Методы адаптивной двигательной рекреации у пациентов с поражением органов зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 20:38, реферат

Описание работы

Адаптивную физическую реабилитацию нельзя сводить только к лечению и медицинской реабилитации. Она является не только и не столько средством лечения или профилактики конкретных болезней, сколько одной из форм, составляющих полноценную жизнь человека в его новом состоянии, образовавшемся в результате травмы или болезни. Адаптивный спорт, адаптивная двигательная реабилитация и другие виды адаптивной физической культуры как раз и ставят задачи максимального отвлечения от своих болезней и проблем в процессе соревновательной или рекреационной деятельности, предусматривающей общение, развлечение, активный отдых и другие формы нормальной человеческой жизни [7].

Содержание работы

Введение 3
1 Характеристика зрительных функций 5
2. Виды зрительных дисфункций 8
3. Понятие и сущность рекреации и рекреационно-оздоровительных занятий 14
Заключение 20
Библиографический список 22

Файлы: 1 файл

5674 Кон Методы адаптивной двигательной рекреации у пациентов с поражением органов зрения.docx

— 55.68 Кб (Скачать файл)

Дальнозоркость корригируется  оптическими линзами. Раннее выявление, очковая коррекция и специальные  упражнения для снятия зрительного утомления могут предупредить возникновение косоглазия.

Косоглазие характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации. У этих пациентов наблюдается периферическое зрение, снижение остроты зрения косящего глаза, значительно снижена или нарушена восприимчивость предметов двумя глазами и способность сливать их изображения в единый зрительный образ. Причинами возникновения могут быть: наследственность, поражение центральной нервной системы, различные аномалии рефракции глаза, психическая травма (испуг), острые инфекционные заболевания, чрезмерная зрительная нагрузка и т. д.

Лечение следует начинать сразу же после выявления. Вначале  назначают очки, проводят плеоптическое лечение (заклейка лучше видящего глаза), засветы с помощью специальных приборов, упражнения, направленные на восстановление бинокулярного зрения, искусственно усиливают зрительную нагрузку (чтение мелкого шрифта, раскладывание мелкой мозаики, сортировка различных видов круп и т. д.). Э.С. Аветисовым (1975) разработан метод диплоптики, позволяющий ускорить формирование нормального бинокулярного зрения. В отдельных случаях прибегают к оперативному вмешательству. Подавляющее большинство детей с косоглазием в результате лечения может обучаться в массовых школах. Если же косоглазие сочетается с высокой степенью аномалий рефракции и снижением остроты зрения, дети обучаются в специальных школах III—IV видов.

Астигматизм — сочетание в одном глазу разных видов рефракций или разных степеней рефракции одного вида. Симптомы астигматизма: выраженные явления зрительного утомления, головные боли, блефароконъюктивиты, реже — хроническое воспаление краев век. Причинами развития астигматизма могут быть: ранение глаза, оперативные вмешательства на глазном яблоке, болезни роговицы.

Для лечения и коррекции  астигматизма используются следующие методы: очковая коррекция, коррекция контактными линзами, хирургические методы лечения (С. И. Шкарлова, В. Е. Романовский, 2000). При выборе коррекции вначале устанавливается степень астигматизма, а при назначении очков учитывается индивидуальная переносимость коррекции, рассчитанная на зрительную комфортность. Астигматизм средней степени (до 0,5 D) встречается настолько часто, что называется физиологическим астигматизмом.

Нистагм (дрожание глаз) самопроизвольные колебательные движения глазных яблок. По направлению он может быть горизонтальным, вертикальным и вращательным; по виду — маятникообразным, толчкообразным и смешанным. Причины возникновения нистагма: поражения таких участков мозга, как мозжечок, гипофиз, продолговатый мозг и др. Терапия нистагма осуществляется с помощью очковой коррекции (при наличии аномалий рефракции), плеоптического лечения, укрепления аккомодационного аппарата, медикаментозного лечения, которое может привести к частичному снижению амплитуды нистагма, повышению зрительных функций.

Амблиопия — понижение зрения без видимых причин, выражающееся в снижении остроты центрального зрения. Часто возникает вследствие вынужденного бездействия глаза при косоглазии и нарушении бинокулярного зрения. При амблиопии не наблюдаются органические нарушения, однако в некоторых случаях она может привести к амоврозу (полной слепоте).

У незрячих детей чаще всего встречаются частичная  атрофия зрительного нерва или полная атрофия зрительного нерва.

Катаракта — помутнение хрусталика глаза, что приводит к значительному снижению остроты зрения.

Глаукома — повышение внутриглазного давления, которое, в свою очередь, приводит к повышению внутричерепного давления.

