Методика обучения плаванию детей школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:27, реферат

Описание работы

Актуальность проблемы: Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений. Вместе с тем, данные свидетельствуют о низком проценте детей, умеющих плавать.
Несмотря на усилия ряда исследователей по поиску наиболее эффективных средств, целенаправленно воздействующих на формирование техники движений в процессе обучения плаванию, желаемый результат пока не достигнут: учебный процесс занимает длительные сроки, достаточно высок процент детей, не освоивших навык плавания.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….....3
Глава I. Анализ литературных источников по теме исследования ………….....5
1.1 Плавание как способ оздоровления, физическое развитие и закаливание детей……………………………………………........................................................5
1.2 Влияние занятий плаванием на центральную нервную систему…………………………………………………………………..………….6
1.3 Роль, место и значение плавания в структуре средств физического воспитания…………………………………………………………………………..7
1.4 Обучение детей плаванию………………….………………………………….10
Глава II. Организация и методика исследований………………………………..14
2.1 Методы и организация исследования…………………………………............14
2.2 Структура тренировочных циклов…………………………………………….16
2.3 Оценки эффективности учебно-тренировочного процесса……………….....16
Глава III. Результаты исследований и их обсуждение…………………………...23
3.1 Исследование снижения заболеваемости……………………………………..23
3.2 Определение функциональных проб с дозированной физической нагрузкой...................................................................................................................24
Заключение…………………………………………………………………………25
Список использованной литературы……………………………………………...31

Файлы: 1 файл

1.docx

— 105.88 Кб (Скачать файл)

Метод разучивания в целом. Сюда входит плавание с полной координацией движений, а также плавание с помощью движений ног и рук с различными вариантами сочетания этих движений. Этот метод применяется на завершающих этапах освоения техники способа плавания после изучения ее элементов по частям. Подчеркнем, что совершенствование техники плавания проводится только путем целостного выполнения плавательных движений. Вначале целостное разучивание техники плавания осуществляется в облегченных условиях: плавание поперек бассейна; проплывание коротких отрезков с задержкой дыхания; проплывание коротких отрезков кролем с дыханием через 2–3 гребка; плавание с помощью рук кролем и выдохами в воду с поплавком между ногами и другие упражнения. Затем по мере освоения техники чередуют плавание в облегченных и плавание в обычных условиях, постепенно переходя па плавание с полной координацией движений. Соревновательный и игровой методы. У этих методов есть много общего. Они широко применяются при начальном обучении плаванию для повышения эмоциональности и динамизма занятий. Общим методическим правилом является обязательное предварительное разучивание движений или упражнений, прежде чем они станут объектом соревнования или игры. Однако между этими методами существует принципиальное отличие: в 15 игровом методе всегда есть сюжетное содержание, тогда как в соревновательном его нет. (33,15)

Соревновательный метод. Его отличают следующие признаки: 1) достижение победы в результате предельной мобилизации своих возможностей: 2) умение показывать максимальный уровень физической и психической подготовленности в борьбе за первенство. Все это предъявляет высокие требования к морально-волевым качествам, содействуя воспитанию волн, настойчивости, самообладания уже на первых занятиях в бассейне. Применение соревновательного метода дает большую физическую и психическую нагрузку, чем обычный метод многократных повторений.

Игровой метод. Для него характерны: 1) эмоциональность и соперничество, проявляемые в рамках правил игры; 2) вариативное применение полученных умений и навыков в связи с изменяющимися условиями игры; 3) умение проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения в игровых ситуациях; 4) комплексное совершенствование физических и морально-волевых качеств: ловкости, быстроты, силы, выносливости, быстроты ориентировки, а также находчивости, смелости, воли к победе и др. Игра помогает воспитанию чувства товарищества, выдержки, сознательной дисциплины, умения подчинять своп желания интересам коллектива. Игра, как и соревнование, повышает эмоциональность занятий плаванием, являясь хорошим средством переключения с однообразных, монотонных движений, характерных для плавания. Поэтому соревновательный и игровой методы необходимо применять с первых уроков плавания.

Также тренер оказывал помощь в выполнении упражнений, когда он и ученик действуют совместно. Такая ситуация возникала при  выполнении упражнения, когда нужно  уточнить деталь техники или исправить  ошибку ученика. Для этого занимающийся с помощью педагога несколько  раз воспроизводил движение, фиксирует  нужное положение тела или конечностей, имитирует упражнение.

Таким образом, мы считаем что учебно-тренировочный  процес проходил на высоком уровне так как, успех обучения определяется комплексным применением системы  трех групп методов: словесных, наглядных, практических. В каждом конкретном случае критерием эффективности  применяемых методов обучения является соответствие их: 1) задачам обучения и специфике учебного материала; 2) возрасту и подготовленности учеников: 3) условиям занятий.

