Методики физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 10:45, реферат

Описание работы

Значение физической культуры и спорта с каждым днем неуклонно возрастает. Занятия физической культурой и спортом готовят человека к жизни, закаляют тело и укрепляют здоровье, содействуют гармоничному физическому развитию человека, способствуют воспитанию необходимых черт личности, моральных и физических качеств, необходимых будущим специалистам в их профессиональной деятельности.
Понятия "физкультура" и "спорт" по смыслу отличаются друг от друга, хотя мы очень часто пользуемся словосочетанием "физкультура и спорт", ставя эти два слова рядом.

Файлы: 1 файл

ФИзкультуа.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

2. Систематическое  наблюдение за изменениями в  физическом развитии лиц, состоянии  их здоровья и функциональными  изменениями, происходящими под  влиянием физических упражнений  для обеспечения их оздоровительного воздействия.

 

3. Влияние, лечение  и профилактика предпатологических  состояний и патологических изменений,  возникающих при нерациональном  использовании физических упражнений.

 

Методы врачебного обследования

 

1. Расспрос применяется  для определения состояния здоровья. Он даёт возможность собрать  сведения о медицинской и спортивной  биографии спортсмена, узнать о  его жалобах в настоящий момент.

 

2. Осмотр позволяет  по сумме зрительных впечатлений  получить общее представление о физическом развитии, выявить некоторые признаки возможных травм и заболеваний, оценить поведение обследуемого и т.д.

 

3. Ощупывание  основано на получении осязательных  ощущений о форме, объёме исследуемых  частей тела или исследуемой  ткани. Этим методом определяют физические свойства, величину, особенности поверхности, плотность, подвижность, чувствительность и т.д.

 

4. Выслушивание  лёгких, сердца помогает проводить  исследование путём улавливания  звуковых явлений, возникающих  при работе органов.

 

 

4. Педагогический  контроль.

 

Педагогическая  деятельность в ВУЗе предъявляет  высокие требования к преподавателям всех должностных категорий кафедры  физического воспитания. Непосредственная педагогическая деятельность требует  от преподавателя не только глубокого знания своего предмета, но и определённой системы, последовательность действий.

 

Главной особенностью преподавателей физического воспитания является специфика труда. Объектом деятельности педагога служит личность студента.

 

Педагогическая  деятельность преподавателя состоит из определённых элементов, которые совместно образуют своеобразную психологическую структуру.

 

И, бесспорно, при  этом каждый студент должен:

 

- Систематически  посещать учебные заведения по  физическому воспитанию в дни  и часы, предусмотренные учебным расписанием.

 

- Проходить  медицинское обследование в установленные  сроки, осуществлять самоконтроль  за состоянием здоровья и физического  развития, спортивной подготовленности.

 

- Активно овладевать  знаниями по основам теории  и методики физического воспитания, используя соответствующую литературу.

 

- Соблюдать  рациональный режим учёбы, отдыха  и питания.

 

- Самостоятельно  выполнять физические упражнения, регулярно занимать утренней  и производственной гимнастикой,  спортом и туризмом, соблюдать необходимый недельный двигательный режим, используя консультации преподавателя.

 

- Активно участвовать  в массовых оздоровительных физкультурных  и спортивных мероприятиях в  учебной группе и на межвузовском  уровне.

 

Успех преподавания зависит и от того, каким будет контакт между преподавателями и студентами.

 

В работе со студентами преподаватель должен уметь чётко  и грамотно выражать свои мысли, внимательно  наблюдать за учебной группой, чувствовать  её и находить с ней общий язык, правильно использовать наглядные пособия и иллюстрировать материал. Для успешной работы каждый педагог должен:

- досконально  знать материал преподаваемой  дисциплины в объёме программных  требований, а также основные  положения педагогики и психологии  высшей школы;

- владеть методикой подготовки и проведения соответствующих видов практических занятий;

- чётко, ясно  и грамотно излагать свои мысли;

- иметь представление  о содержании и объёме материала,  преподаваемого по смежным дисциплинам,  и о месте физической культуры  в общей системе подготовки специалиста;

- вести научную  работу и владеть суммой практических  навыков, необходимых специалисту  для ведения учебной дисциплины;

- знать современный  уровень науки и текущую литературу  в объёме практических занятий;

- представлять  общее развитие и тенденции в физкультуре и спорте;

- проводить  консультации в пределах курса  практических занятий.

