Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 10:45, реферат
Значение физической культуры и спорта с каждым днем неуклонно возрастает. Занятия физической культурой и спортом готовят человека к жизни, закаляют тело и укрепляют здоровье, содействуют гармоничному физическому развитию человека, способствуют воспитанию необходимых черт личности, моральных и физических качеств, необходимых будущим специалистам в их профессиональной деятельности.
Понятия "физкультура" и "спорт" по смыслу отличаются друг от друга, хотя мы очень часто пользуемся словосочетанием "физкультура и спорт", ставя эти два слова рядом.
2. Систематическое
наблюдение за изменениями в
физическом развитии лиц,
3. Влияние, лечение
и профилактика
Методы врачебного обследования
1. Расспрос применяется
для определения состояния
2. Осмотр позволяет
по сумме зрительных
3. Ощупывание
основано на получении
4. Выслушивание
лёгких, сердца помогает проводить
исследование путём
4. Педагогический контроль.
Педагогическая деятельность в ВУЗе предъявляет высокие требования к преподавателям всех должностных категорий кафедры физического воспитания. Непосредственная педагогическая деятельность требует от преподавателя не только глубокого знания своего предмета, но и определённой системы, последовательность действий.
Главной особенностью преподавателей физического воспитания является специфика труда. Объектом деятельности педагога служит личность студента.
Педагогическая деятельность преподавателя состоит из определённых элементов, которые совместно образуют своеобразную психологическую структуру.
И, бесспорно, при этом каждый студент должен:
- Систематически посещать учебные заведения по физическому воспитанию в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием.
- Проходить
медицинское обследование в
- Активно овладевать знаниями по основам теории и методики физического воспитания, используя соответствующую литературу.
- Соблюдать
рациональный режим учёбы,
- Самостоятельно
выполнять физические
- Активно участвовать
в массовых оздоровительных
Успех преподавания зависит и от того, каким будет контакт между преподавателями и студентами.
В работе со студентами преподаватель должен уметь чётко и грамотно выражать свои мысли, внимательно наблюдать за учебной группой, чувствовать её и находить с ней общий язык, правильно использовать наглядные пособия и иллюстрировать материал. Для успешной работы каждый педагог должен:
- досконально
знать материал преподаваемой
дисциплины в объёме
- владеть методикой подготовки и проведения соответствующих видов практических занятий;
- чётко, ясно
и грамотно излагать свои
- иметь представление
о содержании и объёме
- вести научную
работу и владеть суммой
- знать современный
уровень науки и текущую
- представлять общее развитие и тенденции в физкультуре и спорте;
- проводить консультации в пределах курса практических занятий.
Целью физического воспитания в ВУЗе является формирование физической культуры студента как системного интегративного качества личности студента, неотъемлемого компонента общей культуры будущего специалиста, способного реализовать её в учебной, социально-профессиональной деятельности и в семье.
Курс физической культуры предусматривает решение следующих задач:
- включение
студента в реальную физическо-
- содействие
разностороннему развитию
- овладение
системно упорядоченным
- формирование
потребности студентов в
- формирование навыков самостоятельной организации досуга с использованием средств физкультуры и спорта;
- овладение
основами семейного
Физическое воспитание в высших учебных заведениях проводится на протяжении всего периода теоретического обучения и осуществляется в следующих формах:
Учебные занятия:
- обязательные
занятия (практические, теоретические,
консультации), которые предусматриваются
в учебных планах по всем
специальностям в объёме
- консультативно-методические
занятия, направленные на
- индивидуальные
занятия для студентов,
Внеучебные занятия:
- физические упражнения вне учебного дня (малые формы самостоятельных занятий в виде комплексов «минута бодрости» и подобных);
- занятия в
секциях, неформальных группах
и клубах по физическим
- массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.
- Комплексное
использование всех форм
5.Самоконтроль.
При регулярных
занятиях физическими упражнениями
и спортом очень важно
Как правило, при систематических занятиях физкультурой сон хороший, с быстрым засыпанием и бодрым самочувствием после сна.
