Методика обучения попеременному двухшажному ходу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 13:36, реферат

Описание работы

Цель работы – рассмотреть особенности методики обучения попеременного двухшажного хода.

Содержание работы

Введение …..................................................................................................................3
1. Техника выполнения попеременного двухшажного хода..............................5
2. Методика обучения попеременному двухшажному ходу..............................8
3. Типичные ошибки...........................................................................................13
4. Игровые упражнения на лыжах для закрепления попеременного двухшажного хода …......................................................................................15
Вывод..........................................................................................................................18
Литература ….............................................................................................................19

Файлы: 1 файл

Методика обучения попеременному двухшажному ходу.docx

— 91.91 Кб (Скачать файл)

 

ФАКУЛЬТЕТ:

 

 

Реферат на тему:

«Методика обучения попеременному  двухшажному классическому ходу»

 

 

                       От студентки:

                                                          

       Факультет: 

                  Курс:

                                                              Проверил:

 

 

 

Г. Вологда  год. 

Содержание

 

Введение …..................................................................................................................3                                                                                                             

  1. Техника выполнения попеременного двухшажного хода..............................5                             
  2. Методика обучения попеременному двухшажному ходу..............................8         
  3. Типичные ошибки...........................................................................................13                                                                                          
  4. Игровые упражнения на лыжах для закрепления попеременного двухшажного хода …......................................................................................15                                                                            

Вывод..........................................................................................................................18                                                                                                            

Литература ….............................................................................................................19                                                                                              

 

Введение

 

Одним из важнейших  средств физического воспитания с целью гармоничного развития и  оздоровления детей школьного возраста является лыжная подготовка.

При передвижении на лыжах в работу вовлекаются  все основные группы мышц рук, ног  и туловища, что оказывает положительное  влияние на организм. Ходьба и бег  на лыжах благотворно воздействуют на сердечно сосудистую, дыхательную  и нервную системы учащихся. Регулярные занятия способствуют развитию у  школьников таких качеств, как выносливость, сила, ловкость, гибкость и др.

В школьной программе  по физической культуре лыжная подготовка введена обязательным разделом с 1-го по 11-ый классы. На уроках лыжной подготовки решаются основные образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.

Многие преподаватели  физического воспитания сталкиваются с разными проблемами, связанными с организацией лыжной подготовки: обеспеченность спортивным инвентарем, с местом хранения лыж, где проводить  уроки, на каких площадках, как организовать урок, чтобы он был интересен, нетрадиционен  и эффективен и др. Именно поэтому  исследование в области методики обучения технике классическим лыжным ходом является столь актуальным.

В учебной работе по лыжному спорту и лыжной подготовке в школе для решения задач  обучения используется целый ряд  методов и методических приемов, которые объединены в три большие  группы: словесные методы, методы наглядного воздействия, практические методы.

В понятие «метод»  входит ряд методических приемов. Методический прием - это часть целостного метода, применяемого в каких-либо конкретных условиях обучения передвижению на лыжах (передвижение под уклон при изучении скользящего шага) или для решения  каких-то конкретных задач. Например, показ  поворота в движении из упора - метод. Но замедленный показ только части  поворота (подготовительных движений и входа в поворот) - методический прием. Количество методических приемов, применяемых при обучении способам передвижения на лыжах, очень велико[4].

С совершенствованием техники и методики обучения методические приемы улучшаются, видоизменяются или  исключаются из практики работы, вместе с тем возникают и новые. Каждый учитель должен постоянно совершенствовать методику обучения, применяя новые  методические приемы, вводя новые  упражнения. Все это новое должно служить одной цели - улучшать эффективность  обучения в лыжном спорте. Порой  различия в уровне качества обучения определяются разным объемом методических приемов, которым оперируют школьные учителя и тренеры по лыжному  спорту.

