Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 12:07, курсовая работа
Цель исследования: Целью исследования является выявление укрепляющего и закаливающего действия, которое оказывается на занимаюшихся плаванием детей.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать научно-методическую литературу.
Установить влияние обучения плаванию детей на закаливание и укрепление организма вцелом.
Рассмотреть роль, место и значение плавания в структуре средств физического воспитания.
Введение………………………………………………………………………….....3
Глава I. Анализ литературных источников по теме исследования………….....5
1.1 Плавание как способ оздоровления, физическое развитие и закаливание детей……………………………………………........................................................5
1.2Влияние занятий плаванием на центральную нервную систему…………………………………………………………………..………….6
1.3 Роль, место и значение плавания в структуре средств физического воспитания…………………………………………………………………………..7
1.4 Обучение детей плаванию………………….………………………………….10
Глава II. Организация и методика исследований………………………………..14
2.1 Методы и организация исследования…………………………………............14
2.2 Структура тренировочных циклов…………………………………………….16
2.3 Оценки эффективности учебно-тренировочного процесса……………….....16
Глава III. Результаты исследований и их обсуждение…………………………...23
3.1 Исследование снижения заболеваемости……………………………………..23
3.2 Определение функциональных проб с дозированной физической нагрузкой...................................................................................................................24
Заключение…………………………………………………………………………25
Список использованной литературы…………………………………………
Активные движения укрепляют мышечную и сердечнососудистую системы ребенка; более того, развитие движений находится в прямой зависимости от внешней среды. Таким образом, занятия в воде и выполнение различных движений, связанных с преодолением ее сопротивления, -важнейший фактор гармоничного развития малыша. Горизонтальное положение, своеобразное состояние водной невесомости, активизирует кровоток к работающим мышцам, что способствует их развитию и укрепляет сердечно-сосудистую систему. Это рабочая поза пловца, его исходное положение для последующего выполнения плавательных движений.
Особо следует сказать о дыхании. В этом возрасте дыхание ребенка частое и поверхностное, что объясняется большой потребностью организма в кислороде и в связи с этим напряженной работой аппарата дыхания. Пребывание в воде, выполнение различных движений, выдохи в воду, задержка дыхания во время погружений развивают и укрепляют аппарат дыхания.
Оздоровительное, лечебное и гигиеническое значение плавания в жизни человека, и особенно ребенка, трудно переоценить. По данным специалистов, дозированные занятия плаванием способствуют лечению заболеваний сердечно-сосудистой системы: ишемии, стенокардии, миокардита, неврозов и др.(17,3)
Во время плавания человек преодолевает значительное сопротивление воды, постоянно тренирует все мышечные группы (в том числе и очень мелкие), радикально способствуя устранению различных дефектов осанки и ликвидации плоскостопия. Постоянное купание и плавание закаляют организм, формируют стойкий иммунитет не только к простудным, но и к некоторым инфекционным заболеваниям. И здесь решающим является температурный фактор.
В связи с постоянным преодолением сопротивления воды и большой ее плотностью выполнение вдоха и выдоха во время плавания для новичка затруднено, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, способствующие укреплению легких, бронхов, сосудов, а также межреберных мышц. По мере овладения одним из способов плавания дыхание становится естественным, привычным, а увеличение скорости плавания способствует дальнейшей тренировке аппарата дыхания.(15,7)
При плавании спортивными способами выполняются движения с большой амплитудой, с участием крупных мышечных групп и, как уже отмечалось, при значительном сопротивлении воды. Таким образом, систематическое выполнение упражнений в воде развивает координацию и точность движений, гибкость и силу, а преодоление в ускоренном темпе вначале небольших отрезков, а затем, по мере подготовленности, средних и длинных дистанций способствует развитию быстроты и выносливости. Цикличность движений, свойственная плаванию как виду спорта, не только гармонично развивает двигательный аппарат, но и формирует ритмичное глубокое дыхание.
Иногда приходится слышать, что именно в возрасте 3-5 лет ребенок боится воды и поэтому ему якобы необходим комплекс предварительных упражнений для ликвидации водобоязни. По данным многолетних наблюдений автора, таких детей в указанном возрасте совсем немного; опрос тренеров, работающих с данным контингентом, показал, что их не более 5%.(10,9)
Таким образом,проведенный анализ данных литературы свидетельствует об актуальности проблемы оптимизации учебно-тренировочного процесса в плавании.
Глава II.Организация и методика исследований
Наше исследование проводилось на базе Московского спортивного комплекса в группе по плаванию состоящей из 15 человек, 7 из которых девочки и 8 мальчики в возрасте 11-12 лет. Дети в этой группе находятся на начальном этапе обучения. В ходе исследования нами был проведен опрос о заболеваемости занимающихся.Мы сравнивали показатели заболеваемости за 2010 и за 2011 годы. Далее мы измеряли ЧСС до физической нагрузки и после до полного восстановления ЧСС. Исходные показатели ЧСС составляют: 65-70 ударов в мин. Также мы провели антропометричесские измерения роста и веса занимающихся детей представленные в табл.2,3,4. Исходные данные брали за сентябрь 2010 года. Контрольное измерение роста проходило в апреле 2011 года. Для проведения этого исследования мы брали исходные показатели за 3 периода: май 2010 года, сентябрь 2010 года, декабрь 2010 года и контрольное измерение в апреле 2011 года.
