Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:50, реферат
Основная задача атлетической гимнастики (атлетизма) – укрепление здоровья, развитие силы, совершенствование пропорций телосложения.
Существует два направления атлетизма:
1) система физических упражнений, направленная на всестороннюю силовую подготовку и совершенствование телосложения путем развития мышц.
2) вид спорта, суть которого заключается в художественном позировании, позволяющем наиболее эффективно продемонстрировать развитие мышечной системы спортсмена и получить за это оценку.
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное
бюджетное образовательное высшего профессионального образования «САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО» Факультет нано- и биомедицинских технологий | |
Кафедра материаловедения, технологии и управления качеством | |
РЕФЕРАТ Методика проведения учебно-тренировочного занятия студентки 2 курса 231 группы | |
Саратов 2012 |
Основная задача атлетической гимнастики (атлетизма) – укрепление здоровья, развитие силы, совершенствование пропорций телосложения.
Существует два направления атлетизма:
1) система физических
упражнений, направленная на всестороннюю
силовую подготовку и
2) вид спорта, суть которого
заключается в художественном
позировании, позволяющем
Заниматься атлетической гимнастикой никому не вредно. Но прежде, чем приступать к занятиям, каждый должен поставить перед собой конкретную цель: укрепить здоровье, поддержать свой мышечный тонус, уменьшить или увеличить вес, стать сильным, исправить непропор-циональное развитие.
Даже непродолжительные
регулярные занятия могут
Людям с различной костной структурой следует подбирать для себя разные упражнения. Причем, особенно внимательно следует определять вес отягощения и количество повторений.
Отягощение – внешнее сопротивление движению (гиря, штанга, мешок с песком), усложняющее выполнение упражнения, способствующее увеличению мышечных усилий.
Важно помнить, что результаты при этом зависят не только от индивидуальных особенностей организма, но и от возраста.
Главное условие занятий
по общей программе
Амплитуда – протяженность траектории движения снаряда в упражнении.
Обычно в одно занятие
включаются от 10 до 15 упражнений
с учетом того, что некоторые
из них одновременно оказывают
воздействие на различные
Для системы атлетической гимнастики характерным является то, что многие упражнения выполняются в положении лежа и стоя, при различных углах наклона. Это позволяет освобождать от напряжения отдельные части тела и снижать нагрузки на позвоночник, сердечно-сосудистую и дыхательную системы. В то же время это дает возможность сосредоточить внимание и сконцен-трировать усилия на детальной, всесторонней проработке отдельных мышечных групп. Во избежание скованности мускулатуры, для развития гибкости и мышечной координации в занятиях атлетической гимнастикой (особенно на более поздних этапах тренировки) уделяется внимание упражнениям на растягивание, темповым и тяжелоатлетическим упражнениям (рывок, толчок) и занятиям партерной акробатикой
В основе системы лежит принцип
«возрастающих сопротивлений». Он состоит
в постепенном повышении
В практике занятий это достигается за
счет увеличения повторений в подъеме снаряда с последующим прибавлением
его веса, после чего упражнение снова
выполняют с начальным числом повторений.
Повторение – однократное выполнение двигательного действия (упражнения).
Обычно число повторений в одном подходе увеличивается на 2–3, а вес снаряда – на 1,5–3 кг.
В системе атлетической гимнастики существуют три следующих принципа, которые определяют величину отягощения и количество повторений:
– для интенсивного развития силы и увеличения объема мышц и веса тела – небольшое количество повторений (5–8 раз) с относительно большими отягощениями;
– для общего развития мускулатуры – среднее количество повторений (8–10 раз) с умеренными отягощениями;
– для удаления жировых отложений, выработки рельефа мышц и повышения мышечной выносливости – большое количество повторений (15 и более) с относительно небольшими отягощениями.
В атлетической гимнастике используются несколько групп упражнений:
– упражнения без специальных приспособлений (без снарядов);
– упражнения с резиной или амортизатором;
– упражнения с эспандером;
– упражнения с отягощениями (штангой, гантелями и т.д.);
– упражнения с использованием специальных тренажерных устройств.
Амортизатор – резиновое или пружинное устройство, используемое в тренировке для развития силы.
Эспандер – универсальный спортивный аппарат, применяемый для получения дополнительной нагрузки в ходе выполнения силовых упражнений.
Общеразвивающее упражнение – упражнение, являющееся средством общей подготовки спортсмена, как приближенное к специально-подготовительным по форме и характеру проявляемых способностей, так и существенно отличающееся от них.
Гантельный комплекс может с успехом использоваться как начинающими атлетами, так и лицами со средним опытом занятий атлетизмом (до года). Начинающим рекомендуемые упражнения позволят подготовиться к занятиям со штангой и на специальных тренажерах. Более опытные спортсмены могут использовать их как поддерживающую программу, когда нет возможности в течение 7–10 дней посещать зал, а также в качестве реабилитационных упражнений после вынужденных перерывов в занятиях (простуда, легкая травма, командировка или отпуск, если не тренировались).
Реабилитация – совокупность медицинских, методических и организационных мер, направ-ленных на восстановление спортивной работоспособности и функционального состояния организма.