Цель работы – рассмотреть особенности методики обучения попеременного двухшажного  хода.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Техника выполнения попеременного двухшажного хода

 

Попеременный двухшажный ход является основным способом передвижения, изучению которого в школе уделяется основное внимание. Он очень часто применяется при передвижении на лыжах в разнообразных условиях скольжения и рельефа местности и имеет большое прикладное значение. Наиболее эффективен этот ход на равнине при плохих и средних условиях скольжения, на пологих подъемах (до 2°) при любом скольжении, а также на подъемах большой крутизны (до 5°) при хороших и отличных условиях скольжения и сцепления лыж со снегом [1,С.106].

В цикл движений попеременного  двухшажного хода входят два скользящих шага и сопровождающие их толчки разноименными палками. Ход выполняется следующим образом:

1. Начало первой  фазы свободного скольжения. Закончен  толчок правой ногой, лыжа отрывается  от снега. Лыжник переходит  к одноопорному скольжению на  левой лыже, голень левой ноги  в момент окончания толчка  правой и начала скольжения  находится в вертикальном положении.  Толчок направлен по прямой  линии - туловище и правая нога. Правая рука выносит палку  вперед.

2-3. Скольжение на  левой лыже, правая нога расслаблена  и движется назад-вверх, немного  сгибаясь в коленном суставе.  Голень опорной ноги по-прежнему  вертикальна. Правая рука продолжает  вынос палки, левая расслаблена  и немного отбрасывается по  инерции назад. Угол наклона  туловища не меняется.

4-6. Продолжается  одноопорное скольжение на левой. После отталкивания правой ногой опорная левая слегка выпрямляется, начинается движение туловища «на взлет». Правая нога слегка согнута в коленном суставе, расслаблена и находится в крайнем заднем положении, что создает хорошие условия для последующего махового выноса ее вперед. Правая рука выводит нижний конец палки вперед, а левая, расслабленная, находится в крайнем заднем положении.

7. Свободное скольжение  закончено, начало махового выноса  правой ноги вперед. Правая палка  ставится на снег, а левая начинает  выноситься вперед. Начало толчка  почти выпрямленной правой рукой.  Палка находится под углом  - это позволяет сразу начать  эффективное отталкивание. Продолжаются  вынос левой палки вперед, выпрямление  опорной ноги в коленном суставе  и маховый вынос правой ноги  вперед.

9-13. Скольжение с  опорой на палку. В первой  фазе отталкивания правая рука, сгибаясь в локтевом суставе,  усиливает толчок, левая энергично  выносится вперед. Несмотря на  выпрямление опорной ноги, вследствие  сильного нажима правой рукой  на палку давление на опорную  лыжу не увеличивается, а может  даже уменьшаться, что способствует  поддержанию скорости. Начинается  наклон туловища вперед.

14. Момент окончания  скольжения с выпрямлением ноги. Опорная нога почти полностью  выпрямляется, маховая приближается  к ней, а лыжа опускается  на снег. Создается жесткая опора:  система «рука - туловище - опорная  нога». С целью предупреждения  раннего переката таз вперед  не выводится. Туловище максимально  наклонено вперед. Уменьшается угол  отталкивания правой рукой, что  значительно увеличивает горизонтальную  составляющую силу толчка, продолжается  вынос вперед левой палки.

15-16. Правая нога  поравнялась с левой, началось отталкивание с разгибанием в тазобедренном суставе. Уменьшается угол сгибания ноги в колене - момент подседания. Правая рука продолжает отталкивание (в это время усилие на палку максимальное), левая энергичным движением выносится вперед. Так выводится вперед и одновременно начинается постепенная загрузка маховой ноги.

17-18. Продолжается  отталкивание левой ногой с  выпрямлением в коленном суставе  и загрузка маховой ноги. Правая  рука заканчивает толчок, а левая  вынесена вперед.

19. Продолжается  толчок левой ногой. Правая  рука после окончания толчка, расслабленная по инерции, отбрасывается  назад.

20. Закончен толчок  ногой, его направление по линии  голень - бедро - туловище вызывает  движение тела вперед-назад и  сохранение скорости движения  в фазе одноопорного скольжения. Окончена половина цикла. Во  второй его части все движения  рук и ног повторяются в  такой же последовательности, и  заканчивается весь цикл хода[1,С.106-108].