В ходе исследования была использована следующая система методов: эмпирические: изучение, обобщение педагогического опыта; анкетирование, интервьюирование, беседа, наблюдение результатов учебной и воспитательной деятельности; анализ психофизических параметров здоровья школьников; экспериментальная работа, включенная в естественный образовательный процесс.
2.1 Методы и организация исследования
Педагогические наблюдения применяли для определения характера и величины тренировочных нагрузок.
На первом этапе исследований определяли влияние интенсивности тренировочных нагрузок на состояние адаптивных процессов ина различные тренировочные процессы.Проводился мониторинг состояние здоровья и физического развития детей, определение на его основе мер по улучшению данной работы;
- медико-педагогические наблюдения за методикой физвоспитания и закаливания детского организма, за физиологической реакцией детей, соответствием нагрузки их возрастным и индивидуальным возможностям;
- санитарно-педагогический надзор за местами, где проводятся физкультурные занятия и закаливающие процедуры, за гигиеническим состоянием оборудования, пособий, одежды и обуви занимающихся детей.(4,9)
В ходе исследования мы опирались на показатели (исходные и в динамике) здоровья, уровня физической подготовленности детей.
Достаточно полные сведения для комплексной оценки физического состояния ребенка были получены при учете и анализе антропометрических и физиометрических данных, показателей физической подготовленности и работоспособности.
Антропометрическое обследование - измерение роста, массы тела, окружности грудной клетки - производились общепринятыми способами.
Определение функциональных проб с дозированной физической нагрузкой. (дистанция - 25 метров за 30 секунд). Результаты функциональной пробы оценивались следующим образом: по степени изменения частоты сердечных сокращений сразу же после нагрузки; по времени возвращения этих показателей к исходным величинам. Так, нормальной реакцией организма принято считать такую, если после функциональной пробы отмечается учащение частоты сердечных сокращений (пульса) на 25-30% по отношению к исходной величине.(19,8)
О благоприятной реакции на дозированную физическую нагрузку свидетельствует отсутствие одышки, вялости, утомления, головокружения.
2.2 Структура тренировочных циклов
Годовой цикл-изначально тренировки по времени составляли 30 минут, ближе к концу года они составили 60 минут. Занятия проходили 5 дней в неделю, 6 день отводился на восстановительные и закаливающие процедуры, 7 день целиком отводился для отдыха. За неделю было проведено:
Годовой цикл был разделен на макроциклы каждом из которых был увеличен объем тренировочной нагрузки и закаливающих процедур для получения наивысших показателей тренированности и как следствие укрепление здоровья занимающихся.
2.3Оценки эффективности учебно-тренировочного процесса
Педагогические принципы обучения и воспитания в плавании органически связаны в едином учебно-тренировочном процессе обучения и тренировки. Как в обучении, так и в тренировке ставились задачи изучения исовершенствования техники плавания, постепенного повышения уровня тренированности, закаливания и укрепления организма. Начальное обучение плаванию является первым этапом учебно-тренировочного процесса, где изучение техники и освоение навыка плавания составляют главную определяющую задачу наряду с повышением степени тренированности и совершенствованием таких физических качеств, как координация движений, сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость. Учебно-тренировочный процесс в плавании осуществлялся в соответствии с основными принципами физического воспитания -принципами воспитывающего обучения, всестороннего развития, оздоровительной направленности и прикладности.
Процесс воспитывающего обучения происходил под непосредственным руководством тренера, чья роль во многом определяет формирование личности ребенка. Помимо высокой профессиональной подготовленности педагог должен обладать качествами передового человека нашего общества, быть всесторонне развитым, культурным, служить примером честного отношения к делу, дисциплинированности, аккуратности, объективности и последовательности в своих требованиях и поступках. Степень выраженности этих качеств в личности педагога определяет эффективность процесса воспитывающего обучения.(15,9)
Оздоровительная направленность. Задача укрепления здоровья является основной на учебно-тренировочных занятиях плаванием во всех звеньях советской системы физического воспитания.
Гигиенические факторы и закаливающее влияние солнца, воздуха и воды при занятиях плаванием в естественных водоемах увеличили стойкость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.
Прикладная направленность. В программе обучения плаванию тренерпредусматривал помимо освоения жизненно необходимыхнавыков плавания ознакомление с правилами безопасности на воде.
Для успешного обучения плаванию соблюдались основные педагогические принципы, отражающие методические закономерности обучения и воспитания, -принципы сознательности и активности, систематичности, доступности, наглядности и индивидуализации.
