Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 17:54, контрольная работа
Отличное здоровье, крепкое и закалённое тело, сильная воля, формируемые в процессе занятий физической культурой и спортом, являются хорошей основой для интеллектуального и умственного развития ребёнка. Достигнуть высокого физического совершенства, избавиться от некоторых врожденных и приобретенных физических недостатков можно лишь путем правильного и систематического использования физических упражнений. К сожалению, многие родители не понимают оздоровительного значения физической культуры и спорта, не уделяют должного внимания физическому воспитанию детей
Роль движения в развитии ребенка дошкольного возраста.
Характеристика малых форм оздоровительной физической активности.
Методика проведения малых форм оздоровительной физической активности в режиме дня.
Упражнения и игры для оздоровления дошкольников в режиме дня.
Утренняя гимнастика по возможности круглогодично проводится на воздухе.
Физкультминутки проводятся не на всех занятиях, а на требующих большой усидчивости и внимания детей - занятиях по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, на некоторых занятиях по изобразительной деятельности.
Их цель - поддержание умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне.
Продолжительность физкультминуток 2-3-мин. Их проводят в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление (обычно вторая половина занятия - 12-16-я минуты).
Но нужно учитывать, что иногда при большой заинтересованности детей занятием, особенно когда используются пособия, физкультминутка может и помешать успешному проведению занятия. Следовательно, физкультминутки не должны рассматриваться как обязательные ежедневные мероприятия в режиме дня старших групп.
В подборе упражнения для физкультминутки надо руководствоваться следующим: упражнения должны быть знакомы детям и просты по выполнению; они должны в основном охватывать крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника. Иногда целесообразно включать ходьбу на месте, подскоки, приседания в быстром темпе. В некоторых случаях, если дети долго держали в руках кисть или карандаш. Целесообразно включить упражнение для мышц кисти рук: сгибание и разгибание, круговые движения в лучезапястном суставе, сжимание и разгибание пальцев рук.
Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия.
Дети выполняют физические упражнения стоя у столов или выходя на свободное место в групповой комнате.
Можно выполнить физкультминутки, используя музыкальное сопровождение. Дети могут выполнить под музыку несколько видов танцевальных шагов или спеть один-два куплета песни, сопровождая их импровизированными движениями.
Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные.
Общие закаливающие мероприятия проводятся на протяжении повседневной жизни ребенка и предусматривают правильный режим дня, рациональное питание, ежедневные прогулки, сон на свежем воздухе, рациональную одежду. Соответствующие возрасту воздушный и температурный режимы в помещении, регулярное проветривание комнаты.
К специальным закаливающим мероприятиям относятся строго дозированные воздействия ультрафиолетовым облучением, гимнастические упражнения, массаж, воздушные и водные процедуры, плавание, рефлексотерапия (иглотерапия), сауна.
В настоящее время существует несколько утвердившихся правил в проведении закаливающих мероприятий у детей, разработанных Г.Н. Сперанским:
1.Закаливание можно начинать и далее проводить только при полном здоровье;
2.Необходимо постепенное
нарастание интенсивности
3.Занятия должны
4.Необходимо учитывать
индивидуальные особенности
5.Начинать закаливание
можно в любое время года, однако
предпочтительным является
6.Закаливающие процедуры
проводятся только при
7.Возобновление занятий после перерыва с разрешения врача следует начинать с того, что было в начале закаливания.
Закаливающие процедуры наиболее эффективны в сочетании с физическими упражнениями. Активная мышечная работа содействует совершенствованию процесса теплорегуляции и тем самым приспособлению организма к окружающей внешней среде.
"Программа воспитания
в детском саду" предусматривает
применение закаливающих
Воздушные ванны в движениях обеспечивают непосредственное воздействие воздуха на обнаженную поверхность кожи в процессе двигательной деятельности детей.
Наиболее целесообразным и естественным видом такой ванны являются утренняя гимнастика и физические упражнения после сна.
После сна, лучше всего под музыкальное сопровождение, проводятся различные построения (по диагонали, противоходом, "змейкой", зигзагом и др.) с выполнением физических упражнений, способствующих формированию осанки, стопы, а так же подвижные игры с элементами танцевальных шагов, импровизацией танцевальных движений. При выполнении упражнений после сна не рекомендуется использовать комплексы утренней гимнастики и ОРУ. После воздушной ванны в движении переходят к водным процедурам.
К водным процедурам относятся: обтирание, обливание, купание.
Обтирание связано с легкими (массирующими) движениями в направлении от периферии к центру при помощи отжатой варежки. Проводиться процедура одновременно со всеми детьми (дети выполняют самостоятельно и помогают друг другу потереть спину).
Обливание по своему воздействию на организм ребенка значительно сильнее обтирания. Поток воды освежает тело, поднимает тонус мышц, активизирует их работу, возбуждает нервную работы, вызывает бодрость.
Наиболее доступно обливание водой до пояса после физических упражнений (в частности - после утренней гимнастики).
Дети обливаются самостоятельно, растирая при этом грудь, плечи, руки, после чего тщательно вытирают тело.
Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи программы по физическому воспитанию детей осуществляются в различных формах: подвижные игры, прогулки и экскурсии, индивидуальная работа с отдельными детьми и с небольшими группами, самостоятельные задания детей различными видами физических упражнений, физкультурные досуги, праздники, Дни здоровья.
Основу для успешного овладения двигательными навыками ребенок получает на систематических физкультурных занятиях.
Однако совершенствование, устойчивость приобретенных навыков и самостоятельное применение их ребенком в различных условиях жизни обеспечивается перечисленными выше формами организации занятий физическими упражнениями.