Попеременный двухшажный ход, несмотря на привычную (как при ходьбе без лыж) перекрестную координацию, довольно сложен и требует значительного количества времени на его освоение. Наличие фазы скольжения, необходимость координировать по времени работу рук и ног, изменение ритма движения при преодолении подъемов создают определенные трудности в овладении этим ходом. Поэтому изучение попеременного двухшажного хода начинается в начальной школе после повторения и восстановления навыков в передвижении скользящим шагом.

Скользящий шаг  повторяется во всех его вариантах (без палок, с палками, держа их за середину, заложив руки за спину) на равнине и под уклон. Важно  обратить внимание на восстановление и дальнейшее развитие равновесия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методика  обучения попеременному двухшажному ходу

Попеременный двухшажный ход является сложным двигательным действием. Поэтому его обучение начинается с первого класса и продолжается путём совершенствования до девятого класса. Обучение технике на уроках лыжной подготовки ведётся путём постановки и решения следующих задач:

Задача  № 1: Создать правильное понятие  и представление о технике  попеременного двухшажного хода.

Данная задача решается путём использования следующих  средств:

  1. Рассказать о технике данного двигательного действия, достигнутых результатах и рекордах в России и мире. А также привести примеры лучших результатов спортсменов школы. Показать видеозаписи чемпионатов мира и олимпийских игр на дистанциях классическим ходом.
  2. Показать кино граммы, плакаты, кинокольцовки по технике движений в попеременно-двухшажном ходе.
  3. Показать технику выполнения попеременного двухшажного хода в целом.
  4. Опробование техники попеременного двухшажного хода учащимися.

Задача  № 2: Научить посадке лыжника в  скользящем шаге.

Данная задача решается путём использования следующих  средств:

  1. Скользящий шаг, руки за спину, без палок. <Рисунок.1б>
  2. Скользящий шаг с широкой амплитудой работы рук, без палок. <Рисунок.1а>

 

Рис. 1а. Скользящий шаг с широкой амплитудой работы рук, без палок.

Рис. 1б. Скользящий шаг, руки за спину, без палок.

Задача  № 3: Научить работе ног в попеременном двухшажном ходе.

С наклоном туловища лыжник нажимает на палку и, не допуская её поперечных колебаний, сильно давит  на снег. Выпрямление руки и палки  в одну линию завершается отталкивание палкой, которое выполняется быстро и до конца назад. Важную роль в данном ходе играет положение туловища лыжника. На протяжении цикла оно меняется несколько раз: после отталкивания палкой туловище выпрямляется, при наличии отталкивания палкой оно наклоняется вперёд - лыжник производит "Навал" на руку и палку.

Попеременная работа рук и ног создаёт условия  для поочерёдного отдыха работающих мышц, экономного расхода сил [3].

Данная задача решается путём использования следующих  средств:

  1. Имитация путём отталкивания правой (левой) ногой на месте.
  2. Скольжение на одной лыже, отталкиваясь ногой без лыжи, поочерёдно для правой и левой ног (самокат).
  3. То же, что п. 2, но на двух лыжах, поочерёдно выполнять упражнение правой и левой ногой.
  4. Скольжение на одной ноге после трёх-четырёх шагов разбега.
  5. Имитация выноса ноги вперёд с переносом веса тела на месте.
  6. То же, что п. 5, но с небольшим скольжением на широком шаге.
  7. Скользящий шаг в целом под уклон.
  8. Скользящий шаг на определённом участке на количество шагов (чем меньше - тем лучше).

Задача  № 4: Научить работе рук в попеременном двухшажном ходе.

Данная задача решается путём использования следующих  средств:

  1. Имитация движения рук на месте.
  2. То же, что п. 1, но с палками за середину.
  3. Скользящий шаг с палками за середину. <Рисунок.2>
  4. После разгона - скольжение на двух лыжах с попеременным отталкиванием палками сзади.
  5. Вынос и постановка палок в снег на месте (попеременно).
  6. Передвижение по учебной лыжне с попеременным отталкиванием палками.

Информация о работе Методика обучения попеременному двухшажному ходу