Педагог применял большое количество средств (варианты упражнений, игры, ныряния, прыжки в воду), методов и форм организации занятий.
Активность занимающихся направлялась на воспитание у детей самостоятельности, инициативы. Одна из форм воспитания этих качеств -обучение простейшим педагогическим навыкам и навыкам самоконтроля. С первых же уроков плавания, распределяя детей по парам, поручая им следить за безопасностью в поправлять ошибки друг друга, педагог приучает их отличать хорошее выполнение от плохого.(33,8)
Методы обучения- это такие способы и приемы работы педагога, применение которых обеспечивает быстрое и качественное решение поставленной задачи -освоение навыка плавания. При обучении плаванию пользовались тремя основными группами методов: словесными, наглядными и практическими.Словесные методы используя описание, объяснение, рассказ, беседу, разбор, давая указания, оценку действий, команды и распоряжения, подсчет и др., педагог помогает ученикам создать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, направленность воздействия, осмыслить и устранить ошибки. Краткая, точная, образная и понятная речь педагога повышает эффективность применения этих методов.В связи со спецификой плавания все необходимые объяснения, разборы, оценки проводятся в подготовительной и заключительной частях урока на суше. Когда группа находится в воде, применяются только лаконичные команды, подсчет, распоряжения, поскольку для занимающихся ухудшаются условия слышимости и возрастает опасность переохладиться. Описание используется для создания предварительного представления об изучаемом движении. Описываются наиболее характерные его элементы без объяснения, почему надо делать так.Анализ и обсуждение допускаемых ошибок при выполнении упражнений, нарушений правил игры и др. Нацеливают учеников на корректировку своих действий. Указание чаще всего носит методический характер, акцентируя внимание на деталях или ключевых моментах выполняемого движения, освоение которых дает возможность, затем выполнить упражнение в целом. Методические указания на уроках плавания даются для предупреждения и устранения ошибок перед выполнением каждого упражнения, во время и после него. Указания уточняют отдельные моменты в выполнении упражнения, разъясняют условия для правильного его воспроизведения, подсказывают ощущения, которые должны возникать при этом.Команды и распоряжения применяются для управления группой и процессом обучения. Урок плавания, как на суше, так и в воде проводился под команду преподавателя. Команды и распоряжения подавались громко, четко и в повелительном тоне.(25,17)
Наглядные методы.Использование наглядных методов помогает создать у занимающихся конкретные представления об изучаемом движении, что особенно важно при обучении спортивной технике. Просмотр изучаемого движения с одновременным воспроизведением темпа или ритма создают представление о форме и характере его воспроизведения. Наряду с образным объяснением наглядное восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению. Особенно велика роль наглядного восприятия при обучении детей. Сильно выраженная склонность к подражанию, особенно у младших школьников, делает наглядность наиболее эффективной формой обучения движениям. К наглядным методам относятся показ упражнений и техники плавания, использование учебных наглядных пособий, кинограмм и кино - кольцовок, применение жестикуляции.
Метод упражнений. Этот метод характеризуется многократным выполнением движения в целом и по частям с учетом величины физической нагрузки, которая регулируется путем изменения количества выполняемых упражнений в уроке, их сложности, количества повторений, темпа выполнения, продолжительности отдыха между упражнениями и др.
Изучение техники плавания проводилось путем многократного выполнения отдельных ее элементов, направленного на овладение способом плавания в целом, т.е. применяются два метода разучивания -по частям и в целом. Все упражнения, используемые в процессе обучения плаванию, составляют единую методическую систему, предусматривающую последовательность изучения отдельных упражнений, подводящих к освоению техники плавания в целом.(17,15)
Метод разучивания по частям. Разучивание по частям облегчает освоение техники плавания, уменьшает количество допускаемых ошибок, что в целом сокращает сроки обучения и повышает его качество. Освоение отдельных элементов техники расширяет двигательный опыт, обогащая моторику занимающегося. Основу метода разучивания по частям составляет система подводящих упражнений, последовательное изучение которых ведет в конечном итоге к освоению способа плавания в целом. В процессе начального обучения плаванию применяется большое количество подводящих упражнений, которые по структуре сходны с движениями изучаемого способа плавания. Как уже говорилось, в основе разработки этих упражнении лежит «положительный перенос» двигательных навыков, который проявляется наиболее эффективно на начальных этапах обучения.
Широкое использование этих упражнений не только реализует принцип доступности в практике начального обучения, но и постепенно подводит обучаемого к целостному выполнению двигательного действия, уменьшая при этом количество допускаемых ошибок. Разучивание по частям на начальных этапах обучения плаванию психологически мотивировано, так как освоение простейших движений приносит моральное удовлетворение, воспитывает уверенность в своих силах, что особенно важно на первых шагах обучения.(21,15)
Информация о работе Методика обучения плавания детей дошкольного возраста