Пермский институт
(филиал) федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Российский
государственный торгово-экономический
университет»
Тема «Методы самоконтроля
состояния здоровья и физического развития»
Пермь 2014
План работы
- Введение
- Что такое самоконтроль?
- Субъективные и объективные
показатели самоконтроля
- Дневник самоконтроля
- Заключение
- Список литературы
Введение
Значение физической культуры
и спорта с каждым днем значительно возрастает.
Занятия физической культуры и спорта
готовят человека к жизни, закаляют тело
и укрепляют здоровье, содействуют гармоничному
физическому развитию человека, способствуют
воспитанию необходимых черт личности,
моральных и физических качеств.
Физическая культура – неотъемлемая
часть жизни человека. Она занимает достаточно
важное место в учебе, работе людей. Занятия
физическими упражнениями имеет большое
значение для борьбы с болезнями и продления
жизни. Ведь для каждого человека здоровье
– большая ценность.
Самоконтроль
Самоконтроль - регулярные наблюдения
за состоянием своего здоровья, физическим
развитием и физической подготовкой и
их изменениями под влиянием регулярных
занятий упражнениями и спортом.
Задачи самоконтроля:
Расширить знания о физическом
развитии.
Приобрести навыки в оценивании
психофизической подготовки.
Ознакомиться с простейшими
доступными методиками самоконтроля.
Определить уровень физического
развития, тренированности и здоровья,
чтобы корректировать нагрузку при занятиях
физической культурой и спортом.
Самоконтроль позволяет своевременно
выявить неблагоприятные воздействия
физических упражнений на организм. Основные
методики самоконтроля: инструментальные
и визуальные.
Цель самоконтроля - регулярные наблюдения
простыми и доступными способами за физическим
развитием, состоянием своего организма,
влиянием на него физических упражнений
или конкретного вида спорта. Чтобы самоконтроль
был эффективным, необходимо иметь представление
об энергетических затратах организма.
При нервно - психических и мышечных напряжениях,
возникающих при выполнении учебной деятельности
в сочетании с систематической нагрузкой,
важно знать временные интервалы отдыха
и восстановления умственной и физической
работоспособности, а также приемы, средства
и методы, с помощью которых можно эффективнее
восстанавливать функциональные возможности
организма.
Результаты самоконтроля должны регулярно
регистрироваться в специальном дневнике
самоконтроля.
Субъективные показатели
самоконтроля:
- Настроение. Очень существенный показатель, отражающий
психическое состояние занимающихся физическими упражнениями. Занятия всегда должны доставлять удовольствие. Настроение можно считать хорошим, когда человек уверен в себе, спокоен, жизнерадостен; удовлетворительным - при неустойчивом эмоциональном состоянии и неудовлетворительным, когда человек расстроен, растерян, подавлен.
- Самочувствие. Является
одним из важных показателей оценки физического
состояния, влияния физических упражнений
на организм.
У занимающихся плохое самочувствие,
как правило, бывает при заболеваниях
или при несоответствии функциональных
возможностей организма уровню выполняемой
физической нагрузки. Самочувствие может
быть хорошее (ощущение силы и бодрости,
желание заниматься), удовлетворительным
(вялость, упадок сил), неудовлетворительное
(заметная слабость, утомление, головные
боли.)
- Утомление. Утомление
- это физиологическое состояние организма,
проявляющееся в снижении работоспособности
в результате проведенной работы. Оно
является средством тренировки и повышения
работоспособности. В норме утомление
должно проходить через 2-3 часа после занятий.
Если оно держится дольше, это говорит
о неадекватности подобранной физической
нагрузки. С утомлением следует бороться
тогда, когда оно начинает переходить
в переутомление, т.е. когда утомление
не исчезает на следующее утро после тренировки.
Признаки усталости |
Степень утомляемости |
небольшая |
значительная |
резкая |
Окраска кожи |
Небольшое покраснение
|
Значительное покраснение |
Резкое покраснение или побледнение,
синюшность |
Потливость |
Небольшая |
Большая (плечевой пояс) |
Очень большая (все туловище),
появление соли на висках, на рубашке |
Движение |
Быстрая походка |
Неуверенный шаг, покачивание |
Резкие покачивания, отставание
при ходьбе, беге |
Внимание |
Хорошее, безошибочное выполнение
указаний |
Неточность в выполнении команды,
ошибки при перемене направлений |
Замедленное выполнение команд,
воспринимаются только громкие команды |
Самочувствие |
Никаких жалоб |
Жалобы на усталость, боли в
ногах, одышку, сердцебиение |
Жалобы на усталость, боли в
ногах, одышку, головную боль, «жжение»
в груди, тошноту |
Внешние признаки
утомления при занятиях физическими упражнениями
(по Н.Б. Танбиану)
- Сон. Наиболее эффективным средством восстановления
работоспособности организма после занятий
физическими упражнениями является сон.