Применяемые нагрузки должны соответствовать физической подготовленности и возрасту.
Аппетит после умеренных физических нагрузок также должен быть хорошим. Есть сразу после занятий не рекомендуется, лучше подождать 30-60 минут. Для утоления жажды следует выпить стакан минеральной воды или чая.
При ухудшении самочувствия, сна, аппетита необходимо снизить нагрузки, а при повторных нарушениях - обратиться к врачу.
Дневник самоконтроля
служит для учета самостоятельных
занятий физкультурой и спортом,
а также регистрации
Регулярное ведение дневника дает возможность определить эффективность занятий, средства и методы, оптимальное планирование величины и интенсивности физической нагрузки и отдыха в отдельном занятии.
В дневнике также следует отмечать случаи нарушение режима и то, как они отражаются на занятиях и общей работоспособности. К объективным показателям самоконтроля относятся: наблюдение за частотой сердечных сокращений (пульсом), артериальным давлением, дыханием, жизненной емкостью легких, весом, мышечной силой, спортивными результатами.
Общепризнанно, что достоверным показателем тренированности является пульс. Оценку реакции пульса на физическую нагрузку можно провести методом сопоставления данных частоты сердечных сокращений в покое (до нагрузки) и после нагрузки, т.е. определить процент учащения пульса. Частоту пульса в покое принимают за 100%, разницу в частоте до и после нагрузки - за Х. Например, пульс до начала нагрузки был равен 12 ударам за 10 секунд, а после - 20 ударов. После нехитрых вычислений выясняем, что пульс участился на 67%.
Но не только пульсу следует уделять внимание. Желательно, если есть возможность, измерять также артериальное давление до и после нагрузки. В начале нагрузок максимальное давление повышается, потом стабилизируется на определенном уровне. После прекращения работы (первые 10-15 минут) снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние. Минимальное же давление при легкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при напряженной тяжелой работе немного повышается.
Известно, что величины пульса и минимального артериального давления в норме численно совпадают. Кердо предложил высчитывать индекс по формуле:
ИК=Д/П, где Д - минимальное давление, а П - пульс.
У здоровых людей этот индекс близок к единице. При нарушении нервной регуляции сердечно-сосудистой системы он становится большим или меньшим единицы.
Также очень важно произвести оценку функций органов дыхания. Нужно помнить, что при выполнении физических нагрузок резко возрастает потребление кислорода работающими мышцами и мозгом, в связи с чем возрастает функция органов дыхания. По частоте дыхания можно судить о величине физической нагрузки. В норме частота дыхания взрослого человека составляет 16-18 раз в минуту. Важным показателем функции дыхания является жизненная емкость легких - объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Его величина, измеряемая в литрах, зависит от пола, возраста, размера тела и физической подготовленности. В среднем у мужчин он составляет 3,5-5 литров, у женщин - 2,5-4 литра.
6.Заключение
Педагогическое наблюдение может быть полным, когда контролируются все стороны и результаты преподавания и учения, или частичным, когда анализируется какая-либо отдельная сторона деятельности педагога (составление конспекта занятия, методика предупреждения ошибок и др.) или студентов (сознательность и самостоятельность, значение теоретических сведений и т.п.).
По результатам медицинского осмотра терапевт определяет медицинскую группу для занятий физическими упражнениями (основную, подготовительную или специальную). Кроме этого, некоторые студенты направляются на лечебную физкультуру (ЛФК), других по состоянию здоровья на некоторое время освобождают от практических занятий. Результаты по всем разделам обследования должны быть представлены на кафедру физического воспитания и спорта.
При акцентированном
воспитании физических качеств
в содержании учебных занятий
обычно увеличивается объем
Каждый вид
спорта способствует
Список литературы
1.Лечебная физкультура и врачебный контроль: Учебник под редакцией В.А.Епифанова, Г.Л.Апанасенко. - М.: Медицина, 1990.