 

Целью физического  воспитания в ВУЗе является формирование физической культуры студента как системного интегративного качества личности студента, неотъемлемого компонента общей культуры будущего специалиста, способного реализовать её в учебной, социально-профессиональной деятельности и в семье.

 

Курс физической культуры предусматривает решение  следующих задач:

- включение  студента в реальную физическо-спортивную практику по творческому освоению физической культуры, её активного использования во всестороннем развитии личности;

- содействие  разностороннему развитию организма,  сохранению и укреплению здоровья, повышению уровня общительности,  физической подготовленности, развитию профессионально важных физических качеств и психомоторных способностей будущих специалистов;

- овладение  системно упорядоченным комплексом  знаний, охватывающих философскую,  социальную, естественнонаучную и  психолого-педагогическую тематику;

- формирование  потребности студентов в физическом  самосовершенствовании и поддержании  высокого уровня через сознательное  использование всех организационно-методических  форм занятий физкультурно-спортивной  деятельностью;

- формирование  навыков самостоятельной организации досуга с использованием средств физкультуры и спорта;

- овладение  основами семейного физического  воспитания, бытовой физкультуры.

 

Физическое  воспитание в высших учебных заведениях проводится на протяжении всего периода  теоретического обучения и осуществляется в следующих формах:

 

Учебные занятия:

- обязательные  занятия (практические, теоретические,  консультации), которые предусматриваются  в учебных планах по всем  специальностям в объёме четырёх  часов в неделю и включаются  в учебное расписание в течение всего периода обучения сверх установленного педагогического объёма учебной нагрузки;

- консультативно-методические  занятия, направленные на создание  для студентов методической и  практической помощи в организации  и проведении самостоятельных занятий физкультурой;

- индивидуальные  занятия для студентов, имеющих  слабую физподготовку или отстающих  в овладении учебным материалом, которые организуются по особому  расписанию кафедры в течение  учебного года, каникул, в период  производственной практики;

 

Внеучебные  занятия:

 

- физические  упражнения вне учебного дня  (малые формы самостоятельных  занятий в виде комплексов  «минута бодрости» и подобных);

- занятия в  секциях, неформальных группах  и клубах по физическим интересам;

- массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.

- Комплексное  использование всех форм физического  воспитания должно обеспечить  включение физкультуры в образ  жизни студентов, достижение оптимального  уровня физической активности.

 

5.Самоконтроль.

При регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом очень важно систематически следить за своим самочувствием  и общим состоянием здоровья. Наиболее удобная форма самоконтроля - это  ведение специального дневника. Показатели самоконтроля условно можно разделить на две группы - субъективные и объективные. К субъективным показателям можно отнести самочувствие, сон, аппетит, умственная и физическая работоспособность, положительные и отрицательные эмоции. Самочувствие после занятий физическими упражнениями должно быть бодрым, настроение хорошим, занимающийся не должен чувствовать головной боли, разбитости и ощущения переутомления. При наличии сильного дискомфорта следует прекратить занятия и обратиться за консультацией к специалистам.

 

Как правило, при  систематических занятиях физкультурой сон хороший, с быстрым засыпанием и бодрым самочувствием после сна.

 

Применяемые нагрузки должны соответствовать физической подготовленности и возрасту.

 

Аппетит после  умеренных физических нагрузок также  должен быть хорошим. Есть сразу после занятий не рекомендуется, лучше подождать 30-60 минут. Для утоления жажды следует выпить стакан минеральной воды или чая.

 

При ухудшении  самочувствия, сна, аппетита необходимо снизить нагрузки, а при повторных  нарушениях - обратиться к врачу.

 

Дневник самоконтроля служит для учета самостоятельных  занятий физкультурой и спортом, а также регистрации антропометрических изменений, показателей, функциональных проб и контрольных испытаний  физической подготовленности, контроля выполнения недельного двигательного режима.