Сон имеет решающее значение для восстановления
нервной системы. Сон глубокий, крепкий,
наступающий сразу - вызывает чувство
бодрости, прилив сил. При характеристике
сна отмечается продолжительность и глубина
сна, его нарушения (трудное засыпание,
беспокойный сон, бессонница, недосыпание
и т.д.).
- Аппетит. Чем больше человек двигается, занимается
физическими упражнениями, тем лучше он
должен питаться, так как потребность
организма в энергетических веществах
увеличивается. Аппетит, как известно,
неустойчив, он легко нарушается при недомоганиях
и болезнях, при переутомлении. При большой
интенсивной нагрузке аппетит может резко
снизиться.
- Работоспособность. Оценивается
как повышенная, нормальная и пониженная.
При правильной организации учебно-тренировочного
процесса в динамике работоспособность
должна увеличиваться.
- Переносимость нагрузок. Является
важным показателем, оценивающим адекватность
физических нагрузок функциональным возможностям занимающегося.
Объективные показатели
самоконтроля:
- Пульс. В настоящее время ЧСС(Частота сердечных сокращений) рассматривается одним из главных и самых доступных показателей, характеризующих состояние сердечнососудистой
системы и ее реакции на физическую нагрузку.
Частота пульса здорового нетренированного
человека в состоянии покоя обычно колеблется
у женщин в пределах 75-80 уд/мин, у мужчин
- 65-70 уд/мин. У спортсменов частота пульса
уменьшается до 50-60 уд/мин, причем это уменьшение
наблюдается с ростом тренированности.
ЧСС определяется пальпаторным методом на сонной или лучевой артериях после 3 минут отдыха, за 10, 15 или 30 секунд, после чего производят пересчет полученных величин в минуту. Измерение ЧСС проводится сразу же впервые 10 с после работы. Для контроля важно, как
реагирует пульс на нагрузку и быстро
ли снижается после нагрузки. Вот за этим
показателем занимающийся должен следить,
сравнивая ЧСС в покое и после нагрузки.
При малых и средних нагрузках нормальным
считается восстановление ЧСС через 10-15
минут.
Если ЧСС в покое утром или перед каждым
занятием у студента постоянна, то можно говорить о хорошем восстановлении организма после предыдущего занятия. Если показатели ЧСС выше, то организм не восстановился.
- Частота дыхания (ЧД) и ЖЕЛ. Дыхание в покое должно быть ритмичным
и глубоким. В норме частота дыхания у
взрослого человека 14-18 раз в минуту. При
нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза. Важным
показателем функции дыхания является
жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - объем воздуха,
полученный при максимальном выдохе, сделанном
после максимального вдоха. В норме у женщин
2, 5 - 4 л, у мужчин = 3, 5-5 л.
- Вес. Для определения нормального веса используются
различные весоростовые индексы. В практике
широко используют индекс Брока.
Нормальный вес тела для людей ростом:
от
155 до 165 см = длина тела-100
165-
175 см = длина тела-105
175
и выше см = длина тела -110
- Артериальное давление (АД). Систолическое давление
(макс) - это давление в период систолы (сокращения) сердца, когда оно достигает наибольшей величины на протяжении сердечного цикла.
Диастолическое давление (мин) - определяется к концу диастолы
(расслабления) сердца, когда оно на протяжении
сердечного цикла достигает минимальной
величины.
Нормальные величины артериального
давления (систолического и диастолического)
определяются по следующим формулам:
мужчины: АДСИСТ= 109 + 0,5 х возраст + 0,1 х масса
тела АДдиасг = 74 + 0,1 х возраст + 0,15 х масса
тела
женщины: АДсИСТ= 102 + 0,7 х возраст + 0,15 х масса
тела АДдиаст = 78 + 0,17 х возраст + 0,1 х масса
тела
Дневник самоконтроля
Для дневника самоконтроля достаточно
использовать небольшую тетрадь. В графы
заносятся показания самоконтроля и даты.
Дневник состоит из двух частей. В одной
из них следует отмечать содержание и
характер учебно-тренировочной работы
(объем и интенсивность, пульсовой режим
при ее выполнении, продолжительность
восстановления после нагрузки). В другой
отмечается величина нагрузки предыдущей
тренировки и сопровождающее ее самочувствие
в период бодрствования и сна, аппетит,
работоспособность. Квалифицированным
спортсменам рекомендуется учитывать
настроение (к примеру, нежелание тренироваться),
результаты реакции на некоторые функциональные
пробы, динамику жизненной емкости легких,
общей работоспособности и другие показатели.
