Методика обучения попеременному двухшажному ходу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 13:36, реферат

Описание работы

Цель работы – рассмотреть особенности методики обучения попеременного двухшажного хода.

Содержание работы

Введение …..................................................................................................................3
1. Техника выполнения попеременного двухшажного хода..............................5
2. Методика обучения попеременному двухшажному ходу..............................8
3. Типичные ошибки...........................................................................................13
4. Игровые упражнения на лыжах для закрепления попеременного двухшажного хода …......................................................................................15
Вывод..........................................................................................................................18
Литература ….............................................................................................................19

Файлы: 1 файл

Методика обучения попеременному двухшажному ходу.docx

— 91.91 Кб (Скачать файл)

Рис. 2. Скользящий шаг  с палками за середину.

Задача  № 5: Научить согласованию движений рук и ног в попеременно-духшажном ходе.

Данная задача решается путём использования следующих  средств:

  1. Имитация движения рук и ног с палками на месте.
  2. Вынос и постановка палок в снег попеременно на месте.
  3. Фиксация положения рук и ног в фазе свободного скольжения (на растянутом шаге в медленном темпе) [3].
  4. Выполнение хода в целом.

Задача  № 6: Совершенствование техники попеременно-двухшажного хода.

Данная задача решается путём использования следующих  средств:

  1. Выполнить упражнения из задач № 2, 3, 4, 5.
  2. Согласование движений рук и ног при выполнении хода в целом в среднем темпе.
  3. То же, что п. 2, но в быстром темпе на скорость.
  4. Совершенствование техники путём участия в школьных, районных и областных соревнованиях по лыжным гонкам.

Обучение попеременному  двухшажному  ходу проходит на учебных кругах и лыжнях как на равнине, так и с включением пологих подъемов (до 3-4°). При передвижении в такие подъемы школьники добиваются лучшей согласованности в работе рук и ног. Для лучшего контроля за техникой, целесообразно распределить учеников по группам в зависимости от степени владения передвижением на лыжах. Более слабая группа располагается на внутреннем кругу учебной площадки, более подготовленные передвигаются по наружной лыжне. На учебном кругу учитель, как правило, не останавливает весь класс, если не видит грубых ошибок у большинства учеников, а ограничивается замечаниями в адрес отдельных занимающихся. Можно остановить школьника, объяснить ему причину ошибки, при необходимости следует вновь показать движение. Весь класс останавливается только при неверном выполнении движений

Решение данных задач будет  способствовать правильному освоению технике попеременного двухшажного классического хода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Типичные ошибки

В дальнейшем при  изучении попеременного двухшажного хода основное внимание обращается на освоение общей схемы движений, на согласованность в работе рук и ног. Для этого помимо упражнений, применяемых для изучения скользящего шага и вышеперечисленных подводящих упражнений, используется целостный метод обучения с исправлением ошибок в цикле хода.

Основные ошибки:

- передвижение на  прямых ногах: короткий скользящий  шаг, слабое отталкивание лыжей.

Исправление ошибки: повторить посадку лыжника при скользящем шаге, особое внимание обратить на подседание перед толчком и энергичный перекат над стопой;

- двухопорное скольжение: вызывает ранняя загрузка маховой ноги при неверно усвоенном движении ног или плохим равновесием, что приводит к быстрому опусканию лыжи на снег и её загрузке.

Исправление ошибки: применять имитационные упражнения на месте и упражнения для усвоения скользящего шага без палок;

- подпрыгивающий  ход: вертикальные колебания тела, вызванные неверным направлением  толчка ногой [3].

Исправление ошибки: более активно выполнять перекат с подседанием вперёд;

- незаконченный  толчок палкой: рука с палкой  остаётся согнутой в локте  и не выходит за проекцию  туловища.

Исправление ошибки:

- проводить кисть  ниже, выпрямлять руку в локте  броском палки назад;

- короткий скользящий  шаг: недостаточный вынос маховой  ноги вперёд;

- незаконченное  отталкивание палками: отталкивание  палкой в сторону при широком  разведении рук.

Исправление ошибок: 

ставить палки ближе  к креплению лыж, толчок рукой  выполнять ближе к туловищу.

Перечисленные ошибки необходимо тщательно устранять, не допуская их автоматизации. Классификация ошибок по двигательным действиям позволяет  лучше и быстрее выявлять и  устранять неправильные движения. На практике чаще придерживаются такой  последовательности работы над ошибками: сначала обращают внимание на толчок ногой, затем на мах ногой; зафиксировав ошибки в работе ног, переключают  внимание на махи и отталкивания руками; с учетом эффективности маховых  и толчковых движений руками и  ногами исправляют ошибки в работе туловища.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Игровые упражнения на лыжах для закрепления попеременного двухшажшого хода

 

Одним из важнейших  средств физического воспитания школьников являются игры. При проведении уроков по лыжной подготовке (несмотря на известные трудности в их организации  в связи со спецификой занятий) игры, игровые упражнения и задания  получили самое широкое распространение. Длительное, довольно монотонное передвижение на лыжах вызывает не только физическое, но и психическое утомление, особенно если уроки постоянно проходят в  одном месте (на пришкольном участке, в соседнем со школой парке) и на однообразной местности. Применение игр  и игровых заданий не только в  значительной мере повышает эмоциональность  урока, но и увеличивает интенсивность  нагрузки, моторную плотность, интерес  школьников и в то же время тормозит развитие утомления.