Пешеходные прогулки и экскурсии за пределы детского учреждения представляют собой простейший вид детского туризма. Они содействуют укреплению здоровья, физическому развитию детей, воспитанию эстетических чувств, совершенствованию двигательных навыков и физических качеств.
Хорошо выполняя различные упражнения в знакомом помещении или на участке детского сада, дети теряются в новой обстановке.
Поэтому прогулки и экскурсии за пределы дошкольного учреждения содействуют воспитанию необходимой ориентировки на местности, применению сформированных умений и навыков в непривычных условиях.
Прогулки планируются заранее в календарном плане и требуют тщательной подготовки.
Большое внимание следует уделить разработке маршрута движения, которым предусматриваются места отдыха детей в пути, естественные условия для проведения упражнений (ручейки, овраги, кочки, поляны, поваленные деревья).
Проводятся прогулки в основном летом, но могут проводится и зимой, с использованием лыж и коньков.
О дне проведения прогулки сообщается заранее для создания у детей настроения радостного ожидания.
Передвижение детей на прогулке свободное, без попарного построения (применяется при переходе дорог, железнодорожного полотна).
Во время прогулки можно запланировать физкультурное занятие, в которое включаются упражнения с использованием природных условий.
В каждой возрастной группе находятся дети со слабым физическим развитием, с признаками каких либо отклонений от норм (начальная деформация позвоночника, стопы, низкая работоспособность после перенесенного заболевания и др.), а так же дети чрезмерно возбудимые или, наоборот, с пониженной реакцией на окружающее, застенчивые.
На основе учета типологических особенностей и состояния здоровья каждого ребенка задачи индивидуальной работы по физическому воспитанию заключаются в обучении детей не усваивающих программный материал в общем со всеми темпе; своевременном исправлении дефектов осанки и стопы; в улучшении физического развития ослабленных детей; в активизации малоподвижных, застенчивых детей и повышении их эмоционального тонуса.
Индивидуальная работа планируется в течение всего дня в часы игр и прогулок.
При обучении двигательным действиям воспитатель не только предлагает ребенку правильно выполнить упражнение, но и старается вызвать интерес к задаче. Он обращает внимание ребенка на основные, опорные элементы движения (упражнения), помогает ему понять, в чем заключается задача, и на основе этого предлагает решить ее самостоятельно. Другой характер имеет индивидуальная работа при выполнении упражнений корригирующего характера.
Физкультурный досуг продолжительностью 30-45 минут организуется 1-2 раза в месяц во второй половине дня. Он включает в свое содержание уже знакомые детям подвижные игры, эстафеты, задания, разнообразные движения.
Досуг может иметь тематическую направленность, например, "Спортландия", "Зимние забавы" и др.
Иногда полезно его провести, объединив детей разного возраста. В этом случае одна разновозрастная группа занимается на площадке старшей группы с ее воспитателем, а вторая - на площадке младшей группы с воспитателем младшей. Детям даются дифференцированные задания с учетом возрастных и индивидуальных возможностей.
Физкультурные праздники, в которых участвуют несколько групп одного или разного возрастов, проводятся не менее 3-х раз в год. Они посвящаются различным сезонам года или могут носить тематический характер. Например, праздник "Нептуна".
Один раз в квартал планируются Дни здоровья. Лучшее место для их проведения - лес, поляна, луг, где организуются игры, развлечения, соревнования в беге, метании, прыжках.
В программу включается и пеший туризм.
Зимой дети могут выйти в лес на лыжах.
все периоды года Дни здоровья сопровождаются эстафетами, подвижными и спортивными играми.
В дни организации физкультурного досуга, праздника, Дня здоровья физкультурные занятия в режиме дня не планируются.
Организация двигательного режима в дошкольном учреждении
Формы организации |
Младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
Утренняя гимнастика |
6-8 минут |
6-8 минут |
8-10 минут |
10-12 мин |
Хороводная игра или игра средней подвижности |
2-3 мин |
2-3 мин |
3-5 мин |
3-5 мин |
Физминутка во время занятия |
2-3 мин |
2-3 мин |
2-3 мин |
2-3 мин |
Динамическая пауза между занятиями (если нет занятий по физкультуре или муз) |
5 мин |
5 мин |
5 мин |
5 мин |
Подвижная игра на прогулке |
6-10 мин |
10-15 мин |
15-20 мин |
15-20 мин |
Индивид. работа по развитию движений на прогулке |
8-10 мин |
10-12 мин |
10-15 мин |
10-15 мин |
Динамический час на прогулке |
15-20 мин |
20-25 мин |
25-30 мин |
30-35 мин |
Физкультурные занятия |
15-20 мин |
20-25 мин |
25-30 мин |
30-35 мин |
Музыкальные занятия |
15-20 мин |
20-25 мин |
25-30 мин |
30-35 мин |
Гимнастика после дневного сна |
5-10 мин |
5-10 мин |
5-10 мин |
5-10 мин |
Спортивные развлечения |
20мин |
30 мин |
30 мин |
40-50 мин |
Спортивные праздники |
20 мин |
40 мин |
60-90 мин |
60-90 мин |
День здоровья |
1 раз в месяц |
1 раз в месяц |
1 раз в месяц |
1 раз в месяц |
Подвижные игры во 2 половине дня |
6-10 мин |
10-15 мин |
15-20 мин |
15-20 мин |
Прогулки, походы |
1 час |
1,5 часа | ||
Самостоятельная двигательная деятельность |
ежедневно |
ежедневно |
ежедневно |
ежедневно |