Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 13:28, статья
Аннотация. В статье представлена методика проведения учебно-тренировочных занятий, основанная на принципах индивидуализации и последовательности. Данная методика позволяет оптимизировать физическую нагрузку, поддерживать высокую работоспособность занимающихся, повышать результативность спортивных тренировок.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ
Аннотация. В статье представлена методика проведения учебно-тренировочных занятий, основанная на принципах индивидуализации и последовательности. Данная методика позволяет оптимизировать физическую нагрузку, поддерживать высокую работоспособность занимающихся, повышать результативность спортивных тренировок.
Введение.
Основная форма тренировочных
занятий для всех студентов-спортсменов
- индивидуальный или групповой учебно-
В каждом современном высшем учебном заведении, вне зависимости от его профиля, уделяется большое внимание физическому развитию и совершенствованию будущего специалиста.
В последнее время наблюдается смещение акцента от общей физической подготовки студента к профильным занятиям выбранным видам спорта.
Помимо этого используются дополнительные занятия: ежедневная утренняя тренировка, обычно с небольшой нагрузкой ("зарядка"), занятия в виде кроссового бега, ходьбы на лыжах, спортивных игр, плавания. Одной из форм занятий являются спортивные соревнования.
Учебно-тренировочное занятие
в отличие от занятий общей
физической подготовкой и профессионально-
Анализ последних достижений рассматривается авторами: В.С.Анищенко, Ю.И.Евсеевым, И.П.Лопатиным, Н.В.Решетниковым [1-3].
Работа выполнена по плану
НИР Белгородского
Формулирование целей работы.
Учебно-тренировочные занятия
подразумевают достижения определенного
спортивного результата, что связано
с довольно высокими физическими
нагрузками занимающихся, необходимостью
совершенствования технических
и тактических навыков. В связи
с этим встает задача правильной организации
учебно-тренировочных занятий
Тренерско-преподавательскому составу необходимо оптимизировать физические нагрузки с учетом индивидуальных особенностей занимающихся, использовать современные методики, позволяющие добиваться высоких результатов в короткие сроки.
В каждом конкретном случае
они имеют специфическую
Результаты исследований.
Общая структура занятий
физическими упражнениями в основном
определяется типичными изменениями
работоспособности
Представленная выше динамика работоспособности в течение одного занятия отражает эволюционно сложившийся характер состояний организма в процессе двигательной деятельности и поэтому имеет силу биологических закономерностей, проявляясь в любом занятии, независимо от его задач, содержания физических упражнений и способов их выполнения.
Учитывая эти закономерности, принято выделять вводную, подготовительную, основную и заключительную части занятия.
Это дает возможность, во-первых,
обеспечить в каждом конкретном случае
оптимальные условия для
Необходимость овладения этим умением при проведении учебно-тренировочных и других занятий обязательна.
Задача вводной части - организация занимающихся: построение группы, проверка посещаемости, объяснение задач и содержания урока, перестроение для выполнения физических упражнений, упражнения на внимание.
Задачи подготовительной части - общее разогревание организма занимающихся и их подготовка к предстоящей работе (нагрузке): предварительная "проработка" мускулатуры, повышение подвижности в суставах, улучшение координации движений, ознакомление с элементами спортивной техники. При проведении занятий с малотренированными студентами (новичками) в подготовительную часть обычно включаются общеразвивающие упражнения, а с более тренированными - еще и специальные упражнения. Подготовительная часть занимает больше времени - 30 мин в подготовительном периоде тренировки, меньше в соревновательном - примерно 15 мин.
Для более подготовленных студентов-спортсменов вместо вводной и подготовительной частей занятия проводят разминку - комплекс специально подобранных физических упражнений, которые создают условия для проявления максимальной работоспособности. Установлено, что студенты-спортсмены, пренебрегающие разминкой, достигают повышенной работоспособности лишь спустя некоторое время после начала работы, а иногда и по ее окончании. Результативность выполнения упражнений при этом не бывает высокой и не достигает потенциально возможного для спортсмена уровня. Физиологически это объясняется тем, что организм человека и его отдельные системы обладают известной инертностью и не сразу начинают работать на требуемом уровне. Чем большую силу мышц, быстроту движений, выносливость и ловкость хочет проявить спортсмен, тем до более высокого уровня должна быть доведена деятельность его органов и систем. Как показывает опыт, для повышения общей работоспособности, усиления вегетативных функций, разогревания организма наиболее эффективна достаточно продолжительная, умеренной мощности работа - бег, ходьба на лыжах, бег на коньках, плавание и тому подобное, включающая в действие по возможности весь организм спортсмена. Считают, что необходимая степень разогревания организма достигается непосредственно перед тем, как начинается потоотделение. В практике спорта "разогревающая" работа обычно продолжается до тех пор, пока "капли пота не заблестят на лбу". Однако часто это разогревание недостаточно для повышения работоспособности тех групп мышц, к которым в предстоящем занятии предъявляются повышенные требования. В соответствии со спецификой вида спорта подбирают несколько разогревающих упражнений (6-8), выполняемых по 10-15 раз каждое. Они должны быть сходны с теми, которые спортсмен будет делать на учебно-тренировочном занятии. Начинать надо с разогревания тех мышц, которые меньше всего участвуют в данном тренировочном занятии, в "проработке" мускулатуры следует идти от меньших мышечных групп к большим.