В процессе игр можно  целенаправленно воспитывать такие  важные качества, как смелость, ловкость, настойчивость в достижении поставленной цели. Игры с элементами соревнований порой являются незаменимым средством  в воспитании морально-волевых качеств  у школьников при организации  уроков по лыжной подготовке и спортивно-массовых мероприятий в школе. Особенно важно  применение игр, игровых упражнений и заданий на уроках лыжной подготовки в начальной школе. Они играют исключительно важную роль при организации уроков в начальной школе в связи с началом обучения с шести лет. Дети младшего школьного возраста ввиду особенностей развития центральной нервной системы быстро теряют интерес к многократным, однотипным повторениям элементов ходов и т.д.

Применение игр  очень разнообразно. На уроках лыжной подготовки и в школьной секции лыжного  спорта игры и игровые задания  применяются при обучении и совершенствовании  техники способов передвижения на лыжах, и при развитии физических качеств. Вместе с тем игры необходимо широко включать в различные физкультурно-массовые мероприятия на лыжах - в программу зимних праздников, вылазок и прогулок на лыжах.

Все игры и игровые  задания на лыжах в зависимости  от поставленных задач можно условно  разделить на две группы: игры для  обучения и совершенствования техники  способов передвижения на лыжах; игры на развитие физических качеств. Однако игры и упражнения из первой группы после их прочного освоения могут  быть использованы и для развития физических качеств.

При изучении и закреплении  навыков в технике лыжных ходов  или отдельных элементов и  для развития равновесия в 5-7 классах  можно использовать разнообразные  игровые упражнения (задания).

Для совершенствования  техники двухшажного попеременного хода целесообразно применять следующие игровые упражнения с элементами соревнований:

1. С небольшого  разбега проскользить на одной лыже до полной остановки. Упражнение выполняется поочередно на правой и левой лыже (естественно, без потери равновесия). Побеждает тот, кто проскользит дальше всех.

2.игра: «Накаты». От  линии старта каждый по очереди  должен сделать 10 накатистых шагов. Цель - оказаться как можно дальше от линии старта. После десятого шага нужно остановиться и на месте остановки сделать отметку на снегу. Победит тот, у кого 10 шагов окажутся самыми длинными, накатистыми [2,С.44].                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

3. Пройти без  палок скользящим шагом, заданный  отрезок за наименьшее количество  шагов. В зависимости от возраста  и подготовленности школьников  длина отрезка изменяется от 20 до 40 м.

4. Пройти скользящим  шагом по лыжне, размеченной  флажками. Расстояние между ориентирами  (флажками, ветками) один полный  скользящий шаг. Постепенно с  овладением техникой скользящего  шага расстояние между ориентирами увеличивается с учетом условий скольжения на данном занятии (уроке).

Совершенствованию техники скользящего шага поможет  проведение игры «Сороконожка на лыжах». Для игры необходимо иметь несколько веревок по количеству команд (обычно 2-3). Длина их равна длине разомкнутой колонны команды. Школьники на лыжах выстраиваются в колонну по одному без палок и, держась одной рукой за веревку, по сигналу начинают передвигаться к финишу, не расцепляясь (скользящий шаг выполняется обязательно в ногу). Обычно ведет команду юный лыжник, хорошо владеющий техникой скользящего шага. Команды соревнуются по параллельным лыжням, финиш определяется по последнему участнику в колонне. Игра может быть проведена и без веревки. Школьники выстраиваются в колонну; каждый из них протягивает одну палку вперед, другую назад. Палки сцепляются кольцами спереди и сзади стоящими лыжниками, образуя единую цепь. У ведущего и замыкающего одна палка опорная. Все другие в команде передвигаются, держась за палки. Правила те же, что и в предыдущем варианте с веревкой: лыжники бегут цепью, не отпуская палки. Такие игры проводятся с учащимися, хорошо овладевшими скользящим шагом, для дальнейшего его совершенствования. В младших классах школьники еще не в состоянии согласованно передвигаться в такой колонне [5].

В этих играх хорошо отрабатывается умение скользить на лыже, сохраняя равновесие, развивается  сила отталкивания ногами и закрепляется основной элемент попеременного  двухшажного хода-скольжение на одной ноге после толчка другой, или, как говорят лыжники, одноопорное скольжение.

 

 

 

 

Вывод

 

Школьники изучают  и совершенствуют свои навыки техников классического лыжного хода. Основными  классическими лыжными ходами являются: попеременными (двухшажный и четырехшажный), одновременными (бесшажный, одношажный, двухшажный).

Одним из самых сложных  и основным классическим ходом является попеременный двухшажный ход.

Правильная методика обучения позволит успешно овладеть техникой попеременного двухшажного хода, что облегчит изучение учащимся и других способов передвижения на лыжах, так как скользящий шаг является основным элементом и других ходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. . Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 368 с.

2.Масленников, И.Б. Лыжные  гонки.-2-е изд., испр. И доп.-М.: Физкультура и спорт, 1999.-200с.

3.Доступ в интернет: http://festival.1september.ru/articles/603975./

4.Доступ в интернет: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=425.

5.Доступ в интернет: http://ski-medik.com/stati.

 


Информация о работе Методика обучения попеременному двухшажному ходу