Самоконтроль необходим всем студентам,
аспирантам, стажерам, преподавателям
и сотрудникам, занимающимся физическими
упражнениями, но особенно он важен для
лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Данные самоконтроля помогают преподавателю,
тренеру, инструктору и самим занимающимся
контролировать и регулировать, правильность
подбора средств и методов проведения
физкультурно-оздоровительных и учено-тренировочных
занятий, определенным образом управлять
этими процессами.
В качестве формы ведения дневника предлагается
следующее.
Самочувствие оценивается как "хорошее",
"удовлетворительное" и "плохое";
при этом фиксируется характер необычных
ощущений. Сон оценивается по продолжительности
глубине, отмечаются его нарушения (трудное
засыпание, беспокойный сон, бессонница,
недосыпание и др.). Аппетит характеризуется
как хороший, удовлетворительный, пониженный
и плохой. Болевые ощущения фиксируются
по месту их локализации, характеру (острые,
тупые, режущие) и силе проявления.
Масса тела определяется периодически
(1-2 раза в месяц) утром натощак, на одних
и тех же весах, в одной и той же одежде.
В первом периоде тренировки масса тела
обычно снижается, затем стабилизируется
и в дальнейшем за счет прироста мышечной
массы несколько увеличивается. При резком
снижении массы тела следует обратиться
к врачу.
Тренировочные нагрузки фиксируются
кратко. Вместе с другими показателями
самоконтроля они дают возможность объяснить
различные отклонения в состоянии организма.
Нарушения режима. В дневнике отмечается
характер нарушения: несоблюдения чередования
труда и отдыха, нарушение режима питания,
употребление алкогольных напитков, курение
и др. Например, употребление алкогольных
напитков сразу же отрицательно отражается
на состоянии сердечно - сосудистой системы,
резко увеличивается ЧЧС и приводит к
снижению спортивных результатов.
Спортивные результаты показывают, правильно
или неправильно применяются средства
и методы тренировочных занятий. Их анализ
может выявить дополнительные резервы
для роста физической подготовленности
и спортивного мастерства.
Оценка физического развития с помощью
антропометрических изменений дает возможность
определять уровень и особенности физического
развития, степень его соответствия полу
и возрасту, выявить имеющиеся отклонения,
а также определять динамику физического
развития под воздействием занятий физическими
упражнениями и различными видами спорта.
Заключение
Самоконтроль - это регулярные самостоятельные
наблюдения занимающихся за состоянием
своего здоровья, физического развития,
за влиянием на организм занятий физическими
упражнениями и спортом. Самоконтроль
существенно дополняет сведения, полученные
при врачебном обследовании и педагогическом
контроле. Он имеет не только воспитательное
значение, но и приучает более сознательно
относиться к занятиям, соблюдать правила
личной и коллективной гигиены, разумного
распорядка дня, режима учебы, труда, быта
и отдыха. На основе получаемых результатов
самоконтроля можно оценивать реакцию
своего организма на физическую нагрузку
во время занятий физическими упражнениями,
участия в массовых физкультурно-оздоровительных
и спортивных мероприятиях, а также при
закаливающих процедурах. Самоконтроль
необходим всем студентам, аспирантам,
преподавателям и сотрудникам и особенно
лицам, имеющим отклонения в состоянии
здоровья.
Данные самоконтроля записываются в
дневник, они помогают преподавателю и
тренеру, самим занимающимся контролировать
и регулировать правильность подбора
средств, методику проведения учебно-тренировочных
занятий.
Список
литературы
- Теория
и методика физического воспитания. Учебник
для ин-тов физ. культуры. Под общей ред. Л.П. Матвеева и Ф.Д. Новикова. Изд.2-е, испр. И доп. (В 2-ч т.).М., "Физкультура и спорт", 1976.
- Основы
спортивной тренировки. Учебное пособие
для ин-тов физ. культуры. Под редакцией Л.П. Матвеева. М., "Физкультура и спорт", 1977.
- Алексеева Э.Н., Мельников B.C.
Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом: Методические указания. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003.-37 с.
- Синяков А.Ф. Самоконтроль физкультурника.
- Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура студентов вузов.
- http://bib.convdocs.org/v20244/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C_%D0%B8_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C_%D0%BF%D1%80%D0%B8_%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%8F%D1%85_%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B9_%D0%B8_%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%BC?page=2
- http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/metody-samokontrolya-pri-zanyatiyah-fizicheskoy-kulturoy
- http://student.zoomru.ru/bjd/metody-samokontrolya-za-sostoyaniem-zdorovya/78675.642960.s1.html