Таким образом, для решения поставленных задач  нами были использованы адекватные и  достаточные (в количественном отношении) средства и методы развития (двигательных способностей), схема организации  и методы оценки их эффективности. (9,11)

 

 

 

 

 

 

Глава III. Результаты исследований и их обсуждение

3.1 Исследование снижения заболеваемости

В результате опроса было выявлено что в результате обучения детей плаванию, заболеваемость ОРВИ снизилась на 30%.

Рис 1. Показатели снижения заболеваемости у детей занимающихся плаванием

 

Исходя из показателей этой таблицы безусловно, необходимо отметить, что плавание является эффективным средством закаливания, повышения устойчивости к простудным заболеваниям и воздействию низких температур. К тому же, происходящие изменения в крови повышают защитные свойства ее иммунной системы, увеличивая сопротивляемость инфекционным и простудным заболеваниям.

Итак, в  результате занятий плаванием на организм человека оказывается разностороннее положительное воздействие. В оздоровительных  целях плавание доступно и полезно  практически всем возрастным категориям.

 

 

 

 

 

3.2 Определение функциональных проб с дозированной физической нагрузкой

У систематически занимающихся плаванием отмечается физиологическое урежение пульса до 60 и менее ударов в минуту. При  этом сердечная мышца работает мощно  и экономно.

Из приведенной табл. 1 видно что на первом этапе сердечный ритм возвращался к исходным показателям в течении 5–6 минут, что говорит о низкой подготовленности занимающихся. Но в результате повышения физической нагрузки, ЧСС стала снижаться до исходных данных уже на 3–4 минутах.

Таким образом, в результате занятий плаванием  в сердечно-сосудистой системе произошли  положительные изменения (в виде усиления сократительной способности  мышечной стенки сосудов и улучшение  работы сердца), которые привели  к более быстрому транспортированию  крови, насыщенной кислородом, к периферическим участкам тела и внутренним органам, что способствует активизации общего обмена веществ.

В результате мы можем сказать, что улудшилась физическая подготовленность занимающихся и улудшение сердечного ритма, это  свидетельствует об укреплении сердечно-сосудистой системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

По признанию специалистов всего  мира, период от рождения ребенка до его поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития человека, первоначального формирования качеств, необходимых в течение  всей последующей жизни. Отличительной  особенностью этого периода является то, что именно в дошкольном возрасте обеспечивается общее развитие, служащее основой для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков  освоения различных видов деятельности. В дошкольном возрасте ребёнок приобретает  основы личной культуры, её базис, соответствующий  духовным ценностям.

Пластичность и высокая лабильность  организма дошкольников определяют их высокую чувствительность к воздействию  факторов внешней среды. В числе  факторов, негативно сказывающихся  на состоянии здоровья, указываются: ухудшение условий окружающей среды, снижение уровня жизни, стресс, гиподинамия  и другие.

Методика обучения плаванию детей  дошкольного возраста должна опираться  на основные дидактические требования педагогики и иметь воспитывающий  и развивающий характер. Общедидактические  принципы – сознательность, систематичность, наглядность, доступность, прочность и частные методические положения теории физического воспитания – принцип возрастания нагрузки, повторности осуществляются при проведении занятий в соответствии с возрастными особенностями детей.

Обязателен в работе с дошкольниками  индивидуальный подход. Хрупкость, несформированность детского организма требует тщательного  учета способностей, склонностей, а  главное – возможностей каждого ребенка. Только при строгом учете пола, возраста, степени физического развития и здоровья, подверженности простудным заболеваниям, привычки к воде и изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки можно находить наиболее верные приемы работы при обучении плаванию детей.

Актуальными направлениями, существенно  повышающими эффективность здоровьесбережения и здоровьеформирования в ходе физического  воспитания детей в раннем возрасте, являются: модернизация проективных  установок учебно-воспитательного  процесса в соответствии с онтогенетическими  и половозрастными закономерностями развития детей; реализация в практике технологий педагогического контроля физической подготовленности, учитывающих половозрастные индивидуальные характеристики физического развития; исключение из содержания физического воспитания афизиологичных средств; организация круглогодичной двигательной деятельности; коррекция организационных аспектов учебно-воспитательного процесса; адекватное проективным установкам медико-биологическое обеспечение физического воспитания; повышение уровня медико-биологической профессиональной компетентности учителей физической культуры.

Установлена актуальность формирования приоритетов  в многолетнем цикле физической подготовки на основе учета онтогенетических особенностей развития детей 7–10 лет, обусловливающих необходимость акцентированных педагогических воздействий с целью интенсивного воспитания выносливости, силы постуральных мышц и координационных способностей учащихся.