Далее выполняются упражнения,
улучшающие подвижность в суставах,
принимающих участие в
"Настройка" на предстоящую
деятельность осуществляется
Необходимо внимательно подходить к выбору упражнений для разминки. При их неудачном выборе эффект от разминки может быть незначительным и даже отрицательным. В разминку не следует включать упражнения, требующие больших усилий. Ни в коем случае нельзя заменять в разминке плавно и постепенно нарастающую нагрузку мощной кратковременной работой. Задача разминки - возможно выше поднять работоспособность организма, настроиться на предстоящую работу, но в то же время сохранить свои силы для основной части занятия.
Главная задача основной части
занятия - повысить у занимающихся всестороннюю
физическую и специальную подготовленность
посредством обучения спортивной технике
и тактике, воспитание волевых качеств
и развитие силы, быстроты, выносливости
и ловкости. Содержание основной части
изменяется в весьма широких пределах
в зависимости от подготовленности
занимающихся, периода тренировки,
специализации, возраста, пола и других
причин. Физические упражнения основной
части располагаются в
Подготовленные спортсмены,
совершенствуясь в технике, очень
часто увязывают это с
Заключительная часть
обязательна в любых учебно-
Распределение времени по частям учебно-тренировочного занятия.
Продолжительность урока (занятия) обычно составляет 90 мин. Как правило, распределение этого времени в групповом занятии, состоящем из трех частей, следующее:
При проведении занятий следует
выполнять ряд общих
1. Обучение и воспитание
занимающихся следует
2. Следует избегать методических
шаблонов. Необходимость в разнообразии
содержания и методики уроков
обусловлена постоянным
3. Надо постепенно вовлекать
занимающихся в учебную
4. Воздействие урока должно
быть всесторонним - оздоровительным,
образовательным и
5. Перед уроком следует
ставить конкретные задачи, которые
можно решить именно на данном
занятии, так как достижение
общей цели учебно-
Методика построения урока. Основное место в первой части урока занимает функциональная подготовка к предстоящей основной деятельности. Это достигается легко дозируемыми, не требующими длительного времени на подготовку упражнениями. К ним относятся ходьба, подскоки, общеразвивающие упражнения, простейшие танцевальные шаги, игры и другие движения, хорошо знакомые занимающимся из предыдущих занятий. При выполнении комплексов общеразвивающих упражнений, руководствуясь принципом постепенности, обычно придерживаются такой последовательности: потягивания, упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для ног, приседания, упражнения для туловища, прыжки, упражнения на расслабление.
Обычно наиболее сложные задачи, связанные с овладением новым материалом, движениями большой координационной сложности, решают в самом начале основной части урока. При этом придерживаются такой последовательности: ознакомление, разучивание, совершенствование.
В учебно-тренировочном уроке момент наивысшей работоспособности используют для развития необходимых физических качеств. Для повышения эмоционального состояния занимающихся и интенсификации проявления физических качеств на уроках следует использовать соревновательный и игровой методы.
Завершение урока связано
со снижением работоспособности. Типичными
для заключительной части урока
считают следующие
Ход работы. Студенты составляют план-конспект учебно-тренировочного занятия в избранном ими виде спорта, обсуждают содержание, интенсивность и последовательность выполнения упражнений в каждой части занятия с преподавателем, вносят исправления и дополнения в план-конспект урока. Далее на практических занятиях учебной группы каждый студент проводит учебно-тренировочное занятие по своему плану-конспекту.
Основные формы
Гигиеническая гимнастика должна сочетаться с самомассажем и закаливанием как ее заключительная часть [1].
Примерная схема составления комплексов гигиенической гимнастики приведена в табл. 1.
Таблица 1
Примерная схема составления комплексов гигиенической гимнастики
Группа упражнений |
Воздействие упражнений на организм |
1. Ходьба, легкий бег |
Умеренное разогревание организма |
2. Упражнения в подтягивании |
Улучшение кровообращения, выпрямление позвоночника |
3. Упражнения для ног (приседания, выпады) |
Укрепление мышц, увеличение подвижности суставов |
4.Упражнения для мышц туловища (наклоны вперед, назад, в сторону, круговые движения) |
Развитие гибкости, подвижности позвоночника, улучшение деятельности внутренних органов |
5. Упражнения для рук и плечевого пояса |
Увеличение подвижности, укрепление мышц |
6. Маховые упражнения для рук и ног |
Развитие гибкости, подвижности в суставах позвоночника, усиление деятельности внутренних органов |
7. Упражнения для мышц брюшного пресса, тазового дна, боковых мышц |
Укрепление ног |
8. Бег, прыжки, подскоки |
Укрепление мышц, повышение общего обмена веществ |
9. Заключительные упражнения |
Приближение деятельности организма к обычному ритму |
Информация о работе Методика проведения комплексных учебно-тренировочных занятий