборот, лежа на животе, приподнимает туловище, опираясь на руки, самостоятельно переходит из положения лежа в положение сидя и наоборот, ходит на четвереньках, начинает ходить (сначала в боковом направлении), лазает по лесенке на небольшую высоту, может самостоятельно подползать под скамейку, пролезать в обруч. (19,7)
Информация о работе Методика обучения плаванию детей школьного возраста