Упражнения с гантелями
Для занятий нужен набор разных по весу гантелей, либо разборные, вес которых можно варьировать от 5 до 25 и более килограммов, иначе на определенном этапе, когда организм привыкнет к нагрузкам, рост вашей результативности может приостановиться, а при работе с недостаточной интенсивностью возможны и регрессивные тенденции.
Количество повторений упражнений, выполняемых в каждом подходе (серии), зависит от поставленной цели. Часто задают вопрос, одинаково ли воздействие упражнений со стабильным весом снаряда при постепенном наращивании числа повторений и упражнений с прогрес-сирующим весом, но одинаковым числом повторений? Нет, не одинаково, потому что в том или другом случае достигается разный эффект.
Выполнение по 15–20 и более повторений для большинства групп мышц в одном подходе совершенствует уже не силу, а силовую (локальную) выносливость.
Выносливость – способность тренируемой мышцы выполнять без утомления длительную работу.
Для развития силы и выносливости
рекомендуется следующая
Интенсивность нагрузки – плотность выполненной тренировочной нагрузки, т.е. количество выполненной работы за определенный период времени (в атлетизме); средний вес штанги за один подъем (в тяжелой атлетике); отношение поднятого веса отягощения (в кг) к количеству подъемов.
Когда достигнете 15 повторений во всех
подходах, в упражнениях для крупных
групп мышц добавьте к гантелям 2–3
кг, для мелких групп мышц – 1 кг,
начиная снова работать по
8-10 повторений в серии. Так регулируют
нагрузку в соответствии с ростом тренированности.
Начинается занятие с разминки (до легкой испарины), чтобы подготовить мышцы и связки к более трудной работе. Для этого подойдет любой комплекс утренней зарядки на 5–10 мин, без отягощений.
Частота занятий колеблется от 3 до 7 раз в неделю в зависимости от наличия времени, цели и других индивидуальных факторов. Приступать к тренировке следует не ранее чем через 2 ч после еды и не позднее, чем за час до еды. По утрам давать серьезные нагрузки не рекомендуется.
В комплекс можно включать до 12–15 упражнений, а количество серий определяют в зависимости от физической кондиции. Начинающие могут в течение 1–2 недель выполнять по одному подходу, затем, в зависимости от самочувствия, добавить 1–2 подхода. Для слабых групп мышц можно делать впоследствии по 4–6 серий, для остальных – 2–4 серии.
Серия – часть тренировочных или соревновательных упражнений, выполняемая последовательно одним спортсменом приблизительно на одном уровне спортивных результатов.
Первое время начинают заниматься
по облегченной программе – два-
У опытных атлетов с хорошо развитой
мускулатурой занятия могут длиться
по 2–2,5 ч.
На отдельных этапах интенсивной специализированной
тренировки занятия проводятся 4–5, а иногда
6 раз в неделю.
Наиболее простыми и удобными для
начинающих заниматься атлетической гимнастикой
являются ленточные амортизаторы: резиновые
шнуры, ленты, жгуты. Благодаря эластичности
материала сопротивление
В исходном положении жгут должен быть
слегка растянут. Выполнением упражнения
«до отказа» считается выполнение его
до утомления, т.е. когда оно делается с
трудом. После выполнения разминки, в ходе
которой организм подготовился к работе,
нужно приступить к основной части тренировки.
1. Исходное положение (и.п.) – стоя, ноги врозь на середине амортизатора, его концы в опущенных руках. Поднять прямые руки над головой – вдох, вернуться в и.п. – выдох. Сделать два подхода по 10–12 раз. Вариант – поднимать руки вперед, а опускать через стороны.
2. И.п. – стоя на середине
амортизатора, его концы в опущенных
ладонями наружу руках.
3. И.п. – то же, что в упражнении
2, но руки подняты вверх.
4. И.п. – то же, что в упражнении 2, но ладони внутрь. Тянуть снаряд до касания кистями подбородка («тяга стоя»). Повторить 15 раз.
5. И.п. – стоя, амортизатор в
выпрямленных вперед руках
6. И.п. – стоя, амортизатор за
спиной в согнутых руках.
Упражнения 7, 8, 9 выполнять в среднем темпе примерно 30–40 с каждое.
7. Закрепить середину
8. И.п. – то же, но стоять
прямо, отставив одну ногу
9. И.п. – то же, но стоя лицом
к месту крепления в наклоне
прямым туловищем. Движения
10. И.п. – стоя, руки на поясе.
Закрепленный на уровне пола (ножки
шкафа) амортизатор обоими
11. И.п. – лежа на спине,
середина амортизатора
12. И.п. – ноги слегка согнуты,
прямое туловище в наклоне
с опорой ладонями о бедра.
Амортизатор одним концом
13. И.п. – закрепить середину
амортизатора за спиной на
уровне пояса (ручка двери), обмотать
резинку вокруг талии,
14. Легкий бег без отягощения, переходящий в ходьбу. Дыхательные упражнении и затем расслабление мышц. Поднять руки вверх с глубоким вдохом и расслабленно уронить на выдохе. Расслабиться.
Информация о работе Методика проведения учебно-тренировочного занятия