Ретроленталъная фиброплазия — заболевание, при котором за хрусталиком образуется плотная мембрана из соединительной ткани и отслоенной сетчатки в результате токсического действия 80—100% кислорода, который дают недоношенным детям, что вызывает частичную или полную отслойку сетчатки. Чаще всего ретро-лентальная фиброплазия заканчивается слепотой. Это заболевание на современном этапе занимает второе место из общего числа глазных заболеваний у детей.

У незрячих детей  также отмечаются такие нарушения  зрения, как снижение функций зрительного анализатора, поражение органа зрения или глаза в целом, опухоли мозга или глаза (рети-нобластома) и пр.

 

  1. Понятие и сущность рекреации и рекреационно-оздоровительных занятий

 

Научно-обоснованная организация  отдыха, направленная на восстановление функциональных возможностей и работоспособности  человека с использованием адекватных средств и методов, рекреация  охватывает широкий круг проблем, связанных  с оздоровительным отдыхом и  предполагающих их комплексное использование  с соответствующей организацией и планированием.

Рекреация может осуществляться как в специально создаваемых  учреждениях (санатории, базы отдыха, пансионаты), так и посредством смены видов  деятельности в любительских объединениях по интересам, участие в досуговой  деятельности в учебных заведениях, предприятиях, в неформальном общении  и с оптимальной организацией собственной жизнедеятельности  во внерабочее время.

В рекреации важным средством  является двигательная активность, поэтому  понятие «двигательная рекреация» конкретизирует понятие, означая, что  в процессе восстановления, отдыха преобладает двигательный компонент  с использованием физических упражнений.

Н.И. Пономарев характеризует двигательную рекреацию как игровую деятельность в сфере досуга, связанную с получением удовольствия от самого процесса выполнения физических упражнений и направленную на организацию активного отдыха.

Г.Ф. Шитикова характеризует двигательную рекреацию как двигательную деятельность, направленную на удовлетворение общественно-полезной потребности в активном отдыхе, содержательном развлечении и всестороннем совершенствовании личности.

Содержание и формы  двигательной рекреации, в отличие  от других видов физической культуры, легко могут быть приспособлены  к возможностям любой общественной среды, группы занимающихся, внешним условиям, субъективным потребностям каждой личности.

В цивилизованных странах  двигательная рекреация развита  достаточно широко, она совмещается  с занятиями по интересам и  массовым оздоровительным спортом.

Содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических и духовных сил, затраченных  инвалидом во время какого-либо вида деятельности на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение  кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием.

Из этого вытекает ряд  важных специфических функций адаптивной двигательной рекреации, отражающих ее сущность:

    • гедонистическая функция (наслаждение, развлечение, удовольствие);
    • оздоровительно-восстановительная (профилактика, оздоровление, восстановление физических сил);
    • развивающая (поддержание физических кондиций);
    • воспитательная (самовоспитание духовных сил, жизнестойкости).

Под влиянием занятий двигательной рекреации в сочетании с другими  сферами жизнедеятельности ребенка  с отклонениями в развитии расширяется круг общения и социальной активности, меняются интересы, мотивы, ценностные ориентации на роль физической активности, что создает предпосылки к обретению социальной, психической, бытовой независимости, самоактуализации и интеграции в обществе.

Таким образом, адаптивная двигательная рекреация осуществляет следующие  социальные функции: коммуникативную, социализирующую, интегративную.

Выделение этих функций носит  условный характер, так как их проявление воздействует на личность ребенка с  нарушениями в развитии одновременно и комплексно, формируя характер, поведение, отношения с людьми, природой, обществом.

По своему содержанию адаптивная двигательная рекреация имеет много  общего с рекреативно-оздоровительным  занятием. Эта общность выражается в функциональных связях, имеющих  сущностное, социальное значение. Объединяет эти два вида адаптивной физической культуры независимый самостоятельный  выбор двигательной активности, исходящий  из внутренней, сугубо личностной потребности  самого человека и регламентируемой физическими и психическими возможностями, характером и глубиной нарушений  функций организма. Средства, т.е. сами упражнения, могут совпадать в  тех случаях, когда предметом  двигательной рекреации являются конкретные виды спорта, например, занятия плаванием, бильярдом или волейболом. Основные отличия состоят в следующем. Обязательным атрибутом занятий, включая  и рекреативно-оздоровительные, являются соревнования и целенаправленная подготовка к ним, предполагающая непрерывность, цикличность, определенное соотношение  общей и специальной подготовки, объема и интенсивности нагрузки и т.п., которые в результате адаптации  организма должны привести ребенка  с отклонениями в развитии, занимающегося  спортом, к состоянию готовности для участия в соревнованиях. Занятия спортом имеют выраженный организационный аспект: расписание, место занятий, относительно постоянный коллектив с определенными ролевыми функциями, правилами и требованиями. Работа проводится под руководством тренера, при участии врача и  психолога, контролирующих состояние  детей-инвалидов.