 

Регулярное  ведение дневника дает возможность  определить эффективность занятий, средства и методы, оптимальное планирование величины и интенсивности физической нагрузки и отдыха в отдельном  занятии.

 

В дневнике также  следует отмечать случаи нарушение режима и то, как они отражаются на занятиях и общей работоспособности. К объективным показателям самоконтроля относятся: наблюдение за частотой сердечных сокращений (пульсом), артериальным давлением, дыханием, жизненной емкостью легких, весом, мышечной силой, спортивными результатами.

 

Общепризнанно, что достоверным показателем  тренированности является пульс. Оценку реакции пульса на физическую нагрузку можно провести методом сопоставления  данных частоты сердечных сокращений в покое (до нагрузки) и после нагрузки, т.е. определить процент учащения пульса. Частоту пульса в покое принимают за 100%, разницу в частоте до и после нагрузки - за Х. Например, пульс до начала нагрузки был равен 12 ударам за 10 секунд, а после - 20 ударов. После нехитрых вычислений выясняем, что пульс участился на 67%.

 

Но не только пульсу следует уделять внимание. Желательно, если есть возможность, измерять также артериальное давление до и  после нагрузки. В начале нагрузок максимальное давление повышается, потом  стабилизируется на определенном уровне. После прекращения работы (первые 10-15 минут) снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние. Минимальное же давление при легкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при напряженной тяжелой работе немного повышается.

 

Известно, что  величины пульса и минимального артериального  давления в норме численно совпадают. Кердо предложил высчитывать  индекс по формуле:

 

ИК=Д/П, где Д - минимальное давление, а П - пульс.

 

У здоровых людей  этот индекс близок к единице. При нарушении нервной регуляции сердечно-сосудистой системы он становится большим или меньшим единицы.

 

Также очень  важно произвести оценку функций  органов дыхания. Нужно помнить, что при выполнении физических нагрузок резко возрастает потребление кислорода работающими мышцами и мозгом, в связи с чем возрастает функция органов дыхания. По частоте дыхания можно судить о величине физической нагрузки. В норме частота дыхания взрослого человека составляет 16-18 раз в минуту. Важным показателем функции дыхания является жизненная емкость легких - объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Его величина, измеряемая в литрах, зависит от пола, возраста, размера тела и физической подготовленности. В среднем у мужчин он составляет 3,5-5 литров, у женщин - 2,5-4 литра.

 

 

 

6.Заключение

 

 

Педагогическое  наблюдение может быть полным, когда  контролируются все стороны и  результаты преподавания и учения, или частичным, когда анализируется  какая-либо отдельная сторона деятельности педагога (составление конспекта занятия, методика предупреждения ошибок и др.) или студентов (сознательность и самостоятельность, значение теоретических сведений и т.п.).

 

 По результатам  медицинского осмотра терапевт  определяет медицинскую группу для занятий физическими упражнениями (основную, подготовительную или специальную). Кроме этого, некоторые студенты направляются на лечебную физкультуру (ЛФК), других по состоянию здоровья на некоторое время освобождают от практических занятий. Результаты по всем разделам обследования должны быть представлены на кафедру физического воспитания и спорта.

 

 При акцентированном  воспитании физических качеств  в содержании учебных занятий  обычно увеличивается объем специальных  упражнений, развивающих одно или несколько качеств, и устанавливаются соответствующие учебные нормативы. Такой подбор упражнений и элементов из отдельных видов спорта производится опытным путем по принципу соответствия их особенностям профессиональных качеств и двигательных навыков. Для этого сначала составляется так называемая профессиограмма, и затем на ее основе - спортограммма (комплекс упражнений и набор видов спорта, соответствующих конкретной профессии).

 

 Каждый вид  спорта способствует совершенствованию  определенных физических и психических качеств. И если эти качества, умения и навыки, осваиваемые в ходе спортивного совершенствования, совпадают с профессиональными, то такие виды спорта считают профессионально-прикладными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

1.Лечебная физкультура и врачебный контроль: Учебник под редакцией В.А.Епифанова, Г.Л.Апанасенко. - М.: Медицина, 1990.

Информация о работе Методики физической культуры