Стратегической  линией многолетнего процесса здоровьесбережения и здоровьеформирования младших  школьников в процессе физического  воспитания является обеспечение круглогодичной двигательной активности, обусловливающей  нивелирование негативной тенденции  снижения уровня физической подготовленности в каникулярные периоды.

Эффективной организационно-технологической основой  обеспечения данного требования являются разработанные и экспериментально обоснованные программы круглогодичной физической подготовки детей 7–10 лет, преемственность которых базируется на основе единства проективных, содержательных, процессуальных и контрольно-учетных блоков.

Адекватная  индивидуальная оценка уровня физической подготовленности учащихся может быть реализована только при наличии  специальных градаций, предусматривающих  взаимосвязь регистрируемых параметров с длиной и массой тела, которые  в возрастном диапазоне 11–12 лет существенно изменяются, и учитывающих антропометрические параметры школьников, степень надежности контрольных упражнений и зависимость итоговой оценки тестирования от исходного уровня развития физических качеств.

В многолетних  исследованиях экспериментально обоснована актуальность следующих организационно-методических условий реализации принципов: лабильности  проективных установок: использование  комплексной технологии оценки эффективности  уроков физической культуры; приоритетное развитие выносливости, силы постуральных мышц и координационных способностей; соответствие физических нагрузок актуальному  индивидуальному состоянию учащихся; перманентная коррекция учебно-воспитательного  процесса; интенсификации здоровьесберегающих  и здоровьеформирующих детерминант: интеграция спортивно-педагогического  и медико-биологического знания; повышение уровня профессиональной компетенции педагогов; определение степени травмоопасности физических упражнений; непрерывности и преемственности основных составляющих учебно-воспитательного процесса: организация круглогодичной двигательной деятельности; обеспечение преемственности программ физического воспитания; приоритета личности ребенка: учет индивидуальных особенностей; использование средств контроля физической подготовленности, взаимосвязанных с показателями физического развития; решение социально-психологических задач физического воспитания; гуманизация учебно-воспитательного процесса.

Разработанная и экспериментально обоснованная теоретико-методологическая концепция здоровьесбережения в  процессе физического воспитания детей  младшего школьного возраста базируется на фундаментальных общепедагогических и медико-биологических принципах, обусловливающих природосообразное  и индивидуально приемлемое физическое развитие ребенка и учитывающих современные тенденции гуманизации, а также интенсификации становления потенциальных психофизиологических возможностей ребенка в ходе обучения и воспитания, создают как объективные, так и личностные предпосылки для многолетнего физического совершенствования учащихся.

Забота о физическом развитии ребенка является почти столь  же важной для его гармоничного развития, как рациональный режим, регулярное и полноценное питание, достаточный  сон и частое пребывание на свежем воздухе.

Изучив материал по теме можно мделать следующие выводы:

  1. Раннее обучение плаванию способствует гармоничному развитию малышей и положительно влияет на развитие всех систем организма: улучшает дыхание, кровообращение, укрепляет опорно-двигательный аппарат, благотворно сказывается на деятельности центральной нервной системы.
  2. Эффективность функционирования педагогической системы формирования здорового образа жизни дошкольников обеспечивается, во-первых, за счет акцентированного внимания педагогов не на ознакомительно-обучающих и воспитательных, а на образовательно-воспитательных и развивающих задачах, направленных на понимание детьми смысла и качества выполняемых заданий, а не на механическое заучивания и повторение учебного материала; во-вторых, за счет активного использования метода биоуправления в процессе решения образовательных, воспитательных и развивающих задач.
  3. Основу методологии укрепления здоровья составляют: системный подход, с точки зрения которого, здоровье человека можно рассматривать как целостное состояние организма; педагогический подход, основываясь на котором, процесс выработки у человека ценностного отношения к собственному здоровью подчиняется закономерностям обучения и воспитания; теория и методика физического воспитания, доказывающая, что целенаправленная двигательная активность человека неразрывно связана с процессом обучения его навыкам здорового образа жизни.

Анализ показателей уровней  физического развития, физической подготовленности и функционального состояния  детей 9–10 лет, занимающиеся плаванием, проведенный в исследовании, свидетельствует о том, что они, по сравнению с детьми которые не занимаются плаванием, показатели выше по таким параметрам, как: развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем, уменьшение простудных заболеваний. Такая ситуация диктует необходимость ориентировать систему формирования здорового образа жизни детей в дошкольных образовательных учреждениях в большей мере на здоровьукрепляющие технологии физического воспитания.

Информация о работе Методика обучения плаванию детей школьного возраста