В адаптивной двигательной рекреации, в отличие от рекреативно-оздоровительных, занятия носят преимущественно  самодеятельный характер, они могут  быть организованными и неорганизованными, систематическими и эпизодическими, частично руководимыми и самостоятельными. В широком диапазоне могут  варьировать используемые средства как в одном занятии (бег «трусцой», катание на лыжах, санках, подвижные  игры на снегу), так и во временной перспективе (сезонная смена видов двигательной активности). Занятия могут проводиться индивидуально и со всей семьей, где есть ребенок-инвалид, в группах по интересам и специально организованных секциях учебных заведений, оздоровительных лагерях, медицинских стационарах, реабилитационных центрах, стадионах, клубах, по месту жительства; при наличии мест занятий, специального инвентаря, оборудования, при частичном обеспечении и полном отсутствии его. Рекреативные занятия не предполагают участия в официальных соревнованиях.

Главное отличие двигательной рекреации состоит в психофизическом  эффекте: получении удовольствия от движения, который достигается нерегламентированными занятиями.

Формы рекреативно-оздоровительных  занятий можно классифицировать по разным признакам: по особенностям их применения в разных социологических  группах инвалидов, по использованию  их в разных возрастных группах, по педагогическим задачам, направленности, видам спорта и др. Наиболее приближенной к действительной практике является классификация видов рекреации  по месту применения:

    • в условиях быта и семьи:

К ним относятся упражнения гигиенической гимнастики в сочетании  с закаливанием и водными процедурами, подвижные игры, коррекционные и  развивающие упражнения в условиях «домашнего стадиона», существующие в  традициях семьи, индивидуальные программы  комплексов упражнений самокоррекции, саморазвития, самореабилитации по видео- и аудиотрансляции и др.

    • в условиях учебной и трудовой деятельности:

В процессе учебной и трудовой деятельности двигательная рекреация  носит всегда организованный характер и представлена так называемыми  «мелкими», т.е. непродолжительными формами  физических упражнений. Их назначение: профилактика, отдых, активизация функционального  состояния, разгрузка, восстановление, переключение на другой вид деятельности. К рекреативным формам относятся: вводная производственная гимнастика, утренняя зарядка (в интернатах, детских домах и пр.), физкультурные паузы, физкультминутки, профилактическая гимнастика, игры на переменах (в школах), в перерывах, после работы - подвижные игры, спортивные игры по упрощенным правилам, плавание, релаксационная пластика, упражнения на тренажерах и др.

    • в условиях досуга и активного отдыха:

Самый многообразный арсенал  физических упражнений представлен  в формах двигательной рекреации  в условиях досуга и активного  отдыха инвалидов. К основным средствам относятся разнообразные подвижные и спортивные игры (бадминтон, настольный теннис, мини-футбол, дартс, бильярд, баскетбол, в том числе в колясках, городки, лапта, шашки и др.), плавание и купание, катание на коньках, лыжах, санках, на лодках, бег «трусцой», ориентирование на местности, прогулки и туристические походы, спортивные развлечения, танцы, аттракционы, забавы, викторины в сочетании с театрализованными представлениями, а также физкультурные праздники типа «Веселые старты», конкурсы, спартакиады и дни здоровья, слеты, экскурсии на большие соревнования и т.п.

Таким образом, если говорить об инвалидах и детях с нарушениями  органов зрения, то этот вид двигательной активности больше всего соответствует интересам и потребностям данной категории детей и людей, так как является наиболее доступной и естественной формой реализации своих физических возможностей, где главное-процесс, а не результат. Двигательная рекреация утоляет «эмоциональный голод», создает условия равной личности в общении, ибо часто объединяют детей и взрослых, здоровых и инвалидов с различными патологическими нарушениями, людей разного уровня образования, социального положения, профессий и национальностей.

А.В. Лотоненко указывает, что двигательная рекреация, воспитывая целеустремленность и сознательное приобщение к культурным ценностям, формирует сферу общения, необходимую в условиях духовно-творческой атмосферы повседневной жизни, где проявляется уважение к человеческой индивидуальности и достоинству, формирование истинных человеческих отношений. Совместная деятельность помогает выработать нравственные критерии отношений, самооценку личности, развить способность к самореализации.

В двигательной рекреации  удовлетворяется потребность в  сопереживании, сопричастности к определенной группе, обществу и реализуемая посредством  общения.

Выбор вида двигательной активности определяется внутренними мотивами. Ценностные ориентации могут быть разными, но, как правило, направленными на возможность самореализации своей  индивидуальности, физических и психических  способностей, намерений, интересов, на перспективу завести новые знакомства, получить определенный статус, самоутвердиться. Иногда это уход от одиночества, способ психологической защиты, что особенно важно для личности и общества в целом, так как рекреативные занятия дают возможность компенсировать неудовлетворенные индивидуальные потребности в общении, сфере  профессионального труда, проявить творчество, укрепить здоровье.

Информация о работе Методы адаптивной двигательной рекреации у пациентов с поражением органов зрения